Сценарий урока - праздника "Прощание с Азбукой"
план-конспект урока (1 класс)

Круглова Наталья Алексеевна

Данный урок-праздник проводится в 1 классе после изучения учебника Горецкого В.Г. “Азбука”, УМК “Школа России”.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока – праздника «Прощание с Азбукой»

Цели:

-обобщить знания детей по изучению ключевых тем Азбуки;

-подвести итог работы всего коллектива детей по обучению грамоте;

-развивать технику чтения детей, речь, словарный запас, коммуникативные навыки, самостоятельность детей;

-воспитывать интерес к чтению, умение работать в коллективе, культуру поведения.

Сценарий урока.

Звучит песня в исполнении учащихся «Чему учат в школе»

Учитель: Ребята! Сегодня у нас немного грустный, но и приятный праздник. Мы пришли прощаться с очень уважаемой, а для многих – первой в жизни, прочитанной самостоятельно, книгой – «Русской Азбукой».

Давайте вспомним, что произошло у нас в школе в первый учебный день – 1 сентября.

В середину класса выходит девочка «Русская Азбука», справа – первоклассник с букетом цветов.

Первоклассник:

Если сад цветами запестрел,

В поле колос налился пшеничный,

В огороде урожай поспел –

Значит, праздник близится отличный!

Надеваю брюки и жилет,

От волнения сердечко ноет,

Мама приготовила букет –

Подарю учительнице в школе.

Русская Азбука:

Ждёт с волнением и девчонок, и мальчишек,

Книга скромная – «Русская Азбука».

Среди ярких толстых книжек

Эта книга всем нужна: учит грамоте она.

Обращается к первокласснику

Хочешь многое узнать – научись, малыш, читать!

Первоклассник (недовольно отвернувшись)

И зачем было идти?

Я читаю лет с пяти,

Нужен этот первый класс.

Ухожу домой сейчас,

Попрошу купить компьютер,

Буду целый день играть,

В интернет письмо писать.

Азбука:

Подожди, не торопись,

Лучше к школе приглядись,

А уйти всегда успеешь

И включиться в Интернет

Грамотою не владеешь-

Подключаться толку нет.

Насмешишь весь белый свет!

Ученик:

Как же так? Ведь я читаю!

Цифры знаю, буквы знаю.

Азбука (показывает на вошедшую букву Р): Эту тоже?

Ученик:

Ну а как же!

Скажет каждый во дворе-

Перед нами буква Ре.

Р :

Я не « ре», не « ре», не « ре».

Хоть пишусь я во дворе.

Ты меня найдешь в горах.

Тундре, речке, берегах.

Рокочу я громким громом 
Вот тигриным, например,

Мое имя- буква «Эр».

Ученик (смущенно):

Извините, я не знал,

Но я правильно читал.

Буква Р уходит.

Азбука: Я пришла к вам в гости не одна, 33 родных сестрицы, писаных красавицы в одном городе живут и повсюду славятся. Кто же пришёл со мной вместе?

Все дети: Буквы!

Учитель: Сейчас мы послушаем стихи, которые вы учили о них.

А: Вот два столба наискосок,

А между ними - поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква А.

Б: Буква Б с большим брюшком,

В кепке с длинным козырьком.

В: В алфавите, в букваре

Третья – это буква В.

С тонкой палочкой две дужки,

Рядышком сидят подружки.

Г: Вот перед нами буква Г

Стоит подобно кочерге.

Д: Буква Д, как дом на ножках,

Есть труба с дымком, окошко.

Е: На странице в букваре

Проживает буква Е

Три ступеньки вверх ведут,

Никого не подведут.

Ё: Е и Ё – родные сёстры,

Различать сестёр непросто.

Но у буквы Ё две точки,

Словно к лесенке гвоздочки.

Ж: Стала снежинка буквой Ж,

Солнце её не растопит уже!

З: На эту букву посмотри:

Она совсем как цифра три.

И: На калитку посмотри:

Чем она не буква И?

Между двух прямых досок

Одна легла наискосок.

Й: Летает над калиткой птица,

Но на калитку не садится.

Букву Й зовут «И кратким».

Й как И в твоей тетрадке.

Чтобы Й не путать с И

Сверху галочку пиши.

К: На дереве веточка низко склонилась,

И вдруг в букву К она превратилась.

Л: Алфавит продолжит наш

Буква Л – лесной шалаш.

М: Взявшись за руки, мы встали

И на М похожи стали.

Н: На букве Н я, как на лесенке,

Сижу и распеваю песенки.

О: В этой букве нет угла,

Оттого она кругла.

До того она кругла –

Покатиться бы могла.

П: Влез на букву озорник:

Он решил,что П – турник.

Р: Буква Р – на мачте парус

Вдаль летит, небес касаясь.

С: Полумесяц в небе тёмном

Буквой С повис над лесом.

Т: Т – антенна выше крыши,

Всё увидит, всё услышит.

У: У – сучок.

