Воспитательная программа «Путешествие по стране ЗОЖ»
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Катаева Татьяна Васильевна

          Состояние здоровья детей является главной задачей, определяющей настоящее и будущее. И просто необходимо сделать все, чтобы сохранение  здоровья детей превратилось в одно из  приоритетных направлений  деятельности  школы. Именно образовательная организация призвана вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл воспитательная программа по ЗОЖ72.6 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательная программа

«Путешествие по стране ЗОЖ»

( 1 – 4 классы)

Разработала учитель начальных классов

МБОУ «Уемская СШ»

Катаева Татьяна Васильевна

2017

  1. Пояснительная записка.

«Я не боюсь еще и еще раз повторить:

 забота о здоровье –

это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности,

 бодрости детей

зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,

                                                                   прочность знаний, вера в свои                силы»

                                              (В.А. Сухомлинский)

В соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации»  здоровьесбережение отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.  Здоровье детей – это актуальная проблема общества в целом. По данным Всемирной организации здравоохранения, общественное здоровье на 25% зависит от состояния окружающей среды и на 50% от образа жизни. В начале XXI века социально-экономическая и экологическая ситуация привела к резкому ухудшению состояния здоровья населения России, главным образом, детского.       

 Школа  в определенный период  жизни человека  является необходимой средой, в которой ребенок  должен развиваться полноценно и гармонично, ведь ребенок находится в школе более половины дня.  Но,  если допускаются нарушения в приспособлении к этой  среде, если среда не учитывает особенности организма  ребенка, то неминуемы  серьезные  отклонения в состоянии физического и психического здоровья, нарушения  в развитии и срыв социально-психологических  адаптаций.

          Состояние здоровья детей является главной задачей, определяющей настоящее и будущее. И просто необходимо сделать все, чтобы сохранение  здоровья детей превратилось в одно из  приоритетных направлений  деятельности  школы.

Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью.  Тем самым, обязывая образовательную  организацию создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательная организация призвана вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни.

За основу своей программы я взяла один из разделов Программы воспитания и социализации обучающихся основного общего образования МБОУ «Уемская СШ» -  «Дорога к собственному здоровью», где главными  ценностями являются: ценностное отношение к здоровью, здоровому образу жизни, здоровью близких и окружающих людей.

Цель программы:

формирование у младших школьников необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, учить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Задачи программы:

1)Формировать у детей знания о здоровье и факторах его сохранения.

2) Обучить младших школьников приемам сохранения и укрепления своего здоровья, познакомить с основами правильного питания, правилами личной гигиены, режимом дня.

3) Познакомить с профилактикой некоторых заболеваний.

4) Углубить знания о вредных привычках и формировать отрицательное отношение к ним.

5) Воспитывать потребность в систематических занятиях физическими упражнениями.

Программа реализуется в течение 4 лет (2014-2018 годы) и рассчитана на учащихся 1 - 4 классов.

Теория (час)

Практика (час)

Всего (час)

1 класс

8

4

12

2 класс

7

5

12

3 класс

6

6

12

4 класс

6

6

12

Всего

27

21

48


Основными принципами программы  являются
:

• доступность, наглядность, активность, сознательность обучения, его развивающая и воспитывающая направленность;

• формирование базисных основ культуры здоровья;

• интеграция знаний из различных наук с целью формирования соответствующего мышления и поведения;

• личностно ориентированная модель взаимодействия педагога с ребенком в регламентированной, нерегламентированной и самостоятельной деятельности;

• учет психологических особенностей усвоения знаний детьми на каждом возрастном этапе;

• активное овладение детьми элементарными знаниями о своем здоровье и навыками его сбережения;

 формирование деятельностно-практического отношения к полученным знаниям о себе и своем здоровье;

• организация здоровьеразвивающей предметно-игровой среды в начальной школе.

Основные направления работы по реализации программы

Медицинское 

  • соблюдение внешних условий организации учебного процесса: составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований,
  • организация питания учащихся.

Просветительское 

  • профилактика вредных привычек;
  • работа по предупреждению роста заболеваемости учащихся школы;
  • работа с родителями.

Психолого – педагогическое

  • использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности, а также предупреждение проблем развития ребенка;
  •  обеспечение адаптации на разных этапах обучения;
  •  развитие познавательной и учебной мотивации, формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля.

Спортивно - оздоровительное 

  •  организация спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение учащихся к здоровому досугу.

Формы работы

Формы работы разнообразны: беседы, аукцион, встречи, конкурсы, проекты, презентации, экскурсии, выставки.

Одна из распространенных и интересных форм работы по формированию здорового образа жизни – это туризм. Туристский поход – это путешествие с активным способом передвижения в отдаленных от места жительства районах, осуществляемое с образовательной, оздоровительной, спортивной, исследовательской целью. Туристская  работа очень многообразна по формам:  походы в разных видах  (пешие, лыжные и т.д.), разной продолжительности,  разных степеней и категорий сложности,  местные и дальние, пешие прогулки, экскурсии, разные виды туристских соревнований.

