Сценарий родительского собрания. Тема: «Почему ребенок плохо учится».
методическая разработка (3 класс) на тему

Ермолина Мария Валерьевна

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_roditelskogo_sobraniya_na_temu.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий родительского собрания на тему: «Почему ребенок плохо учится»

Цель: сформировать устойчивое понимание таких понятий как отставание и неуспеваемость и распространить опыт преодоления неуспеваемости.

Повестка собрания:

1. Почему ребенок плохо учится в школе, отчего посещение уроков становится для него кошмаром.

2. Причины отставания в учёбе и как с ними бороться.

3. Предварительные итоги III четверти.

4. Организационные вопросы.

Ход собрания.

-Добрый вечер, уважаемые родители.

Обучение в школе – одно из важнейших, наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. И каждому из вас хочется, чтобы дети были самостоятельными и успешными в их основной деятельности – учебе.

В словаре С.И. Ожегова слово «успех» рассматривается в трех значениях: как удача в достижении чего-либо, как общественное признание и как хорошие результаты в работе, учебе и других видах общественно полезной деятельности.

Педагоги, психологи и родители стремятся сделать все возможное, чтобы обучение младших школьников было успешным, чтобы каждый ребенок в своей учебной деятельности достигал как можно больше высоких результатов. Почему неуспевающие дети — это «вечная» проблема школы? Дети все разные. У них разные способности, возможности и личностные качества.

Причины неуспеваемости:

-Недостаточное развитие волевых качеств, неусидчивость, невнимательность, повышенная двигательная активность.

-Недостаточно сформирована познавательная деятельность.

-Недостатки в развитии мотивационной сферы детей.

- Недостаточная сформированность основных психических процессов (приемов учебной деятельности, мыслительной сферы ребенка, неправильное использование им своих возможностей).

- Пробелы в ранее усвоенных знаниях. Это серьёзное препятствие на пути овладения новым материалом. (Посоветуйте ребёнку обратиться к ранее изученному).

- Неумение организовать свою домашнюю работу. (Попробуйте помочь ребёнку распределять время и силы. Пусть сначала он выполняет то задание, которое вызывает у него наибольшие трудности).

- Отвлекающие факторы. Компьютер, телевизор и прочие развлечения должны знать своё место.

По мнению специалистов, у большинства школьников на первом месте стоит социальная мотивация: ребенок учится, чтобы быть принятым в обществе, коллективе. Он ждет открытий, хочет узнавать что-то новое. Часто встречается мотивация достижения: школьник стремиться добиться успеха и преодолеть трудности. Если ребенку хочется выделиться, быть примером для одноклассников, самым лучшим учеником, то у него развита мотивация престижа. При наличии хотя бы одного вида мотивации, скорее всего, успеваемость школьника будет в норме.

Если ребенок не соблюдает режим дня, привык поздно ложиться спать, не высыпается от шума, то в школе он чувствует себя очень уставшим и просто не в состоянии хорошо учиться. Вредят хорошей учебе также некоторые лекарства, которые школьник вынужден постоянно принимать при некоторых болезнях.

Опрос родителей.

- Уважаемые родители, будьте добры ответить на вопросы:

  • Должен ли ребенок дожидаться родителей, чтобы выполнить ДЗ?
  • Нужно ли помогать ребенку в учебной деятельности?
  • Как вы помогаете ребенку справиться с трудностями в выполнении ДЗ?
  • Как вы поступите, если ваш ребенок выполнил ДЗ небрежно?
  • Чем занимаетесь вы, когда ребенок учит уроки?
  • Должно ли быть у ребенка свое рабочее место для выполнения ДЗ?

- Родители должны быть заинтересованы в том, чтобы наладить процесс приготовления домашних заданий. Как же приучить ребенка к выполнению ДЗ?

Попробуем разобраться в этом все вместе. Предлагаю поработать по группам. Каждая группа получает задание, за 3 минуты вы должны предложить решение своей педагогической задачи.

Работа в группах с последующим обсуждением.

Задание 1.

Проанализируйте, какой жизненный опыт получит ребенок, когда родители помогают ему выполнять ДЗ и когда не помогают.

Если помогают родители - …

Если ребенок предоставлен сам себе - …

Решение: разумно предоставить ребенку самостоятельность, оставляя за собой руководство и помощь в необходимых пределах.

