Воспитательная программа «Путешествия по Солнечной стране»
рабочая программа (1 класс) по теме

Великанова Елена Васильевна

Целостный педагогический процесс – это процесс,

в котором воедино слиты «воспитывающее  обучение»

и «обучающее  воспитание».

                                                                                                              А. Дистерверг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatelnaya_programma.doc565 КБ

Предварительный просмотр:

         

Воспитательная программа

«Путешествия по Солнечной стране»

                                  

 классный руководитель Великанова Елена Васильевна,

                                                                                              учитель начальных классов

                                                                                  высшей квалификационной категории  

                                                                       

         

Срок реализации:    2013-2017 учебные  годы


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1.  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

  1.  КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ПРОГРАММЫ

  1.  ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ            
  1. Теоретические основы программы воспитания
  2. Основными условиями успешности реализации программы

  1. ОСНОВНЫМИ КОМПОНЕНТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
  1. Возрастные и психолого-педагогические особенности детей              младшего школьного возраста и качества личности, формируемые в данном возрасте и нуждающиеся в развитии.
  2. Цели и задачи.
  3. Основные ценности и принципы построения воспитательной программы.
  4. Основополагающая идея построения воспитательной работы
  5. Принципы педагогического взаимодействия.
  6. Правила построения жизнедеятельности в классном коллективе.
  7. Система программных мероприятий по направлениям.

Зеркало души» -  духовно -  нравственное воспитание.

«Я гражданин» - гражданско – патриотическое воспитание.

«Мое здоровье» - воспитание здорового образа жизни (спортивно – оздоровительная работа, предупреждение детского дорожно – транспортного и бытового травматизма).

«Мое будущее»  - общеинтеллектуальное  направление.

 «Сотрудничество» - общекультурное направление.

 «Твой выбор» - профилактическое направление.

«Я и социум» - работа с органами  ученического  самоуправлении.

«Семья» - семейное воспитание.

«Внеурочная деятельность»

  1. Метод оценивания
  2. Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса (диагностика).
  3.  Ресурсное обеспечение программы.

  1.  ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

  1.  СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  ПРИЛОЖЕНИЕ

Целостный педагогический процесс – это процесс,

в котором воедино слиты «воспитывающее  обучение»

и «обучающее  воспитание».

                                                                                                         А. Дистерверг.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

        Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.

Базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):

  • патриотизм –  любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;
  • социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  • гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
  • семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к  родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
  • труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
  • наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
  • традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
  • искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
  • природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
  •  человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

        Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего  урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ПРОГРАММЫ

        Меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Чем более развито общество, тем более значительную роль играет в нём воспитание - старейшее из человеческих дел. В древности его считали труднейшим из занятий, искусством из искусств. Ведь ни в какой другой человеческой деятельности итоги не отличаются так разительно от затраченных усилий.

        Развитие ребенка происходит постоянно, оно не знает перерывов, каникул или выходных дней: оно осуществляется во время труда, игр, в быту, в общении с людьми. Дети развиваются в каждый момент жизни также активно, как активно они мыслят, действуют, переживают события, чтобы умело и целенаправленно руководить становлением ребенка, необходимо постоянное чуткое внимание к миру его мыслей, чувств, поступков, доподлинное знание всего, чем живет, о чем мечтает, знание его психологических особенностей, его окружения.

        Мои ученики сегодня уже старшие в школе. Но внимания к себе требуют не меньше, чем в первом классе. Привитое, усвоенное в первые школьные годы сказывается на протяжении всей жизни. Заложенное с детства, прочно и устойчиво. Вот почему воспитание играет такую большую роль уже с первых школьных дней. Сегодняшние дети через несколько лет будут полновластными хозяевами жизни. Поэтому я считаю, что в его сегодняшней работе зреет Завтра, набирает силу Будущее.

        Это предъявляет высокие требования ко мне, как к учителю. Еще А.С. Макаренко писал: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет». Значит, воспитание надо начинать с себя. Необходимо постоянное внимание и к собственному поведению, словам, поступкам: ведь дети смотрят на жизнь, прежде всего глазами своих родителей и учителей.

        Я стараюсь знать, чем наполнена внутренняя жизнь моих учеников, чем заняты их мысли, чувства, куда уходит их энергия, что движет их поступками, к чему они стремятся.

        Знания, полученные в школе, важны, но не менее ценно, если в учителе, а тем более классном руководителе, они видят человека, друга. А это значит, я должна  быть способна эмоционально отзываться на переживания других людей, ценить их внутренний мир. Как найти контакт с детьми, как проникнуть в их маленький мир? Только глубоким проникновением в смысл их поступков, апеллируя к доброте, великодушию, чувству юмора, живой любознательности. И как заповедь воспитателя звучат для меня слова Ш.А.Амонашвили: «Стремясь познать тайну детской души, педагогического мастерства и науки Педагогики, буду видеть в каждом ребенке своего учителя и воспитателя». Следовательно, хочешь работать с детьми - воспитай в себе такие качества:

1. Любовь к детям, умение общаться с ними, доверие, понимание, терпение, отзывчивость, доброжелательность, искренность во взаимоотношениях.

2. Высокий уровень культуры, широкий кругозор, личное обаяние, чувство юмора, находчивость.

3. Твердость и решительность характера, уверенность в себе, сила воли, самоотдача.

        Воспитание - процесс, начинающийся с раннего детства, когда в душу ребенка закладываются основные жизненные принципы, помогающие ему стать Человеком с большой буквы, занять достойное место в жизни, осознавая себя личностью, индивидуальностью.

        Этот процесс должен иметь такое содержание, благодаря которому человек адаптируется в современном ему мире, реализует свои возможности и в будущем внесет вклад в развитие этого мира.

        Воспитание человека всегда было сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблема сегодняшнего дня в нашей стране (безработица, преступность, разводы, отсутствие личных и профессиональных целей, смещение ценностей) делает процесс воспитания еще более сложным.

        Сегодня взят курс на демократизацию и гуманизацию школы, который должен привести к новому качеству воспитания.

        В идеале человек, живущий в современном обществе должен уметь самостоятельно строить свою жизнь, неся ответственность за нее и транслируя гуманистические ценности.

        Значит, моя цель - воспитание и развитие активной и свободной личности, умеющей самостоятельно действовать, с учетом индивидуальных способностей и собственных интересов, готовой к творческой деятельности.

        Используя накопленный опыт, я должна сформировать у каждого ребенка в результате деятельности качества, которые помогут в будущем ученику состояться во взрослой жизни, стать настоящим гражданином своей страны.

        Об эффективности воспитательной работы можно судить по следующим показателям:

- Интерес к самому себе.

- Самопризнание себя как личности.

- Управление самим собой.

- Уважение чужого мнения.

- Любознательность и вовлеченность в деятельность.

- Эмоциональная устойчивость.

- Мотивация действий и поступков.

        Определив цель воспитания, я выделила следующие педагогические  задачи:

  • Социальные - защита ребенка, помощь ему по всем направлениям, включение  в систему социальных связей, взаимодействие с семьей и внешкольными организациями с целью создания наиболее комфортабельных условий развития личности;
  • Диагностические – изучение личностных качеств учащихся, особенностей характера с целью правильной организации системы воспитания;
  • Воспитательные - воспитание понимания детьми нравственных ценностей и создание условий для поиска в ситуации нравственного выбора, развитие эмоциональной и волевой сферы, создание здорового микроклимата в детском коллективе, обеспечение условий для творческой самореализации каждого учащегося;
  • Здоровьесберегающие - охрана здоровья учащихся класса с учетом отклонений от норм здоровья каждого ученика, укрепление здоровья на основе вовлечения учащихся в физкультурно-оздоровительную деятельность;                                      
  • Профессиональные - планирование работы с учащимися, выбор эффективных педагогических средств и технологий воспитания, контроль и рефлексия деятельности.

