Организация внеучебной деятельности учащихся в условиях ФГОС
статья на тему

Суслова Екатерина Сергеевна

Материал содрежит обобщение сосбственного опыта работы в данном направлении образовательной деятельности учителя

Скачать:


Предварительный просмотр:

            Сегодня дети приходят в школу «другие» более развитые. Ребёнок уже имеет свой определённый багаж знаний, умений, навыков. В образовании назрела необходимость перемен. Новый стандарт это один из механизмов, обеспечивающий новое качество образования. Гимназия 87 уже третий учебный год ставит перед собой задачи выйти на новые образовательные результаты, связанные с пониманием развития личности как цели и смысла образования. Два года я работаю по новым стандартам. Наше образовательное учреждение – пилотная школа. Замечательно, что во главе образования стал личностный результат обучения и воспитания, а одна из приоритетных задач  - сформированность у младших школьников способности к обучению и самообучению. Среди положительных изменений могу отметить и то , что стандарт способствует развитию личности ребёнка, самостоятельности, умению работать в группе, умению использовать информационно -  коммуникативные технологии. Новый стандарт это настолько крупная и многослойная научная конституция, что говорить о её безупречности было бы неправильно. Какие же результаты дала мне работа в течение двух лет? Знаете, есть и такие, которые порадовали меня и моих коллег.

Внеучебная деятельность – образовательная деятельность, осуществляемая в формах  отличных от классно – урочных, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

В базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеучебной деятельности:

- спортивно – оздоровительное;

- духовно – нравственное;

- социальное;

- общеинтеллектуальное;

- общекультурное.

А так же направления воспитательной работы:

- патриотическое,

- образовательное,

- проектная деятельность,

- спортивно – оздоровительная,

- художественно – эстетическая,

- общественно – полезная деятельность.

Перед вами базисный план, опираясь на который составлена внеучебная работа учителей гимназии 87.

Более подробно я остановлюсь на духовно – нравственном и патриотическом воспитании младших школьников и на разработанной мною рабочей программе «Я – гражданин России», которая была востребована родителями после проведённого анкетирования.

Основная цель программы:

- становление патриотизма как важнейшей духовно-нравственной социальной ценности;

- воспитание человека, обладающего чувством национальной - гордости, гражданского достоинства;

- развитие моральных, духовных, нравственных качеств.

Ведущие формы деятельности:

  • Образовательные и краеведческие  экскурсии
  • Классные часы на  изучение правовых норм государства, законов
  • Беседы, праздники, викторины, познавательные игры
  • Смотры-конкурсы, выставки
  • Исследовательская деятельность
  • Этические беседы, уроки мужества

Предметно–практическая деятельность ребенка на занятиях становится деятельностью познавательной, предполагающей создание и сохранение красоты во всех ее проявлениях, складываются взаимоотношения ребенка в коллективе, развивается сочувствие,  жалость, чувство тревоги, а так же гражданские мысли, долг, ответственность и достоинство, повышается роль семьи в нравственном развитии ребенка.

 Рабочая программа состоит из трёх блоков:

- раскрытие понятий программы.

- развитие личности.

- роль семьи.

Я предлагаю познакомиться с некоторыми упражнениями и играми, которые помогают в формировании нравственно - патриотических чувств ребенка. Вы можете с ними познакомиться, упражнения напечатаны на листах, которые я вам раздала. Более подробно я остановлюсь на двух упражнениях.

1.Упражнения на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим:

«Фотография»

Рассмотрите с ребенком семейный альбом.  Показывая фотографии его самого и близких, расспрашивайте ребенка, какое настроение было у них при этом, что они чувствовали: удивление, испуг, грусть, радость, удовольствие и т.п. Там где ребенок затрудняется, помогите ему, расскажите о ситуации, когда была сделана фотография. Упражнение позволяет ребенку развивать понимание чувств и эмоций, укрепляет семейные связи и привязанности.

 2."Тренируем эмоции"

Попросите ребенка:

1. Нахмурится как:

туча;

рассерженный человек.