В любом лесу ты увидишь букву У.

Ф: Все мы знаем без подсказки:

Буква Ф, как ключ от сказки.

Никогда его у нас не отнимет Карабас.

Х: Буква Х всё ходит, ходит,

Места словно не находит.

Ц: Вот такая буква Ц –

С коготочком на конце

Коготок –царапка,

Как кошачья лапка.

Ч: Да ,вы правильно решили:

Ч мы пишем как четыре,

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

Ш: Посмотри на букву Ш:

Буква очень хороша,

Потому что из неё

Можно сделать Е и Ё.

Щ: На расчёску Щ похожа.

Три зубца всего?

Ну что же!

Ъ: Из ведра не просто так

Нам воды напиться:

Нужен ковшик –твёрдый знак,

Чтобы не облиться.

Ы: Вот топор, полено рядом.

Получилось то, что надо.

Получилась буква Ы,

Все мы знать её должны.

Ь: Буква Р перевернулась –

Мягким знаком обернулась.

Э: Это – Э,

С открытым ртом

И большущим языком.

Ю: Чтобы О не укатилось,

Крепко к столбику прибью.

- Ой, смотри-ка,

Что случилось:

Получилась …буква Ю.

Я: Буква Я шагает гордо.

Всем на свете буква Я

Доложить готова:

-А вы знаете, кто я?

Вы не знаете, кто я.

Я не только буква Я-

Я буква, слог и слово.

Все буквы поют песню:

Песня:

1 куплет

Праздник, праздник празднуем семьей.

Праздник, праздник книжки золотой.

-Буковки! Буковки! Весело кричат.

Двадцать трое умненьких ребят.

Припев: Звуки согласные, гласные,

            Столько лет, столько лет вместе

            Звуки согласные, гласные

            Дружно поют эту песню.

2 куплет

В эту книгу с детства влюблены.

Мамы, папы и, конечно, мы.

Очень любим книжки мы читать.

Мы желаем все, всё на свете знать.

Припев:

3 куплет

В праздник, в праздник книги дорогой.

Ей желаем жизни золотой.

Мы поднимем дружно руки вверх,

Знаем впереди, ждет нас всех успех.

 Припев.

Дети садятся на свои места.

Учитель: Что-то родители наши засиделись, заскучали. Ребята, а не устроить ли нам конкурс знаний для ваших мам и пап, бабушек и дедушек?

Назовите автора и название произведения, отрывки которых я прочитаю:

Стала петь мышонку щука-

Не услышал он ни звука.

Разевает щука рот,

А не слышно,что поет.

       ( Маршак «Сказка о глупом мышонке»)

Побежал он на перрон,

Влез в отцепленный вагон.

Внес узлы и чемоданы,

Рассовал их под диваны.

      ( Маршак «Вот такой рассеянный»)

Ты один не умывался

И грязнулею остался.

И сбежали от грязнули

И чулки и башмаки.

     ( Чуковский  «Мойдодыр»)

Ох, нелегкая эта работа-

Из болота тащить бегемота.

    ( Чуковский «Телефон»)

Весна, весна на улице.

Весенние деньки.

Как птицы заливаются

Трамвайные звонки.

      ( Барто «Веревочка» )

Я сегодня сбилась с ног,

У меня пропал щенок.

Два часа его звала.

Два часа его ждала.

За уроки не садилась

И обедать не могла.

        ( Михалков «Мой щенок»)

-Молодцы. Справились с этим заданием.

( Слышится стук в дверь. Появляются Незнайка и Буратино.)

Незнайка: Друзья, а о нас вы не забыли? Мы тоже вместе с вами шагали по страницам «Азбуки» и тоже приготовили для вас интересные конкурсы.

Буратино: (огорчённо): Я нёс для вас слова, но вот беда: по дороге я упал, и все слова рассыпались.

Учитель: Не волнуйся, Буратино, ребята соберут из слогов слова.

1 – ряд: РО- ТА- ЧУ- ЩА- СВЕ- ЧА- КРИ- ЩУ

( роща, свеча, кричу, тащу)

2- ряд: ТУ- КРУ- ЧУ- ЧА- ЩА- ПИ- КА- ЩУ

( туча, кручу, чаща, пища, щука)

3- ряд: УГО- ЧА- МОЛ- ЩУ- ЧУ- КУ- ЧА- ЩА

(угощу, молчу, куча, щука)

Буратино: Молодцы, ребята! Хорошо потрудились. А на какие правила я принёс вам слова?

Ответы детей: ЖИ-ШИ пиши с буквой  И, ЧУ-ЩУ пиши с буквой У, ЧА-ЩА пиши с буквой А!

Незнайка: А что вы можете сказать об этих согласных буквах?

Ответы детей: Ж и Ш всегда твердые, Ч и Щ всегда мягкие!

Учитель:

Знаю, любите вы сказки,

Ведь они нам так нужны.

Я проверю ваши знанья,

Оправдайте ожиданье.

