Выступление на методическом объединении по теме: «Особенности процессов восприятия у умственно отсталых детей».
методическая разработка

Калимуллина Динара Сагитовна

Выступление на методическом объединении по теме: «Особенности процессов восприятия у умственно отсталых детей».

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности процессов восприятия у умственно отсталых детей

Слайд 2

Восприятие – это психический процесс непосредственного, целостного отображения пред метов и явлений окружающего мира, которые действуют на органы ощущений.

Слайд 3

Характерные особенности восприятия УО детей : 1.Замедленность, суженный объем зрительных восприятий. 2. Хаотичность, бессистемность – это значит, что изучение предмета происходит не организованно, из-за чего не все его признаки отображаются. 3.В процессе восприятия ребенок не отделяет существенные признаки от второстепенных, не устанавливает связей между ними.

Слайд 4

У детей, перенесших поражение мозга, слуховой анализатор пострадал особенно сильно. Если весь этот сложный мир звуков остается малодоступным для умственно отсталых детей, не удивительно, что они плохо ориентируются в окружающей обстановке. Л. С. Выготский подчеркивает, что именно плохие восприятия оказываются теми симптомами, которые тормозят, задерживают развитие высших психических процессов, в частности мышления. Большую роль в развитии психики играют слуховые восприятия, которые теснейшим и непосредственным образом вязаны с развитием речи.

Слайд 5

Основные средства улучшения качества представлений восприятий -это обогащение жизненного опыта детей, расширение круга их представлений и знаний.

Слайд 6

Благодаря специальному коррекционно-направленной учебе, трудовой подготовке во вспомогательной школе, недостатки деятельности УОД преодолеваются. Ученики учатся различать предметы по цвету, формой, величиной Увеличивается объем и острота зрения, улучшается фонемный слух



Предварительный просмотр:

Выступление на методическом объединении по теме: «Особенности процессов восприятия у умственно отсталых детей».

Калимуллина Д.С.

18.01.204 г.

         В условиях современной школы задача обучения детей с интеллектуальными нарушениями стоит очень остро, так как для данной категории обучающихся должны быть созданы определенные условия для восприятия учебного материала [3, с. 81].

Развитие восприятия – является одним из фундаментальных вопросов в теории воспитания и обучения детей с интеллектуальными нарушениями.

      Сенсорное познание детей с умственной отсталостью изучалось многими отечественными психологами и дефектологами, такими кaк И.М. Соловьёв, K.И. Вересотская, М.И. Нудельман, Ж.И. Шиф и др. Например,  у детей с олигофренией восприятие сопровождается  большим количеством особенностей и недостатков [1, с. 18].

Одной из главных проблем является медленный темп восприятия информации. Например, при проведении методики «Объем зрительного восприятия. Предъявление картинoк" K.И. Вересотской экспериментально  был доказан тот факт, что скорость зрительного восприятия у  детей с интеллектуальными нарушениями достаточно замедлена.

         Зачастую медленный темп восприятия у такой категории детей сопровождается сужением объема воспринимаемого материала. Эксперимент М.М. Нудельмана показал, что вглядываясь на улицу через  одно и то же окно дети с интеллектуальной недостаточностью «усматривали» меньше предметов и объектов, чем дети с нормой [4, с. 70].

Данные факты позволяют сделать вывод о том, что обучающиеся с различными интеллектуальными нарушениями не наблюдательны, они  видят меньше информации там, где обычный ребенок, видя окружающее, вмиг выделяет основное и ориентируется в определенной ситуации.

              Бейн Э.C. экспериментально доказал, что стабильность восприятия у  детей снижена, соответственно,  данный фактор мешает ориентироваться обучающимся при расположении предметов в пространстве. Так, например, по данным Е.М. Кудрявцевой, обучающиеся 1 класса специализированной школы воспринимают белку как кошку, компас – как часы и т.п. Для детей c интеллектуальными нарушениями не заметны мелкие различия, в тоже время распознавание которых доступно их сверстникам без нарушений.

