Внеурочная деятельность "Часы общения"
методическая разработка на тему

Сырецких Надежда Владимировна

 Комплекс "Часов общения", состоящих из 6 занятий, включающих в себя беседы, игры, тренинги и упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_1.docx12.59 КБ
Файл zanyatie_2.docx12.6 КБ
Файл zanyatie_3.docx12.17 КБ
Файл zanyatie_4.docx11.76 КБ
Файл zanyatie_5.docx12.04 КБ
Файл zanyatie_6.docx13.69 КБ
Файл chasy_obshcheniya.docx12.94 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие №1: «Правила знакомства»

Задачи:

  1. Научить детей вежливому знакомству с новыми людьми.
  2. Научить детей рассказывать о себе.
  3. Развивать навыки речевого общения.

Ход занятия:

1. Беседа с детьми на тему, приходилось ли им с кем-либо знакомиться, когда это происходило и что они при этом чувствовали.

2. Игра «Вымышленное знакомство». Педагог объясняет, что существуют всевозможные советы, как правильно познакомиться, чтобы создать о себе хорошее впечатление. Но эти правила действуют только в привычных, обыденных условиях. А если предстоит невероятное знакомство и нужно преодолеть языковой барьер? Как тогда вести себя? Педагог предлагает представить и инсценировать ситуацию, в которой знакомятся...

• космонавты с инопланетянами;

• охотники со снежным человеком;

• новый владелец замка с обитающими в нем привидениями;

• моряк, выброшенный после кораблекрушения на берег, с племенем людоедов.

3. Игра «Интервью». Педагог объясняет, что при знакомстве очень важно уметь красноречиво рассказывать о себе. Это и создает о себе хорошее впечатление. Чтобы отработать этот навык, педагог предлагает сыграть в игру «Интервью».

Дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они — взрослые люди, по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы, которые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ребенка представиться по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения и т. д.

Комментарий: на первых этапах игры дети часто затрудняются подборе вопросов. В этом случае взрослый роль ведущего берет на себя, предлагая детям образец диалога. Вопросы могут касаться чего угодно, но необходимо помнить, что разговор должен быть «взрослым».

4. Итог: дети делятся впечатлениями, педагог дает советы на тему того, как знакомиться с новыми людьми.



Предварительный просмотр:

Занятие 2: «Встреча со знакомыми»

Задачи:

1. Научить детей поддерживать разговор при встрече со знакомыми.

2. Формировать доброжелательное отношение к людям.

3. Научить детей выходить из контакта, используя доброжелательные слова и интонации.

Ход занятия:

1. Беседа с детьми на тему, как часто им приходится встречаться где-либо с друзьями и знакомыми, как они себя при этом ведут, что говорят и что при этом чувствуют.

2. Упражнение «О чем спросить?». Педагог объясняет, что при встрече с другом или знакомым очень важно умение поддержать разговор. Для развития этого умения проводится упражнение «О чем спросить?». Дети сидят в кругу. У педагога — эстафета (красивая палочка, мяч и т.п.). Эстафета переходит из рук в руки. Задача игроков — сформулировать вопрос, который можно задать знакомому при встрече после приветствия, и ответить на него. Один ребёнок задает вопрос, другой отвечает (“Как живёте?” — “Хорошо”. “Как идут дела?” — “Нормально”. “Что нового?” — “Все по-старому” и т.д.). Дважды повторять вопрос нельзя.

3. Игра «Передай настроение». Педагог объясняет, что при случайной встрече нужно передавать своему собеседнику хорошее настроение, чтобы он с радостью вспоминал впоследствии вашу встречу. Чтобы научиться этому, нужно поиграть в игру «Передай настроение». Играющие, образуя круг, закрывают глаза. Педагог «будит» своего соседа и показывает ему какое-либо настроение (первый круг - веселое, второй круг - тоскливое). Дети, передав настроение педагога по кругу, обсуждают, что он загадал. Затем ведущим становится любой желающий. Если он испытывает затруднения, взрослый ему помогает. Действие детей не оцениваются и не обсуждаются. Важно одно: все играющие должны внимательно наблюдать за партнерами и воспроизводить настроение. Затем обсуждается, какое настроение передавать проще, какие эмоции вызвала у детей игра и т.д.