Способы достижения цели:

  1. Создать условия для успешной адаптации детей к школьным условиям, снижению школьной тревожности.
  2. Формировать интерес к процессу и содержанию учебной деятельности.
  3. Создать условия для развития нравственных качеств личности.
  4. Формировать коммуникативные навыки, работать над созданием ученического коллектива.
  5. Создать условия для раскрытия творческого потенциала детей.

        Эффективность моей воспитательной работы во многом зависит от умения работать в тесном контакте с родителями, так семья играет формирующую роль, влияя на личностное развитие, характер, поведение ребёнка. Я стараюсь совместно с родителями создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, учитывая интересы детей и их возрастные особенности. Организуя воспитательную работу, мне необходимо знать какова сфера материального бытия ребенка, образ его жизни, традиции и обычаи семьи.

        Маленький человек идет в школу. Каким будет его путь, трудным и тернистым, или легким и радостным? Поддержат его на этой дороге, протянут ладони, согреют теплом, или заставят выживать, изворачиваться, страдать? Во многом это зависит от меня, как классного руководителя, от того насколько я широко владею информацией об особенностях младшего школьного возраста и использую эту информацию в воспитательной работе с классом.

Как организовать деятельность своего классного коллектива?

К.Д. Ушинский утверждал, что основной закон детской природы состоит в том, что дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью.

        Исходя из вышеизложенного, я разработала воспитательную программу  «Путешествия по Солнечной стране». Она рассчитана на 4 года (1-4 классы).

        В построении своей воспитательной программы выделяю четыре  этапа:

1 этап « Мы теперь не просто дети - мы теперь ученики»

2 этап «Один за всех и все за одного»

3 этап « Путь к совершенству»

4 этап «Дорога к Успеху».

 

 «Воспитание – это педагогическое управление

 процессом развития личности»

                                                                                                              Х. И. Лийметс 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  • Воспитательная программа класса является перспективой развития процесса воспитания, описывающая смысл воспитательной деятельности младшего школьника и коллектива класса младшего школьного возраста.
  • Программа даёт возможность иметь целостное представление о воспитательном процессе в его логике, последовательности и системе.
  • Программа определяет общие подходы, цели и задачи, принципы, направления, содержание деятельности, определяет роль классного руководителя, родителей, социума, условия эффективности.

  1. Теоретические основы программы воспитания

        Программа воспитания составлена с учётом концепции воспитательной системы школы и в её основе лежит парадигма гуманистического личностного ориентированного обучения и воспитании.

    Я исхожу из того, что:

  1.  Программа воспитательной работы – это открытая система постоянно развивающаяся, саморегулирующаяся и управляемая.
  2.  Процесс воспитания направлен на создание условий для развития ребёнка, включения его в разнообразную деятельность и систему отношений, стимулирующих его самосознание, саморазвитие и самореализацию.
  3.  Программа воспитания имеет сложную структуру и представляет комплекс взаимосвязанных блоков-компонентов.

   Вся деятельность по моделированию, построению и развитию воспитательной системы класса направляется на то, чтобы ученик смог развить личностные качества творческого, нравственного, физического потенциала данного возраста.

  1. Основные условия успешности реализации программы воспитательной работы:
  • единство требований и совместные усилия всех звеньев воспитательного процесса;
  • ресурсное обеспечение: нормативно-правовое, программно-методическое, материально-техническое, информационная, социально-педагогическая служба;
  • управление воспитательной системой, корректирующее включение каждого субъекта в систему через мониторинг.

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

1. Возрастные и психолого-педагогические особенности младшего школьника и коллектива учащихся младшего школьного возраста и качества личности, формируемые в данном возрасте и нуждающиеся в развитии

Младший школьник

Коллектив учащихся младшего школьного возраста

Потенциал личностного развития

Ведущие потребности:

  • быть школьником (стремление внешне, поведением соответствовать роли школьника);
  • быть успешным в учёбе, потребность в признании своей «школьности» учителем, а потом одноклассниками.

Образ «Я»  отражает осуществлённость или неосуществлённость стремления быть школьником (успешный, неуспешный, умеющий или неумеющий в учении, в общении, самодетерминация «Я-первоклассник», «Я-ашник», а не «бэшник». В личностном развитии важную роль играет мир воображения (Я-«принцесса», «я как зверушка» и др.)

Деятельность

  • Интенсивное формирование познавательной деятельности;
  • развитие коммуникативной, общественной деятельности.

Привлекательная деятельность:

  • Совместная познавательная и игровая (как ролевая, так и «подвижная») деятельность;
  • содержание межличностного общения: инструментально-событийно-интуитивное (разговоры о том, что происходит «здесь» и «сейчас»);
  • дифференцированные взаимоотношения (типичные группы общения – 2-3 человека).

Ожидаемые роли педагога: судья и защитник.

Рефлексия в учении социальная рефлексия (первый этап осознанного отношения к общению и совместной деятельности, укрепление чувства успешности).

Исходя из особенностей развития младшего школьника, ежегодно составляется психолого-педагогическая характеристика класса на основе достижений и проблем по итогам учебного года, и намечаются цели и задачи.

  1. Цели и задачи

Целью воспитательной программы класса является формирование дружного классного коллектива и развития активной и свободной личности, умеющей самостоятельно действовать в нём.

   Задачи для реализации данной цели:

1 этапа « Мы теперь не просто дети - мы теперь ученики»(1класс)

  • помочь каждому ребенку осознать неповторимость своей личности, а так же личность каждого одноклассника,
  • развитие эмоциональной сферы ребёнка как основы формирования «культуры чувств».

2 этапа «Один за всех и все за одного»  (2 класс)

  • развитие фантазии, раскрытие индивидуальных творческих способностей и познавательных интересов каждого ребёнка;
  • воспитание здорового образа жизни;
  • формирование ценностного отношения к нормам жизни групп, правил поведения.

3 этапа « Путь к совершенству» (3 класс)

  • создание условий для успеха и интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности младшего школьника;
  • воспитание личной ответственности за порученное дело.

4 этапа «Дорога к Успеху» (4 класс)

  • совершенствование системы работы по воспитанию свободной творческой личности;
  • выявление новых инициатив, идей;
  • привлечение учащихся к творческим конкурсам вне школы.

  1. Основные ценности и принципы построения воспитательной программы

    Ключевыми понятиямихарактеризующими сущность воспитательной системы, являются: «Коллектив», «Культура», «Человек», «Нравственность», «Творчество». Всё это даёт возможность сплотить коллектив, выразиться личности младшего школьника.

Внеклассная деятельность учащихся строится  по следующим принципам:

Принцип открытости. Дети планируют жизнь в классе совместно с классным руководителем, вносят свои предложения.

Принцип привлекательности будущего дела. Необходимо увлечь учащихся конечным результатом выполняемого дела.

Принцип деятельности. Младшие школьники переживают бум деятельности, им хочется     участвовать во всех мероприятиях.

