Методика выявления интерессов обучающихся для внеурочной деятельности
методическая разработка (1 класс) по теме

Правдивцева Ольга Васильевна

Методика выявления интерессов обучающихся для формирования индивидуального маршрута внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost_v_nachalnyh_klassah.docx20.27 КБ

Предварительный просмотр:

Школа для ребёнка – это не просто учреждение, где он получает набор определённых знаний по разным предметам, школа – это место, где он осваивает разнообразные социальные роли, готовя себя для взрослой жизни. В определённой степени его успех в будущем будет определяться, как он прошёл процесс воспитания и социализации в школе, какие знания сумел приобрести. Новое общество запрашивает человека, способного самостоятельно учится и многократно переучиваться, умеющего видеть и творчески решать возникающие проблемы. Очень многое будет зависеть от семьи и школы.

Задача школы – поддержать ребёнка, развить его способности и подготовить его для того, чтобы эти способности были реализованы. Важно именно в школе выявить интересы детей, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Для этой цели в школе организуется внеурочная деятельность обучающихся. Внеурочная деятельность – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.. Главная задача внеурочной деятельности – дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учётом индивидуальных особенностей и склонностей.

Чтобы проводить внеурочную работу с обучающимися в своём классе, я вначале выявила их интересы, проведя анкетирование, автором которой является  А.И.Савенков, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического университета. Так как не все дети еще умеют читать, то им необходима помощь взрослого. Анкеты дети вместе с детьми заполняли дома. В школе я проанализировала полученные результаты и, исходя из интересов обучающихся, помогла им в выборе внеурочной деятельности. В дальнейшем можно использовать и другие методики для правильного построения индивидуального маршрута внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность осуществляется через посещение учениками кружков, секций, участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, предметных неделях, научно – практических конференциях, социально – значимых делах и других классных и школьных мероприятиях. Зная интересы и склонности своих учеников,  легко спланировать воспитательную работу в классе, предвидя участие каждого ученика в том или ином мероприятии.

Я познакомила родителей с организацией внеурочной деятельности в классе, и они с интересом узнают об успехах своих детей.

Методика выявления познавательных интересов обучающихся

автор – А.И.Савенков, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического университета

Цель: выявление направленности интересов и склонностей младших школьников (учащихся 1-2-х классов)

Метод проведения: анкетирование.

Обработка результатов: проводится по подсчету суммы баллов в соответствии с преобладанием «+» и «-» в столбцах таблицы. Полученные суммы баллов являются показателями направленности интересов и склонностей к определенной сфере:

  • математика и техника (1-й столбец листа ответов);
  • гуманитарная сфера (2-й столбец);
  • художественная деятельность (3-й столбец);
  • физкультура и спорт (4-й столбец);
  • коммуникативные интересы (5-й столбец);
  • природа и естествознание (6-й столбец);
  • труд по самообслуживанию (7-й столбец)

                        Анкета для учащихся

   Запишите свои имя и фамилию __________________________________________________

   Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке – «-»; если нравится – «+»; очень нравится – «++». Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте клетку незаполненной.

Вопросы: каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли тебе …»

  1. Решать логические задачи и задачи на сообразительность.
  2. Читать самостоятельно, слушать, когда тебе читают сказки, рассказы, повести.
  3. Петь, музицировать.
  4. Заниматься физкультурой.
  5. Играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры.
  6. Читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе.
  7. Делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу).
  8. Собирать технический конструктор.
  9. Изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами.
  10. Самостоятельно рисовать.
  11. Играть в спортивные, подвижные игры.
  12. Руководить играми детей.
  13. Ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми.
  14. Ходить в магазин за продуктами.
  15. Читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.
  16. Играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных).
  17. Самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы.
  18. Соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам.
  19. Разговаривать с новыми, незнакомыми людьми.
  20. Содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.).
  21. Убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.
  22. Конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.
  23. Знакомиться с историей (посещать исторические музеи).
  24. Самостоятельно, без побуждений взрослых заниматься различными видами художественного творчества.
  25. Читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи.
  26. Объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение).
  27. Ухаживать за домашними растениями.
  28. Помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и др.).
  29. считать самостоятельно, заниматься математикой в школе.
  30. Знакомиться с общественными явлениями и международными событиями.
  31. Участвовать в постановке спектаклей.
  32. Заниматься спортом в секциях и кружках.
  33. Помогать другим людям.
  34. работать в саду, на огороде, выращивать растения.
  35. Помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.

Лист ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

1. Методика "Если бы ты был волшебником. Если бы у тебя была волшебная палочка"


Цель: изучение желаний младших школьников. Порядок исследования. Ребятам предлагается назвать три желания, которые они хотели бы исполнить. Выбор одного желания лучше не предлагать, так как младшим школьникам еще очень сложно выбрать самое-самое главное желание. Анализ ответов может быть выполнен по следующей схеме: для себя, для других. Ответы второй группы можно уточнить: для близких, для людей вообще.

