Развитие коммуникативных умений по средствам театрализованной игры.
статья (1, 2, 3 класс) на тему

Даниленко Валентина Степановна

Выступление на педсовете.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 (Слайд №1) Современные требования к организации педагогического процесса в начальной школе связаны с акцентированием внимания на формирование универсальных учебных действий, успешность становления которых во многом предопределяется наличием коммуникативных способностей.

Проблема коммуникативных способностей находится в центре внимания психологов и педагогов  в связи с её значимостью во всех сферах жизнедеятельности каждого человека.

 (Слайд №2) Коммуникация – способность общаться со сверстниками и взрослыми, понимание и осознание себя.

Общение – важный показатель психического развития ребёнка. Человек без коммуникации не может жить среди людей. Коммуникация не просто действие – это именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками.

 Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности человека. Обществу нужны творческие личности, которые могут нестандартно мыслить, грамотно выражать свои мысли, находить решения в любых жизненных ситуациях. В младшем школьном возрасте дети легко приобретают новые знания, сохраняют и удерживают сформированные умения и навыки.

(Слайд №3) Коммуникативная способность к общению включает в себя:

  • Желание вступать в контакт с окружающими (я хочу);
  • Умение организовать общение: слушать, эмоционально переживать, решать конфликтные ситуации (я умею):
  • Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (я знаю).

 В настоящее время коммуникативное развитие школьника вызывает тревогу. Ни для кого не секрет, что телевизор и компьютер, компьютерные игры стали заменять и детям, и взрослым общение и игровую деятельность. Общение и только живое человеческое общение обогащает жизнь детей. У многих детей нарушена коммуникативная функция речи. У таких детей наблюдается неустойчивое внимание, плохая память, быстрая утомляемость, недостаточное развитие познавательной деятельности, плохой словарь, нарушение грамматического строя речи, незрелая эмоционально-волевая сфера. У школьников наблюдаются тормозные процессы, и они могут проявить: робость, скованность. Дети начинают относиться критично к своим дефектам. Они не всегда могут правильно сформулировать свою мысль, правильно ответить на вопросы, не могут правильно задать вопрос, затрудняются в установлении контакта как со взрослыми, так и сверстниками, не могут вести сдержанно разговор с друзьями, вступают в конфликты и затрудняются разрешить его мирным путём и в вежливой форме. Умение общаться  - это важнейшее условие успешного социального, интеллектуального развития ребёнка. Учитывая, что игра в  младшем школьном возрасте ещё занимает одно из ведущих видов деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей детей. Именно через игру я решила развивать коммуникативные способности школьников и поставила перед собой цели: (Слайд №4)

  • Учить детей понимать себя.
  • Воспитывать интерес к окружающим людям.
  • Развивать навыки общения со сверстниками, взрослыми.
  • Формировать умения и навыки практического владения выразительными средствами: интонацией, мимикой, жестами.
  • Развивать самоконтроль в отношении проявления своего эмоционального состояния.
  • Учить детей речевым средствам общения.
  • Корректировать отрицательные черты храктера.

   (Слайд №5) В качестве решения поставленных задач в опыте моей работы использована театрализованная деятельность.  Театрализованная деятельность организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться в содержание урока, внеурочную деятельность; в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, (в содержание праздников, развлечений и досугов); осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализация – это волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя, а играя, познает окружающее ...» О.П. Радынова.

 (Слайд №6)

   В театрализованной игре сюжет, план игры, образ героя, его основные черты, действия, переживания, условия, в которых он живет, во многом предопределены содержанием произведения, подчинены правилу, отражающему фиксированную автором логику отношений и взаимодействий объектов окружающего мира. Однако это не исключает проявления детского творчества, так как способов реализации ролей нет, действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо создать и воплотить в каких-то движениях, жестах, интонации, мимике. Ребенок сам выбирает выразительные средства, определяет особенности передачи художественного образа. (Слайд № 7)

 Театрализованные игры являются важнейшим средством нравственного, эстетического, умственного воспитания, способствуют обогащению социального опыта и мотивационно-потребностной сферы личности. Через отождествление с героями художественных произведений дети познают красоту человеческих отношений. Участие в играх приносит им чувство радости, эстетическое наслаждение, учит управлять своими чувствами и поведением. Дети в процессе подготовки к игровой деятельности и при воплощении игрового замысла познают разнообразные жизненные явления, их опыт обогащается новыми впечатлениями, знаниями и умениями. Театрализованные игры позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение к происходящему.  В настоящее время театрализованные игры используются как средство обучения умению вести диалог со сверстником, что является важной стороной социального, личностного развития ребенка, источником становления его коммуникативных способностей, сферой его активности, саморазвития. Театрализованные игры программируют различные социально-ролевые позиции детей, включает их в систему многообразных социальных отношений и активизируют их самосознание, позволяя ощутить свое «Я» в контексте событий окружающей действительности. (Слайд № 8) В процессе театрализованной игры задействуются все компоненты социального опыта, поскольку в ее рамках происходит познание и эмоциональная оценка ребенком окружающего мира, он включается в коммуникативное взаимодействие и реализует заданные нормы поведения. Особое значение театрализованные игры имеют в становлении коммуникативных способностей, поскольку обогащают знания о специфике взаимодействия людей разного возраста, пола, национальностей, актуализируют эмоционально-чувственную сферу, связанную с проявлением интереса к межличностному взаимодействию, потребности в диалоговом общении, социально значимыми мотивами поведения, формируют способы взаимоотношений, принятые в социальной культуре. Используя театрализованную игру как средство формирования коммуникативных способностей, я решала ряд задач, способствующих становлению когнитивной, поведенческой и эмоциональной сферы.

