Разработка игры - путешествия "Веселая грамматика"
классный час (4 класс) на тему

Петрокина Александра Владимировна

Игра предназначена для учащихся 4-х классов, проводится в форме путешествия в королевство  Грамматики.  Мероприятие прошло в рамках предметной "Недели русского языка и литературного чтения".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Содержание праздника952.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игра - путешествие "Веселая грамматика"

Цель: активизировать познавательную деятельность учащихся; развивать интерес к русскому языку; способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса.

1) Ребята, сегодня мы проведем занимательную игру-путешествие "Веселая грамматика"

2)   В народе издавна говорят: "Грамоте учиться —всегда пригодиться", «Грамота — второй язык», "Без грамоты, как без свечки в потемках»

Грамота (от греческого grammata — 'чтение и письмо',  gramma — знак, 'буква, запись') — это умение читать и писать.

3) Какого человека называют грамотным? (умеет без ошибок писать, читать и говорить)

4)   Быть грамотным, т.е. уметь читать и писать, очень важно. 


Перед Вами миниатюра Владимира Гончарова «О грамоте и больной ноге».

 Один неграмотный пришел с поклоном к грамотею: 
- Будь другом, напиши письмо, а то я не умею… 
- Нет, не могу, нога болит, - ответил хмуро тот. 
- Через неделю приходи, авось болезнь пройдет. 
- Да разве пишешь ты ногой? – неграмотный спросил. 
- Нет, мне по адресу с письмом ходить не хватит сил. 
Почерк у меня такой, трудись хоть целый год. 
Но без меня мое письмо никто не разберет.

 

5)  Иногда, постановка одной запятой, может стоить человеку жизни.

 Сценка «В королевстве пунктуации» 

Придворный. Ваше величество, королева Пунктуация! В королевство пришел чужестранец! Нечесаный, лохматый! И главное, нас, знаки препинания, не признает, вперед идет напролом.
Королева. Ничего, мы проучим его, мы научим с нами считаться. (Входит Федя).
Федя. Какие деревья странные. А там, кажется, кто-то сидит. Вот чудо гороховое! (Обращается к королеве) Эй ты, каракатица, что у тебя на голове?
Королева. (Поправляет корону) Как смеешь говорить ты со мною, с королевою самою, да не с простою королевой, а с королевой Пунктуации! За это ты будешь наказан. Как звать тебя, дерзкий?
Федя. Федя.
Королева. Так вот, Федя, если ты такой дерзкий, то, может, и умом отличаешься? Сейчас судьбу твою решим. Вот тебе предложение. Правильно запятую поставишь – жив будешь, неправильно – умрешь.
Федя. Давайте ваше предложение и запятую. Вот так: Казнить, нельзя помиловать. (Ставит запятую)
Королева. Слуги, казнить его. Он решил свою судьбу.
Федя. Ой, подождите, подумать – то дайте. Учителя в школе и то разрешают подумать. А в игре «Что? Где? Когда?» так и говорят: «Минута на размышление». А тут жизнь решается.
Королева. Ладно, думай. Но смотри, ошибешься, домой не попадешь.
Федя. Ну, куда же ляпнуть-то ее. Думай, Федя, думай. О! Догадался: Казнить нельзя, помиловать! Теперь ты, слово казнить, от слова нельзя не убежишь, запятая тебе путь преграждает.
Королева. Ну что ж, Федя, молодец. Слуги, угощение чужестранцу!
Федя. Не надо. Мне домой.
Королева. Так надо или не надо, и что не надо? В нашем королевстве точность любят. Куда запятые поставишь в предложении: Не надо мне домой
Федя (ставит запятые). Не надо, мне домой.
Королева. Ну, теперь ясно. Беги, Федя. (Федя уходит).

6)  А эту миниатюру создала современная школьная жизнь. (За столом 2 ученика.)

 
1 ученик: Ну почему ты, Илья, учительницу не слушаешь? Сколько раз она тебе говорила: «Работай над почерком. Пиши разборчиво». А ты, как курица, царапаешь. Что ты в слове «дорога» написал – «а» или «о»? 
2 ученик: О! 
1 ученик: Ну вот! Опять учительница будет говорить, что я безграмотный, потому что у меня из-за твоего почерка еще одна ошибка будет! 

7) Сценка "На уроках русского языка" 

Действующие лица: учитель и ученики класса

 

Учитель: Послушаем, как вы выучили домашнее задание. Кто пойдёт отвечать первым, тот получит на балл выше.

