Духовно-нравственное воспитание младших школьников в свете реализации ФГОС. (во внеурочной деятельности)
опыты и эксперименты по теме
Тезисы по обощению опыта работы с младшими школьниками во внеурочной деятельности
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: Духовно-нравственное воспитание младших школьников в свете реализации ФГОС. (во внеурочной деятельности)
Последние десятилетия теория и практика обучения мало обращались к духовному, гуманитарному развитию личности, к формированию нравственных ее качеств. Именно поэтому в современном обществе, испытывающем острую нужду в таких общегуманных ценностях, как доброта, уважение к человеку, терпимость, доброжелательность, стыд, любовь, совесть, вера, воля и ответственность, как никогда ранее встает проблема приобретения опыта нравственного поведения подрастающего поколения. Опыт нравственного поведения – это нравственные нормы, нравственные понятия, нравственные знания, нравственные качества, выражающиеся в системе поступков, навыков и потребностей совершать добро…
Главенствующую роль в нравственном воспитании подрастающего поколения играет школа, и особое место в этом отведено начальной школе. Ученики 6-10 лет, благодаря еще не утраченной искренности, способны к внутренней работе. Они талантливы, активны, всем интересуются, охотно открывают для себя мир человеческих отношений, могут понять и переживать то, что происходит с окружающими его людьми, готовы на добрые дела и поступки. И эту их особенность характера необходимо максимально развивать и поддерживать. Однако личный жизненный опыт младших школьников небогатый, у детей недостаточно сформированы нравственные знания, им иногда трудно оценить поступок с позиции «хорошо – плохо», еще труднее понять, что представляет собою наша большая Родина, на каких принципах она функционирует в мировом пространстве, что значит быть гражданином своей страны, служить Отечеству верой и правдой, трудом и жизнью. (главный учитель, урок и внеурочная деятельность, свободное от учёбы время)
Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно-нравственный потенциал, высокий уровень самосознания, дисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор.
Будучи органически связанной с учебной деятельностью, внеурочная работа в отличие от нее строится по принципу добровольности, а ее создание должно отвечать личным интересам школьника.
В ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как ценностно-ориентированный процесс, который пронизывает собой и учебную, и внеурочную деятельность. Если предметные результаты учащихся достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов-ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает её исходя из своих интересов и мотивов.
Я представляю опыт нашего образовательного учреждения (МБОУ «НОШ г. Макарова»)
Подводить ребенка к пониманию общепринятых ценностей мы начинаем с того, с чем он сталкивается каждый день: семья, дом, родная улица, история своего города, традиции предков и т.д. Усвоение нравственных знаний, формирование нравственных умений, приобретение навыков нравственного поведения на начальной ступени обучения наиболее успешно осуществляется через творческую коллективную деятельность детей и взрослых, когда любая совместная деятельность становится коллективным трудом, когда познавательная (творческая) задача общая для всех и когда для ее решения нужен коллективный поиск. Особой популярностью среди учащихся и родителей пользуются такие формы коллективного творчества, как коллективные творческие дела (КТД), проектная деятельность, творческие и социальные конкурсы, ролевые игры, спортивные соревнования и др…
( СЛАЙД №2 )
( СЛАЙД №3 )
Ряд мероприятий проводятся в рамках договоров сотрудничества с социальными партнерами.
Приведу примеры некоторых из них.
Ежегодно совместно с отделом социальной защиты населения в школе проводятся мероприятия в рамках Дня Матери, Дня Семьи, Дня пожилого человека и др.
- (СЛАЙД № 4 )
КТД «Моя семья». Первоклассники рисуют портрет своей мамы, дети постарше совместно с родителями пишут семейные сочинения, отражают в рисунках традиции своей семьи, семейные праздники, семейный отдых. В школе организуется выставка коллективных творческих работ, подводятся итоги конкурсов.
- ( СЛАЙД № 5)
Учащиеся 4-х классов выполняют творческий проект «Мое семейное древо». При знакомстве со своей родословной, освоении истории и традиций своей семьи, как части малой родины, ребенку гораздо легче не только узнавать свою большую многонациональную Родину, учиться гордится ею, но и будущем служить ее интересам.
- (СЛАЙД №6,7,8,9 )
КТД «Подарок». Дети изготавливают подарки своими руками на уроках технологии, кружковых занятиях, во внеурочной деятельности.
- ( СЛАЙД № 10)
Творческий проект «Мама школьницей была».
(СЛАЙД № 11,12)
В классах проходят совместные мероприятия «Папа, мама, я –спортивная семья», «Семья вместе -душа на месте», «Дружба начинается с улыбки» и др.
