Организация внеучебной деятельности обучающихся в услови¬ях введения ФГОС НОО
статья на тему

Ордина Наталия Валерьевна

Одним из важнейших преобразований в системе общего образования на сегодняшний день является введение федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, продиктованное необхо­димостью подготовки выпускника в высокотехнологичном конкурентном мире. Перед современным образованием ставятся задачи переориента­ции школы на новые образовательные результаты на основе системно-деятельностного подхода. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Ордина Наталия Валерьевна

 учитель начальных классов – воспитатель ГПД

ГБОУ школа №337

Организация в не учебной деятельности обучающихся

в условиях введения ФГОС НОО

Одним из важнейших преобразований в системе общего образования на сегодняшний день является введение федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, продиктованное необходимостью подготовки выпускника в высокотехнологичном конкурентном мире. Перед современным образованием ставятся задачи переориентации школы на новые образовательные результаты на основе системно-деятельностного подхода.

Среди прочих изменений следует отметить появление внеурочной деятельности в учебном плане. Для реализации внеучебной деятельности на ступени начального общего образования отводится 10 часов в неделю на ученика.

Следует учитывать, что внеурочная деятельность:

является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе;

способствует в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образовании;

преимуществами данного компонента образовательного процесса является: предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника;

наполнение конкретным содержанием данного компонента находится в компетенции образовательного учреждения.

.

Жизнь ребёнка, пронизанная многообразными видами деятельности и включенная в систему позитивных отношений с окружающей действительностью способствует созданию материальных и духовных ценностей, постепенно содействуя переходу из позиции потребителя в позицию производителя материальных и духовных благ, а это стержень социализации личности, показатель развития и взросления человека (своими руками сделал подарок маме, вместе с друзьями сделали подарки  , подготовили концерт).

Процесс воспитания в школьном пространстве непрерывен, но следует различать потенциал урочной и внеурочной деятельности. Основой формирования гражданской позиции и социальной активности может явиться внеурочная деятельность школьников. Она имеет большее, чем урок временное пространство, большее количество субъектов – участников того или иного вида деятельности и несёт в себе приоритет воспитания в человеке тех или иных умений, навыков, личностных качеств. С точки зрения гражданского, духовно-нравственного воспитания, социализации личности внеурочная деятельность обладает (при определённых условиях) огромным потенциалом, так как ребёнку предоставляется выбор сфер деятельности, где можно быть успешным, где можно «самовоспитываться» в соответствии со своей шкалой ценностей.

Таким образом, внеурочная деятельность – это форма творческого целенаправленного взаимодействия ученика, учителя и других субъектов воспитательного процесса по созданию условий для освоения обучающимися социально-культурных ценностей общества через включение в общественно-полезную деятельность, неформальную организацию досуга, имеющая целью самореализацию личности во внеурочное время. Рассматривая внеурочную деятельность как основу процесса формирования гражданской позиции и социальной активности, следует заметить, что внеурочная деятельность, в первую очередь, должна провозглашать и гарантировать условия осуществления этого процесса. Во-вторых, внеурочная деятельность не должна быть насильственной (приказной) и формальной. В – третьих, при организации внеурочной деятельности необходимо максимально опираться на позитивный опыт ребёнка.

В проекте Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеучебной деятельности спортивно -здоровительная, художественно-эстетическая, научно-познавательная, военно-патриотическая, общественно-полезная и проектная деятельность.

Основным преимуществом внеучебной деятельности является предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие.

В рамках перехода образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, на государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения (ФГОС) каждому педагогическому коллективу необходимо определиться с организацией неотъемлемой части образовательного процесса - внеурочной деятельностью учащихся.

Организовать – значит упорядочить, установить определённый порядок. Важно установить, какие аспекты, компоненты внеурочной деятельности требуется упорядочить, чтобы деятельность была организована. Исходя из анализа деятельности  такими компонентами организации могут быть определены: условия, цели, мотивация, содержание, технологии, средства и результаты.

Организация внеучебной деятельности

Компонент организации внеурочной деятельности

Содержание компонента

Условия

Региональные     особенности.
Социо – культурная ситуация ОУ.
Системы и структуры педагогической деятельности в ОУ.
Стратегии помощи и поддержки педагогических кадров, детей, родителей.
Материально – техническое оснащение и информационно – технологическое обеспечение ОУ.
Степень участия общественных советов и организаций, социальных партнеров в деятельности ОУ.