Задание 2.

Как сделать подготовку ДЗ делом привлекательным?

Решение: для ребенка важно иметь удобное, красивое рабочее место и т.п. Родители, занимаясь своим делом, должны быть рядом, всегда готовые помочь. Старайтесь, чтобы ребенку все было понятно, что ему надо сделать и как, - тем больше будет его желание все выполнить, найдите, за что можно ребенка похвалить.

Задание 3.

Как должны вести себя родители, увидев в работе ребенка ошибки?

Решение: не отмечать ошибки самому. Направить внимание ребенка на строчку, где допущена ошибка; на слово с ошибкой. Спросить, почему возникла такая ошибка, как ее исправить. Ребенок должен научиться анализировать свои ошибки.

Задание 4.

Ребенок просит маму отпустить его к другу поиграть в новую игру, а уроки он сделает потом. Как поступить в такой ситуации? Можно ли верить обещаниям?

Решение: не стоит верить обещаниям. Дети могут увлечься игрой и не обратить внимания на время. Данное обещание будет не выполнено. «Сначала дело, а развлечения потом». И никаких авансов. Если ребенок избалован, рассчитывать на его обещания не приходится.

Задание 5.

Ребенка долго приходится уговаривать сесть за уроки. А сядет – постоянно отвлекается и норовит убежать. Что делать родителям?

Решение: до тех пор, пока ребенок будет считать, что учится для родителей, а ему учеба не нужна, ситуация не исправится. Родителям необходимо сформировать у ребенка определенную мотивацию к обучению. У него должен возникнуть личностный интерес к урокам.

Родители, работая в группах, анализируют ситуации, обмениваясь мнениями.

После обсуждения они рассказывают всем родителях об итогах своей работы.

Советы к выполнению ДЗ:

Ребенок должен садиться за уроки не только в одно и то же время, но и на постоянное рабочее время. Дело в том, что у ребенка, у младшего школьника в особенности, вырабатывается установка не только на определенное время, но и на определенное место работы. Когда такая установка у ребенка сформируется, то ему бывает достаточно усесться за привычный стол, как само собой приходит рабочее настроение, возникает желание приступить к работе.

Строго выполнять такое правило: до начала занятий со стола должно быть убрано все, что отвлекает. Хорошо бы установить четкий и постоянный порядок расположения предметов на рабочем столе, не меняющийся. Все должно находиться на своих местах. Правильное освещение.

Будет полезным вместе с ребенком составить памятку «Садимся за уроки».

Установить порядок, в котором ребенку лучше всего делать уроки. С чего начинать: с устных или письменных, с легких или трудных, с интересных или скучных заданий? При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, его работоспособность.

Приступать к выполнению ДЗ ребенку лучше всего через 1,5 – 2 часа после возвращения его из школы, чтобы он успел отдохнуть. Продолжительность работы ребенка по приготовлению ДЗ должна быть следующая:

- во 2 классе – до 1,5 часов

- в 3-4 классах – до 2,5 часов.

Радость родителей по поводу успеха ребенка, его новых знаний воспитывает в нем желание учиться. В этом серьезном труде у школьника могут быть и какие-то неудачи. Хорошо, когда родители стремятся помочь ребенку преодолеть их, не скрывают на нем свое раздражение по поводу этих неудач.

Радость родителей по поводу успеха ребенка, его новых знаний воспитывает в нем желание учиться. В этом серьезном труде у школьника могут быть и какие-то неудачи. Хорошо, когда родители стремятся помочь ребенку преодолеть их, не скрывают на нем свое раздражение по поводу этих неудач.

Памятка «Хотите, чтобы ваш ребенок ходил в школу с удовольствием?» 

1. Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.

2. Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения.

3. Вспомните, сколько раз вы сидели с ребенком и наблюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда вы заметили у ребенка неправильные приемы работы и показали правильные?

4. В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить ее, не обсуждая все подробности с ребенком.

5. Следите, чтобы ваш ребенок вовремя ложился спать.

6. Пусть ваш ребенок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.

7. Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора.

8. Учите ребенка выражать свои мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Если ребенок рассказывает вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а вечером прочитать всем членам семьи.

9. Принимайте участие в жизни класса и школы. В школе ваш ребенок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не потерять веры в себя.