методическая разработка урока по "Азбуке Толстого"
методическая разработка (1 класс) на тему

Абашина Зинаида Николаевна

разумое и неразумное в поведении героев рассказа "Дед стал стар"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodrazrabotka_azbuka_tolstogo.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Журнал «Школа Ясной Поляны» № 1 (37) 2014-2015 учебный год. 

Методическая разработка урока по «Азбуке Л.Н. Толстого»

в 1-ом классе по теме «Многозначные слова. Разумное и неразумное

 в поведении героев рассказа «Дед стал стар».

Цели урока:

1. посредством слова учить детей постигать окружающий мир и душу человека;

2. через работу … словом формировать у учащихся культуру чувств, умение самостоятельно воспринимать слово и использовать его в речевой практике, развивать устную речь, закрепить навыки чтения;

3. дать возможность детям самим пережить данные ситуации, сделать свой выбор в пользу добра.

План урока.

I. Сообщение темы урока, целей.

II. Работа над лексическим сводом:

а) хоровое чтение алфавита;

б) чтение слогов-слияний по слоговой таблице;

в) чтение слов по лексическому своду.

III. Работа над пословицами.

IV. Стихотворение Ованеса Пелкуранци «Земля подобна раю стала».

V. Физкультминутка.

VI. Работа над предложениями.

VII. Рассказ «Дед стал стар».

VIII. Итог урока.

Ход урока.

I. Сообщение темы урока, целей.

        Сегодня на уроке литературы у нас с вами состоится разговор на тему: «Многозначные слова, а также поговорим о том, что такое разумное и неразумное поведение человека и будем воспитывать у себя желание быть добрым, чутким человеком по отношению к окружающим вас людям, каждый из вас продолжит развивать речевые навыки чтения.

II. Работа над лексическим сводом.

- Итак, начнем наш урок с чтения алфавита. Читаем буквы правильно.

- А теперь откройте свои азбуки на стр.15. Почитайте слоги-слияния с буквами Б и В.

- Из чего состоят эти слоги? (из 2-х звуков)

- Каких? (гласного и согласного)

Чтение слов из лексического свода.

- А теперь выполнит другую интересную работу. Откройте свои азбуки на стр.27.

а) Прочитайте в лексическом своде свода первого ряда. (Учение читает слово, все повторяют)

Дым – это поднимающиеся вверх клубы, летучие продукты горения.

Бор – это лес (сосновый, еловый).

Лук – это 1. огородное растение,

             2. ручное оружие для метания стрел в виде пружинящей дуги, стянутой тетивой.

Слово лук имеет не 1 значение, значительно много значений. Составьте словосочетание со словом лук (огородное растение).

Зеленый лук. Горький лук. Зеленый лук растет на грядке.

- Что объединяет эти слова? (состоят из 3-х звуков и 3-х букв)

б) Прочитайте слова из 3-его ряда.

Дон – это река.

Воз – это повозка или сани (с сеном, дровами), т.е. с кладью.

Мир – это великое, загадочное, многозначное слова.

- Как вы понимаете слово мир?

Мир – соглашение, дружба, покой, отсутствие ссор, т.е. жит в мире, это одно значение.

В моем доме царит мир и покой.

Мир – все люди, весь свет, род человеческий – это второе значение.

Составьте предложение с этим значением.

Весь мир борется за свободу и независимость. - Люди борются за сохранение мира на земле.

Мир – Вселенная, Земной шар, наша земля – это 3-е значение слова.

Итак, сколько значений имеет слово мир? (3 значения, т.е. много)

- Верно. А как мы называем слова, которые имеют много, несколько значений? (многозначные)

- Таким образом, слово мир загадочно и интересно еще тем, что оно многозначное, т.е. имеет много значений.

- А теперь назовите слова-спутники к слову мир. (Загадочный мир, светлый мир, необъятный мир, вечный мир, иной мир).

Объясните смысл выражений:

Мир звезд

Мир звуков

Мир природы

III. Работа над пословицами (написаны на доске).

        А теперь попытаемся понять смысл пословиц, в которых употреблено слово мир.

В мире жить – с миром быть.

Миром и горы сдвинем.

(Когда люди живут в мире, в согласии, дружно, то вместе могут преодолеть любые трудности, невзгоды).

IV. Стихотворение Ованеса Пелкуранци «Земля подобна раю стала».

А сейчас Андрей Ж. прочитает стихотворение Ованеса Пелкуранци «Земля подобна раю стала», а вы, ребята, попробуйте сказать, каким настроение проникнуто стихотворение? (радостным, веселым)

- Чем вызвано радостное настроение стихотворения?

(- Тем, что Господь дал жизнь на земле людям, животным, птицам. Люди благодарят его за это. Птицы поют, земля расцвела и ликует).

- В каком значении употреблено слово мир в этом стихотворении? (Вселенная, Земной шар)

V. Физкультминутка.

VI. Работа над предложениями.

        Вы сегодня в лексическом своде прочитали много слов. Составляли предложения со словом мир. А теперь прочитайте предложения с другими словами из лексического свода.

- 1 предложение прочитайте с последовательным перемещением в словах логического ударения. Я буду вас спрашивать, а вы отвечаете.

Жук сел на сук.

Жук сел на сук.

Жук сел на сук.

- 2 предложение прочитайте .

Снег бел, точно мел.

- О каком предмете идет речь в предложении? (о снеге)

- Как вы понимаете смысл этого предложения?

(- Если снег бел, значит он чист)

- Поменяем местами слова снег и мел. Что получилось?

