Открытый урок: "Л.Н.Толостой. Лев и собачка."
материал (3 класс) на тему

Журтова Марина Хафисановна

Открытый урок с технологической картой, с презентацией и с музыкальным сопровождением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Журтова Марина Хафисановна  МОУ СОШ с.п.Кишпек

Урок литературного чтения

Тема: Толстой Л.Н. «Лев и собачка»

Класс: 3

Тип урока: урок изучения нового материала на основе технологии проблемного диалога

Цель: создать благоприятные условия для открытия детьми истины: умеем ли мы сопереживать на основе восприятия произведений литературы, собственного суждения

Задачи урока:

Образовательная:

        -познакомить учащихся с былью Толстого Л.Н. «Лев и собачка»;

        -продолжить обучение над выразительным чтением для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, а также для выражения собственного отношения к событиям, героям и их поступкам.

Развивающая:

        -способствовать развитию умения выделять главное, обобщать, доказывать, ставить и разрешать проблемы, делать выводы;

        -развивать речь учащихся.

Воспитательная:

        -воспитывать любовь к животным, чувство ответственности за них, доброжелательное отношение к окружающим;

        -способствовать воспитанию уважительного отношения друг к другу, умение работать в парах.

Планируемые результаты:

Личностные: умение проявлять творческое отношение к процессу обучения; умение оценивать себя и окружающую жизнь при анализе образов, особенностей поведения героев.

Метапредметные:

-познавательные: умение перерабатывать и обобщать информацию; находить ответы на вопросы, используя свой опыт;

        -регулятивные: умение ставить цель на основе имеющихся знаний; контролировать результаты на работы;

        -коммуникативные: умение высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание, сотрудничать с другими.

Предметные: умение правильно, осознанно, выразительно читать.        

Оборудование: учебник «Литературное чтение», выставка книг Л.Н. Толстого, картинки с изображением героев рассказа «Лев и собачка», портрет Л.Н.Толстого, игрушечные животные(зоопарк),карточки для работы в группах и парах, карточки самооценки ,карточки для работы соседа по парте, карточки с надписью «Самому доброму и чуткому».

Схема содержания урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методический комментарий, формирование УУД

Организационный этап

Цель: создать благоприятную атмосферу, сформировать у учащихся самооценку готовности к уроку.

1

Организационный момент.

Доброе утро ребята! Доброе утро гости! Пусть этот урок несёт нам радость общения и наполнит наши сердца благородными чувствами. У нас в классе гости. Это всегда

волнительно. Чтобы мы справились с волнением, предложу вам небольшую установку, которая, надеюсь, поможет вам справиться с волнением. Скажите себе: Я спокоен. Я уверен в себе. У меня всё получится. Я желаю вам успехов в изучении материала. Мысленно пожелайте удачи друг другу.

Слайд 1.

Прочитайте Эпиграф нашего урока.

Слайд 2.

Приветствуют друг друга.

Чуткому сердцу откроются тайны.

Психологический настрой. Личностные результаты :формировать мотивацию к обучению и целеноправленной познавательной деятельности.

Постановка учебной проблемы с использованием побуждающего диалога

Цель: помочь ученикам поставить учебную проблему, а значит сформулировать тему урока, тем самым вызвать у учащихся интерес к новому материалу. Целеполагание.

2

3

4

Выход на  тему урока.

Постановка цели урока, задач урока.

Разминка-литературная викторина.

Речевая разминка.

Постановка проблемного вопроса.

Посмотрите на книжную выставку и попробуйте предположить с произведением какого автора  мы будем знакомиться.

Слайд 3.

Мы уже многое знаем об этом писателе. Давайте всмотримся в его глаза. Говорят, что глаза - зеркало души. Какие они? Расскажите о нём.

Ребята, какие слова вы можете объединить в группу? (капитан, мальчик, лев, собачка, обезьяна?)Слайд 4.

-Какие слова остались? (лев, собачка).

Как, по-вашему, эти слова связаны с темой сегодняшнего урока?

Слайд 5

Да, ребята, верно, это герои рассказа Л.Н. Толстого, который так и называется «Лев и собачка».

Определите тему сегодняшнего урока.

Слайд 6

А для чего будем знакомиться с рассказом?

А какие задачи поставим перед собой?

Совершенно верно, обсуждение  художественных произведений – главная задача уроков литературного чтения.