Принцип свободы участия. Предоставить возможность выбора заданий с учётом своих интересов и возможностей.

Принцип обратной связи. Необходимо обсудить в конце мероприятия, что получилось, а что не получилось.

Принцип сотворчества. У ребёнка должно быть право выбора партнёра по выполняемому делу.

Принцип успешности. Я стараюсь видеть участие каждого ребёнка во внеклассной работе и по достоинству его оценить. Оценка успешности ученика должна быть искренней, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.

 

4. Основополагающая идея построения воспитательной работы заключается в создании в классном сообществе комфортной атмосферы жизнедеятельности, побуждающей интерес обучающихся к реализации потребности стать самим собой, проявлению и развитию своих способностей, индивидуальному и коллективному творчеству, овладению умениями и навыками самопознания, самостроительства и саморефлексии.

5. Принципы педагогического взаимодействия

  • Свобода
  • Оптимизм
  • Требовательность к себе
  • Любознательность
  • Самопризнание
  • Человеколюбие
  • Веселье
  • Сотворчество

  1. Правила построения жизнедеятельности в классном коллективе

  1. Воля и труд дивные всходы дают.
  2. Всякий человек по делу познается.
  3. По мере трудов и награда.
  4.  Помогать товарищам по классу.
  5. Веселье делу не помеха.
  6. В хорошей артели всяк при деле.
  7. С кем живешь, с тем и слывешь.
  8. Здоров будешь – все добудешь.

        Каждый учащийся является членом  коллектива школы,  имеющий  определённые настоящим Уставом дисциплинарные нормы и требования.

Обучающиеся имеют право:

  1. Пользоваться учебными кабинетами, библиотекой, спортзалом.
  2. Участвовать   в   обсуждении   вопросов   по успеваемости,   трудовой   и   учебной дисциплине, а также других вопросов, связанных с учебным процессом.
  3. Учащиеся имеют право участвовать в общественной жизни коллектива и школы.

Обучающиеся обязаны:

  1. Систематически и глубоко овладеть теоретическими знаниями и практическими навыками.
  2. Посещать учебные занятия, еженедельные школьные линейки, мероприятия.
  3. Повышать свой культурный и нравственный уровень.
  4. Соблюдать правила внутреннего распорядка школы.
  5. Быть дисциплинированными и организованными.
  6. Беречь школьное имущество.

        Деятельность классного руководителя представляет собой управление ресурсами общеобразовательного учреждения и окружающей среды для реализации задач воспитания учащихся вверенного ему класса.         Ответственность классного руководителя охватывает различные стороны жизнедеятельности воспитанников и может быть выражена в инвариантном и вариативном компонентах.

        Инвариантный компонент деятельности классного руководителя включает;

  1. обеспечение жизни и здоровья учащихся:
  2. развитие позитивных межличностных отношений между учащимися и между учащимися и учителями;
  3. содействие освоению школьниками образовательных программ;
  4. осуществление патриотического, гражданско-правового воспитания.

        Вариативный компонент деятельности классного руководителя:

  1. определение целей воспитания учащихся класса и планирование работы с классом;
  2. определение зон риска для учащихся класса, планирование профилактической деятельности.

        

        В качестве ресурсов, обеспечивающих воспитание учащихся, могут рассматриваться:

  • деятельность педагогов и педагогических коллективов;
  • программы воспитания и методическое обеспечение воспитательной деятельности;
  • сотрудничество с родителями учащихся;
  • СМИ, деятельность социальных организаций и учреждений культуры;
  • социально значимая деятельность самих воспитанников, их общественная самоорганизация.        

        Основу функционирования воспитательной работы составляет индивидуальное и коллективное ценностное самоопределение.

                        -  « Подтянись!»

 -                      - « Так держать»

                        -  «Выбери правильный путь!»

  1. Система программных мероприятий по направлениям

Вся работа спланирована по девяти  блокам:

  1. «Зеркало души» -  духовно -  нравственное воспитание.
  2.  «Я гражданин» - гражданско – патриотическое воспитание.
  3.  «Мое здоровье» - воспитание здорового образа жизни (спортивно – оздоровительная работа, предупреждение детского дорожно – транспортного и бытового травматизма).
  4. «Мое будущее»  - общеинтеллектуальное  направление.
  5.  «Сотрудничество» - общекультурное направление.
  6.  «Твой выбор» - профилактическое направление.
  7. «Я и социум» - работа с органами  ученического  самоуправлении.
  8.   «Семья» - семейное воспитание.
  9.  «Внеурочная деятельность»

В человеке, которого мы воспитываем,

должны сочетаться нравственная чистота,

духовное богатство, физическое совершенство.

                                                 В.А.Сухомлинский.

        Воспитательные мероприятия в классе представлены в виде игры - путешествия по «Солнечной стране». Путешествуем мы на ПАРОВОЗИКЕ с 1 сентября  1 класса и продолжается четыре года обучения. Соответственно оформлен классный уголок. На данный период ученики класса становятся – жителями города, у которых есть девиз и свои законы.  

ОТРЯД: «Новое поколение»

Девиз:

 

        Путешествуя по стране, ребята встречают сказочных героев, которые помогают детям получить важные для жизни знания, умения и навыки.  Степень сложности заданий, которые дают сказочные герои, находится в прямой зависимости от поставленных воспитательных задач.

Кот в сапогах приносит задания на смекалку, логику, предлагает поручения, связанные с учёбой и разведкой полезных дел.

Фиксики  направляют свои усилия на оказание помощи путешественникам в освоении различных трудовых умениях и навыков: шить и вышивать, пришивать пуговицы, мастерить поделки, работать с бумагой и картоном.

Мальвина проводит уроки этики и старается научить детей культуре общения.

Леопольд учит детей рисовать, дружить с красками и кисточкой, предлагает выполнить поручения, связанные с информационной деятельностью.

С Карлосоном путешественники осваивают навыки самообслуживания. Чистюлька (дежурный) – вклад в копилку поручений.

С Боровичком ребята познают мир природы, учатся ухаживать за цветами, заботится о домашних животных. Боровичок рекомендует ученикам выполнять поручения ответственного за цветы в классе и ребят отвечающих за мероприятия о природе.

Крокодил Гена и Чебурашка учат путешественников заботиться о младших и старших, друг о друге. От них ребята получают поручения, связанные с взаимоотношениями в школе и классе.

С Доктором Айболитом дети закрепляют умения и навыки личной гигиены, узнают, как правильно заботиться о своём здоровье и физическом развитии.

От Маши получают поручения дети, отличающиеся танцевальным и музыкальным творчеством и желающие сочинять и выступать.

        Ребята путешествуют микрогруппами. В гостях у сказочного героя дети получают задание. Для его выполнения необходимо сходить в разведку, разработать план совместных действий, выполнить свои поручения и помочь отстающим, обсудить сделанное, и рассказать ярко и красочно в письме сказочному герою о произошедшем событии. Классный руководитель помогает группам, задавая им наводящие вопросы, давая советы и задания, развивающие их способности и другие важные личностные качества.

        В игре-путешествии действует система чередования поручений, чтобы каждый ребёнок попробовал себя, свои силы и возможности в различных ролях и видах деятельности. Смена поручений с обязательным подведением итогов коллективного и индивидуального их выполнения происходит на классном собрании, которое проходит один раз в четверть. На нём дети учатся анализировать и оценивать работу друг друга и свою собственную. Оценка выставляется с помощью цветных ладошек:

красная – здорово;

зелёная – ты (я) на верном пути;

синяя – надо ещё подучиться.

