Внеклассное мероприятие «Дорогою добра»
план-конспект на тему

Анисимова Лариса Константиновна

      Главная цель внеклассного мероприятия  - показать  значение семьи в жизни человека, так как семья - первый социальный институт, именно в ней реализуется воспитательная функция, происходит передача жизненного опыта, формируется личность ребёнка. Это внеклассное мероприятие прививает детям любовь к своим родителям, помогает осознать, что семья не может существовать без взаимопонимания  и взаимовыручки, при помощи игровых форм оно помогает найти ответ на самый главный вопрос - "Что такое счастливая семья?" 

15 мая во всем мире отмечается Международный день семьи. Ребята, что такое семья? (Ответы детей) Семья — это самое дорогое, что у вас есть. Это ваши мама и папа, бабушка и дедушка, братья и сёстры — самые близкие вам люди, которые вас любят, заботятся о вас, делают всё, чтобы жизнь ваша была счастливой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_dorogoyu_dobra.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Муниципальное казенное учреждение общеобразовательная школа – интернат
  2. «Панаевская школа – интернат среднего (полного) общего образования»

  1. Внеклассное мероприятие

«Дорогою добра»

  1.                                                                                                              

 

                                                                                           

  1. с. Панаевск
  2.       Главная цель внеклассного мероприятия  - показать  значение семьи в жизни человека, так как семья - первый социальный институт, именно в ней реализуется воспитательная функция, происходит передача жизненного опыта, формируется личность ребёнка. Это внеклассное мероприятие прививает детям любовь к своим родителям, помогает осознать, что семья не может существовать без взаимопонимания  и взаимовыручки, при помощи игровых форм оно помогает найти ответ на самый главный вопрос - "Что такое счастливая семья?" 
  3. 15 мая во всем мире отмечается Международный день семьи. Ребята, что такое семья? (Ответы детей) Семья — это самое дорогое, что у вас есть. Это ваши мама и папа, бабушка и дедушка, братья и сёстры — самые близкие вам люди, которые вас любят, заботятся о вас, делают всё, чтобы жизнь ваша была счастливой.
  4. Цели:
  • познакомить с культурой и традициями народов Севера, активизировать словарный запас и расширить кругозор, обогатить жизненный опыт детей;
  • способствовать формированию правильного отношения к семье, ее членам, их взаимоотношениям.
  • воспитывать чувства прекрасного, любовь и гордость к семье, к родному краю, умение ценить культуру и традиции народов Севера.

Оборудование:   песни о Северном крае, фотографии,  книги со сказками и колыбельными песенками, эпиграф: «Семья вся вместе - душа на месте»,  «лучи» (слова-комплименты), «тучи» (помеха к счастью семьи), цветки, презентация,

Ход урока

  1. Организация мероприятия (песня о севере)
  2. Тема, цели

- Посмотрите внимательно на ребус (слайд 2), разгадав который вы узнаете тему классного часа. (7я)

- Правильно, тема нашего классного часа (слайд 3) — «Дорогою добра»  8 июля – Всероссийский день семьи,   любви и верности.  Я хочу, чтобы мы  поговорили о важности и необходимости семьи. (слайд 4)

Семья — это счастье, любовь и удача,
Семья — это летом поездки на дачу.
Семья — это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
«Какая хорошая Ваша семья!»

      3.      Ход мероприятия-

- Что такое семья? (Семья — это группа родственников, живущих вместе.) (слайд 5)

- Семья – это самое главное в жизни для каждого из нас. Это близкие и родные люди, те с кого мы берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.

 -Зачем нужна семья? Какую роль играет каждый член семьи? (Ответы детей.)

- Может ли человек жить один?

Ученик:  

                   Пусть мы такие разные-

                      У нас одна семья.

                      И дружба народов.

                      Не просто слова.

                      Дружба народов

                      На все времена.

                      Пусть на нашей планете.

                      Исчезнет вражда.

                      Пусть мирные звёзды над миром горят.

                      И дружба не знает границ и преград!

Ведущий:

     Ребята, как вы думаете, сильно ли отличается жизнь семьей разных национальностей? (Да) Чем?

