Программа курса внеурочной деятельности "Акварелька"
рабочая программа (3 класс) по теме

Волкова Ирина Викторовна

 Данная программа разработана в рамках ФГОС и является дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой художественной направленности базового уровня освоения образовательных результатов курса внеурочной деятельности общекультурного направления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

 АКВАРЕЛЬКА

 

 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа   художественной направленности базового уровня освоения образовательных результатов

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

  1.  Пояснительная записка
  2. Задачи
  3. Формируемые предметные знания, учебные умения и универсальные учебные действия
  4. Ожидаемые результаты
  5. Учебно-тематический план
  6. Содержание образования
  7. Методическое обеспечение
  8. Материально-техническое оснащение
  9. Литература

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 1.   Пояснительная записка

  1. Программа «Акварелька» (далее – программа) составлена в соответствии с основной образовательной программой центра и является  дополнительной общеобразовательной   общеразвивающей  программой художественной направленности базового уровня освоения образовательных результатов курса внеурочной деятельности общекультурногобнаправления.
  2. Актуальность программы заключается в востребованности услуг по  целенаправленному развитию у младших школьников художественных способностей, необходимых для раскрытия творческого потенциала личности, повышения качества учения и успешной социализации.
  3. Назначение программы
  1. дать учащимся общие сведения об интересующем их виде деятельности, помочь    составить представление о выбранной деятельности и оценить свои возможности в её освоении;
  2. сформировать у учащихся следующие обобщённые умения уровня элементарной грамотности:
  • рассказать о конкретном виде деятельности;
  • выполнять основные действия;
  • объяснить причины выбора данного вида деятельности.
  1. Целью программы является расширение знаний и приобретение практических навыков в области изобразительного творчества, развитие художественных способностей учащихся.  

  1. По структуре программа является сквозной, соизмеряющей учебный материал с возрастными особенностями учащихся, их количеством в группах и оценкой физического состояния.
  2. По содержанию деятельности программа является познавательной.
  3.  По уровню формирования и развития личности программа является развивающей личность – информирующей о виде деятельности и области знаний, нацеленной на  получение сведений по интересующей дисциплине, и формирование предметных учебных умений, на совместную и самостоятельную деятельность.
  4.  По уровню освоения программа является базовой, дающей предметные знания по интересующей дисциплине и формирующей предметные умения в данной области знаний.
  5. Отличительной особенностью данной программы является ее направленность на формирование у учащихся устойчивого интереса к художественной и творческой деятельности  через занятия рисованием и  доступность для детей с различным интеллектуальным уровнем и физическим здоровьем, ориентированность на запросы детей и родителей.
  6. Исходной теоретической основой программы является положение о:  
  • предоставлении учащимся возможности выбора сферы деятельности в соответствии с их возрастными особенностями и диапазоном интересов и потребностей;
  • особой роли изобразительного искусства в системе эстетического воспитания и творческого развития личности ребенка.
  1. Главная идея программы заключается в сочетании специально подобранных приёмов рисования посредством нахождения в предметах простейших геометрических форм для разнообразной «пробы сил» в изобразительном творчестве с учётом  возрастных и индивидуальных возможностей детей для наиболее полного раскрытия художественных способностей учащихся.
  2. Программа  учитывает психофизиологические особенности личности, реализует принципы гуманистической педагогики и психологии, педагогики сотрудничества, принципы развивающего обучения, опирается на концепции личностно-ориентированного и деятельностного подходов в обучении, основывается на  здоровьесберегающих принципах воздействия на личность.
  3. Программа, не смотря на то, что дополнительное образование, реализующее дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, не стандартизировано, но является составной частью образовательной системы и тесно связано с общим образованием, предусматривает работу по формированию у учащихся универсальных учебных действий.
  4. Срок освоения программы:
  •  программа рассчитана на 1 учебный год;
  •  общая продолжительность обучения составляет 35 часов.
  1.  Режим занятий:
  • занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут;
  • принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
  1. Возраст учащихся: 9 – 10  лет.
  2. Количество учащихся в группе: количество детей, выбравших курс по освоению данной программы, но не более 15 человек.
  3. Организационные формы обучения – групповые занятия с индивидуальным подходом и созданием соревновательного фона, стимулирующего повышенную работоспособность и возможность активизации индивидуального участия.
  4. Программа реализуется по безоценочной системе в очной форме обучения.
  5.  Программа реализуется через аудиторные учебные занятия, основными формами которых являются:
  • практические занятия;
  • коллективные творческие дела;
  • индивидуальные, парные, групповые и коллективные формы работы.
  1. Формы подведения итогов реализации программы:
  • текущий контроль в процессе проведения каждого учебного занятия, направленный на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и формирование практических умений;
  • итоговый контроль осуществляется в течение учебного года в режиме работы центра без специально отведенного для него времени   в форме  мониторинга по результатам участия учащихся в творческих выставках и  конкурсах рисунков различного уровня.

