Статья на тему «Формирование у младших школьников доброго отношения друг к другу и уверенности в себе».
статья (1, 2, 3 класс) на тему

Григорьева Наталья Викторовна

Необходимость работы над этой темой продиктована тем, что современные дети разного возраста испытывают серьёзные затруднения в общении, в создании привязанностей, круга общения. Среди подрастающего поколения печально актуальны проблемы: неумения и нежелания сопереживать друг другу; повышенная жестокость; наличие заниженной самооценки. Необходима систематическая работа, направленная на адаптацию детей, сплочение детского коллектива, налаживание контакта между сверстниками, взрослыми и детьми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему «Формирование у младших школьников доброго отношения друг к другу и уверенности в себе».

Необходимость работы над этой темой продиктована тем, что современные дети разного возраста испытывают серьёзные затруднения в общении, в создании привязанностей, круга общения. Среди подрастающего поколения печально актуальны проблемы: неумения и нежелания сопереживать друг другу; повышенная жестокость; наличие заниженной самооценки. Необходима систематическая работа, направленная на адаптацию детей, сплочение детского коллектива, налаживание контакта между сверстниками, взрослыми и детьми.

Положение человека в обществе, комфортность и адекватность в различных жизненных ситуациях неразрывно связана с самооценкой. Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важнейшим регулятором ее поведения. В частности, именно от самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

Рождение человека и его самооценки происходят практически одновременно. Отношение к себе формируется в зависимости от отношения значимого для человека ближайшего окружения. В норме ребёнок с первого дня чутко улавливает эмоции и чувства тех, кто находится рядом, пробует реагировать на них различным образом и получает ответные реакции. Этот опыт становится основой для формирования личности, отношения к себе и окружающим.

Нередко заниженная самооценка формируется в семье. Подобное состояние ребёнка возникает как следствие выбранного стиля воспитания ребёнка родителями. Это может быть гиперопека, когда ребёнок лишается всякой самостоятельности и инициативы. Он воспитывается по принципу «Я лучше знаю, как будет лучше тебе». В таком случае у ребёнка не формируется желание взрослеть. Другой сценарий – авторитарный подход в воспитании личности. В данном случае любое проявление своеволия малыша наказывается. От него ждут беспрекословного послушания. В него вселяют веру, что он ничего и никогда не сможет. Дети не получают необходимого им понимания и заботы, т.к. их родители не владеют необходимыми знаниями и недооценивают важность отношений "родители - ребёнок" на формирование личности подрастающего человека. Если эмоциональный контакт с близкими взрослыми нарушен, ребенок живет как бы на «вражеской» территории: обстоятельства подавляют его, его ожидания относительно будущего пессимистичны, он постоянно чувствует себя слабым, нелюбимым. Контакты детей со взрослым сводятся к поиску его внимания и расположенности, а личностное общение со сверстниками очень часто сопровождается агрессивными симптомами. Наблюдаются возбудимость, агрессивность,                                                                                                                                                                                                                                                                                                     стремление к соперничеству, зависть по отношению к другому ребенку, стремление выделиться любыми способами.

Важно не просто констатировать наличие трудностей и установить их причины. Необходимо помогать детям справляться с трудностями, помогать максимально адаптироваться в жизни. Поэтому разумно создавать условия, которые будут определять характер общения ребенка с окружающими, его личные успехи, способствовать формированию представления ребенка о самом себе и своих возможностях, а также формированию умения произвольно контролировать свое поведение. Таким образом, формируются положительная самооценка, чувство уверенности, способность лучше понимать переживания других людей и самого себя.

Формы работы по формированию самооценки учащихся и доброго отношения друг к другу.