     Мы все разные. Да, мы можем быть похожими внешне, у нас могут быть одинаковые взгляды, но во всем быть схожими мы быть не можем. Так и у семей разных национальностей: у каждого свои интересы, увлечения, культура, обычаи, традиции. Но мы всё ровно единое целое. Мы разные, потому что нас разделяют языки, национальности, границы, чувство недоверия к «чужакам», политические и религиозные взгляды... Но мы вместе сосуществуем в едином мире и живём на одной земле. Мы сидим за одной партой и получаем одинаковые знания, мы работаем в одной компании, мы живем на одной земле и небо над нашими головами одно для всех. Мы пьём одну и ту же воду, дышим одним и тем же воздухом, одинаково смеёмся и плачем. Мы все разные, но мы такие одинаковые! Одинаково разные.

Вместе живут люди разных национальностей, разных вероисповеданий, и общаться с ними нужно без предвзятости, начинать это общение с доброты и желания узнать как можно больше о своём собеседнике, о традициях и обычаях его народа.

Видеть в другом человеке – человека, в другом народе – народ, в другом государстве – государство со всеми позитивными и негативными сторонами, любить и уважать других, тем самым, умножая любовью уважение к себе – вот основы гуманистической культуры межнационального общения. И чтобы все народы могли жить в мире необходимо помнить, что начало всему – семья.

- Вспомните и назовите свои обязанности в вашей семье (девочки, мальчики)

Знаете ли вы, какие обязанности у других членов вашей семьи?

Ученик

Есть дом, в котором я живу,

И для меня он лучший самый,

В нем и во сне, и наяву

Я слышу добрый голос мамы.

А вечерами папа мне,

Когда смолкают птицы в гнездах,

Рассказывает о луне,

Ракетах, спутниках и звездах.

Порой бывает иногда

Могу поссориться я с ними,

Но чаще все ж делиться рада

Игрой, секретами своими.

Здесь в мире мы за годом в год

Живем, друг другу помогая.

И вместе с нами здесь живет

История родного края.

Ведущий:

      Изучать историю своей семьи необходимо, именно она воспитывает гордость за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желание стать такими же, как деды. Каждый, кто узнает о прошлом своих близких, чувствует себя частью большого и надежного целого, От того, как семья относится к своей истории, к своим традициям, (слайд 6) к своим предкам, во многом зависит результат воспитания. Поддерживать интерес людей к своей родословной очень важно. В настоящее время мало кто изучил историю своего рода. Самое важное - начать её создавать, собирать по малым крупицам, что бы восстановить преемственность поколений. Принять, полюбить свой род, своих родных, родственников, знать их, знать игры, в которые они играли, песни, которые они пели, сказки, которые они пересказывали из поколения в поколение, проявлять к своим родственникам терпение, заботу и внимание тоже очень важно, необходимость этого живет в подсознании.        

            Проблема истории семьи – всегда будет оставаться актуальной, потому, что это совокупность знаний о членах семьи старших поколений, их жизни и личностных особенностях, а также семейных традициях, правилах, ритуалах, фиксированных в семейной памяти и передаваемых из поколения в поколение как семейное предание

- Можно создавать «Книгу о семье «Семью семь», (слайд 7) в которой, можно отобразить истории семей; древних, родовых обычаях и традициях; данные собирать  у  родителей, бабушек, дедушек, прабабушек и прадедушек.

Ребенок; (слайд 8)

Семья – это МЫ. Семья – это я,
Семья – это папа и мама моя,
Семья – это Павлик — братишка родной,
Семья – это котик пушистенький мой,
Семья – это бабушки две дорогие,
Семья – и сестренки мои озорные,
Семья – это крестный, и тети, и дяди,
Семья – это елка в красивом наряде,
Семья – это праздник за круглым столом,
Семья – это счастье,
Семья – это дом,
Где любят и ждут, и не помнят о злом!

Ведущий:

- Вам нравится ваша семья? Кто очень сильно скучает по родным? Кто сможет объяснить значение слова комплимент? (Похвала — любезные, приятные слова, лестный отзыв.) Я предлагаю сказать вашей семье комплимент.

 (Названные комплименты располагаются в виде лучиков, прикрепляемых к желтому кругу из бумаги)

родная

дружная (связанная взаимным согласием)

счастливая

трудолюбивая

хозяйственная

спортивная

вежливая

жизнерадостная (не знающая уныния)

гостеприимная

доброжелательная

  -Как вы думаете, что может мешать счастью семьи? (Слово прикрепляется в виде вырезанных из бумаги тучек, которые закрывают солнышко.)

ссоры обиды

конфликты

непонимание

материальные трудности

занятость родителей

невнимание

усталость

болезни

пьянство

  - А на чем основывается счастливая семья? (Слова записаны на изображениях цветов; прикрепляются внизу.)

