Проблемы воспитания правовой культуры у детей на разных возрастных этапах
статья на тему

Непочатова Ирина Дмитриевна

Описаны нравственные ценности и проблемы связанные с ними, на различных возрастных этапах: дошкольников, школьников (младшее звено, среднее звено), подростков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemy_vospitaniya_pravovoy_kultury_u_detey.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы воспитания правовой культуры у детей

на разных возрастных этапах

   Правовая культура представляет собой часть культуры общества.

   Культура общества – это исторически сложившаяся система духовно-нравственных ценностей, в соответствии с которыми формируется образ жизни и осуществляется социальная регуляция отношений между людьми.

Нравственные ценности и проблемы связанные с ними, на различных возрастных этапах

     Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается - так же в дошкольном возрасте – с нравственного самоопределения и становления самосознания. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

     Одна из проблем современного дошкольного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, с точки зрения каких истин прошлые поколения решали возникшие перед ними проблемы, что служило для них маяком и источником созидания. А ведь именно с дошкольного возраста необходимо обратить внимание на трудовое и речевое развитие детей, что является ценными ориентирами духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

     Духовно-нравственное воспитание школьников включает в себя развитие в сфере личностных, общественных и государственных отношений.

Дети, пришедшие за парты уже не те, что были 50, 30, даже 10 лет назад. Они более, активны и осведомлены, как им кажется, чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и самоувереннее. Нередко у многих детей мы встречаем переоценку своей поверхностной информированности, пренебрежение к авторитету и мнению других, характеристика национальной и гражданской принадлежности малозначима, замечаем неумение чувствовать и нежелание задумываться.

Слабеет влияние школьного образования на выбор нравственных образцов: учителя, литературные герои, знаменитые в истории соотечественники перестают выступать образцами для подражания. В частности, для большинства выпускников начальной школы кумирами становятся эстрадные певцы, манекенщицы, герои зарубежных кинобоевиков: "Я хочу быть таким, как Рембо. Он хорошо обладает боевым искусством. Этот человек сметает всех, кто встает на его пути".

 Только у некоторых  детей образы их будущей жизни связанные  с овладением определенной профессией включает смыслы бескорыстного несения блага другим, служения обществу.

   Подростковый период, по мнению многих педагогов и родителей, является трудным, критическим.  До подросткового возраста деятельность ребенка определялась авторитетом

(родителями, педагогом). Подросток же в своих действиях ориентируется на социум. Его поступки определяются тем, что он считает должным для себя соответствовать тому социуму, которому он принадлежит. Наблюдения показывают, что возникновение у подростков положительных нравственных идеалов является необходимым условием воспитания. И наоборот, возникновение у детей чуждых идеалов создает серьезное препятствие воспитанию, так как в этих случаях требования взрослых не будут восприниматься подростками. Без друга - взрослого подросток не может понять, что свобода немыслима без долга и ответственности. В подростковом возрасте очень важным является почувствовать общность, братство всех людей. Этому соответствует формирование базового основания личности – чувства долга. При этом «долженствование» приобретается и выражается через деятельность.

Одной из сторон взрослости является социально - моральная взрослость, которая проявляется в отношениях с взрослыми, в фактах серьезного участия подростка в заботах о благополучии семьи и ее членов, в систематической помощи взрослым и даже в их поддержке, в участии в жизни семьи уже на правах взрослого человека.

   Основной ячейкой формирования нравственных начал ребенка,  является семья. В современном обществе значительно ослабла роль семьи, причины этому рост числа неполных семей, социальное сиротство, беспризорность и безнадзорность, такие явления выступают одним из главных причин духовно – нравственной дестабилизации общества.

О неблагополучии в этой сфере свидетельствует, рост преступности среди несовершеннолетних.

     Причиной дестабилизации подрастающего поколения, так же является, усиленное развитие процесса информатизации. Сегодня через прессу, телевидение, радио, компьютерные сети  на еще незрелые юные души обрушивается поток зачастую низкопробной информационной продукции, пропагандирующей эгоизм и социальную безответственность, стремление к праздности и иждивенчеству, навязывающей пренебрежительное отношение к таким понятиям, как долг, честь, совесть, и в конечном итоге воспитывающей у нее потребительский взгляд на жизнь. Не удивительно, что в таких условиях подрастающему поколению бывает трудно разобраться, что есть истинное, а что — мнимое.

   Духовно-нравственное воспитание – неисчерпаемая, многогранная область: литература, театр, естественные науки, любая практическая отрасль учительства может и должна стать помощью для развития и роста души ребёнка.

     Формирование правовой культуры (нравственных ценностей) — длительный и многосторонний процесс, дающий результат, только если на его достижение слаженно и системно работают все социальные институты общества — учебные заведения, учреждения культуры, общественные объединения, средства массовой информации, семья. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка мероприятия по воспитанию правовой культуры обучающихся «Права ребенка»

Цель: создание условий для формирования правовой культуры обучащихсяЗадачи:познакомить учащихся с правами детей (Конвенция о правах ребенка);формировать у учащихся понимание универсальности, все...

программа воспитания правовой культуры младших школьников

программа разработа для младших школьнтков, обучающихся в заведениях интернатного типа. В разработке представлены разные формы работы по воспитанию правовой культуры младших школьников. В приложении п...

Агрессивное поведение детей на разных возрастных этапах. Причины возникновения. Рекомендации педагогам и родителям.

В статье рассматриваются причины и возрастные проявления агрессивного поведения детей младшего школьного и подросткового возраста, даются рекоментации родителям и педагогам....

Программа по воспитанию правовой культуры и законопослушного поведения школьников через здоровый образ жизни.

Программа по воспитанию правовой культуры и законопослушного поведения школьниковчерез здоровый образ жизни....

Проблема воспитания и обучения одаренных детей

Данная презентация содержит информацию о проблемах одаренности детей...

конспект внеурочного мероприятия "формирование правовой культуры у детей"

прошу ознакомиться с конспектом внеурочного мероприятия "формирование правовой культуры у детей"...