Занятие по программе внеурочной деятельности «В гости к Морозко»
методическая разработка (1 класс) на тему

Водянникова Елена Васильевна

Занятие по программе внеурочной деятельности

«В гости к Морозко»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_o_zime_vodyannikova.docx30.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Общеобразовательная школа психолого-психологической поддержки № 101»

Занятие по программе внеурочной деятельности

Тема: «В гости к Морозко»

1 «Б» класс

Разработала:

Водянникова Е.В.,

воспитатель высшей

квалификационной

категории

Кемерово 2016

На Земле в разных странах наблюдается разный климат. Есть места, где всегда стоит холод, круглый год - зима. А есть страны, где щедрая природа дарит весну, лето, осень, зиму.

- Мы с вами живём в России и имеем возможность любоваться всеми временами года. Каждое время года радует своей неповторимостью: весна рассыпает по земле изумруды зелени; лето раскрашивает землю всеми цветами радуги; осень одаривает землю золотом листьев; а зима щедро укутывает землю серебром снежинок.

Дорогие ребята, наше занятие будет сказочным. И начнём мы его со сказочной загадки:

Тройка, тройка прилетела

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица -

Белокожа, светлолица.

Как махнула рукавом -

Всё покрыла серебром!

  • Как Вы думаете, о какой царице идёт речь в этой загадке?
  • Почему зиму называют здесь царицей?
  • Подходят зиме определения «белокожа», «светлолица».
  • На какой тройке прилетела зима? Что за скакуны в этой тройке?
  • Правильно, это зимние месяцы. Вспомните их названия.

(декабрь, январь, февраль)

 Ребята, послушайте, за окном ветер свистит, он что-то хочет нам сказать. Как Вы думаете, о чём хочет нам сказать ветер?

(рассуждения детей)

Он про снег нам говорит

И про то, что зиму встретил.

На заборах, на крылечке,

Всё блестит и всё бело!

Нет свободного местечка. Всюду снега намело. Давайте ещё послушаем ветер. Он то дует тихо, то завивает, то так сильно дует. И вот ветер влетел к нам в группу. Стало зябко и холодно.

-        Он куда-то нас зовет?

Собираясь в дорогу, мы должны подумать о том, как правильно одеваться для прогулки. Какие предметы одежды нам понадобятся?

(Среди названных детьми предметов зимней одежды воспитатель выделяет варежки)

-        Поговорим подробнее о варежках. Вот здесь на доске, у меня прикреплены самые разные рукавички. И на столе тоже разложены рукавички. Они немного перепутались. Я предлагаю каждому из Вас подойти к доске и выбрать ту варежку, которая понравится. Затем на столе Вы найдёте пару к выбранной рукавичке.

(Итак, дети должны найти среди разложенных на столе рукавичек парные к прикреплённым на доске. Чтобы обеспечить детям свободу выбора и избежать ссор из-за приглянувшейся рукавички, на доску следует прикрепить больше варежек, чем детей в группе. При выборе парных рукавичек создаётся проблемная ситуация: иногда прикрепленной на доске варежке по рисунку подходят сразу две варежки из разложенных на столе

-        правая и левая. Делая выбор, дети должны обратить на это внимание и обосновать правильность своих действий. На рукавичках с обратной стороны написаны загадки.)


  • Ветер подхватил нас и понёс с собой на улицу, и вынес нас на поляну.

Всё кругом белым-бело Сколько снегу намело!

  • Ребята, возьмите снег в руки, слепите снежные комочки. Какой снег?

(Холодный, белый, чистый, мокрый, пушистый, блестит на солнце).

Стихотворение «Зимние краски» (см. приложение)

  • Посмотрите, что это за следы на снегу?
  • Такие огромные, глубокие, холодом от них так и веет. Как вы
    думаете, чьи это следы?        
    (рассуждения детей)
  • Давайте отправимся по следу и посмотрим, куда они нас приведут. Следы привели к реке.
  • Ребята, смотрите, река притихла, уныла, как в сказке, покрылась тоненьким ледком. Можем ли мы перейти реку по льду?

(рассуждения детей) Лёд ещё тоненький и может провалиться. Смотрите большие следы на другом берегу реки. Этот незнакомец видно перебрался через реку. Как же нам перебраться через реку? (рассуждения детей)

  • Ой, смотрите, снежинки на моей одежде, на вашей. Сдуйте их. Вдох носом и выдох. Снежинки-то не простые, на них что-то написано.

(Детям предлагается отгадать кроссворд)

1

3

И

м

А

2

м

О

Р

О

3

3

с

А

н

и

4

т

У

ч

и


  1. Пришла девушка Беляна, побелела вся поляна.

(Зима)

  1. Старик-шутник на улице стоять не велит, за нос домой тянет.

(Мороз)

  1. Одной - зимой отдых, другой - летом, третья - ни зимой, ни летом.

