Главные вкладки

    Родительское собрание "Почему ребенок плохо учится"
    методическая разработка (2 класс) на тему

    Тимошенко Наталия Геннадьевна

    Разработка родительского собрания.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rod_sobr_pochemu_rebenok_ploho_uchitsya.doc68 КБ

    Предварительный просмотр:

    Родительское собрание «Почему ребенок плохо учится?»

    Цели: познакомить родителей с трудностями в обучении детей, причинами плохой успеваемости школьника, дать рекомендации по решению возникших или возможных проблем.

    Участники: родители, классный руководитель, психолог.

    ХОД СОБРАНИЯ:

    Всем учителям и родителям хочется, чтобы их усилия, положенные на алтарь образования, были возвращены учениками в виде отличных оценок, являющихся мерилом успеха. Но, к сожалению, так случается не всегда. У плохой учебы школьника всегда есть причины, они  абсолютно разные и их довольно много.

    Все существующие причины плохой учебы школьника можно условно разделить на группы, лежащие в области: физиологии, психологии, а также проблем среды, семьи и быта.

    физиологические причины плохой учебы школьника  

    • Наследственность (темперамент, особенности характера: медлительность и чрезмерная застенчивость).
    • Слабое здоровье.
    • Нестандартный путь развития (могут выпасть из учебного процесса как дети неспособные к умственному труду, так и вундеркинды).

    Для установления точной причины плохой учебы, школьнику нужно пройти медицинское обследование.

     проблемы среды, семьи, быта

    К таким проблемам можно отнести не располагающие к учебе условия обучения и жизни школьника, такие как:

    • Низкий уровень благосостояния семьи (или неудовлетворенность им);
    • Напряженная, сложная в социальном или в психологическом плане обстановка в школе или в классе (конфликты между учениками на почве социального или другого неравенства, предвзятое отношение учителей);
    • Неблагоприятная обстановка в семье (постоянные ссоры между родителями или между детьми, а чаще то и другое).

    Проблемы неблагоприятной среды родители, как правило, выявляют сами. Семейные и бытовые причины, мешающие ученикам получать знания, выявляют учителя, например, после обследования жилищно-бытовых условий жизни ребенка.

    Для улучшения бытовых условий можно:

    • Изменить материальное положение семьи, или отношение к нему.
    • Создать благоприятный, интеллектуально активный климат в семье (родители, занимающиеся повышением своего профессионального или персонального уровня – лучший пример для подражания).
    • Составить режим дня школьника и мягко контролировать его соблюдение.
    • Создать и технически обустроить удобное рабочее место для занятий (соответствующая высота и размер письменного стола и стула, наличие хорошего освещения и т.д.).
    • Обеспечить наличие количества канцелярских принадлежностей.
    • Обеспечить наличие у школьника всех учебников, художественной и справочной литературы.
    • Размещать наглядную информацию на стенах детской комнаты (яркие плакаты с изображением алфавита, географических и политических карт мира и т.д.).
    • Организовать здоровое питание и проведение регулярной влажной уборки.
    • Обеспечивать отсутствие шума и спокойную обстановку в помещении, где занимается школьник.

    психологические причины плохой учебы школьника

    • Недостаточно сформированные навыки и приемы учебы.
    • Отставание в области основных психических процессов, таких как память, внимание, логика, что влияет на общий процесс мышления.
    • Особенности нервной системы и волевой сферы.
    • Несформированность устойчивого стремления к достижению успеха.
    • Неразвитость интереса к изучению школьных предметов.

    Что могут предпринять учителя и родители?

    • Полноценное участие в жизни ребенка (эмоциональное, информационное и т.д.).
    • Уважение к любым видам деятельности ученика (не только к его школьным и внешкольным занятиям, но и к развлечениям).
    • Совместная учебная деятельность.
    • Поощрение любых, даже самых незначительных успехов ученика.
    • Полное удовлетворение любознательности и любопытства всеми доступными средствами (ответы на вопросы, проведение доступных физических и химических опытов и наблюдений, просмотр развивающих мультфильмов и фильмов, чтение энциклопедий и т.д.)
    • Совместный поиск решений при встрече с неудачами, уважение права ребенка на самостоятельное решение проблемы.
    • Поощрение самостоятельности и позитивной инициативы.
    • Доброжелательное отношение к одноклассникам, организация совместной деятельности и досуга.