Ученик Иванов (тянет руку и кричит): Марь Иванна, я буду первым, ставьте мне сразу три!

 

Учитель: Твоё сочинение о собаке, Петров, слово в слово похоже на сочинение Иванова!

Ученик Петров: Марь Иванна, так мы же с Ивановым живём в одном дворе, а там у нас одна собака на всех!

 

Учитель: У тебя, Сидоров, замечательное сочинение, но почему оно не закончено?

Ученик Сидоров: А потому что папу срочно вызвали на работу!

Учитель: Кошкин, признайся, кто тебе написал сочинение?

Ученик Кошкин: Не знаю. Я рано лёг спать.

 

  Учитель: Рубашкин, выходи к доске, запишешь предложение.

Ученик Рубашкин выходит к доске.

Учитель диктует: Ребята ловили бабочек сачками.

Ученик Рубашкин пишет: Ребята ловили бабочек с  очками.

Учитель: Рубашкин, ты почему такой невнимательный?

Ученик Рубашкин: А что?

Учитель: Где ты видел очкастых бабочек?

 

 Учитель: Антонимы - это слова, противоположные по своему значению. Например, толстый - тонкий, плакать - смеяться, день - ночь. Петушков, приведи ты теперь свой пример.

Ученик Петушков: Кошка - собака.

Учитель: Причём тут «кошка - собака»?

Ученик Петушков: Ну как же? Они противоположные и часто дерутся между собой.

 

Учитель: Сидоров, почему ты ешь яблоки на уроке?

Ученик Сидоров: Жаль терять время на переменке!

Учитель: Прекрати сейчас же! Кстати, почему тебя вчера не было в школе?

Ученик Сидоров: Мой старший брат заболел.

Учитель: А ты-то при чём?

Ученик Сидоров: А я катался на его велике!

Учитель: Сидоров! Моё терпение лопнуло! Завтра без отца в школу не приходи!

Ученик Сидоров: А послезавтра?

 

8.) Прослушайте    басню. (Инсценировка).    Попробуйте разрешить спор знаков. Нужны ли они и где  должны стоять?

- Не чересчур ли ты добряк?

— Так знаку Мягкому промолвил Твердый знак

— Слова и буквы ты всегда смягчить стремишься.

Нет, в алфавит ты не годишься!

Кто б говорил, но ты б уж помолчал!

— Знак Мягкий Твердому на это отвечал.—

 Ты тверд и груб,

Как суковатый дуб.

Давным-давно пора, как букву Ять,

Тебя из азбуки изъять...

Друзья! Ваш разговор — никчемные слова,—

 Услышав этот спор, сказала буква А,

— Вы оба хороши, достойны оба чести,

Когда стоите в нужном месте.

9) Занимательная минутка. Загадки – шутки.

а) Задание: « О каких словах идёт речь?» 
Я - травянистое растение 
С цветком сиреневого цвета 
Но переставьте ударение - 
И превращаюсь я в конфету. (ирис-ирис) 

Меня вы в сказке отыщите, 
Я в сказке Пушкина- герой. 
Но «Л» на «Н» лишь замените 
Сибирской стану я рекой. (Елисей- Енисей) 

б). В каком слове сорок а? (Сорока.)

 в). В каких словах по сто согласных? (Стол, стог, стоп, стон, сток)

 г) Что надо сделать, чтобы собачью радость превратить в желанного в доме человека

доме человека?   (кость - гость)

д) Как можно превратить зёрнышко в группу родственников? (семя - семья)


ж) Грамматическая арифметика. 

10) Танец дружных букв. (Грамматика) 

буквы после танца построились, зрители составили и прочитали слово (грамматика)

11)Каждый человек должен не только грамотно писать, но и говорить.

Рассказ школьного портфеля

Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.

Ему уже двенадцать лет.

Но говорит он до сих пор

Не «коридор», а «колидор»,

«Дилектор входит в кабинет…»,

«Закрыт м а г`а з и н на обед…»,

«Хозяйка моет с т а к а н`ы…»,

«Секёт свеклу…»,

«Пекёт блины…».

И до меня дошёл черёд:

Портфель он «п`о р т ф е л е м» зовёт. 

Но мне не зря «Родную речь»

Судьбой доверено беречь.

И я придумал, не шутя:

Пусть и его зовут П е т`я.

