Сценарий урока по Азбуке нравственности "Добро изло"
методическая разработка (1 класс) по теме

Коротких Лариса Юрьевна

Методическая разработка урока по Азбуке нравственности "Добро и зло" для учащихся 1 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_dobro_i_zlo_1_kl.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Л.Ю.Коротких,

учитель ГОУ ЦО № 1420 ЮВАО г. Москвы

Добро и зло

(Урок по курсу «Азбука нравственности»)

Цель: дальнейшее развитие представлений учащихся о добре и зле; воспитание стремления совершать добрые дела; развивать самооценку учащихся.

Оборудование: плакаты с пословицами: “Доброе слово человеку, что дождь в засуху”; “Не одежда красит человека, а его добрые дела”; “Спешите делать добро”; чашечные весы;  рисунки сказочных героев (добрых и злых);  рисунки учащихся; запись песни “Если добрый ты»; клей, фигурки зверей, птиц.

Ход урока: Организационный момент.

Учитель:

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнем скорей урок.

Вступительная беседа.

«Все хорошее в природе – от солнца, а все лучшее в жизни – от человека» (М.Пришвин Российский писатель).

Учитель: сегодня у нас с вами необычный урок - урок доброты.  На какие вопросы нам предстоит ответить сегодня? Что такое добро? Что такое зло? Над этими вопросами задумывались и наши предки: прабабушки, прадедушки, бабушки, дедушки, папы и мамы и мы с вами. И хотя мы живем в 21 веке, о добре и зле будут размышлять ваши дети, внуки и правнуки.

Плакат: Доброта- тот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать.

Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие в страну Добра. А попасть нам помогут волшебные бусинки. Я подойду к каждому, и вы выберете ту бусинку, которая вам больше понравится.

Берегите эту бусинку, чтобы вернуться назад (звучит песня “Если добрый ты”).

А теперь, когда вы выбрали бусинку, сожмите свою бусинку в левом кулачке, закройте глаза, улыбнитесь (обязательно от души), подумайте о том, что доброго, хорошего есть в вашей душе, за какие качества вы себя любите, цените, уважаете. Кто готов, откройте глаза. У каждого свой темп, мы терпеливо подождем каждого.

Мы знаем, как от добрых слов возникает прекрасное человеческое чувство - Доброта.

Я смотрела на ваши улыбающиеся лица и заметила, что в классе стало светлее. Это, наверно, потому что собрались здесь добрые сердечные люди.

Ведь доброта- это солнце, которое согревает душу человека. Давайте все вместе прочитаем слова М. Пришвина.

Итак, разговор у нас сегодня будет о доброте.

Ознакомление с темой:

Учитель: Итак, что такое добро? Где вы его встречали? (Дети отвечают)

Учитель: Да, это всё хорошее, доброе, красивое. Например… (природа, забота родителей, помощь пожилым и т.д.)

Учитель: Что такое зло? Где встречались со злом?

Учитель: Это нечто, противоположное добру. Например: сигареты, пьянство, предательство, ложь и т.д.

Учитель: А знаете, кто самый главный в стране Добра? Кот Леопольд.

 Помните, какие слова он всё время говорил, обращаясь к мышатам? (Дети отвечают: “Ребята, давайте жить дружно”)

Учитель: Жить дружно- это хорошо или плохо? Дружба- это доброе дело? Я предлагаю поселить кота Леопольда в нашем классном уголке, чтобы мы в классе жили дружно, ведь только в дружбе рождаются добрые дела.

Учитель: А сейчас кот Леопольд приглашает вас посмотреть одну историю, которая произошла в стране Добра.

Дети показывают сценку по рассказу В. Осеевой “Просто старушка”:

По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

- Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке.

Когда он вернулся, девочка спросила его:

- Это твоя бабушка?

- Нет,- ответил мальчик.

- Мама?- удивилась подружка.

- Нет!

- Ну, тетя? Или знакомая?

- Да нет же, нет! – улыбаясь, сказал мальчик. – Это просто старушка!

- Что вы поняли из этого поступка мальчика? Чему учит нас его поступок?

Беседа по содержанию рассказа.

Учитель:  А теперь вернёмся в наш класс, чтобы делать добрые дела.

Учитель: А теперь прочитайте пословицу на доске. “Доброе слово человеку, как дождь в засуху”.

Как вы понимаете ее смысл? Какие добрые слова знаете? (Дети отвечают).

Учитель: Но не только слова, но и дела должны быть добрыми, ведь как гласит пословица “Не одежда красит человека, а его добрые дела”. (Пословица на доске).