  1. Задачи

Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

 1) расширить и углубить  знания учащихся об изобразительном искусстве;

2)познакомить учащихся с правилами рисования (композицией, техникой изображения, техникой владения инструментом, светотеневой разработкой, пропорционированием, цветоведением);

3)дать представление о различных художественных инструментах, материалах и техниках изобразительной деятельности;

4) познакомить с историей  возникновения и развития и видами художественных росписей, их отличительными особенностями;

5)развивать:

-  творческое воображение и изобразительные способности;

-  художественный вкус и интерес к рисованию;

- способности  эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира;

6)формировать умение:

- находить в предметах простейшие геометрические формы и изображать их;

- графически изображать предметы;

- изображать предметы в цвете;

     -рисовать предметы по образцу, по представлению, по памяти с использованием принципа «от простого к сложному»;

     -владеть кистью в различных видах росписи;

- различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;

- узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры российского и мирового искусства, изображающие различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;

-  выражать свое отношение к увиденному и пережитому через рисунок;

-  сотрудничать в художественной деятельности;  

 7)воспитывать:

 -ценностное отношение к прекрасному в действительности, труде, общественной жизни;

- целеустремленность, усидчивость, аккуратность в работе.

 3.  Формируемые предметные знания, учебные умения

 и универсальные учебные действия

Содержание программы обеспечивает формирование у учащихся следующих предметных знаний:

- инструменты и материалы для рисования: карандаш простой, карандаш цветной, кисть, ластик, фломастер, восковой карандаш, акварель, гуашь и их основные свойства;

-  правила композиции  изображаемых предметов;

- правила элементарной светотеневой разработки изображаемых предметов;

- понятия «эскиз», «набросок»;

- правила пропорции  изображаемых предметов по отношению друг к другу;

-  способы работы с цветом: смешение красок для получения новых цветов, смешение красок для получения более светлых или более темных оттенков цвета;

- виды и символы орнамента;

- способы рисования морозных узоров, растительных узоров, цветочных узоров;

-  алгоритмы изображения   салюта, снежинок;

- техники рисования цветов: незабудки, сирени, черемухи, ландыша;

- этапы рисования фигур львенка, лебедя, улитки, мотылька, паучка;

- виды художественных росписей: гжельская, хохломская, городецкая, дымковская и их  элементы;

- характерные особенности каждой росписи;

- приемы владения  кистью в разных видах росписи;

 - историю возникновения и развития народных художественных помыслов.

предметных учебных умений:

- умение использовать инструменты и материалы для рисования: карандаш простой, карандаш цветной, кисть, ластик, фломастер, восковой карандаш, акварель, гуашь;

- умение передавать в изображении основные свойства предметов: форма, величина, цвет, характерные детали;

- умение передавать в изображении соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга;

- умение работать с цветом: смешение красок для получения новых цветов, смешение красок для получения более светлых или более темных оттенков цвета;

- умение применять правила элементарной светотеневой разработки изображаемых предметов;

- умение рисовать узоры:  морозный, растительный, цветочный;

-  умение использовать алгоритмы изображения  салюта, снежинок;

- умение поэтапно  рисовать фигуры  львенка, лебедя, улитки, мотылька, паучка;  

- умение рисовать  цветы:   незабудку, сирень, черемуху, ландыш;

 - умение составлять композиции с использованием орнамента;

- умение владеть  приемами  работы кистью в различных видах росписи;

- умение самостоятельно разрабатывать  творческие композиции с учетом характерных особенностей каждой  росписи;

- умение делать зарисовки с образцов;

- умение рисовать по образцу, по представлению, по памяти;

  • умение эстетически воспринимать предметы и явления окружающей действительности;  
  •  умение выражать свое отношение к увиденному и пережитому через рисунок;
  • умение сотрудничать в художественной деятельности.