(Телега, сани, лошадь)

  1. Летели серые гуси, нароняли белого пуха

(Тучи, снег)

  • Мост мы построили, переходим реку. Следы ведут в лес. Дети остановились, деревья не покрыты снегом. Ну что это?
  • Кто-то вдруг махнул, и деревья покрылись снегом. Все деревья будто шапки белоснежные нахлобучили и пуховые варежки надели. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно. А внизу под ними.^ Словно детишки разные кустики, да молоденькие деревца укрылись в белых шубках. И рябинка белым покрывалом принакрылась. На концах ветвей грозди ягод висят, точно красные серьги из-под белого покрывала.

Стихотворение «Зимний лес» (см. приложение)

  • Ребята, как Вы думаете, кто так сказочно нарядил лес?

(рассуждения детей)

  • Вот это чудеса!
  • Ребята, посмотрите, следы нашего незнакомца под деревьями.

Ой, сколько маленьких следочков? Как Вы думаете, кто здесь
пробегал?        
(рассуждения детей)

* Кто это пробежал мимо ели маленький, беленький по лесочку прыг-прыг, по снежочку тык-тык? (Заяц)


  • А кто это за ним бежит; вся ярко рыжая, как огонь горит!
    Пушистым хвостом размахивает, будто искры рассыпает по снегу.
    Ох, и замёрзли мы, давайте с вами отдохнём, а потом по следу
    дальше пойдём. Мороз не велик, а стоять не велит. Почему так
    говорят.        
    (рассуждения детей)

Подвижная игра «Лиса и зайцы»

  • А эти следы не похожи на звериные. Чьи это следы? (Птичьи)
  • Правильно, ребята! Большие следы - вороньи, а эти маленькие -
    воробьиные. Трудно живётся птицам в зимнем лесу. Что страшно
    птицам в зимнее время года?        
    (ответы детей)

Стихотворение «Зима» (см. приложение)

  • Каких зимующих птиц Вы знаете? (Воробьи, голуби, синицы, сороки, вороны, снегири, дятлы, свиристели).
  • Зимующие птицы с нашей помощью доживут до весны и

* По небу весело скользя, Летят пернатые друзья И пропоют, чирикая «Спасибо Вам великое!»

  • Ребята, посмотрите, а что это за странный сугроб в лесу?

Предлагается иллюстрация.

  • Из-под сугроба идёт какой-то пар. Все кусты около сугроба покрылись инеем; мягким, пушистым. Кто догадался, что это за сугроб?
  • Правильно, это берлога медведя. А иней на кустах потому, что медведь дышит, и тёплый воздух через небольшое отверстие выходит наружу. Медведь завалился спать до самой весны. За зиму он ни разу


не проснётся, с боку на бок не перевернётся. Чем сильнее морозы, тем крепче спит медведь.

  • Давайте отправимся дальше по следу таинственного незнакомца.
  • Смотрите, следы кончаются

Это что за изба - На все стороны резьба! Два столба хрустальных врыты, Сторожить приставлены Ледяные окна скрыты Ледяными ставнями. Давайте постучим: тук-тук-тук!

-        Что такое, не открывает никто. Давайте заглянем в окошко, посмотрим, есть ли кто в избушке. Заглянули в окошко, смотрят, сидит седой-седой старик на ледяной лавочке в одной руке его посох ледяной, а в другой зеркало хрустальное. Тряхнём головой - от волос иней сыплется, духом дохнёт - валит пар густой.

  • Ребята, Вы узнали этого старика?
  • Правильно Морозко?

Он каким-то важным делом занят и поэтому не услышал, как мы стучали. Давайте войдём к нему в избушку, узнаем, чем он занят.

(Входят в избушку)

  • Здравствуйте, дедушка!
  • Здорово, ребятишки, как вы в лес пришли, как мою избушку нашли?
  • Мы по следу шли, вот так и нашли.
  • Дедушка, а что это Вы делали, что не слышали, как мы стучали.
  • Я зиме помогаю, деревья в снег укрываю, землю кутаю. А помогает мне мой волшебный посох и вот это хрустальное зеркало. Присядьте,вы видно устали с дороги, а я вам расскажу о том, чем я занят и что смогу, покажу.

Жили - поживали в моей избушке снежинки. Всё лето, всю осень они у меня жили, кончилась осень и пришла пора выпускать снежинок на волю. Очень долго готовились снежинки к путешествию, наряжались, прихорашивались. Как вы думаете, в какой наряд нарядились мои снежинки?      (ответы детей)

  • Какое платье надели снежинки? (розовое, прозрачное, белое в узорах)

Одна снежинка надела белое прозрачное платье, усеянное бисером, другая - голубое вырезное, третье - розовое со сквозными узорами. И вот снежинки приготовились, пора им лететь, настало их время разукрашивать деревья, дома, землю, прикрывать их от холода.

Взмахнул я своим волшебным посохом. Ветер подхватил, и полетели, закружились снежинки. А я наблюдаю в хрустальное зеркальце, где ещё деревья не покрыты снегом. Взмахну своим посохом и снежинки присядут на ветки деревьев. Все деревья украшу, и заблестят они в разноцветном уборе.

  • Посмотрите в моё волшебное зеркало: снежинки летят, кружатся и медленно опускаются на землю, на дома, на прохожих.