Туристические походы, активизирующие познавательную деятельность обучающихся школьников, учат и здоровому образу жизни, активному отдыху. Анализ практики показывает, что наибольшую пользу здоровью приносят такие виды туризма, в которых используются активные средства передвижения – это пешие и лыжные походы, путешествия. В школе активно используется пешеходный туризм как самый массовый и самый доступный вид туризма. Для школьников такие походы полезны, так как способствуют улучшению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной системы, повышению сопротивляемости организма к заболеваниям, укреплению мускулатуры, развивают коллективизм. Пребывание школьников на свежем воздухе, воздействие солнца и дозирование физических нагрузок, а также разнообразие впечатлений во время похода и путешествий нормализуют деятельность центральной нервной системы, восстанавливает силы, повышает работоспособность в познавательной деятельности, развивает познавательный интерес. Поскольку туристические походы включают краеведческую работу, то обучающиеся во время походов активизируют свою познавательную деятельность, изучают историю, природу и культуру родного края – своей малой родины, готовят фото выставки, видеофильмы, рисунки, описания, презентации.

В школе наиболее приемлемыми являются учебно-тренировочные походы, которые могут иметь разные направления:

  • оздоровительное
  • познавательное;
  • спортивное

Цели похода:

  • Физическая активность – туризм прекрасно подходит для привлечения детей и подростков к занятиям спортивного туризма, чтобы дать им возможностьсамим понять преимущества регулярных занятий.
  • Поддержка хорошего состояния здоровья – одна из основных задач всех организаций, занимающихся спортом. Она заключается в том, чтобы поощрять желание детей заниматься спортивным туризмом для сохранения здоровья. Хорошее физическое здоровье достигается за счёт активного образа жизни. Спортивный туризм создаёт для этого уникальные возможности.
  • Социальная активность – создание команды и социальная активность в ходе выполнение программы спортивного похода. Это программа, в которой каждый член команды имеет большую ценность. Пропаганда спортивного туризма как командного вида спорта стимулирует детей для совместной работы и для понимания важности сотрудничества. Спортивный туризм усиливает воспитательные возможности школы.
  • Характер приключения – ожидание результата туристского похода, повышая интерес к нему, стимулирует ребенка.  Основным признаком туристского похода является неизвестность конечного результата, и делают его интересным.

Прогнозируемый результат

Программа формирования здорового и безопасного образа жизни, жизненного стиля, предполагает что, учащиеся должны научиться:

  • называть и узнавать опасности для здоровья человека; способы их предотвращения; правила здорового и безопасного образа жизни; правила организации учебного труда;
  • как следует заботиться о своём здоровье: правила сохранения зрения, слуха, обоняния; роль здорового питания и двигательной активности для хорошего самочувствия и успешного учебного труда; опасность для здоровья и учебы снижения двигательной активности, курения, алкоголя, наркотиков, инфекционных заболеваний;
  • основам здоровьесберегающей учебной культуре;
  • здоровьесозидающему режиму дня, двигательной активности, здоровому питанию;
  • противостоянию вредным привычкам;
  • высказывать свое отношение к проблемам в области здоровья и безопасности;
  • организовывать здоровьесберегающие условия учебы и общения, выбирать адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей;
  • самостоятельно выполнять домашние задания с использованием индивидуально эффективных, здоровьесберегающих приемов.

  1. Календарно-тематическое планирование

1 класс

Месяц

Тема занятия

Количество часов

Форма занятия

теор.

практ.

1

сентябрь

Мы теперь ученики

1

Беседа о режиме дня школьника

2

октябрь

Переменки и урок

1

Экскурсия по школе

Здравствуй, осень золотая!

1

Пешая прогулка

3

ноябрь

Лесная аптека

1

беседа

4

декабрь

Витамины – лучшие друзья

1

Презентация

Открытие лыжного сезона

1

поход

5

январь

Мою руки чисто-чисто

1

Беседа

6

февраль

Настроение в школе

1

Беседа, проблемные ситуации

7

март

Правила гигиены

1

Беседа

8

апрель

Настроение дома

1

Беседа, проблемные ситуации

9

май

Быстрые, смелые, ловкие

1

Майская эстафета

Ура!Каникулы!

1

поход

Итого часов

8

4

2 класс

Месяц

Тема занятия

Количество часов

Форма занятия

теор.

практ.

1

сентябрь

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.

1

беседа

Вот и осень пришла

1

Пешая прогулка

2

октябрь

Рассказ об одежде

1

Творческая мастерская

Осенний кросс

1

кросс

3

ноябрь

Урок безопасности

1

Беседа, презентация

4

декабрь

Открытие лыжного сезона

1

поход

5

январь

Рассказ об обуви

1

Творческая мастерская

6

февраль

Ела дуб, поломала зуб

1

Беседа

7

март

Профилактика вирусных заболеваний

1

Беседа с медиком школы

8

апрель

Что я знаю о ЗОЖ

1

Выставка рисунков

9

май

«Строители» нашего организма

1

Беседа

Ура! Каникулы!