любовь

взаимопомощь

взаимоуважение

взаимопонимание

Ученик:      

  Семья — это то, что мы делим на всех,

  Всем понемножку: и слезы, и смех,

  Взлет и падение, радость, печаль,

  Дружбу и ссоры, молчанья печать.

  Семья — это то, что с тобою всегда.

  Пусть мчатся секунды, недели, года,

  Но стены родные, отчий твой дом –

  Сердце навеки останется в нем!                                  

Ведущий:

  Представьте, что вы дома, с теми, кто вас любит, жалеет. Когда вся семья собирается в одной комнате, слышатся сказки, легенды, загадки, приметы, песни, сказания из далекого прошлого, из которых они узнают об истории, культуре, нравах, обычаях своих предков. Каким богам-духам поклонялись люди, каким представляли устройство мира, кто защищал слабых, обиженных, как приручали  собак, сделали их своими помощниками- обо всем этом и многом другом поведали  ребятам их мамы, папы, бабушки и дедушки.

     И  вот сейчас мы  поиграем, представьте, что вы ДОМА            

Ведущий:

Попробуйте  отгадать загадки.

Загадки.

В ночь беззвёздную до чума
Кто добраться вам поможет?
Кто разыщет путь по ветру,
Если в тундре бездорожье?
(Олень)

Олень от них убегает –

А они не отстают. (Нарты)

По речной глади
Деревянная уточка скользит,
Крыльями о воду бьёт,
А взлететь не может.
(Лодка)

С неба летит – пляшет.
Всё, что есть в тундре, - прячет.
А в чум попадёт – плачет.
(Снег) 

Она, как снег, от солнца прячется.
А мышки – от неё.
(Сова)

Радость пастуха оленевода
На четырёх палочках стоит,
Обсохнет – за мамой побежит.
(Новорождённый оленёнок) 

Волшебник на железе
Посредине чума сидит –
И угостить может,
И укусить может.
(Огонь очага)

Летом - серая, зимой белая. (Куропатка)

Летом - меховые, зимой берестяные. (Рога оленя)

Это были сказки народов севера.

Русские загадки для самых смекалистых.

Седой дедушка у ворот Всем глаза заволок. (туман)

По синему морю Белые гуси плывут. (облака)

Белый Тихон с неба спихан, Где пробегает – Ковром устилает. (снег)

Стоит красавица на поляне В белом сарафане, В зелёном полушалке. (берёза)

Кто из детей вспомнит и расскажет свои загадки?

Ведущий:

Попробуйте  объяснить приметы.

                                                                          Приметы.
- Выкорми пса из щенка, если хочешь иметь дружка
-
Соль сыреет - к ненастью.

- Пустую яичную скорлупу давить надо — чтобы зла не оставлять.

- Тринадцатым за стол не садись - не то быть неприятности.

- Кто быстро ест, тот быстро и работает; ленивый ест медленно.

- После еды за столом не распоясывайся — овдовеешь.

- Посуда бьется — к счастью.

Кто из детей вспомнит и расскажет свои приметы?

Ученик:

 “Приметы”. Р.Ругин.

Как много было дедовских примет!
Иных из них давно уж нет в помине.
Другие сквозь десятки зим и лет
Дошли до нас, и вот- живут поныне
Нельзя, они гласили, называть
По именам зверей и птиц, иначе
Тебе вовек в любом лесу не знать
Ни счастья на охоте, ни удачи.
Нельзя плевать в костер- огонь всерьёз
Обидится и дом спалит твой сразу-
И там бывать, где жертву ты принес,
Чтоб не бояться порчи или сглазу.
Ни снег не смел - обидеть, ни грозу,
Ни землю, ни свирепый океан ты,
И должен был беречь зверей в лесу,
Что духами родов считали ханты.
Приметы! Вы прошли святой тропой,
Бывали и в забвении, и в силе,
Случалось, что удачу за собой
Иль невезенье людям приносили.
Сам рассуди, где мудрость в них, где ложь,
И оцени старинные советы:
Но ты греха на душу не берёшь
За то, что помнишь отчие приметы.

Ведущий:

Попробуйте  отгадать название сказок и продолжите ее. Попробуйте определить какай народ её написал….

Сказки

  • У медведя хвост пушистей и длинней был, чем у лисы.

Той завидно стало. И однажды она сказала медведю:

- Пойду рыбки половлю. Хочется свеженькой.

                                                              («Как медведь хвост потерял», ненецкая сказка)

  • Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.