Детям с нарушениями интеллекта требуется постоянный стимул со стороны. В противном случае без «подталкивающих» вопросов педагога они не могут выполнить доступное их пониманию задание.

      Установлено, что обучающиеся с интеллектуальными нарушениями, различают объемные и контурно выполненные предметы методом ощупывания намного хуже, чем учащиеся массовых школ [2, с. 163].

       Умственная отсталость — это выраженное не компенсируемое системное нарушение познавательной деятельности, которое возникает в результате диффузного органического повреждения коры головного мозга.

       Восприятие - это психический процесс отражения человеком предметов и явлений в целoм, в совокупности всеx их качеств и свойств при непосредственном их воздействии на органы чувств.

         Характерные особенности восприятия  УО детей:

  • 1.Замедленность, суженный  объем зрительных восприятий.
  • 2.Хаотичность, бессистемность – это значит, что изучение предмета происходит не организованно, из-за чего не все его признаки отображаются.
  • 3.В процессе восприятия ребенок не отделяет существенные признаки от второстепенных, не устанавливает связей между ними.

         У детей, перенесших поражение мозга, слуховой анализатор пострадал особенно сильно.
  Если весь этот сложный мир звуков остается малодоступным для умственно отсталых детей, не
 удивительно, что они плохо ориентируются в окружающей обстановке.
          Л. С. Выготский подчеркивает, что именно плохие восприятия оказываются теми симптомами, которые тормозят, задерживают развитие высших психических процессов, в частности мышления.

        Соответственно, восприятие играет главную роль в развитии высших психических функций детей с интеллектуальной недостаточностью, а также в развитии личности в целом. Поэтому такие дети нуждаются в коррекционной и развивающей работе и, в то же время индивидуально – дифференцированном подходе.

Список использованной литературы:

  1. Кисова В.В. Практикум по специальной психологии. 2020.-С. 348.

2. Кузнецова Л.В., Солнцева Л.И. Основы специальной психологии: учебное пособие. 2018. – С. 480.

3. Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие для вузов. 2022. – С. 160.

4. Сорокин В.М. Практикум по специальной психологии: Учебно-методическое пособие / В.М. Сорокин, В.Л. Кокоренко / Под науч.ред. Л.М. Шипициной. 2023.-122 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении по теме "Применение здоровьесберегающей технологии на уроках в начальной школе"

Использование элементов здоровьесберегающей технологии по методике В.Ф.Базарного при проведении уроков в начальной школе...

Доклад для выступления на методическом объединении. На тему: Коррекция гиперактивного поведения детей с дефицитом внимания во 2 классе на уроках художественного цикла.

Слайд 1Доклад на тему : Коррекция гиперактивного  поведения  детей с  дефицитом внимания во 2 классе на уроках художественного цикла. Слайд 2 Синдром дефицита внимания и ...

Методическое объединение по теме «Особенности ведущей деятельности детей и образовательных стандартов в начальной школе».

Выступление на методическом объединении начальных классов по теме «Особенности ведущей деятельности детей и образовательных стандартов в начальной школе»....

Выступление на методическом объединении:" Роль логопеда в процессе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ"

Логопедическая работа с детьми обуславливает создание социально- коммуникативных условий, профилактику и коррекцию нарушений речевой деятельности, развитие сенсорных функций, моторики, развитие познав...

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей -дефектологов "Особенности формирования чтения и письма у детей с интеллектуальной недостаточностью"

В работе раскрыты  специфические  методические приемы, облегчающие усвоение программного материала учащимися с интеллектуальной недостаточностью...

Выступление на методическом объединении по теме «Творческая реабилитация детей с ОВЗ в условиях дополнительного образования посредством активного включения воспитанников в познавательную, досуговую и креативную деятельность»

Тема: Формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и особых образовательных потребностей разных групп обучающихся.Одной из главных целей реабилитации детей с ОВЗ является всесто...

Выступление на метод.объединении по теме "Особенности использования цифровых информационных технологий»

Выступление на метод.объединении Захаровой Зои Николаевны,учителя начальных классов, по теме "Особенности использования цифровых информационных технологий , позволяющих формировать у школьников к...