1

поход

Итого часов

7

5

3 класс

Месяц

Тема занятия

Количество часов

Форма занятия

теор.

практ.

1

сентябрь

Чистота   - залог здоровья.

1

Встреча с медицинским работником школы

Папа, мама, я- дружная семья

1

Поход с  родителями

2

октябрь

Если хочешь быть здоров.

1

Беседа, дискуссия

Осенний кросс

1

кросс

3

ноябрь

Пассивное курение

1

просмотр фильма, обсуждение

4

декабрь

Уроки безопасности

1

беседа

Открытие лыжного сезона

1

поход

5

январь

Физкультура и здоровье.

1

Подвижные игры

6

февраль

Когда я ем, я глух и нем

1

Беседа

7

март

Питание и здоровье

1

Презентация

8

апрель

День здоровья

1

Игра по станциям

9

май

Ура! Каникулы!

1

поход

Итого часов

6

6

4 класс

Месяц

Тема занятия

Количество часов

Форма занятия

теор.

практ.

1

сентябрь

Вредные привычки и здоровье.

1

беседа

Вот и лето прошло.

1

Пешая прогулка

2

октябрь

«Вкуснятина»

1

Аукцион рецептов из овощей

Осенний кросс

1

кросс

3

ноябрь

Хочу остаться здоровым

1

беседа

4

декабрь

Я в школе и дома

1

беседа

Открытие лыжного сезона

1

поход

5

январь

Что нужно знать о лекарствах

1

Беседа с медиком школы

6

февраль

Травматизм и его профилактика

1

Беседа, презентация

7

март

Турнир эрудитов по ЗОЖ

1

игра

8

апрель

Ядовитая азбука

1

Составление плакатов

9

май

Растения Красной книги в нашем крае

1

Экологическая тропа

Итого часов

6

6

  1. Содержание занятий.

1 класс.

  1. Тема «Мы теперь ученики» (1 час)

 Беседа о режиме дня школьника с элементами игры,понятие режим дня.

Деятельность учащихся:рассказ о том, что изменилось в жизни, участвовать в составлении режима дня.

  1. Тема «Переменка и урок» (1час)

Экскурсия по школе, беседа о правилах безопасного поведения в школе.

Деятельность учащихся: составление памятки о правилах поведения в школе на уроках и переменах.

  1. Тема «Здравствуй, осень золотая»(1 час)

Форма: пешая прогулка

Цель: прогулка по лесу, наблюдение за сезонными изменениями в живой и неживой природе.

Содержание: поход 2 – 3 км, сравнение летней и осенней природы: растений, насекомых, погоды, температурных изменениях; сбор природного материала.

Итог: выставка поделок из природного материала; знания закреплены на уроках окружающего мира.

  1. Тема «Лесная аптека» (1 час)

Беседа, северные ягоды: клюква, брусника, морошка, польза, лекарственные свойства.

Деятельность учащихся:ответы на вопросы, работа в группах.

  1. Тема «Витамины – лучшие друзья» (1 час)

История происхождения слова «витамины», основные виды витаминов, продукты, богатые определенным видом витаминов.

Деятельность учащихся:  слушание информации, ответы на вопросы.

  1. Тема «Открытие лыжного сезона»(1 час)

Форма: пешая прогулка

Цель: способствовать формированию у учащихся готовности к физическому саморазвитию и поддержанию собственного здоровья.

Содержание: прогулка на лыжах индивидуальных дистанций, катание с гор на лыжах и санках.

Итог: оформление стенда «Мои впечатления» (рисунки, фотографии, стихи, сочинения).

  1. Тема «Мою руки чисто – чисто» (1 час)

Понятия «кожа», «гигиена рук», правила мытья рук.

Деятельность учащихся:слушание, участие в составлении правил мытья рук.

  1. Тема «Настроение в школе» (1час)

Занятие общения с элементами психогимнастики, совместная работа с психологом школы

Деятельность учащихся:  участие в играх «Передай улыбку по кругу», «Отгадай настроение» и др.

  1. Тема «Правила гигиены» (1 час)

Понятия «гигиена тела», значение гигиены для человека, основные правила соблюдения гигиены тела.

Деятельность учащихся:  слушание, работа в парах, участие в составлении правил личной гигиены.

  1. Тема «Настроение дома» (1 час)

Тренинг поведения: как избежать наказания? Коррекция агрессивного поведения, занятие с психологом школы.

Деятельность учащихся:  участие в тренинге, «Уходи, злость, уходи!», «Любящий сын».

  1. Тема «Быстрые, смелые, ловкие» (1 час)

Традиционная майская эстафета, соревнования между параллельными классами.

Деятельность учащихся: бег.

  1. Тема «Ура, каникулы!»(1 час)

Форма проведения: пешая прогулка, поход

Цель: способствовать формированию у учащихся готовности к физическому саморазвитию и поддержанию собственного здоровья, сплочение ученического коллектива, выявление лидерских качеств.