4. Упражнение «Прощай». Проводится беседа с детьми о том, как правильно прощаться с друзьями или знакомыми, что и как в таком случае нужно говорить. Затем проводится упражнение «Прощай». Дети сидят в кругу и, предавая эстафету друг другу, называют слова, которые говорят при прощании (до свидания, до встречи, всего хорошего, ещё увидимся, счастливого пути, спокойной ночи, до скорой встречи, счастливо т.д.). Педагог обращает внимание на то, что, прощаясь, необходимо посмотреть партнёру в глаза.

5. Итог: дети делятся впечатлениями, педагог дает советы на тему того, как нужно вести себя при встрече со знакомыми, и напротив – как как вести себя не стоит.



Предварительный просмотр:

Занятие 3: «Диалог»

Задачи:

1. Развивать у детей умение задавать вопросы и отвечать на вопросы партнёра.

2. Развивать навыки поддержки диалога.

Ход занятия:

1. Беседа «Самые распространенные темы для диалога». Дети называют самые распространенные темы для разговора с другом/родственником/коллегой/одноклассником и т.д. Педагог акцентирует внимание на важность в выборе темы разговора, приводятся примеры «провальных» диалогов, когда человек затрагивает тему, неинтересную для своего собеседника, или смущает собеседника неуместными вопросами.

2. Игра «Вопрос-ответ». Дети стоят в кругу. У одного из них в руках мяч. Произнеся реплику-вопрос, игрок бросает мяч партнёру. Партнёр, поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задаёт собственный вопрос и т.д. (“Какое у тебя настроение?” — “Радостное”. “Где ты был в воскресенье?” — “Ходил с папой в гости”. “Какую игру ты любишь?” — “Ловишки” и т.д.). Игру проводят по ситуациям (сначала общаются между собой одноклассники, затем коллеги по работе, далее учитель и ученик, родитель и ребенок).

3. Игра «Кем ты хочешь стать?». Играют педагог и ребенок (или дети). Педагог начинает игру словами: «Давай поговорим. Я бы хотел стать ... (волшебником, волком, маленьким). Как ты думаешь, почему?». Ребенок высказывает предположение и завязывается беседа. В конце можно спросить, кем бы хотел стать ребенок, но нельзя давать оценок его желанию и нельзя настаивать на ответе, если он не хочет по каким-либо причинам признаться.

Комментарий: эта игра полезна для замкнутых и застенчивых, так как в игровой форме учит ребенка не бояться общения, ставит в ситуацию необходимости вступления в контакт. На начальных этапах дети могут отказываться задавать вопросы или вступать в игру. Тогда инициативу на себя должен взять педагог.

4. Подведение итогов: чему научились дети, почему важны эти умения и т.д.



Предварительный просмотр:

Занятие 4: «Похвала и комплименты»

Задачи:

1. Научить детей выражать свои положительные эмоции по поводу работ других детей.

2. Развивать умение делать комплименты.

3. Воспитывать доброжелательность и эмпатию.

Ход занятия:

1. Беседа с детьми о похвале и комплиментах: как часть они хвалят других людей, как часто им делают комплименты, как правильно хвалить своего собеседника и т.д.

2. Тренинг «Похвали меня». Детям предлагается нарисовать рисунок на свободную тему по замыслу.

После того, как дети нарисуют рисунки, они делятся на пары и меняются рисунками. Теперь им нужно внимательно рассмотреть рисунок своей пары, найти в нем то, что особенно нравиться и рассказать об этом. Смысл этого задания – так рассказать о рисунке, чтобы тому, кто его рисовал, было приятно. Каждая пара выступает по очереди, остальные дети слушают рассказы друг друга. У каждого ребенка в руках по фишке, и ее можно отдать только одному рассказчику, тому, кто больше всех понравился (То есть лучше всех, по мнению ребенка, сумел похвалить автора рисунка.). Затем выбирается победитель после подсчета фишек.

3. Игра «Комплименты». Дети становятся в круг. Педагог, отдавая мяч одному из детей, говорит ему комплимент. Ребёнок должен сказать “спасибо” и передать мяч соседу, произнося при этом ласковые слова в его адрес. Тот, кто принял мяч, говорит “спасибо” и передает его следующему ребёнку. Дети, говоря комплименты и слова благодарности, передают мяч сначала в одну, потом в другую сторону.

4. Заключительное слово о том, какие нужно подбирать слова, если хочешь кого-то похвалить, и как правильно делать комплименты.



Предварительный просмотр:

Занятие 5: «Сочувствие и поддержка»

Задачи:

1. Научить детей проявлять сочувствие.

2. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Ход занятия:

1. Тренинг «Пожалей зайку».

