Классный час "Читая "Письма о главном"
классный час (1 класс) на тему

Классный час. посваященный Дмитрию Лихачеву "Читая "Письма о добром"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_1-2_klass.docx86.18 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №73

«Ломоносовская гимназия»

Выборгского района Санкт-Петербурга

Разработка классного часа

 Д.С.Лихачёва. «Читая «Письма о добром»

Санкт-Петербург

2016 год

Тема: "Учитесь учиться!""

Цель: познакомить учащихся с именем выдающегося человека современности - Д.С.Лихачёва; довести до сведения детей важность учебного труда в их жизни, пробудить интерес учащихся к освоению разных предметов, познакомить с рекомендациями Д.С.Лихачёва по данной проблеме.

Материалы и оборудование:

-портрет Д.С.Лихачёва

- книга Д.С.Лихачёва «Письма о добром», СПб, «LOGOS», 2006

- толковый словарь

- лента времени

- кленовые листочки (по количеству учащихся)

"Самое главное, что я хочу сказать молодому поколению,

спешите учиться, спешите получать образование"

Д.С.Лихачёв

1. Вступительное слово учителя.

- "Учиться надо всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные" - это слова выдающегося учёного, академика Д.С.Лихачёва.

- Ребята, как вы понимаете слово "учиться" (приобретать знания, навыки, учить себя).

- Чему вы уже научились? (ответы детей)

- Прочитайте слова, написанные на доске - МАМА, РОДИНА, РОССИЯ, МОСКВА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ГРАЖДАНИН.

- Что объединяет эти слова?

- Как вы понимаете значение слова "гражданин"? (обратимся к словарю)

- Некоторым жителям нашего города присваивается звание "Почётный гражданин Санкт-Петербурга", например, президенту РФ В.В.Путину, директору Эрмитажа М. Б Пиотровскому.

- Как вы думаете, за что гражданин может быть удостоен такого высокого звания?

2. Слово о Д.С.Лихачёве

- Посмотрите на портрет человека. Что вы можете о нём сказать? (высказывания детей)

- Д.С.Лихачёв - Первый Почётный гражданин Санкт-Петербурга.

- Покажите на ленте времени "наше время".

- Покажите время жизни Д.С.Лихачёва.

- Можем ли мы сказать, что Д.С.Лихачёв жил в наше время?

- Как называют людей, живущих в одно время? (современники)

- В этом году ему исполнилось бы 110 лет (Век и ещё 10 лет)

- Д.С.Лихачёв долгое время жил на территории Выборгского района по 2-му Муринскому проспекту.

- В России и во всём мире очень любят и уважают этого выдающегося человека нашей эпохи. Д.С.Лихачёв за свою деятельность в области гуманитарных наук награждён Большой золотой медалью имени М.В.Ломоносова.

3. Сообщение темы и задач классного часа

- Сегодня наш классный час мы посвятим светлой памяти этого замечательного человека, великого учёного, академика.

- Прочитайте тему классного часа. («Учитесь учиться!»)

- Чем интересно это предложение? (Побудительное, восклицательное, побуждает к действию).

- К чему оно вас побуждает? (Учиться, приобретать знания, …)

- Как вы думаете, есть ли какая-либо связь между темой классного часа и именем великого учёного – Д.С.Лихачёва? (Ответы детей)

- Сегодня я буду читать отрывки из книги «Письма о добром», которую написал Д.С.Лихачёв. Эта книга (показать) составлена в форме писем, адресованных вам, молодому поколению. Она рассказывает о любви к Родине, о красоте человеческого поведения и красоте окружающего мира. На классных часах мы с вами будем знакомиться с содержанием этих писем. Одно из них называется «Учитесь учиться». Сегодня мы начнём знакомство с книгой именно с этого письма, а в конце классного часа посадим (или вырастим) Дерево желаний (или дерево знаний).

4. Работа над содержанием письма

- У кого из вас есть младшие сёстры и братья?

- Чему они уже научились или учатся сейчас?

- Как они это делают? (С удовольствием, стараются, хотят научиться)

-Послушайте отрывок из письма Д.С.Лихачёва «Учитесь учиться!»

Чтение отрывка № 1

«Посмотрите на маленького ребёнка – с каким удовольствием он начинает учиться ходить, говорить, копаться в различных механизмах (у мальчиков), нянчить куклы (у девочек). Постарайтесь продолжить эту радость освоения нового. Это во многом зависит именно от вас самих».