Содержание: поход 2 – 5 км, спортивные соревнования, прохождение полосы препятствий разной сложности, подвижные игры.

Итог: выставка рисунков

  1. класс.
  1. Тема «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» (1час)

Понятия «здоровый образ жизни».

Деятельность учащихся:обмен впечатлениями о летних каникулах, о видах отдыха (игры на свежем воздухе, купание на речке, овощи и фрукты, походы в лес, хорошее настроение и др.),

  1. Тема «Вот и осень пришла»(1 час)

Форма: пешая прогулка

Цель: прогулка по лесу, знакомство с растениями леса.

Содержание: поход 2 – 3,5 км, наблюдение за растениями леса: этажи леса, деревья и кустарники, хвойные и лиственные, знакомые и незнакомые.

Итог: выставка рисунков «Осенний лес», знания закреплены на уроках окружающего мира.

  1. Тема «Рассказ об одежде» (1час)

Значении одежды в жизни человека (история возникновения одежды, значение чистой одежды, назначение школьной формы, правила ношения и ухода за школьной формой.

Деятельность учащихся: практическими заданиями – пришивание пуговиц, чистка одежды.

  1. Тема «Осенний кросс» (1 час)

Традиционная эстафета среди команд начальной школы.

Деятельность учащихся: бег

  1. Тема «Урок безопасности» (1 час)

Правила безопасного поведения в школе, дома, на улице.

Деятельность учащихся: составление памяток.

  1. Тема «Рассказ об обуви» (1час)

Беседа о значении обуви в жизни человека, её чистоте.

Деятельность учащихся: практическим заданием – чистка школьной обуви.

  1. Тема «Открытие лыжного сезона» (1 час)

Форма: пешая прогулка

Цель: способствовать формированию у учащихся готовности к физическому саморазвитию и поддержанию собственного здоровья.

Содержание: прогулка на лыжах индивидуальных дистанций, катание с гор на лыжах и санках.

Итог: оформление стенда «Мои впечатления» (рисунки, фотографии, стихи, сочинения).

  1. Тема «Ела дуб, поломала зуб» (1час)

Формирование понятия «личная гигиена», беседа о значении зубов в жизни человека, о правилах ухода за зубами.

Деятельность учащихся: тренинг чистки зубов.

  1. Тема «Вирусные заболевания» (1час)

Беседа о профилактике вирусных заболеваний (прогулки на свежем воздухе, проветривание помещений, точечный массаж при простуде, витаминные чаи).

Деятельность учащихся: слушание, ответы на вопрсы.

  1. Тема «Что я знаю о ЗОЖ» (1час)

Выставка рисунков.

 Деятельность учащихся: рисование по теме ЗОЖ.

  1. Тема «Строители нашего организма» (1 час)

Понятия «белки», «жиры», «углеводы», значение их в организме человека.

Деятельность учащихся: слушание, ответы на вопросы.

  1. Тема «Ура, каникулы» (1 час)

Форма проведения: пешая прогулка, поход

Цель: способствовать формированию у учащихся готовности к физическому саморазвитию и поддержанию собственного здоровья, сплочение ученического коллектива, выявление лидерских качеств.

Содержание: поход 2 – 5 км, спортивные соревнования, прохождение полосы препятствий разной сложности, подвижные игры.

Итог: сочинение

3 класс.

  1. Тема «Чистота – залог здоровья» (1 час)

Чистота окружающей среды, значение в жизни человека.

Деятельность учащихся: слушание, работа в группах.

  1. Тема «Папа, мама, я дружная семья»(1 час)

Форма проведения: пешая прогулка

Цель: способствовать формированию у учащихся готовности к физическому саморазвитию и поддержанию собственного здоровья, сплочение ученического и родительского коллективов, выявление лидерских качеств.

Содержание: поход до 4 км, подвижные игры, командные соревнования между детьми и родителями.

Итог: фотовыставка

  1. Тема «Если хочешь быть здоров»(1 час)

Значение здоровья в жизни человека, разностороннее физическое развитие, значение физических упражнений.

Деятельность учащихся: слушание, дискуссия о ЗОЖ.

  1. Тема «Осенний кросс» (1 час)

Традиционная эстафета среди команд начальной школы.

Деятельность учащихся: участие в эстафете.

  1. Тема «Пассивное курение» (1 час)

Понятия «курение», «пассивное курение», «вредные привычки»; о вреде здоровью пассивного курения.

Деятельность учащихся: просмотр фильма, обсуждение.

  1. Тема «Урок безопасности» (1 час)

Правила безопасного поведения в школе, дома, на улице.

Деятельность учащихся: составление памяток.

  1. Тема «Открытие лыжного сезона(1 час))

Форма: пешая прогулка

Цель: способствовать формированию у учащихся готовности к физическому саморазвитию и поддержанию собственного здоровья.

Содержание: прогулка на лыжах индивидуальных дистанций, катание с гор на лыжах и санках.