Программа предусматривает дальнейшее формирование у учащихся следующих универсальных учебных действий: 

  1. личностных универсальных учебных действий, обеспечивающих ценностно- смысловую ориентацию учащихся:
  • внутренней позиции на уровне понимания необходимости учения, выраженной в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам выполнения новых задач;
  • ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности, самоанализа и самоконтроля результата, на анализ соответствия результатов к требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
  • ориентации в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • знания основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • установки на здоровый образ жизни;
  • основ экологической культуры: принятия ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;
  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
  • чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с историей русского искусства;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
  1. регулятивных универсальных учебных действий, обеспечивающих учащимся организацию своей учебной деятельности:
  • способности принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
  • умения учитывать выделенные педагогом ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с педагогом;
  • умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • умения учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • способности адекватно воспринимать предложения и оценку педагогов, товарищей, родителей и других людей;
  • умения различать способ и результат действия;
  • умения вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера, сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
  1. познавательных универсальных учебных действий, включающих:
  • умения воспринимать и анализировать новые знания, использовать знаково-символические средства, владеть действием моделирования, широким спектром логических действий и операций;
  • умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе, контролируемом пространстве Интернета;
  • умения ориентироваться на разнообразие способов решения творческих задач;
  • умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • умения осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • умения проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • умения устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • умения осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • умения устанавливать аналогии;
  • умения владеть общими приёмами решения задач.
  1. коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивающих социальную компетентность:
  • умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с педагогом и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию;
  • умения адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • способности допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • способности учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • умения формулировать собственное мнение и позицию;
  • умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

4. Ожидаемые результаты

В ходе освоения программы учащиеся будут:

  1. иметь представление:
  • об изобразительном искусстве как  средстве эстетического восприятия окружающего мира;
  • о разнообразии приемов и техник изображения предметов и явлений окружающего мира;  
  • о художественных средствах и материалах и их творческом использовании.

2)знать:

 - инструменты и материалы для рисования: карандаш простой, карандаш цветной, кисть, ластик, фломастер, восковой карандаш, акварель, гуашь и их основные свойства;

-  правила композиции  изображаемых предметов;

- правила элементарной светотеневой разработки изображаемых предметов;

- понятия «эскиз», «набросок»;

- правила пропорции  изображаемых предметов по отношению друг к другу;

-  способы работы с цветом: смешение красок для получения новых цветов, смешение красок для получения более светлых или более темных оттенков цвета;

- виды и символы орнамента;

- способы рисования морозных узоров, растительных узоров, цветочных узоров;

-  алгоритмы изображения   салюта, снежинок;

- техники рисования цветов: незабудки, сирени, черемухи, ландыша;

- этапы рисования фигур львенка, лебедя, улитки, мотылька, паучка;

- виды художественных росписей: гжельская, хохломская, городецкая, дымковская и их  элементы;

- характерные особенности каждой росписи;

- приемы владения  кистью в разных видах росписи;

 - историю возникновения и развития народных художественных помыслов.