2. Улыбнуться как:

кот на солнце;

как Буратино;

как хитрая лиса.

3. Разозлиться, как:

ребенок, у которого отняли мороженое;

два барана на мосту;

как человек, которого ударили.

4. Испугаться, как:

ребенок, потерявшийся в лесу;

заяц, увидевший волка;

котенок, на которого лает собака.

5. Устать, как:

папа после работы;

человек, поднявший тяжелый груз;

муравей, притащивший большую муху.

6.Отдохни, как:

турист, снявший тяжелый рюкзак;

ребенок, который много потрудился, но помог маме;

как уставший воин после победы.

 "Глаза в глаза"

Дети разбиваются на пары, берутся за руки. Ведущий предлагает: "Глядя только в глаза и чувствуя руки, попробуй молча передать разные эмоции". Например: "Я грустный, помоги мне!", "Мне весело, давай поиграем!", "Я не хочу с тобой дружить".

3. Коммуникативные игры для развития доброжелательного отношения друг другу:

Игра "Доброе животное"

Участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий тихим голосом говорит: "Мы одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!" все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. "А теперь подышим вместе!". Вдох – все делают шаг вперед. Выдох - все делают шаг назад. "Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе".

"Клубочек" Игру можно провести на классном часе 1 сентября для первоклассников.

Игра полезна в компании малознакомых детей. Дети садятся в круг, ведущий,  держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой интересующий его вопрос участнику игры (Например: «Как тебя зовут, хочешь ли ты со мной дружить, что ты любишь, чего ты боишься» и т.д.), тот ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца и  отвечает на вопрос, а затем задает вопрос следующему игроку. Таким образом, клубочек возвращается ведущему. Все видят нитки, связывающие участников игры в одно целое, определяют на что фигура похожа, много узнают друг о друге, сплачиваются.

Игра "Ветер дует на …"

Со словами "Ветер дует на…" ведущий начинает игру. Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: "Ветер дует на того, у кого светлые волосы" - все светловолосые собираются в одну кучку. "Ветер дует на того, у кого… есть сестра", "Кто любит животных", "Кто много плачет", "У кого нет друзей" и т.п.

Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать  участников каждому.

 Игра "Окажи внимание другому"

Дети становятся в круг и по очереди говорят что-нибудь приятное одному из участников игры. Знаками внимания могут отмечаться личные качества, внешность, умения, манера поведения и т.п. В ответ ребенок говорит: "Спасибо, я тоже думаю, что я …" (повторяет сказанное ему), а затем подкрепляет еще одной похвалой в свой адрес: "А еще я думаю, что я…"  

 Простые игры и упражнения можно использовать как в классе, так и дома в индивидуальных занятиях, а также во время прогулки или на дне рождения ребёнка, некоторая их часть требует приглашения в дом сверстников и друзей. Устраивайте чаще детские праздники и развлечения, больше общайтесь!

И ещё моё убеждение, многое зависит от характера и желания педагога. Если учитель открыт для всего нового и не боится перемен, то он несомненно будет делать первые уверенные шаги в новых условиях реализации ФГОС, потому что именно учитель, его отношение к ребёнку главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС

Статья создана на актуальную тему. Подобран теоретический материал, описан опыт практической реализации данного направления деятельности....

Методика оценивания деятельности учащихся в условиях ФГОС.

Способы и формы оценки достижений учащихся....

Теоретические основы развития социализирующего потенциала внеурочной деятельности учащихся в условиях ФГОС начального общего образования.

Материал поможет педагогам в организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС и заставит взглянуть на внеурочную деятельностьучащихся как на социально-пе...

Организация внеучебной деятельности обучающихся в услови¬ях введения ФГОС НОО

Одним из важнейших преобразований в системе общего образования на сегодняшний день является введение федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, продиктованное необхо­дим...

Организация внеурочной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС.

Внеурочная деятельность в начальных классах - одна из  составляющих формирования гармоничной личности школьника. В статье раскрыты содержания следующих направлений внеурочной деятельности: ...