Личностно-ориентированная педагогика как основа воспитательного процесса
статья на тему

Румянцева Наталия Викторовна

Личностное развитие ребенка как конечный результат личностно-ориентированноего подхода - это личность с творческим потенциалом, свободная в своем выборе и принятии решений, и важно чтобы с ней рядом был "свободный" воспитатель, которому можно доверять, искренне уважать, образу которого бессознательно подражать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnostno.docx19.11 КБ

Предварительный просмотр:

Личностно-ориентированная педагогика как основа воспитательного процесса

   Сегодня в педагогической литературе появилось много новой «гуманистической» риторики: «личностно-ориентированный подход», «личностно-центрированная педагогика», «субъект -субъектные отношения». НО, очевидно, что дело не в лексике, а во взгляде на ребенка, в философии взаимоотношений воспитателя и воспитанника. Не беря в расчет человеческую природу, закономерности ее развития, внутренние лейтмотивы поведения ребенка, мы всегда останемся на педагогике авторитаризма, какой бы «современной» фразеологией не прикрывались.

   Основными идеями новой личностно-ориентированной педагогики: человек есть саморазвивающееся, самореализующееся существо, и именно в этом случае возникает возможность обретения человеком личной ответственности. Воспитатель конечно нужен, но он лишь помощник, защитник, наконец, образец для подражания.

М. М. Пришвин однажды записал в своем дневнике: «Отвращение к учительству. Хочу не учить, а душевно беседовать, размышлять сообща и догадываться». Можно научить ребенка тому, «что такое хорошо и что такое плохо». А можно воспитать в нем желание и умение понимать, почему что-то хорошо, а что-то плохо. Педагог своим воздействием на ученика должен добиваться только одного: «чтобы ребенок сам хотел и стремился быть хорошим, чтобы он находил удовольствие в хороших  нравственных поступках». Поэтому надо воспитывать не поведение, а мотивы, т.е. внутренние намерения ребенка. Надо искать задатки, развивать способности ребенка, демонстрировать его таланты, в первую очередь для него самого. Ибо удивиться, насколько он хорош, красив и талантлив, прежде всего, должен сам ребенок.

   Ни взрослый, ни тем более ребенок, не может быть счастливым, если в нем не признают активную, творческую личность, самостоятельного деятеля. «Я сам!» - это лозунг растущего человека. Мы можем углубить и расширить его до лозунга «Мы сами!», но не имеем права подменять его другим лозунгом – «Мы за тебя!»

   Властолюбие – один из главных пороков человечества – результат насильственного воспитания. Никакая агрессия по отношению к ребенку не исчезает – все это остается в нем, и когда он станет большим, он все выплеснет на тех, кто слабее – на своих, уже не «страшных» для него родителей, конечно же на детей. Каждый может вспомнить моменты из своего детства, когда он чувствовал бессилие, страх, зависимость, отсутствие опоры, находясь под прессингом взрослого. Эти чувства и переживания не покидают нас, они уходят в наше подсознание и накапливаются там, а потом, в течение жизни, руководят нашими действиями.

   Но существует иной подход в воспитании, без перекраивания ребенка на собственный лад, а воспитание от самосознания отдельного человека,  от его потребностей и внутренних проблем индивида, который пришел в человеческое сообщество и страстно стремится познать себя, найти в мире свое место, единственное, но законное, выразить, реализовать себя, уникального и неповторимого.

   Счастлив тот человек, который нашел ту сферу, где он может себя реализовать, самоутвердиться, это позволит ему быть уверенным и успешным. Для ученика – это в первую очередь – учеба. Самое главное приобретение, которое ученик должен сделать в период школьного ученичества – это чувство собственного достоинства, веру в себя, осознание, что он знает, умеет, способен. Ребенок начинает терять интерес к учению не потому,  что перестал считать его важным, значимым для себя, а потому, что устал от неудачи в нем. Он уже устал терпеть, мириться с собой двоечником или троечником, иначе возникает презрение к себе – бестолковому и ничтожному. Ребенок перестает что-то хотеть, когда он понимает , что не может, не способен. В результате мы наблюдаем уход ребенка от учебы. Это инстинктивная реакция самосохранения. Это желание избежать ситуации неуспешности, защита от разрушения цельности внутреннего  «Я».

   Если наш ученик не может утвердиться в учебе, ему нужно помочь подыскать «запасные аэродромы» детского самоутверждения и согреализации: спорт, живопись, техническое творчество, организаторская работа, производительный труд и другое. Хорошо, если ребенок в школе может найти свое дело по душе, по способностям. Это могло бы быть компенсацией неуспешности в учебе.

   Все дети такие милые, славные, но проходит время, и многое меняется. Одни дети стали опорой семьи, радостью и гордостью родителей, другие почему-то превратились в эгоистов и хулиганов. Стараясь обеспечить детей материально, мы как-то забываем о нравственной стороне воспитания. Эти просчеты – от нашей педагогической безграмотности. Изменения в обществе вносят изменения и в семью, меняются ориентации, появляются другие ценности, но дети всегда остаются детьми и в любой период исторического развития нуждаются в поддержке, любви и заботе. Отсутствие приказов, команд, угроз, нравоучений, стремление к поиску совместных решений, доводов, наблюдений – основа гармоничного развития.

   Подходите к детям с оптимистической гипотезой. Ищите в ребенке хорошее, его всегда больше, и чаще опирайтесь на положительные эмоции. Недостаточно только любить тишину воспитательных мероприятий, уроков, надо любить шум. Надо уважать смешливость и озорство, непоседливость и реактивность детей. Уважать законы детства. Очень важно, чтобы у детей было с кем делиться своим личным богатством.

   Понимание ребенка, принятие его не только сердцем, но и умом, осознание своей ответственности за судьбу маленького человека поможет взрослым выбрать тот стиль воспитания, который принесет благо и ребенку и родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение компетентностного подхода в воспитательный процесс на примере личностно ориентированного КТД

Коллективное творческое воспитание – особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни. Коллективное твор...

Здоровьесбережение - составляющая процесса личностно-ориентированной педагогики.

Выступление на методическом объединении. Здоровьесберегающие технологии-теоретические практические рекомендации,которыми я пользуюсь в классе.VII вид, 2 класс....

Здоровьесбережение - составляющая процесса личностно-ориентированной педагогики.

Выступление на методическом объединении. Здоровьесберегающие технологии-теоретические практические рекомендации,которыми я пользуюсь в классе.VII вид, 2 класс....

Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения

Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения...

«Повышение эффективности процесса обучения через внедрение инновационных технологий на основе личностно-ориентированного обучения»

Данная презентация поможет в работе методического бъединения учителей начальных классов в рассмотрении вопросов повышения эффективности процесса обучения через внедрение инновационных технологий на ос...

«Взаимодействие школы и семьи – основа воспитательного процесса в сельской малокомплектной школе»

Воспитательная работа в сельской школе - это возможность тесной связи с родителями, опора на народные традиции, близость к природе. Я считаю, что приоритетная роль в воспитании подрастающего поколения...