Классный час на тему: "Матрёшка - игрушка на все времена"
классный час (3 класс) на тему

Трубаева Лариса Анатольевна

Классный час на тему "Матрёшка - игрушка на все времена" направлен на развитие национального самосознания, толерантности, чувства сопричасности к культурным ценностям своего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matreshka-igrushka_na_veka.doc244 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Познакомить детей с  историческими фактами возникновения народных игрушек, в частности, с различными образцами традиционных матрёшек, с центрами по их изготовлению.

Задачи:

  • Создать эмоциональный фон классного часа, заинтересовать детей, вызвать интерес к народной игрушке, помочь учащимся ощутить себя продолжателем древних традиций.
  • Развивать устную речь учащихся, умение анализировать образцы своих работ, эстетический вкус.
  • Воспитывать уважение к народным умельцам, трудолюбие, любовь и бережное отношение к окружающему миру.

Средства наглядности: 

таблицы из альбома, образцы работ учащихся,  авторские матрёшки – плакат, сувенир – матрёшка, аудиокассета с песнями группы «Фабрика» («Девушки фабричные»), ансамбля «Золотое кольцо, опорные слова и др.

Словарная работа: 

Коллаж – техника создания картины, способом наклеивания плоских и объёмных материалов;

Матрёшка  («матер» - мать);

Меценат – покровитель и знаток искусств.

 Использованная литература:

  • Краткий этимологический словарь русского языка.

авторы: Н.М. Шанский, В.В. Иванов, с. 258

  • Уроки мастерства.  Учебник для 3 класса

авторы: Т.Н. Проснякова, с. 80-83, стр. 106, стр. 112-113

  • Учимся играя.

автор: В. Волина

  • Кружок изготовления игрушек-сувениров.

автор О.С. Молотобарова, стр. 8, стр. 29-37

  • Тексты по технике чтения. Текст «Русская матрёшка».

автор: О.В.Узорова, стр. 212

Форма классного часа: устный журнал

 

1. Беседа об истории народной игрушки. История матрёшки

а) Учитель: Игрушка – это часть культуры народа, она возникла очень давно вместе с человеческим обществом. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушек, предназначенных для игры ребёнка. Потому мастера-игрушечники вкладывали в образ игрушки всю свою фантазию, выдумку, изобретательность. У каждого народа в различных областях сохранились свои традиции в изготовлении игрушек.

Учитель: Во всём мире славится ярко раскрашенная деревянная матрёшка, раскроешь её, а там другая поменьше, в той ещё поменьше и так до самой маленькой. Мастерство изготовления многоместных вкладных игрушек и отдельных мастеров доходило до виртуозности. В государственном музее игрушки (г. Загорск) экспонируется100-местное яйцо, изготовленное в начале ХХ века. А матрёшки изготавливали содержащими до 60 вкладышей. Самой большой считается 60-местная кукла, выточенная в 1967 году.

 - Хотите узнать, откуда появилась эта деревянная кукла?

б) История матрёшки

Учитель: Расписная деревянная кукла появилась в России в 90-х годах Х1Х века. В это время стал активно появляться интерес к русской культуре и искусству. Возникло целое художественное направление «Русский стиль». Одним из первых центров по возрождению русской культуры стал Мамонтовский кружок.

1 ученик: Савва Иванович Мамонтов (1841-1918гг.) крупный российский промышленник, покровитель и знаток искусств (меценат), собрал вокруг себя группу видных русских художников И.Е. Репина, В.М. Васнецова, М.А. Врубеля и др.

В подмосковной усадьбе Мамонтова «Абрамцево» были созданы художественные мастерские, в которых производились и коллекционировались предметы народного искусства, в том числе игрушки.  Для возрождения и развития традиций этой игрушки в Москве была открыта мастерская «Детское воспитание». В этой мастерской и зародилась идея создания русской деревянной куклы. Её эскизы были предложены членом мамонтовского кружка художником С.В. Малютиным (1859-1937гг.) Матрёшка Малютина представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой рубашке, сарафане и переднике, в цветастом платке, с чёрным петухом в руках.  

Первая русская матрёшка,  выточенная по эскизам Малютина, состояла из 8 кукол. За девушкой с петухом следовал мальчик, затем девочка… Последняя куколка изображала спелёнатого младенца.

Учитель: Идея создания разъёмной деревянной куклы была подсказана Малютину японской игрушкой, которую привела с японского острова Хонсю жена Саввы Мамонтова. Это была фигурка добродушного старика, мудреца Фукуруму с вложенными внутри несколькими фигурками. Однако японцы считают, что первую подобную игрушку выточил на острове Хонсю русский странник-монах.