- Доченька, - говорила мать, -мы пойдем на работу, береги братца! Не ходи со двора, будь умницей – мы купим тебе платочек.

Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей наказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу…

                                                                           («Гуси-лебеди» русская народная сказка)

  • …Молодой, глупый еще Лось увидел первый в своей недолгой жизни весенний луг –  будто цветная река разлилась.

-  Вкусная, должно быть, еда, - подумал. –Пойду,  полакомлюсь. Сколько можно горьким осинником питаться?

                                                                            («Глупый лось» ненецкая сказка)

  • Один человек, овдовев, женился снова. У него была дочка – молодая девушка. Вместе с мачехой в доме поселились и две её дочери – злые и вздорные, как их мать

                                                                                 («Золушка» французская сказка)

Кто из детей вспомнит и расскажет свои сказки?

Ведущий:

Попробуйте  пропеть колыбельную песенку. (слайд 9)

Колыбельные песенки

  • Девочка в своей ягушечке

Похожа на птицу хурюха,

Хорошая она, милая она,

С вьющимися волосами,

С румянцем на лице,

Две её большие щеки

Как два солнца, горят.

  • Колокольчики звенят,

Колокольчики гремят,

Это папа мне купил,

Это папа мне привез.

Кто из детей вспомнит и споет свои колыбельные?

Ведущий:

Попробуйте  отгадать в какую ненецкую игру играют дети на рисунке.

(слайд 10)

Игры

Кто из детей вспомнит и проведет свою игру?

Ведущий:

А сейчас мы познакомимся с традициями и обычаями народов, живущих на Волге.

Ученик: Татары

Сабантуй. Это самый любимый праздник у татар. Название переводится как «праздник плуга». Раньше его отмечали в конце апреля в честь начала пахоты. Со временем Сабантуй перенесли на июнь – приурочили к окончанию полевых работ. Руководили праздником аксакалы. Они назначали день, выбирали место, а также сборщиков подарков. Те обходили улицы села, останавливаясь там, где есть девушка на выданье. Звучала песня, посвященная ей, и девушка выносила свой подарок – расшитый платок. Хозяева дома отдавали приготовленные преподношения. Важной частью Сабантуя были состязания в борьбе и скачках. Победителям полагались призы, из которых самым ценным считалось вышитое полотенце, и каждая рукодельница придумывала узор, подбирала нитки, старалась, чтоб получилось лучше, чем у других. Сабантуй сохранил для нас лучшие народные игры и спортивные состязания: «кэшэкэ» - хоккей на траве, бег в гору, бои на бревне с соломенными мешками, курэш – народную татарскую борьбу

Ученик: Мордва

Народы мордвы Племена мордвы впервые упоминаются в 6 веке Мордва состоит из двух основных групп: эрзя и мокша Народ имеет финно-угорское происхождение В Саратовской области живет 16,5 тысяч мордвы Основным традиционным занятием мордвы было земледелие До начала 20 века у мордвы существовала большая неразделенная семья из 3-4 поколений потомков по мужской линии Самым торжественным и многолюдным был осенний праздник Вельозкс, посвященный покровительнице села Вельава Мордовские пословицы. Кто молчит, тот больше слышит. Мать сказала – Бог сказал. На печке и дед – герой. Ни дома кормилец, ни в огороде чучело.

Ученик: Немцы

Немецкое Рождество Праздник рождества продолжался у поволжских немцев 2 дня. Главным атрибутом была ёлка. Она устраивалась накануне в школе или церкви и украшалась пряниками и конфетами собственного приготовления. Празднование начиналось в 5 часов вечера в Сочельник. Нарядно одетые колонисты шли в церковь. Богослужение длилось один час. Дома в это время оставалась женщина, которая готовила праздничный стол. После окончания вечерней службы детям раздавали подарки – пряники и конфеты с ёлки. Потом праздник продолжался в каждой семье. Для детей чаще всего приглашали ряженого. В сенях вдруг раздавался страшный грохот. Появлялся мужчина, одетый в вывернутый овечий тулуп, меховую шапку и огромные валенки. Он был опоясан цепью, в левой руке у него был колокольчик, а в правой – хлыст. Это был Пельцникель – дословно: Николай в меховой шапке. Он вползал в комнату на четвереньках, шумя. Страшным голосом требовал к себе того или иного шалуна. Пельцникель наказывал детей за шалости, заставляя их прыгать над протянутым хлыстом и грызть цепь. И только взяв с детей слово больше не шалить, слушаться родителей, хорошо учиться, он уходил. Вслед за ним появлялся рождественский ребенок, младенец Христос. Обычно эту роль играла молодая женщина, одетая во всё белое, лицо было закрыто густой вуалью. У неё в одной руке был прут, а в другой – завязанные в платочек конфеты, пряники и игрушки. Она тоже наказывала детей, но слегка, заставляла их читать заученную для этого случая молитву, а потом раздавала подарки. Этот обычай – пугать детей – постепенно исчез. На Рождество много танцевали. Любимыми танцами были вальс «вприпрыжку», «Августин семиколенный»(привезенный из Германии), «Камаринская» (научились у русских). Праздник Рождества постепенно переходил в веселый шумный новогодний праздник.

