Роль современного детского телевидения в формировании ценностных ориентиров ребенка.
статья на тему

Ольвинская Ирина Геннадьевна

Детское телевидение должно осуществлять воспитание гражданской позиции у детей на основе диалога культур, транслируя его в своем контенте. В этих условиях вырастает  потребность в разработке педагогических аспектов взаимодействия средств массовой информации  и специализированных образовательных учреждений. Это позволит оптимизировать потенциал обоих субъектов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.39 КБ

Предварительный просмотр:

Роль современного детского телевидения в формировании ценностных ориентиров ребенка.

В современном обществе телевидение является важнейшим видом массмедиа, а потому и средством развития и распространения массовой культуры. Развитие, информирование, воспитание и образование детей всегда остро обсуждаемая в обществе проблема. Телевидение – это один из инструментов воспитания детей. Ценностно смысловые характеристики телевидения, это одни из наиболее значимых факторов в глобализации и вестернизации мировой культуры, становлении информационного общества. В настоящее время ценностным полем детского телевидения создается особая медиареальность, по целому ряду параметров значительно отличающаяся от окружающей действительности и идеальных представлений о правильном воспитании личности ребенка.  

Детская аудитория более других восприимчива к посланиям, передающимся посредством масс-медиа, и то, каким будет детское телевидение сегодня, напрямую отразится на том, какими вырастут российские дети завтра. Как писал известный журналист и театральный критик Владимир Саппак, «ни один, даже, казалось бы, самый, что ни на есть профессиональный, вопрос нельзя на телевидении решать вне его этической основы»

В потоке создаваемого детского контента первостепенное место отводится мультипликационной продукции, формирующей мировоззрение детей, еще не обладающих устойчивыми, сложившимися социальными и этическими нормами и установками. Существующая система функционирования телевидения в нашей стране, к сожалению, не заостряет внимание на результатах и особенностях влияния мультипликационных программ на детскую аудиторию. Специфика восприятия и степень понимания детьми того, что они смотрят, и то что в наибольшей степени определяет их информативное понятие мира, а так же ценностные установки, практически не изучается.

В ходе работы над статьей был проведен анализ особенностей программной политики каналов: «Карусель», «Disney», «Детский», «Радость моя», «Детский мир». Было выявлено, что детское телевидение не всегда соответствует качественным характеристикам соответствующих его роли в формировании ценностных ориентиров ребенка. Большинство телеканалов делают ставку на развлекательную модель  построения сетки вещания. Не учитывая многих специфичных требований для каналов с детской аудиторией, таких как распорядок дня, воспитательные, образовательные, культурологические, социальные, пропагандирующие здоровый образ жизни, национально-идентифицирующие ценности.

В настоящий момент резко обозначилась необходимость разработки подходов к взаимодействию между детскими телеканалами и специализированными  детскими учреждениями.

Детское телевидение должно осуществлять воспитание гражданской позиции у детей на основе диалога культур, транслируя его в своем контенте. В этих условиях вырастает  потребность в разработке педагогических аспектов взаимодействия средств массовой информации  и специализированных образовательных учреждений. Это позволит оптимизировать потенциал обоих субъектов.

На данный момент основная задача стоит в повышении качества выпускаемых программ, развитии собственной анимационной школы, которая в своей основе должна содержать не зарубежные мультфильмы, которые полностью дезориентируют маленьких зрителей, а отечественную школу целостных, воспитывающих, приятных полнометражных мультфильмов и детских фильмов. Кроме того, в штат каждой мультипликационной компании необходимо ввести группу профессиональных психологов, основная обязанность которых – рассмотрение предлагаемых проектов под призмой восприятия детской психикой и влияния на нее.

Необходимо поддерживать и развивать образовательную стратегию российского телевидения, а не идти по пути западных стран. Абсолютная свобода телеканалов в отношении детского контента оказывается губительной. Развитие отечественного детского кинематографа невозможно без помощи государственных структур, иначе оно будет вынуждено идти на поводу у законов рынка и представлять не качественную, а кассовую продукцию, которая не имеет воспитательной ценности, а направлена лишь на потребление.

Сегодня для России особенно важно создание специальных каналов и проектов, развивающих детские и подростковые средства массовой информации. С максимальной пользой для молодого зрителя ТВ может подкреплять, полученные в школе знания, стимулировать детское творчество, образное мышление, задавать верный, «правильный» вектор общего развития.

Необходимо введение в школы уроков телевизионной грамотности, разработка методологических рекомендаций родителям по контенту и времени просмотра детьми телевидения. Заинтересованность государства и общества в целом играют немаловажную роль в воспитании современных детей. Детская культура развивается не обособленно, она встроена во взаимодействующие сферы – политическую, социальную, экономическую, духовную.

Обучающая функция детского телевидения должна быть направлена на повышение социальной адаптивности детей, воспитание общечеловеческих ценностей и развитие гармоничных личностей.  В свете не качественности транслируемых передач и мультфильмов, разрушающих детскую психику, на правительственном уровне необходимо создать Координационный Совет по вопросам наполнения детского эфира, контроля качества предлагаемых программ, который будет призван отслеживать и рецензировать все программы, поступающие в контент, выполнять прогностическую и регулятивную функцию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Формирование ценностных ориентиров на уроках в начальной школе» часть 1

Формирование ценностных ориентиров на уроках рассмотрено с позиции УМК «Школа России».Рассматриваются основополагающие принципы УМК. Отдельное внимание уделено принципу ценностных ориентиров, который ...

Презентация «Формирование ценностных ориентиров на уроках в начальной школе» часть 2

Формирование ценностных ориентиров на уроках рассмотрено с позиции УМК «Школа России».Рассматриваются основополагающие принципы УМК. Отдельное внимание уделено принципу ценностных ориентиров, который ...

Презентация «Формирование ценностных ориентиров на уроках в начальной школе» часть 3

Формирование ценностных ориентиров на уроках рассмотрено с позиции УМК «Школа России».Рассматриваются основополагающие принципы УМК. Отдельное внимание уделено принципу ценностных ориентиров, который ...

Презентация «Формирование ценностных ориентиров на уроках в начальной школе» часть 4

Формирование ценностных ориентиров на уроках рассмотрено с позиции УМК «Школа России».Рассматриваются основополагающие принципы УМК. Отдельное внимание уделено принципу ценностных ориентиров, который ...

Формирование ценностных ориентиров у младших школьников на примере личностных универсальных учебных действий.

Статья  рассказывает о формировании ценностных ориентиров у младших школьников на примере личностных универсальных учебных действий в УМК "Школа 2100"...

Формирование ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Литературное чтение».

Реализуя Программу формирования универсальных учебных действий для начального общего образования, в своей педагогической практике создаю условия для воспитания основ гражданской идентичности личности ...