Мое первое слово, ваше – второе,

Так мы узнаем имя героя.

Итак, внимание! Начинаем,

Имя дружно называем!

Царевна- Лебедь

Змей – Горыныч

Иванушка – Дурачок

Добрыня – Никитич

Иван – Царевич

Карабас – Барабас

Лиса – Алиса

Мальчик – с пальчик

Петушок – Золотой гребешок.

Молодцы, ребята!

Учитель:

Кто сказал – частушки, вроде,
В наши дни уже не в моде?
Да и дело разве в моде;
Если любят их в народе?!

– Послушайте наши школьные частушки.

Мы собрали пап и мам.
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про свои успехи.

Почему у малышей
Мокрые реснички?
Потому что в Азбуке
Кончились странички.

Тыщу слов в минуту нынче,
Как машинка, я строчу.
Я любую нашу книжку
Одним махом «проглочу»!

Топни ножка-нога,
Топни правенькая.
Я всю Азбуку прочла,
Хоть и маленькая.

Не печалься, Азбука,
Лучше нету книжки!
Подарю тебя теперь
Младшему братишке.


Мы простимся с Азбукой, 
И рукой помашем,
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем!

Азбука:

Вас сегодня не узнать:

Стали бойко вы читать,

Очень грамотными стали,

 Поумнели. Возмужали.

И хочу сказать сейчас:

Рада я, друзья, за вас.

Вы отлично отвечали

Все загадки отгадали.

С вами я хочу проститься,

Обещайте не лениться.

Старших слушаться всегда,

А шалить лишь иногда.

Ах! Забыла я, друзья,

Что представить вам должна,

Кто на смену мне придет,

Дальше вас учить начнет.

Русский язык:

Я люблю учить детей,

С вами жить мне веселей.

Будем крепко мы дружить,

Мои правила учить.

Очень важно, скажем, знать,

Где поставить мягкий знак.

Как вам написать МОЕ

Через А иль через О

Ничего от вас не скрою,

Все секреты вам открою.

Чтение:

Вам мое почтение!

Я – «Книга для чтения».

Полистай мои страницы:

Здесь стихи и небылицы,

Сказки, басни, прибаутки,

Поговорки, даже шутки.

Буратино:

Пушкин, Лермонтов, Толстой,

Да, учебник непростой,

Так много интересного,

Пока мне неизвестного.

Чтение:

Я от Азбуки слыхала,

Что вы знаете немало,

Любознательных люблю,

Щедро знания дарю.

Всем, кто хочет много знать,

Хорошо надо читать.

Азбука: Сегодня я прощаюсь с вами, ребята, но мои буквы останутся с вами в каждой книжке, на каждой страничке, в ваших тетрадках, в письмах и открытках, в афишах и на экранах телевизора.

Учитель:

Вы прочли «Азбуку» от корки до корки,

Вам по чтению – пятёрка!

Позади нелёгкий труд

Слогового чтения…

И теперь без передышки,

Вы прочтёте любые книжки…

Так что в путь, дружок! Не робей!

Не грусти! Не жалей,

Что закончил «Азбуку».

Я желаю всем вам

Унестись в эту неведомую даль

Научиться дружить…

И в беде помогать,

И решительными быть.

 Песня на мотив «Пусть бегут неуклюже»

Пусть бегут неуклюже,

Первоклашки по лужам.

Дети в школу спешат на урок.

Даже дождь не пугает,

Если в класс приглашает,

Лучший друг наш, веселый звонок.

        Мы чуть-чуть уж повзрослели

        Научились мы читать.

        Подросли и поумнели

        Нас теперь и не узнать.

Наши книжки, тетрадки

В идеальном порядке

В выходные устали стоять.

Дома скучно ужасно,

Ну а в школе прекрасно,

Снова будем писать и читать.

Подведение итогов всей работы. Награждение дипломами и похвальными грамотами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Прощание с азбукой".(Сценарий урока-праздника в 1 классе)

Сценарий урока-праздника в 1 классе "Прощание с азбукой"....

Сценарий праздника прощания с азбукой. « Прощай, Азбука!»

Сценарий мероприятия для 1 класса "Прощай Азбука", включающий в себя инсценированные произведения детских писателей....

Ярмарка русской АЗБУКИ Сценарий праздника прощания с Азбукой

Подробный сценарий праздника с играми, конкурсами, сценками, песнями. Материал можно использовать для урока-обобщения, для классного огонька, а также для мероприятия в параллели (для первых клас...

Сценарий урока по Азбуке нравственности

Сценарий урока по Азбуке нравственности для начальной школы "Добрым быть совсем не просто"...

сценарий урока по Азбуке нравственности. Тема: «Что значит быть честным».

Методическая разработка урока Азбуки нравственности для 2 класса на тему: "Что значит быть честным"...

Сценарий выступления 1 класса «Азбука сказочных героев» на празднике «Прощание с азбукой»

Выступление класса составлено в стихотворной форме, на каждую букву - свой литературный герой....