Итог: оформление стенда «Мои впечатления» (рисунки, фотографии, стихи, сочинения).

  1. Тема «Физкультура и здоровье» (1 час)

Зависимость состояния здоровья от занятий физкультурой.

Деятельность учащихся: Обсуждение (групповое). Каждая группа составляет несколько правил здорового человека и выносит их на обсуждение всего класса.

  1. Тема «Когда я ем, я глух и нем» (1 час)

Правила поведения за столом дома и в столовой.

Деятельность учащихся: ролевая игра.

  1. Тема «Питание и здоровье» (1 час)

Продукты полезные и вредные.

Деятельность учащихся: аукцион продуктов питания, богатых витаминами.

  1. Тема «День Здоровья» (1 час)

Всемирный День Здоровья, значение ЗОЖ

Деятельность учащихся: игра по станциям.

  1. Тема «Ура, каникулы»(1 час)

Форма проведения: пешая прогулка, поход

Цель: способствовать формированию у учащихся готовности к физическому саморазвитию и поддержанию собственного здоровья, сплочение ученического коллектива, выявление лидерских качеств.

Содержание: поход 2 – 5 км, спортивные соревнования, прохождение полосы препятствий разной сложности, подвижные игры.

Итог: сочинение

  1. класс.
  1. Тема «Вредные привычки и здоровье» (1 час)

Ознакомление с понятием вредные привычки, выявление их в своей жизни и жизни близких людей.

Деятельность  учащихся: составление портрета здорового человека.

  1. Тема «Вот и лето прошло»(1 час)

Форма: однодневный поход

Цель: прогулка вдоль реки, обучение техники туризма.

Содержание: поход до 5 км, обучение разжиганию костра, установка палатки и т.д.

Итог: фотовыставка.

  1. Тема «Вкуснятина» (1 час)

Аукцион рецептов ( полезные, вкусные домашние рецепты),

Деятельность  учащихся: составление сборника рецептов.

  1. Тема «Осенний кросс» (1 час)

Традиционная эстафета среди команд начальной школы.

Деятельность учащихся: участие в эстафете.

  1. Тема «Хочу остаться здоровым» (1 час)

Встреча с социальным педагогом (беседа о профилактике вредных привычек).

Деятельность  учащихся: слушание, участие в беседе.

  1. Тема «Открытие лыжного сезона»(1 час)

Форма: пешая прогулка

Цель: способствовать формированию у учащихся готовности к физическому саморазвитию и поддержанию собственного здоровья.

Содержание: прогулка на лыжах индивидуальных дистанций, катание с гор на лыжах и санках.

Итог: оформление стенда «Мои впечатления» (рисунки, фотографии, стихи, сочинения).

  1. Тема «Я в школе и дома» (1 час)

Организация детского досуга – способ профилактики вредных привычек.

Деятельность  учащихся :составление банка игра и занятий для  школы и дома.

  1. Тема «Что нужно знать о лекарствах» (1 час)

Занятие с медработником школы, (правила хранения и использования лекарственных средств, профилактика наркомании).

Деятельность  учащихся: слушание, участие в беседе, ответы на вопросы.

  1. Тема «Травматизм и его профилактика» (1 час)

 Формирование понятия травматизм.

Деятельность  учащихся:  составление карты травмоопасных мест в школе, ПМП при ушибах и переломах.

  1. Тема «Турнир эрудитов по ЗОЖ» (1 час)

Проверка знаний по ЗОЖ, полученных за 4 года.

Деятельность  учащихся:  участие в игре.

  1. Тема «Ядовитая азбука» (1 час)

Беседа о ядовитых растениях, ягодах, грибах.

Деятельность  учащихся: составление плаката с изображением ядовитых растений.

  1. Тема «Растения Красной книги нашего края»(час)

Форма: пешая прогулка

Цель: составление маршрута «Экологическая тропа»

Содержание: поход 3- 4 км, нахождение растений, занесенных в Красную книгу Архангельской области, составление маршрута экологической тропы с описанием растений, установка табличек.

Итог: проект «Экологическая тропа»

  1. Оценка результатов реализации программы. (Приложение)

Класс

Задачи

Форма диагностики

1класс

Исследование ценностных установок и жизненных приоритетов школьников по вопросам здоровья.

Методика «Индекс отношения к здоровью».

(С. Дерябо и В. Ясвина)

2 класс

Наличие у обучающихся понимания ценности и значимости здоровья, ведения здорового образа жизни.

Методика «Гармоничность образа жизни школьников»

(Н.С. Гаркуша)

3 класс

Изучение уровня владения школьниками культурными нормами в сфере здоровья.

Методика «Уровень владения школьниками

культурными нормами в сфере здоровья»

(Н.С. Гаркуша)

4 класс

Участие школьников в здоровьесберегающих и пропагандирующих здоровый образ жизни мероприятиях

Определение общего уровня сформированности

культуры здоровья школьников (Н.С. Гаркуша)

Проанализировав результаты, классный руководитель вносит коррективы в Программу воспитания на следующий год, что позволит повысить качество воспитания здорового образа жизни.