- ( СЛАЙД № 13,14)
Социально творческий проект в рамках Дня пожилого человека. Учащиеся готовят открытки, сочиняют поздравления, которые вручают пожилым людям.
- (СЛАЙД № 15)
Большая работа в школе проводится по патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста: встречи с ветеранами войны и трудового фронта, участие в городских праздничных шествиях, митингах памяти, КТД, акциях:
- (СЛАЙД № 16)
КТД «Папа мой солдатом был, папа в армии служил» и «Спасибо деду за Победу»
- (СЛАЙД № 17,18)
Акция «Дети поздравляют ветеранов». Этой акции предшествует КТД – изготовление открыток, сувениров, подарков. Воспитанники кружка «Бисероплетение» делают подарки из бисера.
- ( СЛАЙД №19)
Несколько лет подряд школа активно принимает участие в муниципальном мероприятии «Один день армейской жизни».(слайды)
Данные мероприятия способствуют нравственному развитию и воспитанию младших школьников. Дети, с учетом уже имеющихся знаний, учатся культуре взаимоотношений, проявляют заботу о старшем поколении, у детей формируется чувство гордости и уважения к тем, кто завоевывал мир.
- (СЛАЙД № 20,21)
С 2002 г. в школе реализуется программа факультативного курса «Русский фольклор». Через народное творчество дети развиваются, проявляют свои умения фантазировать, участвовать в народных играх, праздниках, а главное приобщаются к народным традициям, постигают культурное прошлое своего народа, знакомятся с культурой, трудом, бытом наших предков.
- (СЛАЙД № 22)
Особое место в коллективном творчестве занимает проект «Новогодняя игрушка». Начиналась эта работа как КТД. Первого декабря в фойе школы ставили елку, куда дети могли повесить игрушки, сделанные своими руками. Данный процесс так увлек детей и родителей, что игрушки некуда было девать. И тогда мы вышли с предложением изготавливать новогодние игрушки для города. Теперь ежегодно более 100 игрушек школа поставляет на городскую елку.
- (СЛАЙД № 23,24,25)
Проект « Безопасная дорога» проводится в рамках месячника и декад по профилактике ДДТТ. В школе действует кружок «Юный дорожный патруль», воспитанники этого кружка несколько раз в учебном году активно проводят различные акции «Внимание -дети!», «Осторожно, пешеход!», «Впереди каникулы» и т.д.
Выполняя коллективную задачу, каждый ребенок может реализовать свои потребности, интересы, моральные качества, способности. При этом снижаются конфликтные ситуации, создаются благоприятные предпосылки для повышения культуры общения школьников, развития их творческого потенциала.
- (СЛАЙД №26)
Организованный таким образом коллективный творческий труд обеспечивает комфортное психологическое состояние каждого и целой творческой группы, коллектива, а детский коллектив является условием, средством и местом формирования личности человека знающего, коммуникабельного, рефлексивного, способного к саморазвитию.
Выполнение коллективных работ способствует формированию у детей чувства коллективизма, взаимопомощи, доброжелательных, дружеских отношений между мальчиками и девочками. Научиться уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими; развивать умения понимать чувства других людей и сопереживать им – всему этому способствует работа по нравственному развитию младших школьников.
Сегодня в начальной школе есть все условия для духовно-нравственного воспитания через внеурочную деятельность. Так как ФГОС требует формирование разносторонней личности.
Одним из показателей эффективности нашей работы является изменения в духовно-нравственном поведении учащихся. Это проявляется в устойчивом нравственном поведении, в умении предвидеть последствия своих поступков и поступков других людей. А также в проявлении у учащихся внутреннего самоконтроля, осознания моральной стороны поступков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Цель моей работы – выявить эффективность современной воспитательной технологии как средства воспитания направленного на формирование и развитие личности, используемой в воспитательной работе для форми...
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
Духовно-нравственное воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы. Оно рассматривается как важнейший ресурс социокультурной модернизации российского общес...
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
Духовно-нравственное воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы. Оно рассматривается как важнейший ресурс социокультурной модернизации российского общес...
Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС Выступление на пед. совете ОстренкоЛ.П.
Методологической основой реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравст...
Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС
Виды работы и комплекс мероприятий по духовно-нравственному воспитанию младших школьников...
Концепция педагогической деятельности .Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
Концепция педагогической деятельности .Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России...
Урок литературного чтения в начальных классах как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников в свете требований ФГОС НОО второго поколения
Статья по духовно-нравственному развитию на уроках литературного чтения...