 3)уметь:

- использовать инструменты и материалы для рисования: карандаш простой, карандаш цветной, кисть, ластик, фломастер, восковой карандаш, акварель, гуашь;

- передавать в изображении основные свойства предметов: форма, величина, цвет, характерные детали;

- передавать в изображении соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга;

- работать с цветом: смешение красок для получения новых цветов, смешение красок для получения более светлых или более темных оттенков цвета;

- применять правила элементарной светотеневой разработки изображаемых предметов;

- рисовать узоры:  морозный, растительный, цветочный;

-  использовать алгоритмы изображения  салюта, снежинок;

- поэтапно  рисовать фигуры  львенка, лебедя, улитки, мотылька, паучка;  

- рисовать  цветы:   незабудку, сирень, черемуху, ландыш;

 - составлять композиции с использованием орнамента;

- владеть  приемами  работы кистью в различных видах росписи;

- самостоятельно разрабатывать  творческие композиции с учетом характерных особенностей каждой  росписи;

- делать зарисовки с образцов;

- рисовать по образцу, по представлению, по памяти;

  • эстетически воспринимать предметы и явления окружающей действительности;  
  •  выражать свое отношение к увиденному и пережитому через рисунок;
  • сотрудничать в художественной деятельности.

4)применять: 

  •  полученные предметные знания и сформированные учебные умения в  своей деятельности;
  •  изобразительное творчество  для полезной и увлекательной организации свободного времени.
  1. иметь опыт:

 - творческого использования изобразительных средств, материалов, способов художественной деятельности для создания собственных уникальных рисунков.

5. Учебно-тематический план

 

Название учебных разделов и тем

Количество часов

теоретические

занятия

практические занятия

всего

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Вводное занятие. Чем и как рисует художник?

 Красота вокруг нас.

 Животный мир.

 Гжельская роспись

 Хохломская роспись.

 Городецкая роспись.

 Дымковская роспись.

 Растительный мир.

 Заключительное занятие. Изовикторина. Выставка рисунков.

 

1

-

-

-

-

-

-

-

1

 

 

-

8

7

3

3

4

3

5

-

 

1

8

7

3

3

4

3

5

1

 

 Итого:

2

33

35

 

6.  Содержание образования

Вводное занятие. Чем и как рисует художник? (1 час)

Красота вокруг нас (8 часов). Мороз рисует узоры. Забавный орнамент. Веселые кляксы. Правила круговой симметрии. Неповторимые снежинки. Украшение вазы узором.  Роспись пасхального яйца. Праздничный салют. Особенности изображения. Художественные фантазии.

Животный мир (7 часов). Техника рисования лебедя в полете. Изображение лебедя на воде. Рисование и раскрашивание улитки.  Мотылек. Особенности изображения. Рисование паучка и паутины. Техника рисования львенка. Акварельные фантазии.  Кто может получиться из круга?

 Гжельская роспись (3 часа).

 Отработка основных элементов гжельской росписи: бутон розы, листик, веточки. Соединение элементов гжельской росписи в узор. Гжель. Роспись тарелки.

 Хохломская роспись (3 часа). Отработка основных элементов хохломской росписи. Выполнение узора хохломской росписи. Хохлома. Роспись блюдца.

Городецкая роспись (4 часа). Отработка основных элементов городецкой росписи: листик, ягодки, купавки, бутоны, цветы, ромашки. Городецкий фазан. Отработка этапов изображения. Соединение элементов  городецкой росписи в узор. Городецкие узоры. Роспись кухонной доски.

Дымковская роспись (3 часа). Дымковская роспись. Основные элементы. Барышня. Дымковская роспись. Дымковский конь. Роспись.

Растительный мир (5 часов). Способы изображения незабудки. Техника рисования ветки сирени.  Особенности изображения кисти черемухи. Приемы рисования ландыша. Фантастический цветок. Выполнение рисунка по собственному замыслу.

Заключительное занятие. Изовикторина. Выставка рисунков (1 час).

7.  Методическое обеспечение

  Чтобы освоение программы учащимися было успешным, необходимо правильно организовать процесс обучения, учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста, на которых она рассчитана.

  Наиболее оптимальными методами обучения являются наглядно-слуховой (показ приемов рисования с объяснением), словесный (образный рассказ педагога о новом предмете, который предстоит изобразить), практический (последовательное выполнение действий для получения рисунка с индивидуальным консультированием педагога).

Использование предусмотренных программой таких достаточно разнообразных видов занятий, как рисование с натуры, рисование на заданные темы по представлению и по памяти, показ с сопутствующим обсуждением слайдов с репродукциями картин известных художников, не только позволит учащимся овладеть учебными умениями, но и расширит их способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира.