5. Условия реализации программы.

1. Кабинет (классная комната), спортзал, школьная и районная  детские библиотеки.

2. Аудио, видео аппаратура.

3.  Спортивный инвентарь.

4.  Книги, иллюстративный материал, журналы, статьи по теме ЗОЖ, статьи по выполнению исследовательских проектов.

5.  Тесный контакт с родительским комитетом.

6. Помощь медицинского работника школы, социального педагога, психолога, родителей при проведении классных мероприятий.

  1. Список литературы.

  1. «Современные образовательные технологии», Селевко Г.К. Москва, Народное образование, 1998.
  2.  «О современных подходах и концепциях воспитания», Степанов Е.Н., М. Лузина, Москва: ТЦ Сфера, 2003.
  3.  «Здоровьесберегающие технологии». Москва. ВАКО. 2007г.
  4. Феоктистова В.Ф. Образовательные здоровьесберегающие технологии: опыт работы методического объединения учителей начальных классов.- Волгоград: Учитель, 2009.
  5. Н.С.Гаркуша «Тенденции воспитания культуры здоровья школьников»
  6. Константинов Ю. С. Детско-юношеский туризм. Учебно-методическое пособие. - Москва: ФЦДЮТиК, 2006
  7. Куликов В.М. Вестник детско-юношеского туризма в России. 1997. - №3 (23).
  8. Е. О. Яременко «Родительские собрания». Издательство Экзамен, 2009

  1. Приложение.

Диагностика учащихся.

1 класс

Методика С. Дерябо и В. Ясвина «Индекс отношения к здоровью».

Цель: исследовании ценностных установок и жизненных приоритетов школьников по вопросам здоровья.

Инструкция: обучающиеся определяют степень значимости (важности) для них различных составляющих (жизненных ценностей). Для этого выбирают три наиболее важные и три наименее важные, с их точки зрения, ценности из предлагаемого списка:

  • хорошие вещи, материальное благополучие;
  • общение с природой;
  • общение с друзьями и другими окружающими людьми;
  • любовь и семейная жизнь;
  • здоровье, здоровый образ жизни;
  • труд (профессия, учёба, интересная работа);
  • духовность (нравственность, саморазвитие)

Наиболее важные для меня:                 Наименее важные для меня:

1. _________________________ 1. ________________________

2. _________________________ 2. ________________________

3. _________________________ 3. ________________________

Обработка результатов

Первой ценности из трёх, которые были названы в качестве наиболее важных, присваивается первый ранг, второй - второй, третьей - третий. Первой ценности из трёх, которые были названы в качестве наименее важных, присваивается седьмой ранг, второй - шестой, третьей - пятый. Ценности, не вошедший ни в первую, ни во вторую группу, присваивается четвёртый ранг.

Ранг, полученный такой ценностью, как «Здоровье, здоровый образ жизни», является окончательным показателем. Если такая ценность получила у испытуемого первый или второй ранг, можно сделать вывод о том, что его отношение к здоровью является высоко доминантным (значимым); если третий, четвёртый или пятый ранг – оно характеризуется средней доминантностью; если шестой или седьмой – ему свойственна низкая доминантность отношения к здоровью.

2 класс

Методика «Гармоничность образа жизни школьников»

(Н.С. Гаркуша)

Цель: наличие у обучающихся понимания ценности и значимости здоровья, ведения здорового образа жизни.

Инструкция. Отметьте знаком «+» пункты, характерные для Вашего образа жизни.

Вопросы

  1. Как Вы оцениваете состояние своего здоровья?

а) хорошее; б) удовлетворительное;

в) плохое; г) затрудняюсь ответить.

  1. Занимаетесь ли Вы физической культурой или спортом?

а) да, занимаюсь;

б) нет, не занимаюсь.

  1. Как долго днём бываете на улице, на свежем воздухе?

а) чаще всего больше 2 часов;

б) около часа;

в) не более получаса или вообще не выхожу на улицу.

  1. Делаете ли утром следующее:

а) физическую зарядку; б) обливание;

в) плотно завтракаю; г) курите по дороге в школу.

  1. Обедаете ли в школьной столовой?

а) да, регулярно;

б) иногда;

в) нет.

  1. В котором часу ложитесь спать?

а) до 21 часа;

б) между 21 и 22 часами;

в) после 22 часов.

  1. Употребляете ли Вы спиртные напитки, наркотические вещества или курите?

а) да, активно;

б) изредка;

в) никогда.

8.   Как Вы чаще всего проводите свободное время?

а) занимаюсь в спортивной секции, кружке; б) провожу время с друзьями;

в) читаю книги; г) помогаю по дому;

д) преимущественно смотрю телевизор (видео);

е) играю в компьютерные игры; ж) другое.

Бланк ответов.