Ветер утихает и снежинки ложатся на землю великолепным ковром. Ребята, а как ещё можно по-другому назвать этот ковёр?

(скатерть, покрывало, одеяло, простыня...)

Только прилёг ветерок отдохнуть устал кружить снежинки, как я вновь взмахнул своим посохом. Некогда спать, лесные тропы надо застилать. Я смотрю в моё зеркало и вижу: вот ещё лесные тропы голые не все деревья укрыл и снова я пускаю моих снежинок в дорогу. Всё небо и весь воздух полны снежинок. Снежинки летят, падают, кружатся и снова падают, они ложатся на дорогу, на лесные тропы, на дома, на деревья, на замороженные лужицы.

  • Ребята, посмотрите в зеркало, узнаёте, кто это спит в берлоге?

(медведь)

  • Правильно, медведь. Намету-ка я сугробов, чтобы медведю тепло спать. А кто прыгает по деревьям?
  • Что за серенький проворный зверёк? (белочка). Белочка, осенью напасла грибов и орех, ей зима не страшна. И шубку она сменила рыжую на серую тёплую.
  • И всё-таки нам летом было весело, птицы щебетали, а ты Морозко злой напустил холод, снегом всё запорошил.
  • Да, нет, я не злой я не вовсю свою силу мороз нагоняю, я только предупреждаю птиц, дохну своим дыханием, даю им возможность собраться в стаи и улететь. А если деревья я не буду укрывать снегом, они замёрзнут. И траву и цветы и насекомых я не замораживаю, а только прикрываю снегом, чтобы они не замёрзли. Пойдемте, я вам покажу мою снежную перину. (Морозко приподнял свою снежную перину, а под ней травка). Вот вы думаете, какой злой старик, не выпускает на свет зелёную травку.

-        А не выпускаю, потому что ещё не время, молодую зелень выпускать, а к лету травка вызреет. Вот я и прикрыл молодую зелень снежною периной, да ещё и сам прилёг на неё, чтобы снег ветром не разнесло, а вот придёт весна, снежная перина растает и травка увидит свет.

  • А ещё у меня есть ларец, в нём живут снежинки, пойдемте, я вам покажу их. Снежинки такие маленькие, мы их будем рассматривать через увеличительное стекло.
  • Посмотрите, на что похожи снежинки? (на звёздочки, на пушинки) Все снежинки разные. У одной лучики широкие зубчатые, у другой острые, как стрелы.       (Дети находят две одинаковые, считают снежинки большие и маленькие).
  • Дедушка, а как получаются снежинки?
  • Я дохну своим дыханием и пар превратиться в снежинки.

Высоко - высоко в небе всюду мелькают крохотные кристаллики льда. А как только льдинки опускаются в тучку, они сразу же становятся лёгкими, нежными снежинками.

Маленькие льдинки в высоком небе - это замёрзший ледяной пар. Весной, летом и осенью пар превращается в капли дождя, а зимой в снежинки.

Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучики, и белые цветы и звёзды обращаются в снежную пыль.

Когда нет мороза, падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и образуют хлопья.

Танец «Льдинок»       (звучит плавная музыка)

  • Какое у вас настроение?

-Вам весело или грустно?        (рассуждения детей)

Стало так весело, будто праздник наступил.

Морозко: - Ребята, у меня так много работы, мне надо нарядить в путешествие новых снежинок. Помогите мне раскрасить мой волшебный ковёр и заморозить окно моей избы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "В гостях у сказки"

Программа расчитана на учащихся 1 класса в рамках ФГОС.Предлагаемое тематическое планирование интегрированного курса кружковых занятий, включающего в себя литературное чтение и слушание, изобразительн...

«В ГОСТЯХ У ИГРУШКИ» Разработка занятий по программе внеурочной деятельности «Люби свой край»

«В ГОСТЯХ У ИГРУШКИ» Разработка занятий по программе внеурочной деятельности  «Люби свой край» (программа патриотического воспитания младших школьников)....

Занятие в рамках внеурочной деятельности "В гостях у хозяйки медной горы".

Вашему вниманию   представлено   занятие «В гостях у хозяйки Медной горы», в рамках внеурочной деятельности.  Оно является продолжением темы« Горные породы и минералы».Внеурочная д...

Рабочая программа внеурочной деятельности «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ» (общекультурное направление)

Рабочая программа внеурочной деятельности «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ» (общекультурное   направление) для учащихся 4 класса.Программа «В гостях у сказки» реализует общекультур...

Тема занятия: Сказка «По щучьему велению» по программе внеурочной деятельности «В гостях у сказки» для 1 класса.

В русской народной сказке рассказывается о простом парне из крестьянской семьи по имени Емеля.Главная мысль сказки -- нужно быть добрым. Нельзя судить о людях по внешнему виду....

Тема занятия: Сказка «По щучьему велению» по программе внеурочной деятельности «В гостях у сказки» для 1 класса.

Сказка «По щучьему велению» по программе внеурочной деятельности «В гостях у сказки» для 1 класса....

Программа внеурочной деятельности «В гостях у сказки» 2 В класс

Рабочая программа разработана на основе примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. ...