Чтение детям стихотворения «Зайку бросила хозяйка…». Появление игрового персонажа Зайки (плюшевой игрушки), который плачет и рассказывает, как ему плохо, оттого, что его бросила хозяйка. Обсуждение с детьми, как можно помочь Зайке, как его пожалеть. Детям предлагаются речевые формы высказываний, как можно обратиться к зайке, пожалеть его. Затем дети садятся в круг и по очереди жалеют Зайку.

2. Беседа с детьми о необходимости оказания помощи и моральной поддержки тем, кто в этом нуждается. Игра «Помоги бабушке». Дети разбиваются на две команды — бабушки (дедушки) и внуки (внучки). «Старичкам» завязывают глаза — они очень старенькие, поэтому ничего не видят и не слышат и их надо непременно отвести к врачу. Идти придется через улицу с сильным движением. Проводить бабушек и дедушек должны их внуки (внучки) постаравшись, чтобы их не сбила машина. Несколько детей становятся «машинами», бегая по «улице» туда-сюда. Задача внуков — не только перевести «старичков» через дорогу, но и показать доктору (его роль играет кто-то из детей), и купить лекарство в аптеке, а затем привести домой.

3. Итог: педагог вместе с детьми делают вывод, насколько важно оказывать сочувствие, помощь и поддержку тем, кто в нем нуждается.



Предварительный просмотр:

Занятие 6: «Все вместе»

Задачи:

1. Обучить умению договариваться.

2. Способствовать развитию навыков сотрудничества.

3. Воспитывать желание уважать чужую работу, пространство.

Ход занятия:

1. Тренинг «Рисуем вместе». Педагог: «Сегодня мы будем рисовать на одном листе бумаги одновременно. Придумайте, что вы хотите нарисовать, и выберите себе место. Для рисования я дам каждому из вас только один мелок (фломастер), но я думаю, что вам, конечно, захочется сделать свои рисунки разноцветными. Для этого вам нужно будет обмениваться друг с другом мелками».

Рисование лучше проводить на большом ковре, чтобы дети могли занять удобное положение. Взрослый наблюдает за процессом и предлагает в случае возникновения конфликтных ситуаций компромиссные варианты их решения.

2. Игра «Живая картина». Выбирается водящий игры. Остальные так, чтобы водящий не слышал, договариваются, что они все вместе будут показывать. Дети создают сюжетную сценку и замирают. Изменить позу они могут лишь после того, как водящий угадает название «картины».

Комментарий: несмотря на то, что основная цель игры — создание «живой картины», акцент в ней делается на развитие умения договариваться, находить общий язык. Эта игра будет особенно полезна детям, испытывающим трудности в общении (конфликтным, агрессивным, застенчивым, замкнутым). Взрослому лучше занимать позицию наблюдателя. Его вмешательство требуется только в случае ссоры детей.

3. Упражнение «На льдине».

Участники делятся на команды по 5 – 7 человек (желательно, чтобы все команды были одинакового размера и между ними равномерно распределились парни и девушки). Каждой из команд выдается большой газетный лист, который они расстилают на полу. Ведущий зачитывает инструкцию: «Представьте себе, что вы оказались на отколовшейся льдине, дрейфующей посреди бушующего моря. Льдина – это ваша газета. Вам всем нужно разместиться на ней и продержаться несколько минут, чтобы дождаться спасателей. Касаться пола за пределами газеты нельзя – кто сделает это, тот считается «утонувшим». Когда участники разместятся на своих «льдинах» и продержаться в таком положении 15 – 20 секунд, ведущий сообщает, что шторм отломил по кусочку от каждой из льдин, и отрывает примерно j части от каждой газеты, предлагая участникам разместиться на том, что осталось. Так повторяется 2 – 3 раза. Если в команде тонет один человек. Она получает предупреждения, если два или больше – выбывает из игры («ваша льдина перевернулась»). Победившей считается команда, которая продержится дольше других.

Техника подразумевает тесный телесный контакт участников и включает элемент совместного риска, поэтому не рекомендуется проводить ее как в недостаточно «разогретых» группах, где участники демонстрируют зажатость и стеснение, так и в чрезмерно активных, трудно управляемых группах.

Психологический смысл упражнения. Техника, по мимо активизации участников к творческому решению поставленной перед ними проблемы, способствует сплочению, формированию взаимного доверия. Кроме того, она наглядно демонстрирует основной принцип командной работы: выиграть индивидуально нельзя, это могут сделать только все вместе. Зато проиграть можно и индивидуально («упасть со льдины»), поставив под угрозу действия всей команды.