1

2

3

4

5

6

7

8

Обработка результатов

Ответы оцениваются по десятибалльной шкале

  1. а – 10, б – 5, в – 0, г -0
  2. а – 10, б – 0
  3. а -10, б – 5, в – 0
  4. а - 10, б  - 10, в – 0, г - 0
  5. а – 10,б - 5, в - 0
  6. а -10, б – 5, в – 0
  7. а -0, б – 5, в – 10
  8. а – 10, б -5, в – 5, г – 5, д- 0, е – 0, ж -0

ФИО

Кол –во баллов

Уровень

1

Ботыгин Е.

75

средний

2

Иванов А.

95

высокий

Интерпретация

Высокий уровень – 110 – 80 баллов – осознанное отношение школьников к собственному здоровью; ведение здорового образа жизни; самостоятельное целенаправленное овладение практическими навыками сохранения и преумножения здоровья.

Средний уровень – 75 – 50 баллов – частичное понимание школьниками важности сохранения, укрепления здоровья и ведения здорового образа жизни, эпизодическое овладение практическими навыками сохранения и преумножения здоровья.

Низкий уровень – 45 баллов и меньше – отсутствие у школьников понимания ценности и значимости здоровья, ведение образа жизни, способствующего развитию болезней.

  1. класс.

Методика «Уровень владения школьниками

культурными нормами в сфере здоровья»

(Н.С. Гаркуша)

Цель: изучение уровня владения школьниками культурными нормами в сфере здоровья.

Инструкция. Отметьте знаком «+» характерные для Вас пункты утверждений в вопросах 1, 4, 5, 6, в вопросах 2 и 3 отметьте знаком «+» один из предложенных ответов.

  1. Занимаетесь ли Вы:

а) в школьной спортивной секции;

б) в спортивной секции других учреждений;

в) чтением научной литературы о сохранении своего здоровья;

г) просмотром передач на тему здоровья;

д) употреблением витаминов;

е) чтением энциклопедий для юношей и девушек.

  1. Как часто участвуете в спортивных мероприятиях, организуемых после уроков:

а) вообще никогда не участвую;

б) очень нерегулярно;

в) раз или два в неделю;

г) три и более раз в неделю.

  1. На уроках физической культуры вы занимаетесь:

а) с полной отдачей;

б) без желания;

в) лишь бы не ругали.

  1. Какие у Вас отношения с окружающими людьми (родителями, друзьями, учителями):

а) полное взаимопонимание;

б) доверительные;

в) уважительные;

г) отсутствие взаимопонимания.

  1. Для ведения здорового образа жизни Вы:

а) соблюдаете режим дня;

б) соблюдаете режим питания и употребляете витаминизированную пищу;

в) занимаетесь спортом;

г) делаете регулярно утреннюю зарядку;

д) не имеете вредных привычек.

  1. Как Вы считаете, какие качества Вас характеризуют:

а) физическая сила и выносливость;

б) умственная работоспособность;

в) ум, сообразительность;

г) сила воли, выдержка, терпение и упорство;

д) объём знаний о здоровом образе жизни;

е) умение видеть и ценить прекрасное в природе, в человеке, в искусстве;

ж) внимание и наблюдательность;

з) умение всегда видеть цель и стремиться к ней (целеустремлённость);

и) умение организовать свой труд (организованность);

к) умение при необходимости работать самостоятельно, без посторонней помощи;

л) чуткость и отзывчивость к людям;

м) умение работать вместе с товарищем, видеть, кому нужна твоя помощь, помогать и принимать помощь от других;

н) умение подчинять свои желания интересам дела и коллектива;

о) умение вести себя в обществе, красиво одеваться, причёсываться и т.д;

п) умение беречь время;

р) умение контролировать и анализировать свою работу и свои поступки.

Обработка результатов

За все выбранные утверждения в вопросах 1,5,6 – по 5 баллов, во 2 – 5 баллов за 4-е утверждение, в 3 – 5 баллов за 1-е утверждение, в 4 – по 5 баллов за 1-е, 2-е, 3-е утверждения.

ФИО

Кол –во баллов

уровень

1

Ботыгин Е.

75

средний

2

Иванов А.

95

высокий

Интерпретация

Высокий уровень – 160-130 баллов – идеальный образ здорового человека, физически активного, укрепляющего здоровье самостоятельно, умеющего сотрудничать с окружающими в вопросах сохранения и укрепления здоровья, в совершенстве владеющего культурными нормами в сфере здоровья.

Средний уровень – 125 – 90 баллов – знания школьников о здоровом образе жизни не являются убеждениями, характерно эпизодическое овладение школьниками практическими навыками сохранения и преумножения здоровья, готовность к сотрудничеству, со взрослыми в вопросах здоровьесберегания.

Низкий уровень – ниже 85 баллов – отсутствие у школьников системы элементарных знаний о здоровье и здоровом образе жизни и мотивации к заботе о собственном здоровье; зачастую не выполняются элементарные правила гигиены, не проводятся оздоровительные процедуры.

  1. класс.