Ученик: Украинцы

Вечер в канун Старого Нового года. По христианскому календарю это также день преподобной Миланки. Миланка-Вода приходит на Щедрый вечер с Василём-Луной известить хозяев о будущих торжествах и погостить. В народе это время так и называется – гостины Миланки. Согласно древнему мифу, кроме сына, у вседержавца Лада, верного побратима бога Луны, была ещё дочка, которую все называли Миланкой, потому что она была такая милая и волшебная. Однажды, когда князь-Луна был на охоте, свирепый змей похитил Миланку и запер её в подземном царстве. Освободил её славный богатырь Безпальчик-Васильчик и на ней женился. Вот почему на Щедрый вечер празднуют ещё и Василия, в жертву приносят свинью, которая считается месячным животным, а Васильчик стал покровителем этих животных. Поэтому, по народным обычаям, на Миланку готовят свиные внутренности, на них гадают, какой будет урожай, а из свиных ножек варят «дриглю»(холодец), чтобы у людей не болели ноги. Празднуют милую-Миланку с как можно более богатым столом, потому что это продолжение Щедрого вечера со всеми его добрыми богами и душами предков.

Ученик: Чуваши

Чувашский фольклор Загадки Утка в воде, А хвост на горе. (ковш) Не жар, не огонь, А возьмешь в руки – Опалит, не тронь! (крапива) Летом одевается, Зимой раздевается. (лиственный лес) Пословицы и поговорки Надежный друг – опора жизни. Родная земля дороже головы. Мир делают трудом, а не словами. Заранее не обдумав, не делай незнакомого дела. Отвага крылья человека. По человеку и слава. Иное слово острее ножа. Без трудностей дела не бывает.

Итог:

Ведущий: Итак, ребята, мы узнали много нового  интересного, побывали у вас дома, в вашей семье. Я очень хочу,  чтобы вы всегда помнили о своей семье, о традициях и творчестве  своего народа. (слайд 11)

Помните, что человек не может жить один. Так задумано Природой. Именно в содружестве с другими мы создаём наше настоящее. 
Мы разные – в этом наше богатство. 
Мы вместе – в этом наша сила 

Ученик:

Что может быть семьи дороже?

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,

Родители - во всем мудрей,

Любимый папа - друг, кормилец,

А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле

Литература:

  1. Ямальский  калейдоскоп. Учебное пособие по литературному краеведению. 2 класс/ Автор-составитель Л.В.Федорова. Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2003
  2. Л. В. Федорова «Северные родники» Литературно – краеведческая хрестоматия для школ ЯНАО,  Сыктывкар, 2005    

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Дорогами добра".

Праздник проводился в рамках декады инвалидов. На нем присутствовали дети , обучающиеся на дому, младшего школьного возраста....

Внеклассное мероприятие Дорогою добра"

Внекласное мероприятия для учащихсы начальных коррекционных классов VIII вида...

Внеклассное мероприятие."Дорогою ДОБРА"

Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы. Цель: формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся....

Внеклассное мероприятие «Дорогою добра»

Внеклассное мероприятие Тема: «Дорогою добра»Цели:развивать представления учащихся о добре и зле; формировать у учащихся понимания важности вежливого отношения к окружающим людям;воспитывать стр...

Внеклассное мероприятие "Дорогой добра"

Этические нормы поведения в обществе и общения друг с другом....

Внеклассное мероприятие "Дорогою добра"

Внеклассное мероприятие для 4-го классаТема: «Дорогою добра…»Форма проведения:  классный час      Цель: формирование в сознании детей понятие «доброт...

Внеклассное мероприятие " Дорогою Добра"

Внеклассное мероприятие может быть проведено в 1-3 классе начальной школы. Содержит стихи о дружбе, частушки о правилах поведения, сценки о культуре поведения....