«Взаимодействие школы и семьи – основа воспитательного процесса в сельской малокомплектной школе»
статья

Воспитательная работа в сельской школе - это возможность тесной связи с родителями, опора на народные традиции, близость к природе. Я считаю, что приоритетная роль в воспитании подрастающего поколения в школе принадлежит классному руководителю.  Именно классный руководитель является не только наставником, но и посредником между семьей и школой. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Начальная школа с.Айон»

Направление:

Роль классного руководителя в организации воспитательной работы.

Тема:

«Взаимодействие школы и семьи – основа воспитательного

процесса в сельской малокомплектной школе»

Выполнила:

Тоно Валентина Викторовна

учитель начальных классов

МБОУ НШ с. Айон

2017 год

«Взаимодействие школы и семьи – основа воспитательного

процесса в сельской малокомплектной школе»

«Чтобы узнать ребенка –

надо хорошо узнать его семью»

(В.А.Сухомлинский)

      В России очень много сельских школ, в том числе и малокомплектных.

На Чукотке сельские малокомплектные школы занимают особое место в социальной жизни национального села.  В настоящее время сельская школа работает в трудных социально-экономических условиях и  нуждается в особом внимании и государственной поддержке. От состояния и уровня ее работы во многом зависят ценностные ориентации детей и молодежи села, качество и уровень образованности обучающихся, социокультурная ситуация на селе, стабильность сельской семьи.

     Важнейшим условием успешной социализации детей является взаимодействие сельской школы с социумом, т.к. формируется  уникальная среда, в которой  происходит становление мировоззрения,  закладываются   жизненно важные навыки, необходимые для развития личности в обществе. Именно от школы идут в среду позитивные импульсы культурной жизни, от школы сельская семья ждет помощи в воспитании и обучении детей, развитии их способностей и интересов.

     Воспитательная работа в сельской школе - это возможность тесной связи с родителями, опора на народные традиции, близость к природе. Я считаю, что приоритетная роль в воспитании подрастающего поколения в школе принадлежит классному руководителю.  Именно классный руководитель является не только наставником, но и посредником между семьей и школой.  От личности педагога, его интересов, склонностей и способностей, нравственно-педагогической позиции  зависит  содержание  воспитательной работы в конкретной школе

         Наше образовательное учреждение напоминает большую семью. Педагог здесь  живет жизнью детей, отдает душевное тепло. Педагоги  нашей школы  решают ежедневные, насущные вопросы, касающиеся личности каждого учащегося или воспитанника, с решением  которых  формируются и развиваются ценностные ориентиры жизни.

      В наш прогрессивный век изменились и дети, и педагоги и родители. Поэтому  взаимодействие с семьёй – одна из актуальных и сложных

проблем в работе школы и каждого педагога. Все семьи разные (многодетные, малообеспеченные, полные, неполные, благополучные и неблагополучные), у каждой есть свои проблемы и трудности, поэтому к каждой семье должен быть свой особый индивидуальный подход.

      Сегодня наблюдается кризис семьи, детско-родительских отношений. Это связано с переменами в политической и экономической жизни страны, региона, района, города, села. Родители вынуждены концентрировать внимание на материальном благополучии, а значит, меньше времени тратить на общение в семье. К сожалению, в настоящее время все чаще мы наблюдаем рост неблагополучных семей в нашем обществе и наше село не исключение. Работа с неблагополучными семьями  является наиболее трудной для педагога т.к. часто очень трудно установить контакт в данном случае. В нашем селе возросло количество  неполных семей, где родителям непросто совмещать роль кормильца и воспитателя.  К сожалению, эти факты является негативным явлением  для школы, и для семей. Поэтому педагогу необходимы терпение и поиск путей решения этой проблемы  в интересах ребенка. Здесь многое зависит от мастерства педагога, классного руководителя.   Эффективным сотрудничество будет, только если оно направлено на создание  единой социальной среды, где ценности понимаются как основа жизни.

     Специфика моей воспитательной работы состоит в том, что мои родители участвуют во всех коллективных творческих делах школы и класса. Радует, что такая работа все больше и больше привлекает родителей к сотрудничеству, к пониманию проблем школы. Работая класс-комплекте несколько лет, я убеждена, что только совместными усилиями можно достичь определённых результатов в развитии и воспитании ребёнка, поэтому стараюсь:

*оказывать помощь родителям в определении методов и приёмов воспитания детей,

*направлять семейное воспитание на всестороннее развитие детей;

*развивать у родителей положительное отношение и доверие к школе;

*укреплять авторитет родителей в семье;

 *тактично руководить педагогическим самообразованием родителей.

*формировать здоровый образ жизни  в семьях.        

*создать условия для профилактики асоциального поведения детей.

     В своей работе с родителями использую разнообразные формы  связи школы с семьей:

Индивидуальные -  действую в каждом конкретном случае,  из расчета с кем проживает ребенок, какие условия жизни, место проживания, социальный статус семьи и т.д.:  

-изучение семьи: социологическое исследование - анкетирование  помогает оказывать помощь родителям в определении методов и приёмов воспитания ребёнка; создавать творческие мини-группы родителей;

- посещение на дому и консультации помогают родителям выбрать правильный подход к детям. Тут важны доверительные отношения между мной и родителями;

-памятки («Сядем за домашние задания», «Свободное время с пользой»).                  