  • Для того чтобы настроить детей на доброжелательность, спокойствие, веру в себя целесообразно в детском коллективе создавать традиции. Это могут быть традиции:

"Наш добрый день" - учащиеся и педагог по-доброму приветствуют друг друга, делятся своими впечатлениями, переживаниями, настроением;

"У нас День рождения!" – поздравление с проговариванием пожеланий, оформлением коллективной открытки;

"Плохо, когда болен друг" - обсуждение причины отсутствия одноклассников, формулировка сочувствия к состоянию друга, формирование стремления к проявлению заботы и понимания (позвонить отсутствующим, поинтересоваться состоянием);

"Наши победы" - обсуждение достижений одноклассников в учёбе, в творчестве. Поздравление друг друга;

"Ты молодец!" - подведение итогов в конце недели, четверти - вместе вспомнить хорошее о каждом ребёнке в классе и вместе похвалить;

"Я могу!" - каждому ребёнку определить дело, за которое он отвечает (раздавать и собирать книги, следить за порядком в зоне отдыха в классе, контролировать построение одноклассников перед входом в класс,…). Помогать ребёнку справляться с поручениями и обязательно отмечать его успехи;

Маленькие традиции могут появляться из любого события. Главное, чтобы каждый ребёнок чувствовал внимание к себе, чувствовал свою необходимость и значимость.

  • Наличие доброго заинтересованного отношения со стороны взрослых; дети должны видеть и чувствовать образцы отношений и реакций в человеческом обществе;
  • Развивать умение слушать и слышать собеседника, поощрять самых внимательных слушателей и заинтересованных рассказчиков;
  • Обсуждение реально сложившихся жизненных ситуаций, реакций детей на свои действия и действия окружающих;
  • Проводить работу по формированию умения определять чувства и эмоции. В дальнейшем учить определять собственное настроение и состояние окружающих. Отрабатывать адекватные реакции на радость, обиду, боль, страх…
  • Читать сказки, рассказы, смотреть мультфильмы и анализировать их с точки зрения отношений героев, давать оценки действиям героев, обсуждать, как можно было поступить;
  • Работа с родителями - для формирования самооценки и доброго отношения друг к другу крайне важен характер отношений к ребёнку и с ребёнком дома. Поэтому необходимо помогать родителям выстраивать такие отношения с ребёнком, в которых он будет чувствовать любовь к себе, будет нести ответственность за какие-то дела дома и через это чувствовать свою значимость дома.

"Камень вода точит" - народная мудрость, которую каждый может проверить сам. Воспитание ребёнка этому утверждению яркий пример. Если педагоги и родители не отступают от поставленной цели, то дети начнут верить в себя и научатся жить дружно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: "Формирование компетенций младших школьников в свете ФГОС"

Статья по теме: Формирование компетенций младших школьников в свете ФГОС"Одной из первостепенных  задач развития современного образования заключается в обновлении его содержания, методов обучения...

Формирование у младших школьников сознательного отношения к безопасному поведению на улицах и дорогах города Самары

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТАнализ статистики ДТП с участием детей и психолого-педагогические исследования указывают, что для эффективного обучения подрастающего поколения безопасному поведению на дороге и у...

Формирование у младших школьников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе обучения

В данной статье изложены материалы по формированию у младших школьников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе обучения...

Экологическое образование как условие формирования у младших школьников ответственного отношения к природе

«Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда. Если у человечества не найдется сил, средства и разума, чтобы поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью бе...

Статья на тему: "Формирование у младших школьников библиографической компетенции"

Овладение библиографической компетентностью - одно из необходимых условий успешности учебной, познавательной и творческой деятельности в информационном обществе, поэтому формирование БК целесообразно ...

Статья на тему "Формирование у младших школьников умения писать сочинение на заданную литературную тему на уроках русского языка".

Статья на тему "Формирование у младших школьников умения писать сочинение на заданную литературную тему на уроках русского языка"....

Статья на тему "Формирование у младших школьников исследовательских навыков на уроках окружающего мира".

Статья на тему "Формирование у младших школьников исследовательских навыков на уроках окружающего мира"....