        Такие же оценки используются и при анализе коллективного творческого дела. В ходе познавательной и практической деятельности дети постигают смысл формулы самостоятельности: «Чтобы стать самостоятельнее, я должен видеть свою цель, планировать её достижение, выполнять задуманное, делать выводы и давать оценку сделанному. Сразу я не стану самостоятельным: сначала буду за кем-то повторять, следовать примеру, потом сделаю по- своему, дополню чем-то своим, а затем и сам научу кого-нибудь тому, что умею сам».

        Ключевым принципом организации самоуправления является идея сотрудничества детей и взрослых. Делаем не за маленьких, а вместе с ними – главное условие подготовки и проведения любого дела.

        Родители – первые помощники во всех начинаниях. Они помогают в организации и проведении экскурсий и коллективных творческих дел, изготовлении необходимых материалов для сказочных мастерских.

Прогнозируемый результат

Готовность к продолжению образования:

  1. наличие устойчивого познавательного интереса, стремление к успеху;
  2. наличие знаний, специальных и общеучебных умений, необходимых для успешного продолжения обучения в основной школе;
  3. обладание эмоционально-волевой регуляцией, необходимой для успешной учебно-познавательной деятельности;
  4. способность находить творческие решения учебных и практических задач в рамках образовательных программ начальной школы.

        При работе с классным коллективом используются следующие формы:

  1. классные часы общения;
  2. круговые беседы (классные собрания);
  3. выставки;
  4.  викторины;
  5. КВН, конкурсы;
  6. экскурсии;
  7. праздники;
  8. акции;
  9. проекты;
  10. КТД

Циклограмма   классного руководителя

  1. Пятиминутка по вопросам: форма одежды, сменная обувь, спортивная форма на уроки физкультуры – ежедневно
  2. Организация дежурства в классе – ежедневно
  3. Организация питания в школьной столовой – ежедневно
  4. Учет отсутствующих и выяснение причин отсутствия – ежедневно
  5. Индивидуальная работа с обучающимися класса – по мере необходимости
  6. Работа с классным журналом – ежедневно 
  7. Проверка дневников – 1 раз в неделю
  8. Беседы с учителями-предметниками, работающими в классе -  по мере необходимости
  9. Индивидуальные беседы с родителями -  по мере необходимости
  10.  Посещение уроков в своем классе -  по мере необходимости
  11.  Подготовка различного рода отчетности, предоставление требуемых сведений по классу -  по мере необходимости
  12.  Заполнение АСУ РСО – ежедневно 
  13.  Разработка и подготовка мероприятий, участие в общешкольных мероприятиях -  по мере необходимости
  14.  Трудовой десант – 1 раз в неделю
  15.  Контроль ухода за цветами  - ежедневно
  16.  Дисциплинарный контроль – ежедневно
  17.  Родительское собрание – 1 раз в четверть

Организационно-педагогическая работа

п/п

Мероприятие

Ответственный

Сроки проведения

1.

Добиваться от детей сознательного отношения к учёбе

Кл. руководитель

в течение года

2.

Месячник благоустройства школьной территории

Кл. руководитель

сентябрь

апрель

3.

Месячник правовых знаний.

Кл. руководитель, инспектор ГИБДД

ноябрь,

в течении года

4.

Месячник по правилам дорожного движения «Добрая дорога детства»

Кл. руководитель

сентябрь

май

5.

Работа с родителями

Кл. руководитель

в течение года

6.

Цикл бесед по нравственному воспитанию

Кл. руководитель

в течение года

7.

Воспитывать в коллективе дружеские отношения друг к другу

Кл. руководитель

Постоянно

«Зеркало души» 

(духовно -  нравственное воспитание)

Человек воспитывает себя сам.

А взрослые, воспитатели лишь создают особое

 воспитательное пространство, в котором у ребенка

формируется нравственное отношение к себе и окружающим.

Л.С. Выготский.

Задачи:

  • Формирование гуманистических отношений к окружающему миру;
  • приобщение к общечеловеческим ценностям;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

 Сформированные компетентности:

  • Начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • уважительное отношение к традиционным религиям;
  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие  к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
  • знание традиций школы, бережное отношение к ним.

Ожидаемые результаты: учащиеся научаться воспитывать в себе такие качества: как доброта, вежливость, честность, правдивость, дружелюбие, взаимовыручка.

«Я гражданин»

(гражданско – патриотическое направление)

Задачи:

  • Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
  • снижение уровня правонарушений среди учащихся;
  • воспитание чувства долга перед Родиной;
  • формирование личности как активного гражданина – патриота, обладающего политической и правовой культурой, критическим мышлением, способного самостоятельно сделать выбор на основе долга, совести и справедливости;
  • овладение технологией социального проектирования и участия в реальной жизни гражданского общества;
  • развитие и углубление знаний об истории и культуре родного края.

Сформированные компетентности:

  • Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям,  старшему поколению;
  • элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества, о наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
  • первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
  • опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
  • опыт социальной и межкультурной  коммуникации;
  • начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

Ожидаемые результаты: учащиеся научаться воспитывать в себе чувства гражданственности, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, приобретут ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине.

«Мое здоровье»  

(воспитание здорового образа жизни (спортивно – оздоровительная работа, предупреждение детского дорожно – транспортного и бытового травматизма, здоровое питание)

Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

В.А.Сухомлинский

Задачи:

  • формирование стремления к здоровому образу жизни;
  • усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
  • формирование негативного отношения к вредным привычкам и устойчивых навыков здорового образа жизни;
  • формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

 Сформированные компетентности:

  • Ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
  • элементарные представления о взаимной обусловленности физического,  нравственного и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
  • первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
  • первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для   здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Ожидаемые результаты: у детей формируются умения и навыки санитарно- гигиенической культуры, приучаются к здоровому образу жизни.

 

«Мое будущее»

(общеинтеллектуальное  направлени

Первоначальное учение так важно для человека,

что можно сказать, решает участь всей его жизни.

                                                                      В. Белинский.

Задачи:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование потребности к самосовершенствованию и саморазвитию, способности успешно адаптироваться в окружающем мире;
  • развитие самооценки, рефлексии;
  • формирование целостной и научно обоснованной картины мира;
  • развитие познавательных способностей.

 

Сформированные компетентности:

  • Ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
  • ценностное и творческое отношение к учебному труду;
  • элементарные представления о различных профессиях;
  • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
  • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
  • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
  • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Ожидаемые результаты: дети научатся проявлять свои интеллектуальные достижения в школе и за её пределами, появится интерес к расширению общего кругозора, к развитию интеллекта.

«Сотрудничество» 

(общекультурное направление)

Нельзя вырастить полноценного Человека

без воспитания в нем чувства прекрасного.

Р. Тагор

Задачи:

  • создание условий для проявления учащимся инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях;
  • развитие интереса к внеклассной деятельности, использование активных и нестандартных форм      внеклассной деятельности, отвечающих интересам и возможностям учащихся;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
  • стремление формировать свою среду, свои действия по эстетическим, культурным  критериям;
  • воспитание чувственной сферы, чуткости, видения прекрасного.

Сформированные компетентности:

  • Первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
  • первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
  • элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
  • первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
  • первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
  • первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему   миру и самому себе;
  • мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.