Слайд 7

Составим план нашей работы, опираясь на словосочетания. Прочитайте их, какую работу мы проведём на уроке?  

 На листах на доске также пункты:

1. Мы - читатели и слушатели.

2. Мы - соратники.

3. Мы – аналитики.

4. Мы - творцы.  

Слайд 8.

Слайд 9-24

Повторить сказки.

Слайд 25-26

Определи жанр и продолжи строки .

Сейчас мы повторили сказки, стихи и басни.

Что такое сказка ?

Что такое басня?

Оцените работу своего соседа в графе разминка.

 Правильно, осознанно и выразительно читать – это целое искусство.. Для красивого чтения нужно хорошее дыхание. Сядьте правильно, плечи расправьте, животик подтяните.

А сейчас прочитайте стихотворение про себя Слайд 27

Нет, он от боли не заплачет,

Но день за днем, за разом раз,

Он грусть свою собачью прячет

В разрезе умных добрых глаз.

Сидит собака под забором,

Страдая от сердечных мук,

Но не страдает от позора

Его, когда-то, бывший друг.

 Ребята, как вы думаете, каким тоном будем читать стихотворение? . Почему?

А какого цвета печаль?

– А сейчас прочитайте  вслух, соблюдая выбранную интонацию.

– В последнее время на улицах городов и сёл бродят бездомные собаки. Бездомная собака – брошенный друг. Друг, которого предали и довели до озлобления и отчаяния. Слайд 28

– А знаете ли вы, что собака шесть тысячелетий живёт рядом с человеком? Это первое прирученное им животное. А кто из вас был в зоопарке? Кто видел льва? Что вы о нем можете рассказать. Слайд 29

 Лев обладает отличным зрением и слухом, очень осторожен. Голос у него необычной силы. Страх и сильное смятение овладевают дикими и домашними животными, когда они слышат это могучее рычание. В зоопарке они доживают до 50 лет. 

Но давайте подумаем, о чём может пойти речь в произведении под названием «Лев и собачка»?

Как проверить наше предположение?

«Чтение без размышления – скучное развлечение», - гласит китайская пословица. Поэтому я вам желаю чтения нескучного, интересного и увлечённого! Помните, цель нашего знакомства с рассказом – понять мысли и чувства писателя.

Слайд 30

 

Это великий русский писатель Л.Н.Толстой.

Добрые, внимательные, мудрые

Рассказывают об авторе.

Капитан .Мальчик.Обезьяна.

Герои рассказа Л.Н. Толстого «Прыжок»

Возможно, это тоже герои его рассказа.

Знакомство с рассказом Л.Н. Толстого «Лев и собачка»

Мы будем читать, чтобы понять писателя, понять его мысли, чувства.

Мы познакомимся с содержанием рассказа, будем обсуждать прочитанное, говорить о содержании произведения, о его героях, рассуждать, анализировать и делать выводы

1. Мы - читатели и слушатели.

(Познакомимся с рассказом)

2. Мы - соратники. (Поработаем в парах)

3. Мы - аналитики (Будем анализировать произведение.)

4. Мы - творцы.  (выполним творческое задание)

Читают стихи .

Инсценировка басни «Слон и Моська»

Грустно, печально

Лев – это хищное животное из семейства кошачьих с короткой желтоватой шерстью и длинной гривой у самцов. Длина тела достигает 2 м 40 см, вес более 230 кг.

Возможно, о дружбе животных

Прочитав рассказ.

Задание на изученный  материал. 3

Проблемная ситуация. Р 3, Л 1, 3

Определение темы урока, цели и постановка задач  

Р 1, Л 3

Целеполагание.

Р4, 2

Фронтальная работа. Л3, Ж 1        

Поиск решения учебной проблемы с использованием подводящего диалога

Цель: создать условия для открытия учащихся на уроке, работа с различной информацией, сохранение интереса.

5

6

7

8

9

10

11.

Подготовка к восприятию.

Первичное чтение.

Мы – читатели и слушатели.

Проверка первичного восприятия.

Словарная работа.слайд 33

Физминутка

.слайд 34

Составление плана рассказа.

2. Мы – соратники. Слайд 35.

3. Мы – аналитики.  Слайд 37

Работа в парах.

Герои и поступки

Работа  в группах

Творческое задание

Обобщение работы по анализу содержания текста.

Итог урока.