2. Методика "Цветик-семицветик"

Цель: диагностика желаний детей. Оборудование: цветик-семицветик из бумаги. Порядок исследования. Дети читают (вспоминают) сказку В.Катаева "Цветик-семицветик". Возможен просмотр мультили диафильма. Каждому вручается приготовленный из бумаги цветик-семицветик, на лепестках которого они записывают свои желания. Лепестки с желаниями дети могут вручить тем, кому они адресованы. Обработка результатов может проходить по такой схеме: выписать желания, суммируя повторяющиеся или близкие по смыслу; сгруппировать: материальные (вещи, игрушки и т.п.), нравственные (иметь животных и ухаживать за ними), познавательные (научиться чему-то, стать кем-то), разрушительные (сломать, выбросить и т.п.).

3. Методика "Радости и огорчения" (методика незаконченных предложений)

Цель: выявление характера, содержания переживаний младших школьников. Порядок исследования. Возможны следующие варианты методики: 

1. Ребятам предлагается дополнить два предложения: "Больше всего я радуюсь, когда...", "Больше всего я огорчаюсь, когда...". 
2. Лист бумаги делится пополам. Каждая часть имеет символ: солнце и тучу. Дети в соответствующей части листа рисуют свои радости и огорчения. 
3. Дети получают по лепестку ромашки, сделанной из бумаги. На одной стороне они пишут о своих радостях, на другой - об огорчениях. По окончании работы лепестки собираются в ромашку. 
4. Предлагается ответить на вопрос: "Как ты думаешь, что радует, а что огорчает твоих родителей, учителя?" При анализе ответов можно выделить радости и огорчения, связанные с собственной жизнью, с жизнью коллектива (группы, класса, кружка и т.д.).

Полученные результаты дадут представление о стержневых интегральных свойствах личности ребенка, которые выражаются в единстве знаний, отношений, доминирующих мотивах поведения и действий.

4. Методика "Кем быть?"

Цель: выявление интереса детей к профессиям, разным работам, мотивов их выбора. Порядок исследования. Ребятам предлагается: а) нарисовать, кем бы они хотели стать в будущем, под рисунком сделать подпись; б) написать мини-рассказ "Кем я хочу стать и почему?"; в) написать рассказ на тему: "Моя мама (папа) на работе". 

Обработка полученных материалов может включать классификацию профессий, классификацию мотивов их выбора, сравнение рисунков, ответов, письменных работ, выявление влияния родителей на выбор профессии. 

5. Методика "Мой герой" 

Цель: определение тех образцов, которые имеет ребенок, которым хочет подражать. Порядок исследования. Данная методика может проводиться в нескольких вариантах. 

1. Детям предлагаются вопросы (устно, письменно): - на кого ты хотел бы быть похожим сейчас и когда вырастешь? - есть ли в классе ребята, на которых ты хотел бы походить? Почему? - на кого из знакомых, героев книг, мультфильмов ты хотел бы походить? Почему? 

2. Предложить детям выбрать, на кого они хотели бы походить: на папу, маму, брата, сестру, учительницу, товарища, знакомого, соседа. 

3. Сочинение-рассказ (сказка) "Я хочу быть, как..."

Обработка результатов. При анализе результатов обратить внимание не только на то, кто становится примером для подражания, но и почему именно этот выбор сделан школьником. 

6. Методика "Выбор"

Цель: выявление направленности потребностей. Инструкция испытуемому. "Представь себе, что ты заработал (тебе дали) ... рублей. Подумай, на что бы ты потратил эти деньги?"

Обработка результатов. При анализе определяется доминирование духовных или материальных, индивидуальных или общественных потребностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание как средство в формировании коммуникативных УУД у обучающихся во внеурочной деятельности

Кружок патриотической направленности помогает в формировании у обучающихся коммуникативных УУД...

Формирование УУД обучающихся во внеурочной деятельности на примере курса РПС

Презентация для учителей, работающих в МКШ в условиях перехода на ФГОС ООО...

Мониторинг занятости обучающихся во внеурочной деятельности

Мониторинг представляет собой документ в программе Microsoft Office Excel , состоящий с 3 частей: занятость детей на занятиях в образовательной организации, в учреждениях дополнительного образования, ...

Доклад :"Духовно-нравственное воспитание обучающихся во внеурочной деятельности" (из опыта работы)

В докладе отражена проблема общества воспитания патриортического воспитания среди подрастающего поколения.  приведены формы работы с детьми младшего возраста. представлены результаты работы....

Статья на тему: «Организация проектной деятельности обучающихся во внеурочной деятельности, как условие формирования самостоятельной активности младших школьников» (Из опыта работы)

Из этой статьи вы узнаете,как надо организовать проектную деятельность  на занятиях по внеурочной деятельности,формируя самостоятельную активность младших школьников,работая по практическим пособ...

«Создание методических рекомендаций к сборнику социальных проектов 4А класса, сопровождая обучающихся на внеурочной деятельности «Проектная деятельность» и защита проекта в условиях самоизоляции»

Содержание проекта таково, что способствует формированию активной гражданской позиции у обучающихся и создает мотивацию на принятие активной социальной роли даже у тех ребят, которые в силу ряда при...

Методические рекомендации Исследовательская деятельность обучающихся во внеурочной деятельности

Методические рекомендацииИсследовательская деятельность обучающихся во внеурочной деятельностиСодержание :Глоссарий Специфика проектно-исследовательской деятельности Общие требования к иссле...