Занятия будут иметь большую эффективность, если в его ходе для информационного ознакомления будут проводиться беседы или рассказ, для художественного восприятия – рассматривание, демонстрация, экскурсия. Основная часть занятия должна быть посвящена индивидуально-групповой или коллективной изобразительной деятельности. А завершаться они будут художественной коммуникацией в форме обсуждения, высказывания, слушания музыки, чтения литературных произведений и других.

Каждое занятие необходимо сопровождать подробным алгоритмом последовательности действий.  В качестве наглядности  на занятии обязательно используется  рисунок – заготовка, над которой будет трудиться юный художник. В каждом виде работы приведен конечный результат, к которому следует стремиться. Однако это не означает, что это единственно возможный вариант. У учащегося, безусловно, получится иначе, но тоже хорошо, так как при использовании предложенных программой приемов рисования хорошие результаты получатся даже у того, кто вообще не умеет рисовать.

Важно поддерживать у учащихся устойчивый интерес к изобразительному творчеству. Это возможно в случае, если учащийся в конце каждого занятия унесет с собой законченный рисунок, чтобы показать его родителям, учителям и получить в ответ слова восхищения.

Кроме того рекомендуется использовать такие методические приемы, обращенные сразу ко всей группе участников или направленные на активизацию деятельности каждого учащегося в отдельности, как:

  • индивидуальная оценка уровня усвоенных навыков рисования, развития художественных способностей путем проверок, а также путем наблюдения за поведением учащегося, его успехами;
  • использование в процессе занятий приемов, обращенных к каждому учащемуся;
  • создание обстановки, вызывающей у неуверенных в себе учащихся желание действовать;
  • индивидуальные указания для некоторых учащихся наряду с общим указанием для всей группы.

8.  Материально-техническое оснащение

Для более успешного усвоения программного материала учащимися и придания занятиям яркости, насыщенности необходимо использовать:

  • репродукции произведений изобразительного искусства
  • раздаточный материал
  • игрушки, предметы быта, растения
  • записи музыкальных произведений
  • музыкальный центр
  • телевизор
  • DVD-проигрыватель
  • диски
  • доступ к фондам районной и поселковой библиотек
  • доступ к информационно-коммуникационным сетям

 9.  Литература

 Для педагога:

  1. Журнал «Готовимся к школе». «Учимся рисовать»[Текст],  художники А.Артюх, О. Педан, О. Святкова. - ИЗД «Розовый слон», 2012
  2. Журнал «Наука и практика воспитания и дополнительного образования» [Текст],   №2, 2007
  3. Журнал «Учимся рисовать». Учусь рисовать «Домашние животные» [Текст],  , художник Д. Морозова. ИЗД «Алтей и Ко», 2009
  4. Программы для учреждений дополнительного образования детей. [Текст],   Вып.2. – 2-е изд. – М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003. - 92 с.
  5. Серия «Большая раскраска». «Школа юного художника» [Текст],  , пособие по рисованию, - ИЗД  «РООССА»

 Для учащихся:

  1. Журнал «Готовимся к школе». «Учимся рисовать», [Текст],    художники А.Артюх, О. Педан, О. Святкова. - ИЗД «Розовый слон», 2012
  2. Журнал «Учимся рисовать». Учусь рисовать «Домашние животные» [Текст],  , жудожник Д. Морозова. ИЗД «Алтей и Ко», 2009
  3. Серия «Большая раскраска». «Школа юного художника» [Текст],  , пособие по рисованию, - ИЗД  «РООССА»

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса внеурочной деятельности "Школа здоровья"

Программа внеурочной деятельности "Школа здоровья" является модифицированной. Содержит полностью разработанный курс занятий для младших школьников. Цель курса - обучение детей бережному отношению к со...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...

ПРОГРАММА Курса ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ»

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников 1 класса и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе. Программа «...

Программа курса внеурочной деятельности "Моя малая Родина"

Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному селу, краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у младших школьников целостного представления о своём крае, с...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука правил дорожного движения» основного общего образования срок реализации программы: 1 год

Рабочая программа курса внеурочной деятельности составленав соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартомосновного общего образования,с учетом Примерной основной образовательно...