Итак, мы продолжим знакомство с творчеством Льва Николаевича Толстого, поэтому я вновь говорю: «Здравствуйте, замечательный русский писатель Л.Н. Толстой и Ваши герои». Слайд 31

 - Послушаем рассказ, а вы следите по учебнику внимательно,. Чтение рассказа учителем .Аудиозапись.

1) Какие чувства у вас возникли при чтении этого рассказа?

Слайд32

Выберите из предложенных вам на слайде, добавьте, если необходимо:.

– Я рада, что ни один из вас не назвал чувство – безразличие. Это значит, что вы умеете сопереживать, вам небезразличны герои прочитанных произведений.

2) В какие моменты они возникли?

3) Рассмотрите иллюстрацию. К какому моменту она относится?
    –

4) Как выглядят животные?

5) А что бы вы подписали под этой иллюстрацией?

6) Расскажите, как собачка попала в клетку ко льву?

7) Как вы думаете, собачке было страшно оказаться в клетке вместе со львом? Подтвердите словами из текста.

Какие словосочетания использует писатель, чтобы показать страх собачки?

9) Как вы думаете, почему лев не тронул собачку?

10) В чём проявилась забота льва по отношению к собачке?

11) Как вёл себя лев после смерти собачки? Подтвердите словами из текста.

12) Отчего лев умер?

13) Как вы думаете, для чего писатель рассказал нам об этой истории?

Л.Н.Толстой чувствовал и понимал боль окружающих. Мне бы хотелось, чтобы вы этому тоже научились.

-

Можно ли сказать, что мы были внимательными читателями и слушателями? Почему?

Заполните оценочные листы.

Обратимся к плану. Кем будем работать? Каких людей называют соратниками?

-Давайте разделим текст на части

Обсудите в парах: сколько частей можно выделить в рассказе. (1 мин)  Озаглавьте части.  Работа в группах.Предлагаю взаимопроверку.

Как озаглавили 1 часть? 2 часть? 3 часть?

Слайд 36

Задания для пар1,3,5,7,9.

  1. Найдите и прочитайте в тексте, как произошла встреча льва и собачки. (1 часть рассказа).
  2. Какие действия совершает собачка – найдите и запишите глаголы, которые передают эти действия.
  3. Что вы можете сказать о собачке? Какая она? Запишите прилагательные, с помощью которых её можно описать.

Задания для пар 2,4,6,8.

  1. Найдите и прочитайте в тексте, как произошла встреча льва и собачки. ( 1 часть рассказа)
  2. Каким мы видим льва в этой ситуации?  Какие действия совершает лев? Запишите глаголы.
  3. Что повлияло на душевное состояние льва, ведь до этого лев съедал животных?

Итак, все пары перечитали эпизод встречи собачки и льва. Я предлагаю вам взаимо проверку.пары1,3,5,7,9 отметили глаголы, обозначающие действия собачки в этот момент. Какие глаголы выписали?

Пары 2,4,6,8 отметили действия льва. Какие глаголы выписали вы .1,3, 5,7. Что вы можете сказать о собачке? Какие прилагательные вы выписали?

пары 2,4,6,8, что скажете о душевном состоянии льва?

Какую работу должны выполнить дальше по плану?

Какая работа необходима при анализе произведения? О героях и их поступках поговорим, обсуждая части рассказа по составленному вами плану.

- Какие чувства вызвал поступок  человека

Почему автор начинает рассказ с этих слов

-

Что собачка чувствует в этот момент?

На доске - слово "тревога".(слайд 36)

- Какое  животное лев?

- Какими словами автор показал, что он хищник- Какое это чувство? (Забота.)

На доске - слово "забота". слайд 37)

Автор показал благородство льва. Так произошла их встреча.- Какие чувства испытывает собачка?

- Как одним словом можно сказать, когда кто-то полагается на друга? (Доверие.)

На доске - слово "доверие". слайд 37)

- Найдите слова, показывающие, что чувства льва и собачки переросли в дружбу.

- Какие чувства испытывает лев после смерти собачки? (Тоска.) слайд 37)

На доске - слово "тоска".

Предлагаю поработать в творческих парах.

Если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы состояться между ними при первой встрече? Даю две минуты на размышление в парах.

Мне понравилась ли вам творческая работа пары. Кому тоже понравилась?

Оцените творческую работу.

Прочитайте два последних предложения.

- Что вы почувствовали, читая эти строки?