Обсуждение. Сначала участники делятся эмоциями и чувствами, возникшими в процессе выполнения упражнения, потом – своими соображениями по поводу того, что позволило победившей команде лучше справиться с такой ситуацией, а что «сгубило» остальных. После этого ведущий просит привести примеры жизненных ситуаций, где проявляются сходные механизмы.

4. Итог: дети вместе с педагогом делают вывод – если люди что-то делают вместе и при этом уважительно относятся друг к другу и умеют договариваться – у них все получится.



Предварительный просмотр:

Часы общения

Цель: формировать у детей коммуникативные навыки, навыки позитивного общения, умения понимать себя и других.

Задачи:

1. Ознакомить детей с основными правилами общения.

2. Формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как тактичность, доброжелательность, терпимость к мнению других.

3. Развивать умение слушать, понимать, сопереживать.

Актуальность проведения «Часов общения»:

Возраст 8-10 лет является важным периодом в формировании коммуникативных навыков. В рамках учебного процесса коммуникативные навыки надежно сформированы быть не могут. Навыки культурного общения прочно формируются в процессе внеурочной деятельности. Одним из самых эффективных средств развития коммуникативных навыков у детей являются игры, тренинги и упражнения. Теоретические знания о культуре общения, несомненно, важны, но именно в процессе игр и упражнений ребенок применяет теоретические знания на практике. В непринужденной игровой форме ребенок лучше запомнит правила общения, у него быстрее сформируются нравственные качества. Поэтому мы предлагаем комплекс «Часов общения», состоящий из 6 занятий, включающие в себя беседы, игры, тренинги и упражнения.

Рекомендации педагогу по проведению «Часов общения»:

1. Организация часа общения начинается с психологической подготовки учеников к серьезному разговору. Немаловажную часть общей организационной работы составляет и подготовка помещения к данному мероприятию. Тема может быть написана на доске или плакате, где, кроме нее, указываются вопросы, подлежащие обсуждению. На листе бумаги в качестве афоризма можно привести слова выдающейся личности или цитату из известной книги.

2. Ученики рассаживаются так, как им хочется. Это позволяет создать более непринужденную и дружескую атмосферу.

3. Продолжительность часа общения должна быть обоснованной. Опытный классный руководитель старается не затягивать час общения, закончить его до того, как дети почувствуют усталость. Первый классный час в 5 классе, может длиться 20—25минут, а затем можно увеличивать время до 45 минут.

4. Как и в любом воспитательном мероприятии, при подготовке к часу общения педагог учитывает возрастные особенности детей, особенности классного коллектива, уровень его развития.

5.  В структурном отношении час общения состоит из трех частей: вступительной, основной и заключительной.

 Назначение вступительной части: активизировать внимание учеников, обеспечить достаточно серьезное и уважительное отношение к теме разговора, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека.

Цели основной части определяются воспитательными задачами.

Во время заключительной части важно стимулировать потребность учеников в самовоспитании, их желание внести изменения в работу класса.

6. Если на первых часах общения организатором является классный руководитель и информация исходит в основном от него, то на последующих классных часах в их проведение могут включаться и школьники.

7. Любой коллектив держится традициями. И час общения должен быть традиционен. Значит, создавать его надо вместе, все коллективом: педагогу и детям, возможны совместное творчество, обоюдный обмен мнениями, созидательная работа по строительству коллектива своего класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка по ВПД 2 Организация внеурочной деятельности и общения учащихся. МДК 02.02. Основы организации внеурочной работы в области научнопознавательной деятельности

1. Направления, виды и формы внеурочной деятельности2. Уровни воспитательных результатов внеурочной деятельности обучающихся по научно-познавательному (общеинтеллектуальному)  направл...

ПК 2.1. Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия.

ПК 2.1. Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия....

ПК 2.1. Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия.

Конспект внеурочного занятия по духовно - нравственному направлению для 4 класса. «Любовь и уважение к Отечеству», «Ты мой друг и я твой друг».Конспект внеурочного за...

ПК 2.1 Определить цель и задачи внеурочной деятельности и общения , планировать внеурочные занятия.

ПК 2.1 Определить цель и задачи внеурочной деятельности и общения , планировать внеурочные занятия....

ПК 2.1. Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия.

1.     Конспект занятия по МДК Практикум по организации внеурочной работы в области туристско-краеведческой деятельности на тему «Экскурсия в Калининградский зоопарк» д...