Тематическое планирование по внеурочной деятельности
рабочая программа на тему

Планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samara_teatralnaya.docx57.33 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 101

с углубленным изучением отдельных предметов

имени Героя Советского Союза Рябова Сергея Ивановича

городского округа Самара

__________________________________________________________________

РАССМОТРЕНО                        СОГЛАСОВАНО                                УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО                        Зам. директора по ВР                        Директор

протокол № __                        МБОУ СОШ №101                                МБОУ СОШ №101

г.о. Самара

________Ионова М.В.                  ________М.И. Ровинская                        _________К.В.Макаров

«__»________20___г.                «__»________20___г.                        «__»________20___г.

Приказ №____от______г.

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Самара театральная»

направление: социальное

Классы: 2-3-4

Составили учителя:          Осипова Е.И.        Ровинская М.И.        Ионова М.В

Семенкина Т.Н.        Алёшина Л.В.           Бигдай Е.А.

Сарычева Н.М.        Атякшева Т.А.

Кол-во часов: 34 часа (1 час в неделю)

Планирование составлено на основе примерных программ по внеурочной деятельности ФГОС

Самара

2014

Пояснительная записка

Развитие художественно-творческих способностей личности была и остается одной из актуальных проблем педагогики и психологии. Особенно эта проблема обостряется в сложные критические периоды жизни общества, когда наиболее остро ощущается необходимость в творческих личностях, способных самостоятельно, по-новому разрешать возникшие трудности. Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество. Особое место в котором занимает театр, способный приобщить к общечеловеческим духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации.

Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя.

Программа «Самара театральная» составлена на основе:

- программы курса «Театр» для начальной школы И.А. Генералова. Сборник программ. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008);

- образовательной программы «Основы театрального искусства» Похмельных А.А.

Общая характеристика программы.

Цель программы: воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.

Задачи программы:

Обучающаяся:

  • формирование специальных знаний и умений в области театрального искусства

Воспитательная:

  • создание творческой мастерской;
  • создание комфортной обстановки, атмосферы доброжелательности, сотрудничества, включения в активную деятельность.
  • привить аккуратность, опрятность, культуру труда и поведения, умения ценить  труд и красоту.

Развивающая:

  • развивать навыки коммуникативного общения;
  • развивать самостоятельность при изготовлении изделий;
  • через театр привить интерес к мировой художественной культуре

и дать первичные сведения о ней.

Социально-педагогическая:

  • формирование общественной активности и самореализации в социуме;
  • формирование личностно-ориентированной  позиции воспитанника;
  • повышение занятости детей в свободное время.

Оздоровительная:

  • формирование здорового образа жизни, через правильную организацию труда и отдыха.

Отличительными особенностями и новизной программы является:

- деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли то актёра, то музыканта, то художника, на практике узнаёт о том, что актёр – это одновременно и творец, и материал, и инструмент;

- принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика);

- принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:

  • игра
  • беседа
  • иллюстрирование
  • посещение спектакля
  • работа в малых группах
  • актёрский тренинг
  • экскурсия
  • выступление

Важной формой занятий являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. После просмотра спектакля предполагаются следующие виды деятельности: беседы по содержанию и иллюстрирование.

Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей. Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у школьников способствует их гармоничному художественному развитию в дальнейшем.

Описание места курса в учебном плане.

Программа внеурочной деятельности «Самара театральная» рассчитана на 102 часа, из расчёта 1 час в неделю: 

34 часа на первом году обучения (2 класс)

34 часа на втором году обучения (3 класс)

34 часа на третьем году обучения (4 класс)

Занятия проводятся в свободное от учебных занятий время, в выходные, на каникулах.

Место проведения: школа, учреждения дополнительного образования, театры города Самары и Самарской области.

День и время внеаудиторных занятий назначается учителем по предварительной договоренности с администрацией школы и культурными учреждениями города Самары.

Планируемые результаты освоения программы.

Учащиеся должны знать

  • правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;
  • виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.).

Учащиеся должны уметь

  • действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
  • строить диалог с партнером на заданную тему;
  • составлять диалог между сказочными героями.

Предполагаемые результаты реализации программы.

Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трём уровням:

  1. Приобретение школьником социальных знаний:

Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.

  1. Формирование ценностного отношения к социальной реальности:

Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура).

  1. Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия:

Школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений. В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.

Личностные результаты.

  • потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
  • целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
  • этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
  • планировать свои действия на отдельных этапах работы;
  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
  • анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

  • пользоваться приёмами анализа и синтеза при просмотре спектаклей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении этюдов, подборе простейших рифм.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;
  • работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

Учащиеся научатся:

  • различать произведения по жанру;
  • видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
  • умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение).

Содержание курса «Самара театральная».

