Методическое объединение по теме «Особенности ведущей деятельности детей и образовательных стандартов в начальной школе».
опыты и эксперименты (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Кадурина Наталия Александровна

Выступление на методическом объединении начальных классов по теме «Особенности ведущей деятельности детей и образовательных стандартов в начальной школе».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Особенности ведущей деятельности детей и образовательных стандартов в начальной школе».

Учитель начальных классов

Кадурина Н.А.

Здравствуйте, уважаемые коллеги!!!

     В своём сегодняшнем выступлении мне бы хотелось раскрыть особенности ведущей деятельности детей и образовательных стандартов в начальной школе.  

       Прежде чем говорить и перечислять ведущие деятельности младших школьников, давайте вспомним, что совсем ещё недавно наш ученик был воспитанником детского сада. И вот маленький человек идёт в школу.  Каким будет его путь, трудным и тернистым или лёгким и радостным? Поддержат ли его на этой дороге, протянут ладони, согреют ли теплом или заставят выживать, изворачиваться и страдать? Во многом это зависит от того, насколько учитель широко владеет информацией об  особенностях младшего школьного возраста.

     В 7 лет жизнь сегодняшнего ребёнка круто меняется. Всё меняет в его жизни приход в школу: отношения с людьми и сверстниками, виды деятельности, общения.

     Ведущей деятельностью младшего школьника становится учение, изменяется уклад их жизни, появляются новые обязанности, которые требуют неукоснительного выполнения, по-иному воспринимают   ребёнка родные и близкие люди.

     Учебная деятельность как самостоятельная складывается в это время и во многом определяет интеллектуальное развитее детей от 6 до 9 лет. В связи с поступлением в школу развитие ребёнка определяется четырьмя различными видами деятельности: учебной, трудовой, игровой и общением. Каждый из четырёх видов деятельности имеет  свои особенности в младшем школьном возрасте.

     Учебная деятельность в младшем школьном возрасте только начинается, и какой она будет очень трудно сказать в самом начале развития. Однако нужно запомнить, что если с первых дней учения  сам процесс учения организуется системно и целенаправленно, то к старшим классам ученик овладеет основами учения. Основы учебной деятельности учащихся в начальной школе – это овладение учебными  действами, контролем и само регуляцией.

      С приходом в школу меняются и становятся другими детские игры.  Это изменение связано с тем, что дети привносят в них новый опыт, полученный в ходе учебной деятельности, и новые знания. Если раньше в дошкольном возрасте, учащихся привлекали ролевые, ситуативные, подвижные игры, то теперь их больше привлекают игры, в которых можно проявить свои интеллектуальные умения. Классный руководитель должен помнить, что в начальной школе игра может влиять на развитее интеллектуальных умений и личностных качеств учащихся.

     Ни для кого не секрет, что многие родители с понятием «школа» связывают понятие «взрослеть» и считают, что игры необходимо забыть и заниматься только учением. Иногда можно встретить такую ситуацию, когда ребёнок высмеивается за то, что спит с любимой игрушкой, рассказывает ей о прожитом дне и т. д. Так просто делать нельзя! Ребёнок должен играть по-прежнему, только игры его могут «взрослеть» и меняться с приобретением различных навыков и опыта.

      Мы – учителя начального обучения до самого 4 класса не забываем об игровой деятельности учащихся. Например, многие первоклассники берут с собой в школу игрушки.  Родителям не стоит запрещать им это. Надо лишь объяснить, что играть можно только на перемене. Беря с собой в школу любимую игрушку, ребёнок чувствует себя защищённым. Особенно важно чувство защищённости для робких, тревожных и застенчивых детей. Они с трудом включаются в игры, не могут сблизиться с одноклассниками. Это будет позже. А пока пусть рядом будет любимая игрушка.

     Мы сейчас ещё раз убедились, что поступление ребёнка в школу – это переломный момент в его жизни. И чтобы сделать его более лёгким и комфортным  для детей поможет тесная связь детского сада и школы. Ведь часто в работе учителя и воспитателя отсутствует взаимосвязь, согласованность. В процессе своей работы воспитатель выявляет готовность ребёнка к обучению в школе, способности умственной деятельности, состояние речи и особенности их социального развития. Учителю без этой информации невозможно осуществлять эффективное педагогическое воздействие на ребёнка.

Поэтому совместная целенаправленная работа воспитателя и учителя даст возможность детям с разным уровнем подготовленности, с разным    уровнем развития чувствовать себя комфортно в начальной школе, и каждому ребёнку продвигаться своим темпом.

Вся работа дошкольного и младшего школьного возраста должна исходить из принципа

«не навреди» и быть направленной на сохранения здоровья, эмоционального благополучия и развитее индивидуальности каждого ребёнка.

       Для этого необходимо установить связь между двумя педагогическими коллективами, которые будут совместно обсуждать программу 1 класса. Учителя начального образования   будут знакомиться с формами работы в подготовительной группе, а также уровнем знаний и умений, приобретённых детьми к концу старшего дошкольного возраста; с этой целью целесообразно присутствие педагогов начальных классов на занятиях в детском саду (в начале, середине и конце года), наблюдение за дошкольниками, индивидуальные беседы с отдельными из них, посещение педагогических совещаний, проводимых в детском саду по итогам работы в подготовительных группах. Педагогам дошкольного образования  необходимо проводить наблюдение за своими воспитанниками в первые месяцы обучения в школе с целью выявления того, как они проявляют себя в новом коллективе, как усваивают программу 1 класса, какие встречают трудности; посещение педагогических советов в школе по итогам успеваемости учащихся первых классов. А также проведение конференций и Педагогических чтений по проблемам всесторонней готовности детей дошкольного возраста к школе и совместные обсуждения  педагогических новинок.

       В результате таких контактов  педагогов детских садов и школ достигается их взаимопонимание. Воспитатели яснее осознают требование школы, задачи подготовки детей к учёбе и успешнее их решают. Учителя, в свою очередь, глубже вникают  в задачи, содержание и методы работы детского сада, что помогает им установить преемственность в методах воспитательного воздействия.

      Таким образом, установление связи и творческого сотрудничества между детским садом и школой – необходимое условие успешного решения задач подготовки детей к систематическому обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «ВВЕДЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ».

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «СОШ №1 им. Б.Н.Куликова»...

Новые образовательные стандарты в начальной школе.

С 1 сентября 2011 года наша школа №1098, так же как и многие другие, вступила в реализацию Федерального Государственного Образовательного Стандарта....

Особенности ведущей деятельности детей и образовательных стандартов в начальной школе.

В данном докладераскрываются особенности ведущей деятельности детей и образовательных стандартов в начальной школе....

МЕХАНИЗМЫ ВНЕДРЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Представлен опыт работы образовательного учреждения в услояю и применение инновационных  технологий в работе учителя....

Выступление на методическом объединение по теме: «Активизация познавательной деятельности младших школьников при работе со словарными словами на уроках русского языка» 25.12.2014г.

"Активизация познавательной деятельности младших школьников при работе со словарными словами на уроках русского языка"...

Доклад для выступления на методическом объединении. На тему: Коррекция гиперактивного поведения детей с дефицитом внимания во 2 классе на уроках художественного цикла.

Слайд 1Доклад на тему : Коррекция гиперактивного  поведения  детей с  дефицитом внимания во 2 классе на уроках художественного цикла. Слайд 2 Синдром дефицита внимания и ...

Методические рекомендации на тему «Особенности обучения вокалу детей в подростковом возрасте»

Методические рекомендации на тему«Особенности обучения вокалу детей в подростковом возрасте»...