    Отсутствие мотивации: зачем хорошо учиться?

    Ребенок, видя по ТВ, читая в интернете и слушая разговоры взрослых, раз за разом убеждается, что:

    • Хорошая учеба не есть залог успеха в жизни (высокая оплата труда, уважение окружающих и т.д.): можно и в институт поступить, и должность хорошую получить без "особого напряга". Так зачем же хорошо учиться?
    • Отсутствие связи предмета с реальной жизнью, недостаточность практики. Мы постоянно забываем, что многие предметы школьной программы настолько "затеоретизированы", что обычные дети не видят, как получаемые знания, формулы и теоремы хоть как-то связаны с жизнью: как будто жизнь сама по себе, а учеба — сама по себе. Учебники примеров из жизни не содержат. Вот и получается, что школьные знания, по мнению учеников, опять же никогда в жизни не пригодятся.

    Такое отношение к школе и школьным знаниям, формирует окружение ребенка:

    • Родители. Если родители ребенка думают так же, как написано выше, их ребенок вряд ли будет хорошо учиться и стремиться к знаниям. Достаточно пару раз вслух, при ребенке, усомниться в нужности того или иного предмета и учебы в школе, и можно быть уверенным: это повлияет на отношение ребенка к учебе. Чтобы исправить ситуацию, родителям нужно заявлять вслух, вскользь в разговорах, о том, что учеба нужна и она пригодиться.
    • Друзья, и одноклассники. Даже если родители ребенка смогли создать устойчивую мотивацию ребенка к хорошему обучению, подточить эту мотивацию могут одноклассники, наперебой рассказывающие о своих родителях, братьях и сестрах, которые, будучи "двоечниками" и "троечниками" находятся на вершине жизненного успеха.
    • Одаренность ребенка. Казалось бы, если ребенок одаренный как это приводит к плохой успеваемости? Очень просто: как правило, ребенок одарен в какой-то одной области, и этой области посвящает всю свою энергию и силу: музыка, танцы, математика, информатика, биология. И на фоне этого основного увлечения все остальные кажутся неважными, да и на них уже не остается сил и времени.

    Учеба — тяжелый труд, но не нужно забывать, что дети попали в школу не по своей воле, и школа для них — это одиннадцать лет в одном коллективе учителей и учеников, все их детство.

    Родителям и учителям важно понять, почему ребенок плохо учится: это "не хочу" или "не могу"? А разве существует такое понятие или явление, как легкая и беззаботная работа, если, конечно, работать?! В каждой профессии, свои сложности, трудности и проблемы. И это – естественно. Это – жизнь.

    Если "не могу", скорее всего, нужна помощь специалистов: психологов, репетиторов, а если просто "не хочу", то родителей.

    Чтобы точно определить причину, понаблюдайте за своим ребенком, ненавязчиво поговорите с ним о жизни и учебе, в отдельных случаях потребуется консультация детского психолога или врача.

    Главное, что вы как родители, должны понимать, что успеваемость ребенка в школе — это его будущее: если сегодня мы пойдем на поводу у "не хочу учиться", "не интересно", то что будет завтра, когда суровая действительность жизни предъявит свои требования к уже взрослому ребенку и окажется, что у него нет достаточных знаний, память и мышление не развиты?

    Если достаточно долго действовать одновременно во всех направлениях, успехи придут непременно! И тогда есть надежда на то, что причины плохой учебы решатся и будущая жизнь школьника сложится успешно.

    1. Характерным признаком, связанным с неумением учиться, является хроническая нехватка времени на приготовление уроков.

    Почему это происходит?

    Если школьник не умеет учиться, он приобретает знания ценой тяжелого, нерационально построенного труда, когда не остается времени ни на прогулки, ни на игры с товарищами, ни на кино или каток – короче, ни на что, кроме учебы. Или он осваивает эти знания с какими-то крупными пробелами, в результате чего появляются трудно изживаемые ошибки.