- П е т`я! – несётся со двора, -

Тебе домой идти пора!

- Не трогай малыша, П е т`я,

Ведь ты большой, а он дитя!

«П е т`я» обижен на ребят:

- Скажите, в чём я виноват?

Я не ругался, не грубил

И никого не оскорбил.


За что же среди бела дня

Отняли имя у меня?

12) Слова-двойники любят играть в путаницу. 

Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:

 - А у меня дома овсянка!

- Подумаешь, — сказал     Матвей, — у     меня    дома     тоже овсянка.

- Люблю я овсянку! — добавил Сашка.

- И я люблю! — сказал Матвей. 

 -Она желтая, красивая такая! 

- И вкусная. Особенно с молоком!

- Как    это — вкусная?  Как    это — с    молоком? — удивился Сашка.

- Да так. А еще хороша с маслом или сахарным песком.

- Да ты про что говоришь? — всплеснул руками Сашка.

- Как это — про что? Про овсянку! — ответил Матвей.
— Про какую овсянку?

- Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

- И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

- Каша песни пела?! — изумился Матвей.

13) Трудно бывает человеку, который не умеет слушать.

Сценка «Несуразные вещи».

- Здравствуй!

- Привет!

- Что ты несешь?

- Несу разные вещи.

- Несуразные? Почему они несуразные-то?

- Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Понял? Вот несу мел…

- Что не сумел?

- Отстань.

- Да ведь ты говоришь: «Не сумел». Что не сумел-то?

- Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел Мишке. Ему же надо будет…

- Ну, если жена добудет, так зачем ты несешь?

- Какая жена? Это у Мишки жена-то? Ну ты и шутник. Я сказал: «Ему же надо будет». Понадобится, значит.

- Вот оно что…

- А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.

- Тамарка?

- Ага.

- И – ничего, симпатичная?

- Красивая! Зеленая такая…

- То есть как? У нее, что, волосы зеленые?

- У кого волосы зеленые?

- Да у Тамарки-то.

- Что-о?

- Ну ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка…».

- Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая… Там арка нарисована.

- Ага, все-таки нарисована Тамарка! На марке, значит, Тамарка нарисована, да? Так бы и говорил.

- Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там нарисована арка! Арка!!! Неужели ты даже этого не можешь понять? Прощай, некогда мне.

- Пока. Смотри, не растеряй свои несуразные вещи!

- А ну тебя…

- Да! Стой! Стой!

- Ну что еще?

- Привет передай.

- Кому?

- Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене!

14)Русский язык богат фразеологизмами, которые обогащают нашу речь, делают её более яркой, образной и понятной.   Так, например, только с одним словом рука имеется более пятидесяти фразеологических оборотов. Вот некоторые из них:

валится из рук          — «не клеится, не работается»;

голыми руками взять           — 'легко одолеть';

дать по рукам            —'наказать, отучить;

дать руку на отсечение        —'поручиться';

из рук в руки —'непосредственно';

как без рук     —'беспомощно';

легкая рука    —'удачное начало';

мастер на все руки  -'умелец';

не покладая рук        —'неустанно';

подать руку   —'помочь'.

взять себя в руки - успокоиться

15) Узнаем историю возникновения некоторых фразеологических оборотов (откуда пришли, что обозначают)

РАКИ. ГДЕ РАКИ ЗИМУЮТ

Оказывается, выражение тесно связано с историей нашего народа.

Многие помещики любили полакомиться свежими раками, а зимой их ловить очень трудно: раки прячутся под коряги, выкапывают норы в берегах озерка или реки и там зимуют. На ловлю раков зимой посылали провинившихся крестьян, которые должны были доставать раков из ледяной воды. Много времени проходило, прежде чем наловит крестьянин раков. Промерзнет в ветхой одежонке, застудит руки. И часто после этого человек тяжело болел. Отсюда и пошло: если хотят кого-то серьезно наказать, говорят: «Я покажу тебе, где раки зимуют».

СОЛЬ. ПЕРЕСОЛИТЬ. УЙТИ НЕСОЛОНО ХЛЕБАВШИ

На Руси в старину соль была дорогим продуктом. Возить ее приходилось издалека, а дороги были плохие.

Сейчас мы солим пищу во время приготовления. Но совсем не так делали в старину. Тогда варили, пекли без соли, а солили уже за столом.

