Родительское собрание «Я – родитель: поиск взаимопонимания с ребенком. Стили семейного воспитания»
методическая разработка на тему

Акимова Светлана Александровна

Родительское собрание «Я – родитель: поиск взаимопонимания с ребенком. Стили семейного воспитания»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_na_30.10.15.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Я – родитель: поиск взаимопонимания с ребенком. Стили семейного воспитания»

Цель и задачи: Построить тесное взаимопонимание в семье, создание эмоционального настроя на работу  по изменению стереотипов во взаимоотношениях с детьми, помочь родителям в выборе методов и средств воспитания собственных детей.

Форма проведения: родительское собрание: семинар – практикум.

Ресурсы: Листы, ручки, интерактивная доска, анкеты с упражнением для родителей  «Активный слушатель», тест «Стили семейного воспитания»

Ход собрания:

Психолог: Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады вас приветствовать, и благодарим за то, что вы нашли время для нашей встречи. 

Погружение

Я, для начала, попрошу Вас взять в руки чистые листы бумаги, закрыть глаза и внимательно слушать меня. Сейчас надо будет выполнить определенные действия с бумагой. Ваша задача — точно следовать инструкции.
- согнуть лист пополам;
- еще раз пополам;
- оторвать верхний правый угол;
- оторвать нижний правый угол.
- Откройте глаза и посмотрите, что у Вас получилось. Скорее всего, узоры у всех будут различными. Безусловно, найдутся похожие «творения», но одинаковых вы не встретите, хотя инструкция звучала для всех одинаково.

Вывод: Мы все очень разные, разные характеры, разные взгляды на жизнь, но есть одно, что объединяет нас, - это наши дети. Фигуры, сделанные Вами, не похожи друг на друга. Вот так же и наши дети все разные. 

Данная тема посвящена проблеме устранения ошибок семейного воспитания и общения. Так как одной из причин трудностей взаимодействия ребенка с окружающими является не правильные стили семейного воспитания.

С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям, по отношению к миру в целом, как человек смотрит на мир положительно или отрицательно. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок: в благополучной или неблагополучной.

Основная проблема, возникающая у детей  — это проблема взаимоотношений с родителями. Родители часто не понимают, что с детьми школьного возраста общение должно строиться по-другому, нежели с малышами. Не всегда родители различают, что нужно запрещать, а что следует разрешать. Все это может создать весьма непростую ситуацию.

Какие ошибки совершают родители.

Упражнение «Желанный гость»

Давайте проведем небольшое упражнение:

Представите, что вы дома. Звонок в дверь – И на пороге ваша подруга или друг. Как вы показываете, что этот человек вам дорог, что вы рады ему? [2]

слайд 2

Представили?...

А теперь представьте, что это ваш собственный ребенок, вот он приходит со школы, и вы показываете, что рады его видеть?

слайд 3

Представили? В чем разница?

(Ответ родителей)

Не всегда показываем нашим детям свои чувства и  не всегда  мы правильно понимаем их чувства.

И  получается то, что мы сами не помогаем нашим детям общаться с нами……

Поэтому необходимо включить в отношения с нашими детьми:

 слайд 4

  • Принятие;
  • Внимание;
  • Признание (уважение)
  • Одобрение
  • Теплые чувства

Ребенка, который уже учится в школе, нужно не только слушать, но и слышать…..

слайд 5

  1. «Активное слушанье»

    Давайте вспомним, часто, когда ребенок нам что-то говорит, рассказывает, мы делаем вид, что его слушаем, но не всегда воспринимаем информацию.

слайд 6

Что значит слушать? Слушать и не воспринимать информацию.

слайд 7

Что же это значит — активно слышать ребенка? Это когда звучит нужная информация в ответ.

Разберем несколько ситуаций:

1. Мама сидит в парке на скамейке, к ней подбегает ее трехлетний малыш в слезах: «Он отнял мою машинку!». Что вы ответите ребенку в данной ситуации?