Ожидаемые результаты: дети познакомятся основными направлениями эстетической культуры, получат развитие художественных способностей, воспитывается любовь к прекрасном

 «Твой выбор»

(профилактическое направление)

Задачи:

  •  развитие социально активной личности, правового       мышления и  сознания, привычки действовать в соответствии с законами;
  • утверждение в обществе и сознании детей правовых взглядов и убеждений;
  • создание и обеспечение реализации прав ребёнка в решение правовых проблем;
  • воспитание детей в духе уважения законности, нормам общественной жизни;
  • создание условий для обеспечения реализации прав ребенка;
  • организация взаимодействия социально-педагогических и прочих структур в решении проблем несовершеннолетних;
  • оказание своевременной и квалифицированной помощи детям, подросткам и (или) их семьям, попавшим в сложные социальные, семейные, педагогические и прочие ситуации;
  • создание условий для успешной социальной адаптации несовершеннолетних, раскрытие их творческого потенциала и жизненного самоопределения.

Сформированные компетентности:

  • социально активная личность действующая в соответствии с законами;
  • первоначальный личный опыт в правовой  деятельности;
  • элементарные знания о своих правах и бязанностях;
  • первоначальный опыт участия в общественной  деятельности в классе, в школе, на пришкольном участке;
  • личный опыт воспитания в духе уважения законности, норм общественной жизни;
  • успешная адаптации несовершеннолетних, раскрытый творческий потенциал.

Ожидаемые результаты: учащиеся научаться воспитывать в себе чувства ответственности, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

«Я и социум» 

(работа  с  органами  ученического  самоуправления)

 

Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду;

оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни.

К.Д.Ушинский.

Задачи:

  • способствовать тому, чтобы каждый ученик понял, что даже будни может труд сделать праздничными днями;
  • приобщение учащихся к общественной работе, воспитание сознательного отношения к своим обязанностям, формирование трудового образа жизни.

  1.  Работа  с  органами  ученического  самоуправления  
  1. Операция «Уют» - сентябрь
  2. Выборы в актив класса и распределение обязанностей - сентябрь
  3. Учеба актива класса - 1 раз в четверть
  4. Оформление классного уголка - сентябрь
  5. Оформление редколлегией класса плакатов  - в течении года
  6. Уход за комнатными растениями - в течении года
  7. Организация контроля за внешним видом учащихся класса, состоянием учебников, тетрадей и дневников, за наличием сменной обуви - понедельник
  8. Организация дежурства  в школьной столовой - ежедневно
  9. Конкурс на лучшую тетрадь - 1 раз в четверть
  10.  Операция «Живи, книга» - 1 раз в четверть
  11.  Отчет о дежурстве - пятница
  12.  Работа классной библиотеки - в течении года
  13.  Подведение итогов за неделю – пятница

Сформированные компетентности:

  • ценностное отношение к своему труду, труду близких и окружающих людей;
  • первоначальный личный опыт в трудовой  деятельности;
  • элементарные знания о обязанностях;
  • первоначальный опыт участия в общественной  деятельности в классе, в школе, на пришкольном участке;
  • личный опыт участия в общественных делах, проектах.

Ожидаемые результаты: дети научатся проявлять свои трудовые навыки в школе и за её пределами, появится интерес к расширению общего кругозора.

 «Семья»

(семейное воспитание)

Ничто не действует в младых душах детских сильнее всеобщей власти примера, а между тем всеми другими примерами ничей другой в них не запечатлевается глубже и тверже, примера родителей.

И.Н.Новиков.

Задачи:

  • Осознание важности семьи в жизни человека и обществе, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • просвещение родителей и детей в осознании ценности семьи как основополагающей ячейки общества, формирующей общепринятые ценности и нормы;
  • повышение роли и авторитета семьи.

        Важнейшая  направленность  деятельности классного руководителя — это семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Классный руководитель должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет, в первую очередь, на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями. Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи.   Поэтому моя работа с родителями включает следующие направления:

  • изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи (анкетирование, беседы, посещение семьи);
  • психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед;
  • организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей;
  • помощь родителей в учебно-воспитательной работе;
  • защита интересов и прав ребенка в некоторых семьях;
  • содействие родителей в материально-техническом оснащении кабинета.

        Таким образом, реализуется функция родительского просвещения (сведения о воспитательной концепции школы, педагогической позиции классного руководителя, о методике воспитания, о целях и задачах личностного развития школьников на данный период, о ходе духовного развития ребенка, об особенностях школьной деятельности ученика, о взаимоотношениях в группе, о выявленных способностях и корректировка семейного воспитания (искусство любить детей), обеспечивающие коррекцию личности родителей).

Темы родительских собраний

1 класс

I четверть   -   Тема: «Первые дни ребёнка в школе».

II четверть -   Тема: «Портфолио ученика начальной школы ».

III четверть  - Тема: «Светлая дружба греет сердца».

IV четверть  - Тема: «Подведение итогов за 1 класс».

Общешкольное родительское собрание – «Трудности адаптации будущих первоклассников в школе ».

2 класс

I четверть   -   Тема: «Организация учебно-воспитательного процесса в 2014-2015 учебном   году.  Нормы оценок».

II четверть -   Тема: «Причины и последствия детской агрессии».

III четверть  - Тема: «Стили семейного воспитания».

IV четверть  - Тема: «Моя семья – моя радость».

Общешкольное родительское собрание – «Первая оценка и как к ней относиться».

3 класс

I четверть   -   Тема: «Как воспитать здорового ребёнка».

II четверть -   Тема: «Единство семьи и школы».

III четверть  - Тема: «Подводные камни в воспитании ребёнка».

IV четверть  - Тема: «Взрослые и дети – неразлучные друзья».

Общешкольное родительское собрание – «Как сохранить здоровье ребёнка».

4 класс

I четверть   -   Тема: «А как насчёт дисциплины?».

II четверть -   Тема: «Мой ребёнок становится трудным».

III четверть  - Тема: «Не хочу делать уроки».

IV четверть  - Тема: «Трудности адаптации будущих пятиклассников  в школе».

Общешкольное родительское собрание – «Как  преодолеть неуверенность ребёнка».

Работа с родительским комитетом

  1. Организация горячего питания
  2. Беседы с трудными детьми и их родителями
  3. Организация походов, культпоходов.
  4. Организация отдыха детей на каникулах.
  5. Организация экскурсий.
  6. Организация встреч с достойными людьми.
  7. Организация праздников, конкурсов, выставок, рейдов-проверок
  8. Подготовка класса к новому учебному году.

        

Сформированные компетентности:

  • знание традиций своей семьи, бережное отношение к ним;
  • начальные представления об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями; уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим.

Ожидаемые результаты: у родителей повысится заинтересованность школьной жизнью детей, дети научаться жить дружно, сплочённо.

 

Состав родительского комитета                               4 класс

Должность

Ф.И.О.

Председатель

Учебный сектор

Культмассовый сектор,  трудовой сектор

Корреспондент

Казначей

Внеурочная деятельность обучающихся

Связь воспитательного процесса с внеурочной деятельностью - это один из главных принципов всей системы воспитательной работы. Во внеурочной деятельности учащиеся повышают и расширяют знания. Внеурочное образование строится на фундаменте, заложенном на уроках. 