-

преданный –значит  верный кому то.

-Он впервые пытается помочь льву: даёт ему другую собачку. Для хозяина в жизни всё можно заменить, но лев не принимает, он не подчиняется своему хозяину.

-Нельзя предавать своего друга.

В жизни бывает и печаль, и радость.

А если бы у этого рассказа был счастливый конец ,то что …Ребята, попробуйте продолжить мою мысль.

.

Мог ли написать этот рассказ человек с холодным сердцем?

Давайте еще раз обратимся к эпиграфу. Как вы понимаете эти слова.

(слайд41) (Чуткое сердце - отзывчивое, благородное, трепетное. Холодное сердце - ледяное, спящее.

А теперь каждый прикоснитесь к своему сердцу.Вы слышите его.Всегда ли вы можете заметить боль ,радость,печаль других людей….

Мне приятно что в классе ребята с чуткими сердцами.

Мы знаем, что мудрость народа отражена в пословицах. Помним, что цель знакомства с рассказом – извлечь урок, который преподносит его автор.

Соотнесите, как урок Л.Н. Толстого связан с пословицами.

Выберите пословицы, которые подходят к этому рассказу.

Слайд42

Слушают рассказ.

.

Грустный рассказ, собачку жаль, льва тоже жалко.

Разные чувства: гнев, печаль, радость, восхищение,разочарование.

– Когда собачка попала в клетку, когда умерла

– Когда животные подружились и лев не хотел никому отдавать собачку

– Лев на всех смотрит гордо. Не зря говорят, что он царь зверей. А собачка рада, что она в клетке у льва. Ей одной было плохо, её часто обижали. Теперь она ничего не боится, лев её защитит.

– Дружба животных. Нам вместе очень весело.

– Поджала хвост, прижалась в угол, легла на спину, подняла лапки, встала на задние лапки.

– Ему стало её жалко, она ему понравилась.

– Оставлял ей еду. Спал рядом с собачкой. Никого к ней не подпускал. Играл с ней.

Он не хотел оставаться один, так как потерял друга.

Чтобы мы были добрее к животным и заботились о них ,посочувствовали им..

Можно, мы смогли понять чувства писателя.

Соратниками

Работают в группах. Обсуждают.

Памятка:

  1. Прочитайте рассказ друг другу по частям.
  2. Озаглавьте каждую часть.

План во время проверки  появляется на слайде.

1. Встреча льва и собачки.

2. Дружба животных.

3. Смерть друзей.

Работа в парах.

Поджала хвост, прижалась в угол клетки, легла на спину, подняла лапки, стала махать хвостиком, стала на задние лапки

Добрая, ласковая, предлагает дружбу

Понюхал её, тронул лапой, перевернул, смотрел, поворачивал голову из стороны в сторону, не трогал её, оторвал кусок мяса и оставил собачке.

Собачка ласковая, приветливая, сумела поменять настроение льва

Поджала хвост, прижалась в угол клетки, легла на спину, подняла лапки, стала махать хвостиком, стала на задние лапки

Добрая, ласковая, предлагает дружбу

Понюхал её, тронул лапой, перевернул, смотрел, поворачивал голову из стороны в сторону, не трогал её, оторвал кусок мяса и оставил собачке.

Собачка ласковая, приветливая, сумела поменять настроение льва

Мы – аналитики

Дать характеристику героям, их поступкам.

Гнев, злость

-Люди безжалостны – уничтожают животных и смотрят на расправу. Чтобы такого никогда не было, хочет научить нас любить животных

Тревогу, она маленькая, беззащитная.)

(Хищник, царь зверей.)

(Поделимся. Лев оторвал кусок.)

(Вечером ... и сложила свою голову.)Работа в парах.

Работа в парах.

Диалог:

Собака: Не тронь меня, я добрая!

Лев: Какая интересная собачка. Боишься, да?

Собака: Да, я тебя боюсь. Ты такой большой. А я ведь маленькая.

Лев: Не бойся меня, собачка. Я огромный, но добрый.

Собачка: Давай тогда дружить!

Лев: Давай, ты мне нравишься. Будем дружить! Я тебя не дам в обиду.

(Лев был преданным другом, поэтому, потрясенный гибелью собачки, он пережил ее несколько дней.)

Рассказ стал бы сказкой.

Счастливый конец не  затронул бы наши чувства.