Гораздо легче и привычнее было бы сказать:

- Ну ничего, поиграет и отдаст…

2.Сын возвращается из школы, в сердцах бросает на пол портфель, на вопрос отца отвечает: «Больше я туда не пойду!».

- Как это ты не пойдешь в школу?!

3. Дочка собирается гулять; мама напоминает, что надо одеться потеплее, но дочка капризничает: она отказывается надевать «эту уродскую шапку».

- Перестань капризничать, вполне приличная шапка!

Все эти ответы несут общий недостаток: оставляют ребенка наедине с его переживанием.

Своим советом или критическим замечанием родитель как бы сообщает ребенку, что его переживание неважно, оно не принимается в расчет.

Во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо или несправедливо и даже когда он очень устал, первое, что нужно сделать — это дать ему понять, что вы знаете о его переживании (или состоянии), «слышите» его.

слайд 8

Если у ребенка эмоциональная проблема, его надо активно выслушать.

Активно слушать ребенка — значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.

Вернемся к нашим примерам и подберем фразы, в которых родитель называет чувство ребенка:

СЫН: Он отнял мою машинку!
МАМА Ты очень огорчен и рассержен на него.
СЫН: Больше я туда не пойду!
ПАПА: Ты больше не хочешь ходить в школу.
ДОЧЬ: Не буду я носить эту уродскую шапку!
МАМА: Тебе она очень не нравится.

слайд 9

В своих ответах мы даем понять ребенку, что мы знаем о его переживании или состоянии, «слышим» его.

слайд 10

А если это не происходит, то ребенок снова остается со своими переживаниями и обидами.

слайд 11

Упражнение «Активное слушанье»

 (использовать интерактивную доску)

Перед вами таблица, в которой нужно заполнить графу «чувства ребенка». В левой колонке вы найдете описание ситуации и слова ребенка, справа напишите, какие, по вашему мнению, чувства он испытывает в этом случае. Сначала ответьте на  второю колонку, а потом третью. Запишите в третьей колонке ваш ответ на слова ребенка. Обозначьте в этой фразе чувство, которое (по вашему предположению, как активный слушатель) он испытывает

слайды 12-13

Ситуация

Чувства ребенка

Ваш ответ как

«активного слушателя»

Подросток говорит Вам: «Сегодня, когда я выходила из школы, мальчишка-хулиган выбил у меня портфель и из него все высыпалось».

Огорчение, обида

Ты очень расстроилась и было обидно.

(Ребенку сделали укол, плачет): «Доктор плохой!».

Боль

Тебе больно, ты рассердилась на доктора.

(Старший сын — маме): «Ты всегда ее защищаешь, говоришь «маленькая, маленькая», а меня никогда не жалеешь».

Обида

Тебе хочется, чтобы я тебя тоже защищала.

«Сегодня на уроке математики я ничего не поняла и сказала об этом учителю, а все ребята смеялись».

Обида

Было очень неловко и обидно.

Ребенок роняет чашку, та разбивается): «Ой!!! Моя ча-ашечка!».

Испуг, жалость

Ты испугалась, и чашечку очень жалко.

(Влетает в дверь): «Мам, ты знаешь, я сегодня первый написал и сдал контрольную!».

Радость

Здорово! Я вижу, ты очень рад.

«Ну надо же, я забыла включить телевизор, а там было продолжение фильма!».

Огорчение, обида

Очень досадно… Ты очень расстроилась, и было очень обидно.

слайд 14

Не всегда, конечно, конфликт разрешается быстро. Иногда ребенок, чувствуя готовность отца или матери его слушать и понимать, охотно продолжает рассказывать о случившемся. Взрослому остается только активно слушать его дальше.

Как часто мы оставляем детей наедине с грузом разных переживаний своими решительными «Поздно!», «Пора спать», «Некогда» т.д. т т.п. фразами, в то время как несколько минут слушания могли бы по-настоящему успокоить ребенка.