Программа «Самара театральная»» включает разделы:

  1. Театр. В театре. Как создаётся спектакль. Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург. Театральные профессии. Виды театров. Театральные жанры. Музыкальное сопровождение. Звук и шумы.
  2. Мы и театр. Игры, которые непосредственно связаны с одним из основополагающих принципов метода К.С. Станиславского: «от внимания – к воображению». Изготовление кукол, декораций.
  3. Знакомство с актёрским мастерством. Мимика. Пантомима. Театральный этюд. Язык жестов. Интонация. Импровизация. Диалог. Монолог.
  4. Просмотр спектаклей в театрах города. Просмотр спектаклей в театрах города. Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

Для изучения разделов «Театр» и «Знакомство с актёрским мастерством» рекомендуется использовать «Театр. Пособие для дополнительного образования»
И.А. Генераловой.

Изучение данного курса позволит детям получить общее представление о театре, получить опыт зрительской культуры, получить опыт выступать в роли декоратора, художника-оформителя, актёра, научиться выражать свои впечатления в форме рисунка.

Тема раздела

2 класс

3 класс

4 класс

всего занятий

аудиторные занятия

внеаудиторные занятия

всего занятий

аудиторные занятия

внеаудиторные занятия

всего занятий

аудиторные занятия

внеаудиторные занятия

I четверть

Театр

3

3

-

3

3

-

3

3

-

Просмотр спектаклей в театрах города

6

1

5

6

1

5

6

1

5

II четверть

Знакомство с актерским мастерством

2

1

1

2

1

1

2

1

1

Театр

1

1

-

1

1

-

1

1

-

Просмотр спектаклей в театрах города

4

-

4

4

-

4

4

-

4

III четверть

Мы и театр

2

1

1

2

1

1

2

1

1

Знакомство с актерским мастерством

1

1

-

1

1

-

1

1

-

Театр

2

2

-

2

2

-

2

2

-

Просмотр спектаклей в театрах города

5

1

4

5

1

4

5

1

4

IV четверть

Мы и театр

2

1

1

2

1

1

2

1

1

Театр

1

1

-

1

1

-

1

1

-

Просмотр спектаклей в театрах города

5

-

5

5

-

5

5

-

5

Итого

34

13

21

34

13

21

34

13

21

Тематическое планирование занятий курса «Самара театральная»

на 2013 – 2014 учебный год

2 класс (34 часа)

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

теория

практика

I четверть

1

Азбука театра

1

1

-

2

Просмотр спектакля «Дружим с азбукой дорог» театра «Витражи»

1

-

1

3

Зритель в зале

1

1

-

4

Куклы и люди, которые в них играют

1

1

-

5, 6,
7

Театр кукол. Просмотр спектакля «Кот в сапогах»

3

-

3

8

Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

1

1

-

9

Просмотр спектакля «Лесная сказка» театра «Витражи»

1

-

1

II четверть

10, 11

Мы играем, мы мечтаем

2

1

1

12

Посещение школы искусств «Радуга». Концерт

1

-

1

13

За кулисами театра. В мастерской художника.

1

1

-

14

Просмотр спектакля «Смелый пожарник» театра «Витражи»

1

-

1

15, 16

Новогоднее представление во Дворце культуры

2

-

2

III четверть

17

Мимика и жесты. Пластика и походка

1

1

-

18, 19

Создаем афишу

2

1

1

20

Современный театр

1

1

-

21

Просмотр спектакля в постановке учеников МБОУ СОШ № 101

1

-

1

22

Музыкальное сопровождение. Звуки и шумы.

1

1

-

23, 24, 25

Филармония. Просмотр спектакля «Золушка».

3

-

3

26

Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

1

1

-

IV четверть

27

Куклы на сцене. Создание пальчиковых кукол.

1

1

-

28

Просмотр спектакля «Чародеи» театра «Витражи»

1

-

1

29

Игры с пальчиковыми куклами. Разыгрывание сценических историй.

1

-

1

30, 31, 32

Театр Оперы и Балета. Просмотр спектакля «Белоснежка и семь гномов».

3

-

3

33

Просмотр спектакля «Первобытная история» театра «Витражи»

1

-

1

34

Театральная викторина «Театр начинается с вешалки».

1

1

-

3 класс (34 часа)

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

теория

практика

I четверть

1

Театры нашего города.

1

1

-

2

Просмотр спектакля «Дружим с азбукой дорог» театра «Витражи».

1

-

1

3

Как создается спектакль.

1

1

-

4

Музыкальное сопровождение. Звуки и шумы.

1

1

-

5, 6,
7

Филармония. Просмотр представления по абонементу.

3

-

3

8

Беседа после просмотра представления. Иллюстрирование.

1

1

-

9

Просмотр спектакля «Лесная сказка» театра «Витражи»

1

-

1

II четверть

10, 11

Наш театр. Учимся актерскому мастерству.