    Типичные ошибки, допускаемые родителями в подобных случаях:

    – самое бессмысленное при этом – прибегать к наказаниям. Ведь во многих случаях дело не в том, что ребенок не хочет учиться лучше, а в том, что он не может это сделать, так как испытывает трудности, угнетающие его, но не понимает, в чем они заключаются, и не знает даже, как их описать старшим;

    – почти столь же безнадежно и другое средство, к которому нередко прибегают родители: увеличивать и увеличивать время занятий. Это грубая психологическая ошибка. Нужно не увеличивать время, а правильно сформировать учебную деятельность школьника, если она еще не сложилась, или перестроить ее, если она сформировалась с какими-то грубыми дефектами.

    2. Дети не понимают задания.

    Что в этом случае делать?

    Прежде всего нужно научить маленького ученика выделять учебную задачу и отличать ее от конкретного задания.

    Например, в первом классе на уроке математики учитель должен научить детей считать в уме. Ребенок же, не понимая этого, использует счетные палочки или собственные пальцы. В результате он получает низкую оценку и обижается на это. А его вина только в том, что он не понимает, чего от него требует учительница.

    Неумение выделять предмет усвоения приходится наблюдать вплоть до старших классов школы. И в результате получается примерно следующее. Ученик знает, что в предложении бывают подлежащее, сказуемое, второстепенные члены, но плохо понимает, о чем нужно говорить, когда его спрашивают о составе предложения.

    При опросе это нередко приводит к следующему. Выслушав вопрос учителя и не поняв, что надо отвечать, школьник заявляет: «Не знаю», – а затем, получив двойку, слушает ответ кого-то из товарищей и убеждается, что все это он тоже знает. Наиболее обидчивые из ребят переживают это как проявленную по отношению к ним несправедливость, более активные начинают протестовать: «Я все знаю! Я не знал только, что про это надо рассказывать!»

    Какие ошибки допускают родители?

    Желая помочь ребенку, к сожалению, многие родители стараются в таких случаях выделить предмет усвоения сами и показать его ребенку в готовом виде. Они полагают, что так ему будет легче.

    Однако это неверный путь. И вот почему: выделить предмет усвоения за другого человека невозможно, точно так же, как невозможно сделать, чтобы один человек учил урок, а другой в результате этого знал его. Но взрослый может показать способ, как это сделать: надо найти действие, с помощью которого в изучаемом объекте выделяется нужная сторона. В каждом случае это действие своеобразно, специфично.

    3. Дети испытывают трудности при пересказе текста.

    Причины этого явления – несформированность учебных умений по обработке материала, низкий уровень развития логических операций (анализа, обобщения, систематизации). Ребенка нужно научить активному чтению. Каждый учитель работает над этим, но его усилия должны подкрепляться аналогичной работой родителей дома.

    Каким правилам должно подчиняться чтение текста, который ученик обязан выучить и понять? Работа с текстом предусматривает несколько этапов, каждый из которых имеет свою цель.

    Цель первого чтения – самая общая ориентировка в материале.

    Цель второго чтения – возможно более полно и глубоко уяснить материал. На этом этапе происходит тщательная мыслительная работа, особенно углубленная в местах, вызывающих затруднения. В ходе чтения используются все те приемы умственной обработки информации, которыми владеет читающий, – смысловая группировка, выделение опорных пунктов, составление опорной схемы и т. п.

    Цель третьего чтения – запоминание. Идет работа по переводу знакомой и понятной информации в хранилище памяти. В ходе чтения преимущественное внимание уделяется узнаванию материала.

    Цель четвертого (последнего) чтения – контроль. Ученик стремится выявить недочеты припоминания, найти образовавшиеся пробелы, установить, не выпало ли что-нибудь существенное. Но, конечно, более эффективно на этапе контроля не ограничиться просто чтением. Гораздо лучше попытаться самому пересказать материал или восстановить в памяти структурную схему, а уже затем проверить в ходе чтения, не было ли пропущено что-нибудь важное.

    Хорошим приемом является пересказ с подсматриванием. Школьник, как правило, пытается воспроизводить материал лишь после того, как решит, что он твердо его выучил. Посоветуйте ему в нужных местах заглядывать в книгу.

    4. Дети нуждаются в постоянном контроле за выполнением домашнего задания. Задания выполняются совместно с родителями с начала до конца.

    Важный этап учебной деятельности – самоконтроль.