При «активном слушанье» ребенок сам продвигается в решении своей проблемы.

слайд 15

Так же очень важен физический контакт ребенку.

Обнимайте вашего ребенка не менее восьми раз в день (обычные утреннее приветствие и поцелуй на ночь не считаются). Неплохо то же делать и по отношению к взрослым членам семьи.

слайд 16

А если, несмотря на все страдания, ничего не получается: он (она) по-прежнему ничего не хочет, ничего не делает, с нами воюет, да и мы не выдерживаем?

«Пожалуйста, наберитесь терпения!»

слайд 17

В глазах ребенка, родители выступают в нескольких ролях: 
•как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным; 
•как власть, распорядитель благ, наказаний и поощрений, 
•как образец, пример для подражания, воплощение мудрости и личных человеческих качеств; 
•как старший друг и советчик, которому можно доверять. 

Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных  отношений, оказывает решительное влияние на развитие, как детей, так и взрослых. Его создают члены каждой семьи, и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным.

Существуют несколько типов семейного воспитания. От стиля отношений родителей к ребенку зависит воспитательная и эмоциональная функция семьи. Выделяют 3 основных стилей отношений: Авторитарный стиль воспитания, демократичный стиль воспитания,  либеральный стиль воспитания.

слайд 18-22

Тестирование родителей
Прежде чем я зачитаю основные характеристики каждого стиля воспитания, предлагаю вам с помощью теста, оценить свою собственную стратегию воспитания и выяснить, какой стиль воспитания вы используете. Для этого вам необходимо, выбрать один из предложенных вариантов ответа на каждый вопрос. Всего будет 10 вопросов. (Приложение 1).

Тест: «КАКОЙ У ВАС СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ?» (модификация Р. В. Овчаровой)

Инструкция: выберите вариант ответа для каждого из десяти вопросов. 
Текст опросника
1. Как вы считаете, должен ли ребенок делиться с вами своими мыслями и чувствами?
А) обязательно. Он должен рассказывать обо всем, что с ним происходит; 
Б) рассказывать вам только то, чем он сам захочет поделиться; 
В) ребенок должен оставлять свои мысли и переживания при себе. 
2. Что вы сделаете, если узнаете, что ваш ребенок взял без спросу чужую игрушку?
А) отругаете его при других детях, заставите вернуть игрушку и извиниться; 
Б) поговорите с ребенком «по душам», и предоставите ему право самому принять правильное решение; 
В) предоставите возможность детям самим разбираться в своих проблемах. 
3. Какой будет ваша реакция, если ребенок, хорошо и быстро выполнит ваше поручение?
А) примете как должное и скажете: «Всегда бы так». 
Б) похвалите его и расскажите родным и знакомым о том, какой он у вас молодец; 
В) порадуетесь; 
4. Как вы отреагируете на сквернословие ребенка? 
А) строго накажу;
Б) постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не 
принято; 
В) не стану придавать этому значение, если это не выходит за разумные пределы.
5. Дети спокойно играют. У вас появилось немного свободного времени. Что вы предпочтете сделать? 
А) включитесь в игру: поможете, подскажете или сделаете замечание; 
Б) понаблюдаете за тем, как дети играют и общаются; 
В) займетесь своими делами. 
6. Вы пришли за ребенком в детский сад, надеясь, что он быстро оденется, и вы успеете зайти на почту, но он под разными предлогами отвлекается от сборов, «тянет время». Что вы предпримите?
А) разозлитесь и отругаете ребенка;
Б) расскажите ему о своих планах и попросите одеваться быстрее;
В) попытаетесь сами быстренько его одеть.
7. Какова ваша стратегия воспитания? 
А) ребенок неразумен и неопытен, взрослые должны воспитать и научить его; 
Б) в процессе воспитания должно осуществляться сотрудничество взрослого с ребенком; 
В) решающую роль в развитии ребенка играет наследственность, его уже не переделать, поэтому главная задача родителей, следить, чтобы он был здоров, сыт и не совершал неприемлемых поступков. 
8. Ваш ребенок «прилип» к телевизору, вместо того чтобы укладываться спать. Как вы поступите в этой ситуации?
А) без слов выключите телевизор и уложите ребенка спать;
Б) объясните, как для него важен сон и попросите его через 10 минут быть в кровати
В) позволите ему лечь попозже, но поднимете с утра в обычное время.
9. Ребенок не хочет выполнять вашу просьбу или поручение. Что вы предпримите?
А) заставите его выполнить ваше поручение; 
Б) постараетесь обыграть свое поручение в интересной для ребенка форме;
В) ничего не станете предпринимать. Сами все сделаете.
10. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?
А) постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить;
Б) попробую разобраться, что его побудило солгать;
В) расстроюсь.