Часто хозяин солил пищу сам, своей рукой. Порой он так старался выразить свое почтение какому-нибудь гостю, что пересаливал. А гостю, сидевшему в дальнем конце стола, соли иногда не доставалось вовсе. Значит, одному пересаливали, а другой уходил несолоно хлебавши.

МАСТЕР НА ВСЕ РУКИ

Эта поговорка родилась в профессиональной среде перчаточников.

Мастером на все руки называли умельца, который мог сделать перчатки на любую руку. Сейчас смысл этого выражения иной: мастер на все руки — это человек, который многое умеет.

НА БОЛЬШУЮ (ШИРОКУЮ) НОГУ

Известно ли вам, что в XIV столетии в Западной Европе знатность определялась... длиной башмака? Башмак дворянина был в полтора фута, барона — в два фута, а башмак князя — в два с половиной фута. Как видите, по башмаку можно было узнать самого знатного.

Впоследствии вместо жить   на  большую  ногу стали говорить жить на широкую ногу, то есть богато, не считая денег.

КАШУ ЗАВАРИВАТЬ

В наши дни каша — самая обычная повседневная еда. А раньше это слово имело еще один смысл: свадебный пир, свадьба.

От этих хлопотливых каш, в которые втягивался порой весь город, и родилось выражение заваривать кашу (то есть затеять сложное, а иногда и неприятное дело).

«Сам кашу заварил, сам и расхлебывай» — сам затеял что-то хлопотное, сам и выпутывайся.

Итак, сначала слово каша употребляли в значении «званый обед, праздник по поводу крестин, свадьбы», а затем и в значении «беспорядок», «суматоха», «сумятица», «путаница».

СПУСТЯ  РУКАВА.  ЗАСУЧИВ  РУКАВА

Почему рукава так называются — понятно (от слова рука). Поговорим о выражениях спустя рукава, засучив рукава. Так стали говорить в те далекие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин они достигали 95 сантиметров, а у женщин были еще длиннее — 130—140 сантиметров

Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами: будет неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить, то есть подвернуть.

Вот и стали говорить о людях, которые делают свое дело лениво, нехотя, медленно, что они работают спустя рукава. О спором, умелом работнике говорят, что он работает, засучив рукава.

16) Назовите по одному фразеологизму, связанных с этими представителями  животного   мира (Нарисованы комар, мышь,  кот, рак, бык).

(Ответы: как мышь на крупу, кот наплакал, когда на горе свистнет, брать быка за рога, комар носа не подточит, метать бисер перед свиньями,  носиться как курица с яйцом и т. п).

17)  Прочитайте пословицы. Для чего нужна человеку грамота? Чем «сильна» грамота?   Какой совет дают пословицы?

    1. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. 2. Грамота не злом, а правдой сильна. 3. Ложка нужна, чтобы щи хлебать, а грамота, чтобы знания черпать. 4. Век живи — век учись. 5. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

18) Спасибо, Грамматика,

 Наука прекрасная!

За буквы, слова, предложения ясные.

Где трудное место в словах –

Ты же рядом.

И с правилом четко подскажешь, как надо

Писать, говорить, размышлять

И трудиться –

Нам в жизни, Грамматика, всем пригодится!

19) Молодцы, ребята.  Вы очень внимательные,  умелые, сообразительные!

 Надеемся, вы ничего не забудете из сегодняшней встречи. Удачи Вам во всем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка игры-презентации "Выбери слово"

Игру-презентацию   "Выбери-слово"   характеризуют  следующие достоинства:   предъявление  информации на  экране    компьютера...

Разработка игры-занятия "Пасхальная охота".

Разработка игры-занятия может быть изпользована для проведения внеклассного мероприятия на английском языке или урока в нетрадиционной форме.Материал способствует развитию творческой активности, позна...

Игра "Знай грамматику"

Интерактивная игра для внеклассной работы по русскому языку....

Дидактические игры по грамматике

"Могуч и богат русский язык", наш язык очень сложен, но его можно преподносить очень интересно и увлекательно, например, с помощью дидактических игр....

Интеллектуальная игра «Занимательная грамматика»

Прививать интерес к русскому языку.Развивать речь учащихся, мышление, смекалку. Творческие способности детей....

Методическая разработка. Игра как проект учащегося: игры в кубики

В 2016 года учащиеся начальной школы ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ» и ГБОУ школы № 430 Петродворцового района Санкт-Петербурга принимали участие в межмузейном экологическом проекте «ЭКОволна: от озера до моря». Ре...