 - Ребята, а как вы думаете, почему эту куклу назвали матрёшкой? (ответы детей)

Учитель: Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой по имени Матрёна, очень распространённому в народной среде.  (Вспомните даже одну из новых русских бабок из «Кривого зеркала», имя её Матрёна.). В основе этого имени латинское слово «матер» - мать. И сегодня матрёшка остаётся символом материнства.

2 ученик:  Первую матрёшку изготовил сам художник Малютин. После закрытия мастерской «Детское воспитание» производство  деревянных игрушек начали осваивать в различных центрах по изготовлению игрушек.

Раньше матрёшек вытачивали вручную (первую матрёшку выточил мастер игрушечных дел Звёздочкин), потом эту трудоёмкую работу заменили  токарным станком, и стала игрушка вырабатываться просто и быстро.

 - А сейчас ребята, мы исполним с вами  песню «Весёлые матрёшки»

Мы весёлые матрёшки ладушки-ладушки,

На ногах у нас сапожки ладушки-ладушки…

3 ученик: Подобные игрушки стали выпускать во Франции, Германии и других странах, но милая русская матрёшка пользуется наибольшей популярностью. Слава её разнеслась по всему миру. В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе ей была присуждена золотая медаль.

в) Национально-региональный компонент

Говоря о русской матрёшке, ещё в дополнение хочется рассказать, вам ребята о подобной игрушке, которые изготавливаются у нас в Бурятии. Ведь и у нас есть мастера. (Рассказ и показ фотографий, самих кукол,  выполненных  Баторовой Д.К)

Из газетной вырезки: 

Когда смотришь на этих волшебных кукол, на душе становится тепло. Так хорошо бывает, когда вспоминаешь детство, бабушкины пирожки и позы, летнее утро в деревне. Игрушки покупают только иностранцы. Землякам, автор волшебных кукол – Баторова Дарима Кимовна – раздаёт свои творения в качестве подарков. Буквально по крупицам рукодельница собирает сведения об одежде наших предков и моделирует для кукол собственные наряды с использованием традиционных элементов.

2. Знакомство  учащихся с центрами по изготовлению матрёшек

(рассказ учащихся)

4 ученик: Сергиево-Посадская матрёшка

Формы и росписи первых матрёшек отражали разнообразную жизнь русского провинциального городка. Девушка в сарафанчике или полушубке, пастушок со свирелью, бородатый старик, целое семейство с чадами или домочадцами, бояре, богатыри и исторические персонажи. Все они служили образцами забавных матрёшек.

5 ученик: Семёновская матрёшка

Один из основных центров изготовления матрёшек – город Семёнов Нижегородской области. В росписи этих матрёшек явно отражено влияние близкой Хохломы: условный, декоративный стиль. Они следуют древней народной традиции «травного» орнамента. Основой росписи матрёшки служит фартук, на котором нарисован пышный букет. Часть поверхности оставляют незакрашенной.

6 ученик: Полховско-Майдановская матрёшка.

Полховский Майдан тоже расположен  в Нижегородской области. По характеру росписи здешние матрёшки напоминают детский рисунок. Краски яркие: зелёная, жёлтая, синяя, малиновая. Главный элемент росписи – цветок шиповника – символ любви и материнства. Полховско-Майдановские матрёшки – тарарушки.

 - Итак, девочки рассказали вам об основных центрах по изготовлению матрёшек. (Все девочки одеты в костюм матрёшки той, о которой они рассказывают)

3. Игра

 - А теперь давайте поиграем в игру. На доске вразброску фигурки матрёшек разных по размеру.

 Ваша задача: Постройте матрёшек по росту – узнайте слово, которое раскрывает ещё одно направление по изготовлению матрёшек.

АВТОРСКАЯ

4. Рассказ об авторской матрёшке

 - Правильно, ребята.

О современной авторской матрёшке вам расскажет следующий ученик.

7 ученик: Авторской называют матрёшку, изготовленную не в том или ином стиле, а выполненную профессиональным художником или любителем по собственному замыслу. В авторской матрёшке может соединяться различный сюжет – сюжетность Сергиево-Посадской матрёшки с декоративностью Нижегородской. Как правило, на фартуке изображают основной смысловой элемент росписи: памятник архитектуры или пейзаж, фрагмент картины известного художника, сюжет народной сказки и др.

 - Ребята, посмотрите сейчас на наших матрёшек, они споют вам песенку матрёшек

5. Песня матрёшек

Мы матрёшечки -раскруглёшечки

Глазки кругленькие,

щёчки пухленькие

Глазки кругленькие,

щёчки пухленькие,

А плясать пойдём,

только пыль столбом.