Основные задачи организации внеурочной деятельности детей:

  • усилить педагогическое влияние на жизнь учащихся в свободное от учебы время;
  • выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;
  • оказать помощь в поисках «себя»;
  • создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
  • развить опыт творческой деятельности, творческих способностей;
  • создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
  • развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
  • расширить рамки общения с социумом;
  • воспитывать культуру досуговой  деятельности обучающихся.

        

        Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала осуществляется по тем же направлениям, что и воспитательная:

  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности:  любовь к России, к своему народу,  к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.

  1. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания.

Представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.

  1. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость.

  1. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.

  1. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.

  1. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.

Ожидаемые результаты: создание условий для позитивного общения  учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.

8. Метод оценивания

В качестве инновационного метода оценивания уровня обучения и воспитания , компетентностного подхода к этому процессу в течение уже 3 лет  практикую введение портфолио ученика начальной школы.

Портфолио- это способ  фиксирования, накопления и оценивания педагогами, родителями и самим учеником результатов его духовно-нравственного развития.  Портфолио- нечто большее, чем папка школьных и семейных работ, отчетов о выполнении каких-либо дел.
Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна стать фраза:
«Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован». 
Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.
Жестких требований портфолио (государственного образца) на данный момент не существует. И это радует! Ведь работа над портфолио
- хорошая возможность проявить себя, подойти  творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное. Как правило, администрация школы дает советы, рекомендации по оформлению.

  1. Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса

Диагностика - это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Отбирая диагностические методики, нужно учитывать следующие:

  • особенности возраста учащихся класса;
  • степень сформированности детского коллектива;
  • особенности взаимоотношений классного руководителя и учащихся;
  • степень доверия друг другу детей и взрослых.

Работая с диагностическими методиками, классный руководитель должен придерживаться следующих правил:

      Правило первоеСодержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат.
      Правило второе. Диагностика должна носить содержательный характер и создавать широкое поле исследовательской деятельности.
      Правило третье. Результаты диагностического исследования не должны обсуждаться людьми, не имеющим отношения к делам класса.

      Правило четвертое. Результаты (любые) должны служить не во вред, а во благо учащихся класса.
      Правило пятое. По результатам диагностического исследования должны вноситься коррективы и планирование воспитательной работы в классе.
      Правило шестое. Необходимость педагогической диагностики должна учащимся разъясняться.

        

 Для изучения детского коллектива я использую следующие диагностические методики:

  1. Наблюдение дает возможность изучить участие каждого учащегося в деятельности без вмешательства в естественный процесс данной деятельности. Наблюдение используют тогда, когда существует конфликтная ситуация или необходимо сформировать мнение о поведении ученика и совершаемых им поступках.
  2. Опросник дает возможность изучить мотивацию действий, изучить мотивацию действий учащихся, интересов конкретной группы учащихся или класса в целом, уровень тревожности учащихся класса. Опросник позволяет выявить отношение учащихся к конкретным проблемам и явлениям.
  3. Проективные тесты позволяют изучить отношение учащихся к миру, самому себе, значимой, деятельности, будущей профессиональной деятельности и своей социальной роли.
  4. Анкеты дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости.
  5. Сочинения помогают изучить степень развитости кругозора учащихся, уровня интеллектуального развития учащихся, личностных качеств, отношение к миру.
  6. Графические и рисуночные темы. Данные методики позволяют изучить отношение к коллективу, к педагогам и родителям.

Диагностические методики изучения классного коллектива

1-й класс

Диагностическая методика №1. «Урок физкультуры».

Диагностическая методика №2. «Солнце, тучка, дождик».

Диагностическая методика №3. «Подарки».

2 класс

Диагностическая методика №1. « Пьедестал».

Диагностическая методика № 2. «Дом, в котором я живу».

Диагностическая методика № 3. «Социометрия».

3 класс

Диагностическая методика №1. «Круги на воде».

Диагностическая методика №2. «Мультфильм о нашем классе».

Диагностическая методика № 3. «Аукцион».

4 класс

Диагностическая методика № 1. «Самые памятные события из жизни моего класса».

Диагностическая проективная методика № 2.

Диагностическая методика № 3. «Необитаемый остров».

Диагностическая методика № 4. «Портретная галерея нашего класса». (Приложение №   )

По мере необходимости использую и другие диагностики.

10. Ресурсное обеспечение программы.

В развитии детей я активно использую культурный потенциал школы, района и города:

  • Школьный музей (ГБОУ СОШ с.Красноармейское);
  • Тематические экскурсии по селу, на Монумент Славы;
  • Стадион;
  • Спортивные секции школы;
  • Кружки в школе;
  • Филармония;
  • Литературный лекторий;
  • Библиотеки.

Непосредственные участники реализации программы:

  • классный руководитель и родители детей класса,
  • руководители творческих объединений,
  • педагоги дополнительного образования,
  • психолог и социальный педагог Центра Семья. 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

        Конечным результатом должно быть не только овладение детьми определёнными знаниями, но умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.  В связи с этим, должны решиться такие вопросы, как сплочение классного коллектива, воспитание чувства товарищества, дружбы, взаимопомощи, развитие самостоятельности, дисциплинированности, ответственности, повышение интереса к учебным предметам.

Моя программа воспитания определяет модель личности выпускника начальной школы, какой она видится мне и моим коллегам.

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Личностные качества:

У выпускника будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм,
  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегаюшего поведения;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Регулятивные качества:

Выпускник научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

 Познавательные качества:

 Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • сообщения в устной и письменной форме;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • осуществлять подведение пол понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

  Коммуникативные качества:

   Выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой, владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алоева М. А. Классные часы и родительские собрания в 1 – 4 классах. – изд. 4-е, доп. и перераб. – Ростов Н/Д: Феникс, 2007. – 328 с.
  2. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006. – 168 с.
  3. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос - Пресс, 2012.
  4. Воспитательная система класса: теория и практика \Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2005.
  5. Дереклеева Н. И. Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя 1 – 4  классы. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2012. – 368 с.
  6. Муратова, Н.А. Программа воспитательной работы 1 – 4 класс/ Н.А. Муратова// - URL:http://festival.1september.ru/articles/623846/
  7. Пудова, Н.В. Программа воспитания и социализации 1 – 4 класс/ Н.В. Пудова// - URL:http://52-школа.рф/events.html
  8. Симановский, А. Э. Развитие творческого мышления детей [Текст]: /Симановский А. Э. - Ярославль «Академия развития», 19с.
  9. Степанов, Е. Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации [Текст]: /Степанов Е. Н. - Творческий центр «Сфера», Москва, 2001.- 65с.
  10. Степанов, Е. Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса. Учебно-методическое пособие. [Текст]: /Степанов Е. Н.- Творческий центр «Сфера», Москва, 2004. – 88с.
  11. Степанов, Е. Н. Планирование воспитательной работы в классе. Методическое пособие [Текст]: /Степанов Е. Н. - Творческий центр «Сфера», Москва, 2001.- 41с.
  12. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями - М.: 5 за знания, 2013.

             

Диагностические методики

1-й класс

Диагностическая методика №1. «Урок физкультуры».

Учащимся раздаются листы бумаги. На листе бумаги учащиеся должны построить свой класс на уроке физической культуры. Задача в том, что ребята не должны быть выстроены по росту, а по степени значимости каждого ученика в коллективе. Это может выглядеть так:

Учащиеся должны написать в квадратиках имена учащихся класса. Данная методика позволяет определить степень самооценки каждого ученика, его включённости в жизнь детского коллектива.