Мы бы не сочувствовали и не переживали бы так как сегодня

Работа в парах . Проверка: пословицы на слайде

Жить вместе – и умереть вместе.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Связь с жизнью.

Л1, Д-н 1

П 1, К1, К3

Опора на имеющиеся знания.

Фронтальная работа.

1, 2, 4, 1

Отдых. Д.-н.4

 

Парная работа.

П1, К1, К3, К4, Д-н.2

Деление текста на части и озаглавливание. П2, 4, Р4

Фронтальная работа.

Л1, Л2, Л4, П14, Р3, Д.- н. 1

П.2, Р3, Л1, Л4, Д.-н.1 

Л1, Л2

П2, К 3, Р3, Л1, Л4, Д.-н.1

П2 4

П2, Р3, Л1, Л2

Выборочное чтение.

П3, П4, К2, Л1, Л2

Л4, Д-н.1

П2, К3, Л1, Л2, Л4, Д.-н. 1

Рефлексия Цель: проанализировать полученную информацию, выразить своё личное отношение к изучаемому материалу

12

13

Рефлексия.

Домашнее задание.

Слайд  43Какова была цель писателя?

Дети, прислушайтесь к слову «посочувствовали».

К чему же обращается писатель?

Замечательно!

Читая рассказы, мы радуемся и огорчаемся, веселимся и грустим, испытываем чувство страха и чувство восторга, любви и ненависти, сражаемся, побеждаем, разочаровываемся, страдаем, празднуем вместе с героями, то плачем от горя, то смеёмся до слез. 

Слайд44  За что мы можем сказать спасибо писателю Л.Н. толстому? 

 Наш урок подходит к концу

Подведем итог. Кто доволен своей работой на уроке?

Поделитесь своими чувствами

Раскрасьте сердечко  красным цветом, если вам рассказ запал в душу, при его прочтении даже хотелось заплакать. Раскрасьте зелёным цветом, если рассказ вызвал сочувствие. Раскрасьте жёлтым цветом, если знакомство с рассказом оставило вас равнодушным.

Я рада, что рассказ никого не оставил равнодушным.

Слайд 45

Вы мне доставили много радости, так как хорошо работали. Я горжусь вами!

-По выбору: 1)пересказать историю 2)нарисовать иллюстрацию к ней 3) придумать другой конец.

Чтобы мы пожалели собаку…Посочувствовали ей…

К нашим чувствам.

П2, Л1 2, Л4, Д.-н.1

Дифференцированное задание стимулирует и побуждает учащихся выбирать самое интересное и значимое для них.

Формирование универсальных учебных действий:

Познавательные УУД:

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Коммуникативные УУД:

1. Развивать умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Развивать умение работать в паре.

Регулятивные УУД:

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.

4. Учиться работать по плану.

Личностные результаты:

1. Развивать умение выражать своё отношение, эмоции к героям.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

4. Формировать умение оценивать поступки героев с точки зрения моральных норм.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки.

2. Гражданско-патриотическое воспитание.

3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию.

4. Воспитание здорового образа жизни.

5. Экологическое воспитание.

6. Эстетическое воспитание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока. ФГОС

Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока и презентация. ФГОС...

Открытый урок по литературному чтению в 3 классе ,На тему Л.Н.Толстой "Лев и собачка " по программе УМК "Школа России"

Открытый урок по литературному чтению  в 3 классе ,На тему Л.Н.Толстой "Лев и собачка " по программе  УМК  "Школа России"...

Конспект открытого урока по ручному труду «Домик для собачки»

Девиз : «Мир спасет доброта»Тема: Аппликация «Домик для собачки».Цель:   познакомить с искусственным материалом – вискоза, развивать художественное во...

Конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе Л.Толстой "Лев и собачка"

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе. Л.Н. Толстой "Лев и собачка". УМК "Школа России"...

"Лев и собачка" - план-конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе. УМК "Школа России"

Тип урока: освоение нового материалаПедагогические задачи: создать условия для ознакомления с рассказом Л. Н. Толстого «Лев и собачка»; способствовать формированию навыков чтения, умения в...

Конспект открытого урока по теме "Л. Толстой Лев и собачка"

Класс: 3Тип урока: урок изучения нового материала на основе технологии проблемного диалогаЦель: создать благоприятные условия для открытия детьми истины: умеем ли мы сопереживать на основе восприятия ...