- Как, по мнению Д.С.Лихачёва, надо учиться? (С радостью)

ФЗМ Игра «Любимый предмет»

Классный руководитель называет учебные предметы в любом порядке. Если предмет нравится – дети хлопают в ладоши (или приседают), не нравится – не хлопают (стоят на месте). (В 1 классе это могут быть дела: рисовать, петь, спать, обедать, играть, купаться, поливать цветы и т.д. по выбору классного руководителя).

- Я увидела, что не все учебные предметы (дела) нравятся каждому из вас. Послушайте, что в своём письме об этом написал вам Д.С.Лихачёв.

Чтение отрывка № 2

«Не зарекайтесь: не люблю учиться! А вы попробуйте любить все предметы, которые проходите в школе. Если другим людям они нравились, то почему вам они могут не понравиться! Читайте стоящие книги, а не просто чтиво… Если вам что-то не нравится в каком-либо предмете – напрягитесь и постарайтесь найти в нём источник радости – радости приобретения нового.

Учитесь любить учиться!»

- Несомненно, учение – это труд. Д.С.Лихачёв говорить о необходимости учиться «Любить учиться». Это нелегко.

- А кто из вас любит отдыхать?

- Как вы любите отдыхать (Ответы детей)

- Послушайте ещё отрывок из этого письма и подумайте, к чему призывает академик.

Чтение отрывка № 3

«Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной информации. Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков …»

Чтение отрывка № 4

«Надо … формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни»

- К чему призывает вас Д.С.Лихачёв? (Учиться отдыхать с пользой, учиться полезному отдыху.)

- Сегодня мы с вами посадим осеннее дерево, но необычное, а дерево наших желаний (или вырастим Дерево Знаний)

- Закройте глаза. Подумайте, чему бы вы хотели научиться в первую очередь? (или: чему научились с радостью (ездить на велосипеде, дружить, плавать, выполнять определённые обязанности, шить платье кукле, …)

(В это время классный руководитель раздаёт вырезанные листочки каждому ученику).

- Откройте глаза. Подул осенний ветер и к каждому из вас прилетели листочки. Возьмите их, положите перед собой и на обратной стороне напишите (или нарисуйте) ваше желание. (Чему хотели бы научиться в первую очередь, или чему учились с радостью) На эту работу у вас 1 минута.

- Внимание, сейчас очень важный момент. Приступаем к посадке Дерева желаний (Дерева Знаний). (Ученики выходят к доске, озвучивают своё желание (если хотят) и прикрепляют листочки на доску так, чтобы получилось дерево; можно приклеить на лист ватмана).

5. Итог классного часа

- Прочитайте ещё раз тему классного часа.

- Кто вас к этому призывает?

- Что вы узнали об этом человеке?

- Какие советы, рекомендации даёт вам Д.С.Лихачёв в своём письме «Учитесь учиться!»? (Попробовать любить все предметы, постараться найти в них источник радости; «формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные чему-то научить, развить способности, которые понадобятся в жизни»; «не терять времени на пустяки»)

- Надеюсь, что эти рекомендации Д.С.Лихачёва вы постараетесь выполнять. Закончить наш классный час хочу тоже словами Д.С.Лихачёва.

Чтение отрывка № 5

«В XXI веке … образование, знания … будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу… Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста».

- Помните, ребята: «Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость»,- Д.С.Лихачёв.

- Спасибо вам за работу. Классный час закончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Дружба- главное чудо...!"

Классный час посвящен дружбе, формированию у детей правильного представления о ней. Дети инсценируют стихиоворение, поют песни о дружбе, выводят Законы Дружбы....

Классный час "Дружба- главное чудо...!"

Класнсый час о дружбе,дети инсценируют стихотворение, выводят Законы Дружбы, поют песни...

разработка классного часа Самое главное слово на Земле, посвященное дню Матери

Единый всекубанский классный час, посвященный Дню Матери. 1 класс...

Классный час "Наши главные друзья - светофоры"

Классный час проводится в 1 классе, с целью пропогандирования ПДД, знакомит с историей светофоров....

Классный час "Самая главная в жизни "профессия"-быть Человеком"

Классный час в 4 классе, проектная работа....

Классный час "Здоровье- главное богатство человека"

Классный час"Здопровье-главное богатство человека"...

классный час "Здоровье - главное богатство человека"

классный час "Здоровье - главное богатство человека"...