Коллективные:

- родительские собрания: деловая игра, круглый стол, работа по группам, тематические игры (просвещение по вопросам психологии и педагогики). Такие собрания мы проводим обычно по окончании четверти или полугодия, когда  родители могут видеть успехи детей;

- совместные  классные часы, Уроки мужества, путешествия, экскурсии, беседы с использованием ИКТ. С большим интересом ребята совместно с родителями защищают свои творческие проекты с использованием информационных технологий, пополняют портфолио учеников;

- проведение открытых занятий для родителей:  привлечь внимание родителей к ребенку, его проблемам; показать достижения детей, раскрыть их лучшие стороны, заинтересовать родителей делами ребенка;  

-Дни открытых дверей, когда родители могут посетить уроки и занятия внеурочной деятельности.

                      Совместная полноценная деятельность сближает родителей, детей и учителя, помогает формировать дружный единый коллектив.

*Исследовательские проекты: «Родословное древо»; «Все профессии важны»; «Мой режим дня»; «Фотографии из семейного альбома».

* Совместные экскурсии, прогулки, походы, акции, спортивные праздники, национальные виды спорта, тренинги.

*Создание  портфолио учащихся, презентаций о семье.

*Посещение школьного музея, экскурсии в сельскую библиотеку, в гараж, в мастерскую, на полярную станцию и т.д.

*Участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах разного уровня.

* Создание творческих работ детей, совместно с родителями (создание родового дерева, семейные плакаты: ПДД, ЗОЖ, новогодние украшения, Режим дня).

                        Все дети класса (100%) заняты в школьных  кружках и во внеурочной деятельности.                        

Семейные традиции, коллективные творческие дела, положительная мотивация к общественной жизни дают возможность оптимально включать в процесс обучения и воспитания каждого ученика. Позволяют формировать такие качества личности ребёнка, как уважение к старшим, доброта,  чуткость, отзывчивость.  Анкетирование родителей по организации воспитательной работы с детьми показывает 100% удовлетворённость.

             Целенаправленная работа позволяет успешно решать задачи сохранения и укрепления семейных ценностей.

Участие родителей в жизни своих детей не только дома, но и в школе помогает им:

- увидеть мир с позиции ребенка;

- относиться к своему ребенку как к равному себе;

- знать сильные и слабые стороны ребенка, учитывать их;

- проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке;

- поддерживать доверительные отношения с ребенком, участвовать в его делах, разделять радости и горести          

Особенностью нашего маленького коллектива  является активность педагогов,  и, как следствие, активность ребят и их родителей:  школа принимает участие  в школьных и сельских конкурсах и  мероприятиях. Родители с пониманием относятся к проблемам школы, поэтому  многие родители, в основном это мамы, принимают непосредственное участие в подготовке классов к учебному году. В школе сложилась традиция проводить совместно с родителями  праздники: Кильвей, Встреча Солнца, День Победы, День учителя, День матери, День знаний, новогодние утренники, прощание с Азбукой, Посвящение в первоклассники 8 марта, 23 февраля, День знаний, Уроки мужества, День героев Отечества.  Подготовка   к  мероприятиям очень сплачивает детские и взрослые коллективы, способствует налаживанию контактов, доброжелательному общению. Наши родители – частые гости в школе как в качестве зрителей, так и в качестве участников мероприятий ( исполняют роль Деда Мороза и Снегурочки, Бабы-Яги на новогоднем утреннике, мамы активно включаются в интересные игры во время праздника 8 марта). Наши бабушки и дедушки являются участниками  проектов разного направления, они приглашаются на школьные мероприятия, концерты, являются главными консультантами проведения национальных праздников, игр, оформления и т.д.

     Таким образом в нашей школе созданы организационно-педагогические условия для участия родителей в жизни школы, когда  развиваются организаторские способности и чувство ответственности за происходящее вокруг у учащихся и их родителей.

 

 Литература

1. Гурьянова Марина Петровна: «Сельская школа и социальная педагогика(2000)».

2. Броневщук Степан Григорьевич: «Cельская школа на современном

этапе(1997)».

4. Байбородова Л.В.: «Воспитание в сельской школе(2002)».

5. Плоткин Михаил Маркович: «Воспитательный процесс современной сельской школы (2002)».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы реализации ФГОС начального общего образования в сельской малокомплектной школе

Проблемы реализации ФГОС начального общего образования в сельской малокомплектной школе...

Кукольный театр как центр социализации детей в условиях сельской малокомплектной школы

Помочь детям жить в мире и быть успешным средствами кукольного театра....

Экологическое воспитание обучающихся сельских малокомплектных школ в условиях реализации ФГОС

В статье  раскрываются вопросы организации экологического воспитания обучающихся сельских малокомплектных школ в условиях реализации требований ФГОС...

Новогодний утренник для учащихся сельской малокомплектной школы

Утренник проводится с небольшим количеством героев ( родителей учащихся)...

Взаимодействие школы и семьи в воспитательном процессе на примере создания фотопроектов

Методическая разработка совместных действий родителей и педпгогов с обучающимися с ОВЗ в создании творческих проектов....

Особенности духовно – нравственного воспитания обучающихся сельской малокомплектной школы в процессе изучения курса ОРКСЭ

Особенности духовно – нравственного  воспитания обучающихся сельской малокомплектной школы в процессе изучения курса ОРКСЭ...