                         2.  Мы матрёшки,

вот какие крошки

Как у вас, так у нас красные сапожки.

Ну а теперь – танец мальчиков и девочек под песню

6. Танец

«Девушки фабричные» в исполнении группы «Фабрика»

Слова мальчиков:                  Ой, вы матрёшки-лапушки

Девчонки мои ладушки

Одна другой румяней и белей!

Много нового узнали сегодня мы о матрёшках. Давайте подведём итоги и проанализируем наши авторские работы.

7. Выставка работ учащихся и анализ образцов авторской игрушки

(авторы – третьеклассники)

Учащиеся рассказывают о своих матрёшках, о технике исполнения, о материалах, с помощью которых они выполнены, о своей авторской задумке.

Обзор работ (обратить внимание на форму)

Учитель: Матрёшки бывают не только традиционной формы. Ещё в начале века в Сергиевом Посаде делали фигуры воинов и богатырей. Воинов изображали в полном боевом вооружении, в шлемах с остроконечным завершением. Тело воина защищали щит, шлем, доспехи.

О своих богатырях-матрёшках вам сейчас расскажут наши ребята.

Вывод: Таким образом, мы с вами тоже внесли свой вклад в продолжение традиций наших предков в изготовлении народных игрушек. Мы создали свои авторские эскизы матрёшек.

8. Словарная работа

Ребята, давайте обратимся к словарю и узнаем, что же обозначает слово матрёшка.

Из краткого этимологического словаря русского языка

Авторы Н.М. Шанский и В.В. Иванов, стр.258

МАТРЁШКА – собственно-русское уменьшительно-ласкательное образование к полному женскому имени собственному Матрёна (через ступень Матрёша) с дальнейшим переходом в имя нарицательное.

Аналогичного характера образования встречаются и в других нарицательных названиях кукол (средне русские, Ванька-встанька, французское – марионетка).

Настало время поиграть.

9.  Подведение итогов. Игра  «Кто внимательный?»

В завершение  классного часа поиграем. Кто внимательно слушал и активно работал на уроке, тот легко ответит на все вопросы.

(вопросы даны на карточках, где каждой цифре соответствует определённая буква)

1       2      3      4      5      6      7

М     О     Л     О     Д     Ц     Ы

Карточка-вопрос

  • На кого была похожа первая матрёшка?

(на простую крестьянскую девушку)

  • Почему матрёшку называют необычной куклой?

(в одной большой кукле прячется целое семейство – одна другой меньше)

  • Как называлась детская мастерская, 8де зародилась идея создания матрёшек?   («Детское воспитание»)
  • Кем была подсказана идея создания разъёмной куклы?

(японской игрушкой с острова Хонсю, старцем, мудрецом)

  • Почему куклу назвали матрёшкой?
  • (по очень распространённому имени Матрёна)
  • Назови центры по изготовлению матрёшек.

(Сергиев Посад, Семенов, Полхов Майдан, авторская)

  • Какой формы могут быть расписные деревянные куклы – матрёшки?

(богатыри, герои литературных произведений, герои сказок и другие)

Обратная сторона карточек 1-7 буквы          М О Л О Д Ц Ы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по теме « Правила безопасности в зимнее время».

Цель классного часа: рассмотреть различные ситуации безопасности жизни и здоровья в зимнее время.Задачи: повторить правила дорожного движения. Формировать представления младших школьников о безопаснос...

Технологическая карта интегрированного урока русского языка и изобразительного искусства по теме «Матрёшки» в 1 (якутском) классе

Путем создания условий для речевых навыков и организации учебного сотрудничества обучающихся формируются универсальные учебные действия (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные)...

Классный час в 3 классе по теме: «Делу – время, потехе – час»

Цель: учить учащихся ценить свое время и время других.Задачи:      познакомить учащихся с историей развития часов;активизировать творческие  способности учащихся;сов...

Занятие в группе продлённого дня (аппликация из крупы) по теме: "Матрёшка".

Данное занятие преследует следующие цели: развитие мелкой моторики рук, образного мышления и воображения; воспитывает эстетический вкус; приобщает к русскому фольклору, к истории русских народных пром...

План-конспект занятия в группе продленного дня по теме: "Матрёшка" (аппликация из крупы)

Тема : Матрёшка(аппликация из крупы)Цели: развитие мелкой моторики рук,  образного мышления и воображения; воспитание эстетического вкуса....

Урок технологии. Тема "Матрёшка"

Презентация по технологии.2класс...