Учитель: Трудно ли быть добрым? (Ответы детей).

Учитель: Для этого надо иметь доброе сердце, добрую душу; пусть ваша душа будет доброй, как у героя стихотворения А.Барто “Вовка - добрая душа”.

Ученик читает отрывок из стихотворения:

Добрым быть совсем-совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта - не пряник, не конфета.

Физкультминутка.

В тёмном лесу есть избушка,
Стоит задом наперёд,
В той избушке есть старушка,
Бабушка Яга живёт.
Нос крючком,
Глаза большие,
Словно угольки горят.
Ух, сердитая какая!
Дыбом волосы стоят!

Продолжение темы.

Учитель: Чего на земле больше: добра или зла? Может быть, нам помогут узнать старинные чашечные часы? На одну чашу весов мы будем класть “зло” (таблички- зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь). Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с “добром”. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и  положим свои бусинки на чашу  с “добром” (дети называют добрый поступок и кладут свою бусинку на чашу весов).

Коллективное составление аппликации.

Учитель: Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручеёк в реку, реки - в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: “Человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка”. Давайте и мы сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело.

На чистый лист ватмана каждый ребенок наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы, фигурки птиц и зверей.

Учитель: Как назовем нашу картину? Какое чувство испытали, делая добро? (Дети отвечают).

Учитель: А сейчас ребята расскажут нам еще раз, что такое “хорошо” и что такое “плохо”.

Выступление детей:

Если с другом разделил
Ты свои конфеты -
Хорошо ты поступил,
Каждый скажет это.

Ты узнал чужой секрет,
И разнёс сейчас же,
Это плохо, хуже нет,
Это подло даже!

Если подал ты при всех
Девочке пальтишко,
Ты- культурный человек,
Мировой мальчишка!

Если ты, как дикий зверь,
Сразу лезешь драться,
Не достоин ты, поверь,
Человеком зваться!

Если ты пригрел кота,
Кормишь птичек в стужу,
Это - просто красота,
Только так и нужно!

Ты подбил собаке глаз,
Бросил кошку в лужу.
Будь уверен, в сорок раз
Ты собаки хуже.

Уважай людей вокруг,
Старших, младших тоже.
И тогда тебя, мой друг,
Назовут хорошим.

Учитель: Наш урок подходит к концу. Возьмите теплыми руками бусинки, сожмите в кулачок и приложите к сердцу, подумайте о том, что вы возьмете с собой в жизнь с этого классного часа. Пусть этот опыт помогает вам быть в жизни добрее и терпимее друг к другу, помогает находить то доброе и хорошее, что есть в душе каждого человека. Кто готов - откройте глаза.

Путешествие наше подошло к концу (бусинки нанизываем на одну нитку).

Посмотрите, какие чудесные бусы получились у нас. Так и мы с вами связаны с другими, но в тоже время каждая бусинка существует отдельно.

 Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Но прежде, вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми. Спешите делать добро! (Учитель обращается к плакату на доске).  Ведь делать добро - это здорово! К сегодняшнему уроку вы приготовили рисунки, на которых вы нарисовали ваши добрые дела. Они  будут листами нашего альбома Доброты.

Учитель: Ребята, вам понравилось занятие? (Ответы детей). Что вы поняли из нашего занятия. Ну, а теперь я предлагаю вам спеть песню кота Леопольда “Если добрый ты”. (Исполнение песни детьми).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий утренника "Прощай, азбука!"

Данное мероприятие в игровой форме помогает обобщить знания учеников 1 класса по программе обучения грамоте. Ребята отправляются на поиски пропавших букв. Им на пути встречается много преград. Красочн...

"Прощание с азбукой".(Сценарий урока-праздника в 1 классе)

Сценарий урока-праздника в 1 классе "Прощание с азбукой"....

Сценарий урока по Азбуке нравственности

Сценарий урока по Азбуке нравственности для начальной школы "Добрым быть совсем не просто"...

сценарий урока по Азбуке нравственности. Тема: «Что значит быть честным».

Методическая разработка урока Азбуки нравственности для 2 класса на тему: "Что значит быть честным"...

Сценарий урока - праздника "Прощание с Азбукой"

Данный урок-праздник проводится в 1 классе после изучения учебника Горецкого В.Г. “Азбука”, УМК “Школа России”....

Сценарий урока-праздника "прощание с Азбукой"

Сценарий урока-праздника "прощание с Азбукой" предназначен для проведения в 1 классе. Является заключительным уроком при работе с учебником "Азбука"...