Цели

Способствовать личностному становлению учащихся.
Способствовать развитию творческих способностей учащихся, предоставить возможность реализации им в различных видах деятельности.
Способствовать формированию коллективно – распределённой деятельности в детских коллективах.
Проводить организационную и психолого-педагогическую подготовку учащихся.

Мотивация

Переход системы образования на системно – деятельностную парадигму.

Содержание

Направления внеучебной деятельности: спортивно-оздоровительная, художественно-эстетическая, научно-познавательная, военно-патриотическая, общественно полезная и проектная деятельность - как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ.

Технологии

Проектная деятельность;
дифференциация по интересам;
информационные и коммуникационные технологии;
игровые технологии;
обучение на основе «учебных ситуаций»;
социально – воспитательные технологии;
технология саморазвития личности учащихся.

Средства

Образовательная среда: учебное и игровое пространства
Назначение:
 

- для подвижных занятий и для спокойной работы,
- для общения и для уединения,
- для «пробы сил» и для демонстрации достижений,
- для поиска информации.

Результаты

Развитие личности учащегося, формирование «компетентности к обновлению компетенций»
-
формирование опорной системы знаний, предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
-
воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения жизненных задач;
-
индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.

Внеурочные занятия не должны быть продолжением, или углублением традиционного содержания школьного образования, и тогда они будут способствовать нормализации учебной нагрузки.

В процессе реализации задач внеурочной деятельности рекомендуется использовать следующие организационные формы:

коллективные   (исследовательские   объединения,    олимпиады,

фестивали, конференции, праздники, выставки и др.);

- групповые (дискуссионные клубы, проблемные группы, кружки но

интересам, коллективные творческие дела, тренинги и др.);

индивидуальные (написание проектов, выполнение творческих

заданий,   общественных   поручений,    подготовка   «Портфолио»

достижений, выступление на конкурсах и др.).

Выстроенная, таким образом, внеучебная деятельность охватывает практически все стороны жизни и деятельности младших школьников, углубляет и привносит разнообразие в учебную деятельность: физическое развитие и укрепление здоровья, эстетическое, творческое (проектная деятельность), интеллектуальное развитие, воспитание патриотизма.

Таким образом, результатом образования, воспитания и разностороннего развития личности должен стать ученик, соответствующий модели выпускника начальной школы: любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности; уважающий и принимающий ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа; доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, уважающий своё и чужое мнение; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки; имеющий представление об основах здорового и безопасного образа жизни.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация внеучебной деятельности обучающихся в условиях введения ФГОС НОО

Слайд 2

Это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (НОО). Что такое В.Д.

Слайд 3

Должна провозглашать и гарантировать условия осуществления этого процесса. Не должна быть догматической или насильственной (приказной) и формальной. Необходимо максимально опираться на позитивный опыт ребёнка. Внеурочная деятельность

Слайд 4

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, метапредметным , предметным . Формы организации образовательного процесса , чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение

Слайд 5

условия цели мотивация содержание технологии средства результат

Слайд 7

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеучебной деятельности в начальной школе в рамках ФГОС (презентация)

В презентации показаны наравления работы учителя во время внеучебной деятельности в рамках ФГОС 2 поколения....

" Использование ИКТ при организации проектной деятельности младших школьников в рамках введения ФГОС»

В стандартах нового  второго поколения говорится, что  целью образования учащихся является развитие у них познавательных универсальных учебных действий, т.е. умения работать с информац...

" Использование ИКТ при организации проектной деятельности младших школьников в рамках введения ФГОС»

В стандартах нового  второго поколения говорится, что  целью образования учащихся является развитие у них познавательных универсальных учебных действий, т.е. умения работать с информац...

" Использование ИКТ при организации проектной деятельности младших школьников в рамках введения ФГОС»

Если вы не представляете, с какими ситуациями могут столкнуться ваши ученики в будущем, учите их тому, что они могут применить в любых ситуациях.  В стандартах нового ...

Организация внеучебной деятельности учащихся в условиях ФГОС

Материал содрежит обобщение сосбственного опыта работы в данном направлении образовательной деятельности учителя...

Выступление на педсовете "Проектная и исследовательская деятельность как обязательное условие реализации внеурочной и внеучебной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО и ООО"

В выступлении раскрываются понятия проектной и исследовательской деятельности, этапы работы над исследовательскими проектами, роль учителя и обучающихся при выполнении проекта, результаты выполненных ...