Обработка результатов
Теперь подсчитайте, каких ответов больше – А, Б или В. Преобладающий вариант ответа укажет на характерный для Вас стиль воспитания.
А – авторитарный 
Б – демократичный 
В – либеральный

 «А теперь послушайте, что же собой представляют каждый из стилей воспитания».

Характеристика основных стилей воспитания
Родители, предпочитающие либеральный стиль, склонны устраняться от воспитания ребенка. Они считают, что воспитывать и обучать ребенка должны люди, имеющие специальное образование, то есть педагоги и воспитатели. Ребенок может пользоваться вседозволенностью, ему предоставляют полную свободу и не требуют при этом отвечать за то, что он делает или говорит. Родители играют роль доброго взрослого. Возможно, и просто родительское безразличие. 
Родители, предпочитающие авторитарный стиль, не считают нужным считаться с мнением ребенка. Часто родители с преобладанием авторитарного стиля общаются с ребенком угрозами или путем постановки условий, то есть заботятся, прежде всего, о себе, а не о ребенке, нужды которого отрицаются. Авторитарные родители считают себя вправе применять различные физические наказания, кричать на детей. Дети таких родителей могут вырасти как слабыми и безответными «жертвами», считающими себя виноватыми во всем плохом, что происходит с ними, так и решительными, жесткими людьми, которые предпочитают независимость и твердость и в то же время во всех своих неудачах винят все и всех, кроме себя. 
При демократичном стиле воспитания, родители всегда открыты к диалогу, готовы выслушать мнение ребенка и согласиться с ним, если он предлагает разумное решение, а также, если дело касается его личного выбора: выбора друзей, профессии, занятий и хобби. Такие родители дают ребенку уверенность в себе, поддержку и заботу, они очень чувствительны к нуждам ребенка. Ребенок ощущает родительскую любовь и заботу. Родители помогают только тогда, когда это действительно необходимо. Дети родителей, предпочитающих этот стиль воспитания, чаще добиваются значительных успехов в своей взрослой жизни.

Обсуждение стилей воспитания и результатов теста
Как вы считаете, какой из описанных стилей воспитания является наиболее эффективным? 
Действительно, наиболее оптимальным является демократичный стиль воспитания, при котором в ребенке ценится его самостоятельность, к нему проявляется доверие и уважение. А вот ослабление родительского контроля, способствует формированию пассивной и неуверенной в себе личности, а также нарушают процесс социализации ребенка в обществе.

Большое значение имеет согласованность родительских взглядов на воспитание. В полных семьях, родители иногда придерживаются различных стилей воспитания. Например, отец может быть достаточно авторитарным, а мать – заботливая и разрешающая. Или одна бабушка говорит одно, другая другое, а родители придерживаются третьей тактики воспитания, требуя от ребенка взаимоисключающих форм поведения. Ребенок в этом случае не понимает, что на самом деле правильно, а что нет, он ни в чем не может быть уверен, а значит, не ощущает себя в безопасности. Из-за такого противоречивого воспитания, ребенок живет в состоянии психологического стресса, у него могут возникнуть неврозы или различные нарушения в поведении. Поэтому необходимо выработать единый стиль воспитания и придерживаться одной тактики поведения, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей. Важно, чтобы между родителями были гармоничные отношения.

Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показывает, что даже сложные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается установить благоприятный стиль общения и воспитания в семье. Как правило, дети усваивают образцы поведения своих родителей и в будущем может применяться в качестве воспитания уже своих детей. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля воспитания. Следовательно, современные родители ответственны за воспитание не только своих детей, но и последующих поколений.

слайд 23

Итоги

И подведя итоги, что можно кратко сказать:

1.Принимать ребенка.

2. Активно слушать его переживания, и потребности.

3. Бывать (читать, играть, заниматься) вместе.

4. Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется.

5. Помогать, когда просит.

6. Поддерживать успехи.

7. Делиться своими чувствами (значит доверять).

8. Конструктивно разрешать конфликты.

9. Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например: Мне хорошо с тобой. Я рада тебя видеть. Хорошо, что ты пришел. Мне нравится, как ты… Я по тебе соскучилась. Давай (посидим, поделаем…) вместе. Ты, конечно, справишься. Как хорошо, что ты у нас есть. Ты мой хороший.

10. Обнимать не менее 4-х, а лучше по 8 раз в день.

И многое другое, что подскажет интуиция и любовь к ребенку, незамутненные огорчениями, которые, хоть и случаются, но, вполне преодолимы

Прощание
Наша встреча подходит к концу. В заключении хочу раздать Вам памятки, которые называются «10 заповедей эффективного воспитания»

(Приложение 1). Надеюсь, что они помогут Вам в воспитании Ваших детей.
Спасибо за внимание. Надеюсь, что сегодняшняя наша встреча оказалась для Вас полезной. До скорой встречи

Используемая литература:

  1. Гиппенрейтер Ю.Б.  «Общаться с ребенком. Как?»  издательство «Сфера» 2005
  2. Козлова Г.Н., Любезнова Е.В., Нецветайлова Е.Н. «Школьный родительский клуб» из серии «Воспитательная работа » издательство «Глобус» 2009
  3. Клюева Н.В. «Психолог и семья»: диагностика, консультация, тренинг/ Н.В. Клюева. – Ярославль, 2002
  4. «Почему семейная терапия?» - глава 1 книги Conjoint Family Therapy, by Virginia Satir, Science and Behavior Books, Mountain View, CA, 1967. Перевод Анжелики Коннер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект к презентации родительского собрания "Стили семейного воспитания"

Материал конспекта соответствует  слайдам презентации. Готовый материал для работы....

Конспект родительского собрания "Стили семейного воспитания"

На родительском собрании проводится тестирование, позволяющее определить стиль семейного воспитания, а , соответственно, даёт повод задуматься о правильности воспитания ребёнка в семье....

Родительское собрание "Стили семейного воспитания"

Разработка родительского собрания.Презентация.Советы родителям.Анкета для родителей....

Родительское собрание "«Идеальные родители глазами детей, идеальный ребенок глазами родителей.»

Родительское собрание в 3 классе.Предлагается конспект собрания....

Родительский всеобуч на тему «Стиль семейного воспитания и его влияние на формирование личности ребенка»

На современном этапе образования при организации психологического родительского всеобуча наиболее эффективными являются активные формы работы, включающие родителей в проблемные ситуации, обеспечивающи...

Родительское собрание для родителей первоклассников по теме "Семья и семейные ценности"

материалы для проведения родительского собрания с родиелями первоклассников по теме "Семья и семейные ценности"P.S.участникам демонстрационного экзамена WorldSkills, данный материал занят! Просьба про...

Родительский всеобуч на тему «Стиль семейного воспитания и его влияние на формирование личности ребенка»

Родительское собрание , на котором рассматриваются различные стили семейного воспитания и то, к формированию какой личности ребенка они в последующем приводят....