    Контроль – умение ученика сознательно регулировать процесс учения и достаточно правильно оценивать его результаты. Вроде бы простая вещь – умение самому оценить, выучил ли ты урок и насколько твердо. Но это, оказывается, представляет немалые трудности для школьника, особенно в 1–2 классах. Часто ребенок не пользуется активным воспроизведением материала ни как средством запоминания, ни как средством контроля. Он не пытается сам повторить нужное правило, чтобы убедиться, знает он его или нет.

    Важно довести до сознания ребенка простую истину: только повторяя урок самому себе (родителям) можно убедиться, выучил ты его или нет. Чем раньше школьник поймет необходимость постоянного самоконтроля, тем лучше.

    От чего следует предостеречь родителей в подобной ситуации?

    Очень большую ошибку делают те родители, которые берут функцию контроля на себя и стремятся как можно дольше удерживать ее за собой. Они заставляют ребенка отвечать им устные уроки; просматривают его тетради с домашними заданиями; беспокоятся, все ли он взял с собой, когда уходит в школу, и собирают ему портфель; следят за тем, чтобы он вовремя сел за уроки и выучил все, что задано, и т. п.

    Конечно, на первых порах подобная помощь бывает нужна маленькому школьнику. Но, оказывая ее, взрослые должны все время помнить, что главная цель заключается в том, чтобы всему этому постепенно научить самого ребенка, а не подменять его как можно дольше. Помочь ребенку с первых дней обучения овладеть контролем, показать, что это такое, как он осуществляется, и постепенно приучить его самого контролировать и оценивать свои действия – вот задача, которая встает перед взрослыми.

    5. Дети испытывают трудности при составлении собственных текстов (сочинений, рассказов).

    Такая проблема возникает в том случае, если невысок общий запас знаний школьника, если у ребенка недостаточно широк кругозор. Общие рекомендации могут быть такими:

    Для обогащения словарного запаса детей рекомендуется делать упор на чтении, чаще использовать в речи современные термины и понятия научно-культурного и общественно-политического содержания, давать им пояснения, многократно повторять; при необходимости совместно с ребенком обратиться за помощью к семейной библиотеке.

    Притча: НЕ ВСЕ СРАЗУ

    Мулла-проповедник вошел в зал, где он прочитал проповедь. Зал был пуст, и только в первом ряду сидел молодой конюх. Мулла, сомневаясь, должен ли он говорить, спросил у конюха: «Кроме тебя, здесь никого нет, как ты думаешь, должен я говорить или нет?» Конюх ответил: «Господин, я простой человек, я в этом ничего не понимаю. Но когда я прихожу в конюшню и вижу, что все лошади разбежались, а осталась только одна, я все равно дам ей поесть». Мулла, приняв близко к сердцу эти слова, начал свою проповедь. Он говорил больше двух часов, и, закончив, почувствовал на душе облегчение. Ему захотелось услышать подтверждение, насколько хороша была его речь. Он спросил: «Как тебе понравилась моя проповедь?» Конюх ответил: «Я уже сказал, что я простой человек и не очень-то понимаю все это. Но если я прихожу в конюшню и вижу, что все лошади, кроме одной разбежались, я все равно ее накормлю. Но я не дам ей весь корм, который у меня есть».

    Возьмите эту мудрость на заметку: «Ничто не делается сразу».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПОЧЕМУ РЕБЕНОК ПЛОХО УЧИТСЯ.

    Статья раскрывает нейропсихологические причины проблемы школьной неуспеваемости младших школьников...

    Почему ребенок плохо учится

    Презентация поможет родителям разобраться о причинах неудач в учебе...

    родительское собрание "Почему ребенок плохо учится"

    Материал к родительскому собранию...

    Психолого-педагогический всеобуч для родителей «Почему ребенок плохо учится»

    Психолого-педагогический всеобуч для родителей «Почему ребенок плохо учится» учитель начальных классов:Дубоделова Нина Ивановна...

    Родительское собрание в 3 классе «ПОЧЕМУ РЕБЕНОК ПЛОХО УЧИТСЯ».

    Цель: сформировать устойчивое понимание таких понятий как отставание и неуспеваемость и распространить опыт преодоления неуспеваемости... Повестка собрания: 1.Почему ребенок плохо учится в школе, от...