 (Слайд №9) Когнитивная сфера. Обогащает представления детей о ценностях разных видов социальной культуры (нравственно-этической, народной); значимости бесконфликтных, толерантных отношений; зависимости внутреннего состояния человека от характера его взаимоотношений с другими людьми и влияния личностных качеств человека на особенности поведения в различных ситуациях; зависимости оценок, даваемых поступкам человека и характеру его взаимоотношений с другими людьми; многообразии вариантов восприятия действительности, праве других людей на собственное, «иное» восприятие окружающего мира; невозможности установления отношений со сверстником без принятия, понимания толерантного отношения к особенностям партнера по общению.

(Слайд №10) Поведенческая сфера. Способствует развитию умений, формированию навыков: опыта социальной адаптации, понимания мотивов поведения сверстников и адекватного реагирования на ситуации неблагополучия и эмоциональные состояния, переживаемые сверстниками; взаимодействия со сверстниками (выполнять совместные задания, договариваться, распределять обязанности, согласовывать собственные действия с партнером по общению); проявления доброжелательности, установления отношений доверия; оказания поддержки и помощи сверстникам, оказавшимся в ситуации неблагополучия; проявления в ситуациях взаимодействия со сверстниками, при решении коллизийных ситуаций, восприятии окружающего мира нестереотипного, творческого мышления и воображения: нравственного оценивания и выражения отношения к литературным героям и сверстникам; осознания значимости индивидуального вклада каждого ребенка в достижение общего результата; управления собственным телом, средствами передачи экспрессии.

(Слайд №12) Эмоциональная сфера: Способствует проявлению интереса к межличностным отношениям литературных героев и сверстников (их желания, потребности, предпочтения в видах деятельности; увлечения, поступки); содействовать формированию потребности и положительного отношения к проявлению заботы, оказанию помощи и поддержки сверстникам в процессе разучивания ролей, изготовления театральных декораций и атрибутов; актуализировать и поддерживать проявления симпатии, привязанности детей друг к другу, радости от успешного выступления.  Я осуществляла подбор литературных произведений, имеющих нравственную направленность, доступных для понимания детей с учетом того, что сюжет должен быть насыщен действиями и богат диалогами. Для постановки я брала уже знакомые произведения и при первичном прочтении использовала рассматривание иллюстраций к тексту.  Особое внимание я уделяю решению задач, связанных с формированием положительного отношения к проявлению заботы, оказанию помощи и поддержки сверстникам, проявлению симпатии, привязанности детей друг к другу, радости от успешного выступления.  (Слайд № 12) Организация театрализованных игр позволила решить многие задачи личностного развития детей, связанные с формированием устойчивого интереса к чтению, умению изображать и характеризовать героев литературных произведений,выражать своё отношение к ним,  эстетического вкуса, сплочением детского коллектива, становлением позитивного фона взаимодействия детей и взрослых. ( Слайд №13)Но более всего воспитательные возможности театрализованных игр проявились в развитии коммуникативных способностей учащихся: дети стали более открытыми в общении, уверенными в межличностном взаимодействии, менее конфликтными, зажатыми. В результате работы укрепились дружеские связи между ними, установились доверительные, толерантные отношения друг с другом, обогатилась палитра способов передачи эмоциональных состояний и разрешения коллизийных ситуаций. (Слайд №14)Учитывая огромный воспитательный потенциал театрализованных игр в личностном развитии учащихся начальных классов, я считаю необходимым продолжение этой работы и на дальнейших этапах обучения, поскольку человек, владеющий коммуникативными способностями, более успешен в учебной деятельности, в освоении универсальных учебных действий.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие коммуникативных умений

Варианты игр на развитие коммуникативных умений детей 4-5 лет...

Формирование речи как средство развития коммуникативных умений и социальных навыков учащихся школы VIII вида

Формирование речи как средство развития коммуникативных умений и социальных навыков учащихся школы VIII вида...

Развитие коммуникативных умений по средствам театрализованной игры.

Презентация к выступлению на педсовете. Обмен опытом....

Формирование коммуникативных умений как средство развития речевой деятельности младших школьников на уроках литературного чтения

Одним из важнейших умений современной личности являются коммуникативные умения. Важно начать формирование коммуникативных умений именно в младшем школьном возрасте для поэтапного развития в дальнейшем...