Диагностическая методика №2. «Солнце, тучка, дождик».

Каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором написаны солнце, тучка, дождик в трёх вариантах. Учащимся предлагается определить их самочувствие в классе, с друзьями, дома с помощью погодных явлений. Учащимся нужно ответить на вопросы и подчеркнуть то состояние, которое соответствует их настроению.

Диагностическая методика №3. «Подарки».

Классный руководитель просит учащихся класса пофантазировать и подумать над тем, какие подарки можно придумать каждому ученику класса в виде сюрприза к Новому году. Ребята получают лист бумаги и на нём пишут имя ученика, а рядом предмет, который получает он в виде подарка. Это может выглядеть так: Таня-книга, Лена- ручка и т.д.

Такая диагностика очень информативна и свидетельствует об атмосфере в детском коллективе. Во-первых, кого ребёнок называет в первую очередь в своём списке. Это свидетельствует о значимости ребят для данного ученика. Во-вторых, все ли ребята класса попадают в список каждого ученика и какие чувства он испытывает при распределении праздничных подарков. Ребята работают с такими диагностическими исследованиями с большим удовольствием и творчески. Они по-новому смотрят на своих одноклассников, пытаются задавать вопросы друг другу, активно сотрудничать, а не только присутствовать на уроках

2 класс

Диагностическая методика №1. « Пьедестал».

Учащимся класса раздаются листы бумаги, на которых они должны построить пьедестал для награждения. Пьедестал состоит из трёх ступенек. На каждую ступеньку они должны возвести лишь три человека из класса. Ученик имеет право одну ступеньку оставить для себя, если считает нужным. На пьедестал возводят тех ребят, кто, по их мнению, является значимой фигурой в жизни класса.

Данная методика позволяет увидеть взаимоотношения учащихся в коллективе, их привязанность друг к другу, определить нравственную сторону взаимоотношений учащихся.

Диагностическая методика № 2. «Дом, в котором я живу»

Учащимся класса предлагается построить на листке бумаги многоэтажный дом и заселить его значимыми для них людьми. Это могут быть и одноклассники, и друзья, и родители, и родственники. Такая диагностика помогает изучить привязанность учащихся друг к другу, к родным и близким людям, к своим товарищам.

Диагностическая методика № 3. «Социометрия »

Учащимся класса предлагается ответить на три вопроса, которые записываются на доске или на листке бумаги. Учащиеся должны назвать три фамилии своих одноклассников при ответе на каждый вопрос. Вопросы могут быть следующими:

  1. Если ты не знаешь, что тебе задано на дом, к кому из ребят класса ты можешь обратиться за разъяснением домашнего задания
  2. Если ты занимаешься в кружке, в котором тебе очень интересно заниматься, кого из ребят класса ты хотел бы видеть рядом с собой?
  3. Представь себе, что у тебя есть право сформировать команду космического корабля, отправляющего на Марс. Подумай, кто из ребят класса мог бы быть с тобой рядом в корабле.

3 класс

Диагностическая методика №1. «Круги на воде».

Ребятам предлагается лист бумаги, на котором нарисовано 5 кругов, один в другом. В каждый круг нужно вписать имена одноклассников по степени значимости для себя. В каждый круг вписывается не более трёх имен одноклассников.

Диагностическая методика №2. «Мультфильм о нашем классе»

Учащимся класса предлагается создать мультфильм о своём классе. Для того, чтобы мультфильм получился, ребятам предлагается подготовить один кадр к мультфильму. Ребятам раздаются фломастеры, листы бумаги (по одному листочку).

Ребята работают самостоятельно, без подсказки и коррекции учителя. Кадры склеиваются, и ребятам предоставляется возможность озвучить каждый кадр. Эта методика интересна тем, что она позволяет получить очень много информации о классе.

1 .Какие сцены и факты из жизни класса чаще всего повторяются.

2.Какие имена чаще всего называются в кадрах мультфильма.

3.Какая эмоциональная окраска фильма (злой, добрый, смешной, и т.д.)

4.Какие проблемы поднимает мультфильм.

Диагностическая методика № 3. «Аукцион»

Учащимся класса раздаются листы бумаги, на которых написаны группы слов. Из этих слов ребята должный выбрать те слова, которые лучше всего характеризуют их класс. Слова могут быть такие: дружный, недружный, хороший, плохой, добрый, злой, весёлый, грустный, организованный, неорганизованный, ответственный и безответственный, активный и не активный. Если ребята класса не до конца понимают значение каждого слова, учитель может объяснить им значение каждого прилагательного. Опыт подсказывает, что ребята вполне понимают каждое слово и адекватно их применяют в своих ответах. Если учащиеся выбирают для характеристики класса слова, характеризующие класс с отрицательной стороны и таких мнений большинство, то это говорит о том, что классному руководителю есть над чем работать с детским коллективом.

4 класс

Диагностическая методика № 1. «Самые памятные события из жизни моего класса»

Учащимся класса предлагается написать сочинение, в котором необходимо рассказать о самых памятных событиях из жизни класса. Анализируя сочинения, необходимо обратить внимание, какие события называют учащиеся памятными, какой характер носят события, положительный или отрицательный. Значимым местом в анализе сочинений является и то, какое место в описанных событиях каждый ученик отводит себе и своим одноклассникам.

Диагностическая проективная методика № 2.

Учащимся предлагается определить своё отношение к одноклассникам, продолжив следующие предложения:

1.  Ребята, с которыми я дружу в нашем классе, это____________________

2.  Ребята, с которыми я не дружу в классе, это________________________

3.  Ребята, с которыми я провожу время и после уроков, это_____________

4.  Ребята, с которыми я, не общаюсь после уроков, это_________________

5.  Ребята, с которыми мне бы хотелось дружить в классе, это ___________

6.  Ребята, без которых мне было бы трудно, это_______________________

 

Диагностическая методика № 3. «Необитаемый остров»

Учащимся класса предлагается представить себе такую ситуацию: «Представьте себе, что ваш класс, совершая морскую прогулку, терпит крушение и попадает на необитаемый остров. Вам предлагается описать эту фантастическую историю и рассказать, как будет вести себя весь класс и каждый из вас на необитаемом острове».

Опыт проведения такой работы показывает, что ребята очень чётко разделяют функции каждого на острове, но при этом выделяют лидеров класса, определяют людей, которые не участвуют в жизни коллектива по собственной инициативе или тех, кого класс отторгает от участия в общей жизни.

Диагностическая методика № 4. «Портретная галерея нашего класса».

Классный руководитель обращается к учащимся со следующими словами: «В этом году вы заканчиваете 4 класс, а я ваш учитель, буду учить и воспитывать других детей, совсем непохожих на вас. Но мне очень хочется, чтобы вы оставили на память мне альбом с вашими портретами, словесными или рисуночными. Сейчас вы попробуете составить словесный портрет нашего класса, рассказывая о себе в виде небольшого сочинения». Таким образом, учащиеся пишут свою характеристику и рисуют свой автопортрет.

Такая диагностика очень полезна при подготовке классного руководителя к итоговому психолого-педагогическому консилиуму, который традиционно проводится в школах в 4 классе. Педагог должен обратить внимание на самооценку учащихся в составленной самохарактеристике, на определении своей роли в классе

Мнение о классе

Важным показателем психологического климата в классе является проявление дружбы, взаимопомощи и взаимной ответственности.