2

1

1

12

Посещение школы искусств «Радуга». Концерт.

1

-

1

13

За кулисами театра. В мастерской костюмера.

1

1

-

14

Просмотр спектакля «Смелый пожарник» театра «Витражи»

1

-

1

15, 16

Новогоднее представление во Дворце культуры

2

-

2

III четверть

17

Общение через жесты.

1

1

-

18, 19

Создаем эскизы костюмов.

2

1

1

20

Современный театр.

1

1

-

21

Просмотр спектакля в постановке учеников МБОУ СОШ № 101

1

-

1

22

Театр для юного зрителя.

1

1

-

23, 24, 25

ТЮЗ «СамарТ». Просмотр спектакля «Гуттаперчивый мальчик».

3

-

3

26

Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

1

1

-

IV четверть

27

Куклы на сцене. Создание перчаточных кукол.

1

1

-

28

Просмотр спектакля «Чародеи» театра «Витражи»

1

-

1

29

Игры с перчаточными куклами. Разыгрывание сценических историй.

1

-

1

30, 31, 32

Театр Драмы. Камерная сцена. Просмотр спектакля «Ослиная шкура».

3

-

3

33

Просмотр спектакля «Первобытная история» театра «Витражи»

1

-

1

34

Театральная викторина «Театр начинается с вешалки».

1

1

-

4 класс (34 часа)

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

теория

практика

I четверть

1

Театральные профессии.

1

1

-

2

Просмотр спектакля «Дружим с азбукой дорог» театра «Витражи».

1

-

1

3

Театральные жанры.

1

1

-

4

Древнегреческий театр. Драматическое искусство.

1

1

-

5, 6,
7

Театр Драмы. Просмотр спектакля «Звуки музыки».

3

-

3

8

Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

1

1

-

9

Просмотр спектакля «Лесная сказка» театра «Витражи»

1

-

1

II четверть

10, 11

Искусство декламации.

2

1

1

12

Посещение школы искусств «Радуга». Концерт.

1

-

1

13

За кулисами театра. В мастерской режиссера.

1

1

-

14

Просмотр спектакля «Смелый пожарник» театра «Витражи»

1

-

1

15, 16

Новогоднее представление во Дворце культуры

2

-

2

III четверть

17

Возможности человеческого тела и использование его в различных видах искусства.

1

1

-

18, 19

Создаем декорации.

2

1

1

20

Современный театр.

1

1

-

21

Просмотр спектакля в постановке учеников МБОУ СОШ № 101

1

-

1

22

Оперное искусство в театре.

1

1

-

23, 24, 25

Театр Оперы и Балета. Просмотр спектакля «Бременские музыканты».

3

-

3

26

Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

1

1

-

IV четверть

27

Куклы на сцене. Создание кукол - марионеток.

1

1

-

28

Просмотр спектакля «Чародеи» театра «Витражи»

1

-

1

29

Игры с куклами - марионетками. Разыгрывание сценических историй.

1

-

1

30, 31, 32

Филармония. Просмотр концерта юных дарований.

3

-

3

33

Просмотр спектакля «Первобытная история» театра «Витражи»

1

-

1

34

Театральная викторина «Театр начинается с вешалки».

1

1

-

Список литературы.

1. Генералова И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.

2. Генералов И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2-й класс. 3-й класс. 4-й класс. – М.: Баласс, 2009.

3. Похмельных А.А. Образовательная программа «Основы театрального искусства».

4. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников I-XI классов. М., 1990.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по внеурочной деятельности "Мастерская добрых дел"

Тематическое планирование по социальному направлению внеурочной деятельности "Мастерская добрых дел", 3 класс....

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности. Кружок "ЧТО? ГДЕ? КОГДА?" (проектная деятельность)

Муниципальное  общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №61»Ленинского района  города Саратова   «Рассмотрено» Руководитель МО ____________ Н.В.Юрина...

Тематическое планирование по внеурочной деятельности 1 класс "Математика и конструирование"

Программа по предмету «Математика и конструирование» представляет собой один из возможных вариантов нетрадиционного решения остро возникшей в настоящее время проблемы ка...

тематическое планирование по внеурочной деятельности "Календарь природы"

Материал составлен с требованиям ФГОС. Направлен на воспитание любви и бережного отношения к природе, традициям родного народа....

Рабочая программа и учебно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" (3 класс) ФГОС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельностиинтеллектуальное направление (модифицированная)...

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Мир деятельности", 2 класс, УМК "Перпектива"

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Мир деятельности" во 2 классе с УУД (УМК "Перпектива")...

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Музейная и экскурсионная деятельность" в 3 классе

Внеурочная деятельность. Календарно-тематическое планирование по дополнительной образовательной деятельности "Музейная и экскурсионная деятельность" 3 класс....