Мел бел, точно снег.

- По какому признаку сравниваются эти слова? (по цвету – белый; по качеству – чистый)

- Прочитайте 3-е предложение.

Лук наш не туг.

- Про какой лук идет речь? (ручное орудие для метания стрел; лук, из которого стреляют)

- Что значит лук тугой?

(- Это лук хорошо натянутый, тугой. В данном случае этот лук плохо натянут бечевой, из такого лука плохо стрелять)

Чтение 4-ого предложения.

Пес стал зол.

- Прочитайте предложение с разной интонацией.

1. Жалуясь.                зол

2. Удивляясь.                зол?

3. Выражая вопрос.        стал зол

VII. Физминутка.

VIII. Рассказ дед стал стар.

        А теперь познакомимся с текстом рассказа. Я прочитаю этот текст, а вы подумайте, как его озаглавить.

(- Дед стал стар.

- Дед и внук)

- О ком этот рассказ? (о деде и внуке)

- Как автор описывает слабость, немощь деда? Прочитайте.

- Почему внуку стола смешно? (млад и глуп был)

- Как вы считаете, правильно ли повел себя внук по отношению к дедушке?

- А как бы вы поступили в такой ситуации?

- Есть такая народная мудрость:

Старость не смех, юность не грех.

        Дети маленькие, несмышленые, неопытные, неразумные, поэтому совершают ошибки. Но это не грех. На ошибках учатся. В данном случае внук мал, но у него есть свое отношение к деду, исправить свою ошибку, т.е. изменить свой неразумный поступок. Что такое неразумный поступок?

Неразумный поступок – значит несмышленый. Внуку стало смешно не со зла, а от того, что был мал, несмышленый, глупый, неразумный.

Что значит старость не смех? – С годами человек физически становится слабым, немощным: случайная оплошность, неловкое движение – не повод для насмешек. Ведь в такой ситуации может оказаться любой человек. И кто это сознает, поступает разумно.

Разумное поведение – это ответственное, рассудительное поведение.

- Какие люди могут проявлять разумное поведение? (Старые, зрелые люди. У них большой жизненный опыт. Дедушки, бабушки, взрослые много знают и могут дать хороший, добрый, мудрый совет)

- Когда про таких людей говорят, что они поступают разумно, у них разумное поведение.

IV. Итог урока. «Дед стал стар».

- Что хотел своим рассказом сказать неизвестный автор? (нужно уважать старость)

- Да, это главная мысль рассказа. Старых, пожилых людей нужно уважать, относиться с нежностью, по-доброму. Нельзя унижать человека, причинять ему боль, обиду. Не всегда человек властен над собой, сильнее бывают обстоятельства (в данном случае возраст). Дед слаб физически, у него нет сил. И смеяться над этим нехорошо. Надо это спокойно воспринимать. В таком случае внуку надо помочь и отнестись к дедушке по-доброму.

Можно сравнить: внук – это молодой росток, дед – старое дерево. Дед движется от силы к слабости, с возрастом теряет силы и слабее. А внук движет от глупости к мудрости. Был несмышленым, глупым, но растет и становится любознательным, умным, надеюсь, добрым.

- Какова же главная мысль рассказа?

- Старость нужно уважать.

- Верно. А скажите честно, когда вас когда-нибудь проявлял неуважение к старым людям. Нет таких? Молодцы!

- А как можно проявить уважение к старым людям?

( - Уступить место в автобусе.

- Помочь спуститься со ступенек.

- Говорить ласковые, добрые слова)

- Итак, урок подходит к концу. Что нового вы узнали на уроке?

(- Узнали, что слова могут иметь несколько значений)

- Как называются такие слова? (многозначные)

- Какое бывает поведение у людей? (разумное и неразумное)

- Вспомните, какое поведение мы считаем разумным и неразумным?

(- Разумное поведение, ответственное, рассудительное.

Неразумное поведение – несмышленое, глупое)

V. Отработка навыка чтения (чтение цепочкой, работа над выразительным чтением).

VI. Пересказ текста.

Абашина З.Н., учитель начальных классов

первой квалификационной категории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения во втором классе по теме: «Анализ взаимоотношений в семье в произведениях Л.Н. Толстого. Нравственный смысл поступков героев произведений Л.Н. Толстого»

Уроки литературного чтения не могут решить в полной мере проблему межличностных отношений в семье. Но именно чтение и анализ художественный произведений, в которых показаны взаимоотношения между...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 4 классе по теме: " А. Н. Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино».

Урок - литературная игра по сказке А. Толстого "Приключения Буратино" с мультимедийной презентацией.В приложении дан рисунок для "пазлов"....

Методическая разработка урока по литературному чтению Л. Толстой "Прыжок"

Данный урок проведен в рамках недели литературного чтения. Представлен материал, помогающий  показать опыт работы учителя по формированию навыков работ учащихся  в группах и парах.   ...

Методическая разработка урока литературного чтения Л. Толстой "Прыжок"

Урок проведен в рамках недели литературного чтения. Показан опыт работы учителя по развитию умения учащихся работать в группах и в парах....

Методическая разработка урока литературного чтения ОС "Школа 2100", 4 класс. Л. Н. Толстой - народный учитель (сказка "Два брата").

В процессе урока проводится рассуждение о праве выбора жизненного пути на примере сказочных персонажей и биографии Л. Н. Толстого. При изучении литературного текста применяется технология продуктивног...

методическая разработка урока литературного чтения по теме Л. Н. Толстой "Филипок"

Конспект урока литературного чтения по программе "Школа России" во 2 классе....