Участие школьников в здоровьесберегающих и пропагандирующих здоровый образ жизни мероприятиях (Н.С. Гаркуша)

Инструкция. Отметьте знаком «+» мероприятия, в которых вы активно принимаете участие:

  • в спортивных соревнованиях;
  • в спортивных праздниках;
  • в туристических походах;
  • в проведении дней, недель здоровья;
  • в подготовке лекций и бесед о здоровом образе жизни;
  • в подготовке открытых уроков и внеклассных мероприятий;
  • в различных подвижных , спортивных играх, эстафетах;
  • в проведении физкультминуток, физкультпауз;
  • в разработке проектов, программ, сценариев праздников здоровья;
  • в создании творческих работ и исследовательских проектов о здоровье;
  • в конкурсах рисунков и плакатов о здоровом образе жизни;
  • в конкурсах сочинений, изложений, диктантов о здоровом образе жизни;
  • в молодёжных акциях, направленных на профилактику вредных привычек.

Обработка результатов

Каждый плюс оценивается 10 баллами.

ФИО

Кол –во баллов

уровень

1

Ботыгин Е.

2

Иванов А.

Интерпретация

Высокий уровень – 130 – 100 баллов – наличие физической и творческой активности детей как элемента стиля жизни, то есть целеустремленная деятельность школьника для укрепления здоровья, развития физического потенциала и достижения физического совершенства, для эффективной реализации своих задатков с учётом личностной мотивации и социальных потребностей.

Средний уровень – 90 – 50 баллов – недостаточная активность в мероприятиях здоровьесберегающей направленности вследствие отсутствия в должной степени мотивации на ведение здорового образа жизни.

Низкий уровень – меньше 40 баллов – отсутствует потребность ведения здорового образа жизни, проявляется пассивность в самосовершенствовании и самореализации в процессе приобретения знаний о здоровье человека.

Определение общего уровня сформированности

культуры здоровья школьников (Н.С. Гаркуша)

Для обобщения полученного материала и определения уровня культуры здоровья школьников необходимо суммировать результаты последних трёх анкет и для вычисления итогового среднего балла сумму необходимо разделить на три.

Получаются следующие уровни здоровья:

Высокий уровень воспитанности культуры здоровья школьников – 135 – 100 баллов. Осознание школьниками ценности здоровья, ведение здорового образа жизни, наличие представлений о сущности здоровья; самостоятельное целенаправленное овладение практическими навыками сохранения и преумножения здоровья; высокая творческая активность; умение сотрудничать со взрослыми в вопросах сохранения и укрепления здоровья; активное участие школьников в мероприятиях, пропагандирующих здоровый образ жизни.

Средний уровень воспитанности культуры здоровья школьников – 100 – 60 баллов. Частичное понимание школьниками важности сохранения, укрепления здоровья и ведения здорового образа жизни; наличие элементарных знаний о здоровье; эпизодическое овладение практическими навыками сохранения и преумножения здоровья, стремление к самосовершенствованию и творческому выражению; готовность к сотрудничеству со взрослыми в вопросах сохранения и укрепления здоровья; нерегулярное участие школьников в мероприятиях, пропагандирующих здоровый образ жизни.

Низкий уровень воспитанности культуры здоровья школьников – меньше 60 баллов. Отсутствие у школьников системы элементарных знаний о здоровье и здоровом образе жизни; наличие вредных привычек, хронических заболеваний, ведение образа жизни, способствующего развитию болезней; сотрудничество со взрослыми и участие школьников в мероприятиях, пропагандирующих здоровый образ жизни минимальное или отсутствует.

ФИО

баллы

Уровень (сумма / 3)

2 класс

3 класс

4 класс

1

Ботыгин Е.

75

85

2

Иванов А.

95

100

3

Соловьев В.

60

65


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательное мероприятие "Путешествие в страну Здоровья"

В игровой форме дети путешествуя по станциям, закрепляли  представление о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни.Особенностью мероприятия является не только его воспита...

Дополнительная образовательная программа «Путешествие в страну Экологию» (окружающий мир для детей 7-8,срок реализации программы –1год

Курс по дополнительной образовательной программе «Путешествие в страну Экологию» для детей начальной школы (7-8лет) является интегрированным курсом, имеет образовательно-развивающую, экологическую нап...

Воспитательная программа «Путешествия по Солнечной стране»

Целостный педагогический процесс – это процесс, в котором воедино слиты «воспитывающее  обучение» и «обучающее  воспитание»....

Мероприятие воспитательного характера «Путешествие в страну дорожных знаков»

Мероприятие воспитательного характера «Путешествие в страну дорожных знаков». Цель - предупреждение и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма среди учащихся школы....

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Путешествие в страну Доброты"

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Путешествие в страну Доброты»...

Конспект воспитательного занятия "Путешествие в страну вредных привычек"

Цели:- Пропаганда здорового образа жизни, формирование представлений о полезных и вредных привычках, формирование ответственного отношения к своему здоровью.Задачи:Образовательные: раскрыть причины, в...