В каждой из трех предлагаемых ниже анкет обведите кружком номер того утверждения, которое в наибольшей степени соответствует Вашему мнению о классе.

Анкета 1.

Мнение о дружбе и приемлемости в классе

1.   Наш класс очень дружный и сплоченный.

2.   Наш класс дружный.

3.   В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе.

4.   В нашем классе изредка бывают ссоры, но конфликтным его назвать нельзя.

5.   Наш класс недружный, возникают ссоры.

6.   Наш класс очень недружный, трудно учиться в таком.

Анкета 2

Мнение о взаимопомощи в классе

1.   В нашем классе принято помогать друг другу без напоминания,

2.   В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям.

3.   В нашем классе помогают только тогда, когда  просят об этом.

4.   В нашем классе помощь оказывают только тогда, когда заставляет преподаватель.

5.   В нашем классе не принято помогать друг другу.

6.   В нашем классе отказываются помогать друг другу.

Анкета 3.

Мнение о взаимной ответственности в классе

1.  У нас в классе принято нести ответственность друг за друга. Все мы боремся за искоренение недостатков.

2.   В нашем классе неудачи и плохие поступки беспокоят хотя и не всех, но большинство ребят.

3.   Виновные в нарушении дисциплины и лодыри осуждаются только активом класса.

4.  Мы стараемся  не обращать внимания на нарушителей дисциплины и лодырей. За свои поступки они отвечают только перед учителем.

5. В нашем классе не принято «выносить сор из избы». Мы стараемся, чтобы о проступках меньше знали учителя.

6.  В нашем классе нет взаимной ответственности.

 

Обработка анкет заключается, во-первых, в нахождении средне-группового мнения по каждой анкете. Для этого нужно суммировать  выбранные учащимися номера утверждений (баллы) по каждой анкете в отдельности и поделить на соответствующее количество таких номеров.

Во-вторых, в сопоставлении индивидуальных мнений по среднегрупповым особое внимание следует обратить на случаи значительных отклонений индивидуальных мнений от среднегруппового. Таких учащихся необходимо взять под особый контроль и попытаться в ходе индивидуальной беседы (но беседа не должна состоять из «лобовых» вопросов) установить причины расхождения их мнений о взаимоотношениях в классе с мнением класса в целом.

И это необходимо сделать как можно оперативнее, так как расхождение индивидуального мнения с групповым представляет собой весьма вероятную «точку роста» межличностного конфликта в классе.

В целом, данные, полученные с помощью всех трех анкет, при их сопоставлении позволяют студенту практиканту (учителю, классному руководителю) сделать вывод о психологическом климате в классе и могут послужить основой для разработки конкретных мер по его улучшению

Диагностики изучения мотивационной сферы учащихся

               

Диагностика №1 «Рамочка для фотографии»

Первоклассникам предлагается нарисовать рамочку для фотографии, в которую можно будет поместить фотографию автора рамочки. При этом в обрамлении рамочки для фотографии должны быть использованы предметы школьной тематики, которые ребятам хотелось бы поместить в украшение рамки.

Данная диагностика позволит мне определить предметы, которые являются значимыми для первоклассника.

Диагностика №2 «Краски»

Учащиеся получают краски и листы, на которых нарисовано по 10 кружков. Называю 10 предметов, а учащиеся должны самостоятельно определить в какой цвет раскрасить тот или иной предмет. Предметы, которым необходимо дать ту или иную окраску, это звонок, книга, учитель, портфель, класс, физкультура, школа, урок, домашнее задание, тетрадь. Если ребёнок окрашивает предметы в тёмный или вовсе в чёрный цвет, это говорит о том, что он испытывает учебное затруднение, которое связано с его успешностью в учебной деятельности.

Диагностика по изучению детского коллектива

Диагностика №3 «Что у меня на сердце»

Раздаются вырезанные из бумаги сердечки.

-  «Ребята, иногда вы слышите, как взрослые говорят: «У меня легко стало на сердце» или «У меня тяжело на сердце». Давайте, определим с вами, когда может быть на сердце тяжело или легко и с чем это может быть связано. Для этого на одной стороне сердечка напишите причины, когда у вас на сердце тяжело, и причины, которые позволяют сказать, что у вас на сердце легко. При этом вы можете раскрасить ваше сердечко в тот цвет, который соответствует вашему настроению. Эта диагностика позволяет узнать причины переживаний ребёнка, пути их преодоления. 

Диагностические средства

 Эффективность реализации программы отслеживается по результатам диагностических средств: наблюдений, анкетирования, тестов.

  1. Заполнение социального паспорта класса, семьи.
  2. Оценка уровня комфортности учащихся.
  3. Оценка удовлетворенности школьной жизнью учащихся.
  4. «Психологический климат классного коллектива»  (В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриев).
  5. «Сформированность основных нравственных качеств личности» (Капустин Н.П.)
  6. «Диагностика уровня воспитанности учащихся» (Капустин Н.П.)



Приложение 1.                                           Занятость учащихся во внеурочное время

     4 класс

Фамилия, имя обучающего

Название занятия внеурочной деятельности

Духовно-нравственное направление

Общеинтеллектуальное

направление

Социальное

направление

Общекультурное

направление

Спортивно-оздоровительное

направление

«Азбука нравственности»

«Хочу всё знать»

«Тропинка к своему Я»

«Школа мастеров»

«Хоровое пение»

«Школьный

театр»

«Черлидинг»

«Спортивные игры»

Приложение 2.              Результаты участия обучающихся   в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях и т.д.

Дата проведения мероприятия

Полное наименование

мероприятия с указанием

статуса

(международный, всероссийский, региональный, городской и пр.)

ФИО

обучающегося

Класс

Тур

мероприятия

(очный / заочный)

Результат

участия

(статус – участник, призер с указанием места и пр.)

2013/2014  учебный год



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная программа "Путешествие на планету Знаний"

Цель программы игры «Путешествие на планету Знаний» направлена на создание условий для духовно-нравственного становления личности, т.е. воспитание личности творческой, инициативной, свободной, развити...

Игровая программа: Путешествие по Солнечное системе

Классный час посвящён знакомству детей начальной школы с Солнечной системой, о необходимости бережного отношения к нашей планете....

План работы пришкольного лагеря "Солнечная страна"

Данный материал поможет учителям начальных классов, которые в летний период часто выступают в роли начальников пришкольных лагерей, в организации досуга детей. Данный план включает минутки безопасност...

Сценарий открытия лагерной смены пришкольного лагеря "Солнечная страна"

Дорогие ребята. Сегодня мы собрались для того, чтобы встретить лето и торжественно открыть нашу лагерную смену.  Ласковое солнце встало над садами,...

Дополнительная образовательная программа «Путешествие в страну Экологию» (окружающий мир для детей 7-8,срок реализации программы –1год

Курс по дополнительной образовательной программе «Путешествие в страну Экологию» для детей начальной школы (7-8лет) является интегрированным курсом, имеет образовательно-развивающую, экологическую нап...

Совместный праздник для родителей и детей объединения «Солнечная страна» 6-7лет, посвященный дню Матери

Цель: воспитание уважительного отношения и выражение любви к самому близкому и родному человеку – мамеЗадачи:1....

Воспитательная программа «Путешествие по стране ЗОЖ»

        Состояние здоровья детей является главной задачей, определяющей настоящее и будущее. И просто необходимо сделать все, чтобы сохранение  здоровья детей превратил...