Мифы воспитания
материал на тему

Левицкая Елена Анатольевна

О демократическом воспитании  сегодня  говорят много. И все родители стремятся воспитывать своих чад именно демократично. Но сколько ошибок при этом допускают некоторые воспитатели! 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mify_vospitaniya_-_kopiya.docx19.55 КБ

Предварительный просмотр:

Зададим простой вопрос: зачем  нужно ребенка воспитывать, в чем главная цель родительства? Ответить на него можно по-разному, но в главном мы совпадем: мы хотим подготовить наших детей к жизни, чтобы они могли быть успешными и счастливыми в том социуме, в котором им предстоит жить.

О демократическом воспитании  сегодня  говорят много. И все родители стремятся воспитывать своих чад именно демократично. Но сколько ошибок при этом допускают некоторые воспитатели! И отношения взрослых и детей непоправимо сходят на «НЕТ».

«Мифы демократического воспитания» - такова тема моего выступления. Как выстраивать отношения взрослых и детей? Эта тема сегодня актуальна  и мне близка. Во-первых, как педагог я должна не только ежесекундно воспитывать своих учеников, но и постоянно проводить разъяснительную работу с родителями по вопросам воспитания. А, во-вторых, я тоже мама. И мне также присущи те проблемы, с которыми сталкиваются современные родители.    

Какие существуют стили воспитания?

В 60-х годах 20 века одной из первых Диана Бауринд выделила три модели детско-родительского взаимодействия:

авторитарную,

попустительскую

и авторитетную (она же демократическая).

Чуть позже  Элеонора Маккоби и Джон Мартин добавили четвертый стиль – безразличный.

Руководствоваться идеями демократического воспитания - это правильный подход. Поскольку приоритетными ценностями такого стиля воспитания являются:

-  уважение к личности ребенка, его право на собственный выбор, партнерские отношения с детьми, построенные на доверии.  

Для родителей, которые следуют идеям демократического воспитания нередко такой путь становится тернистым, так как часто возникают дисциплинарные трудности:  родители не могут справиться с ребенком, добиться выполнения собственных требований; возникают проблемы во взаимодействии между родителями и школой: педагогов часто упрекают в авторитарности и нежелании искать особый подход к ребенку.

А возникают такие ситуации из-за неверного толкования  идей демократичного воспитания.

И для этого на родительских собраниях и в личной беседе, я стараюсь сформулировать родителям более реалистичные характеристики демократического воспитания.

Итак, первый миф демократического воспитания: когда родители считают, что демократическое воспитание – это противоположность авторитарному.

Этот миф имеет под собой определенную социальную основу. Большинство родителей, увлеченных идеями демократического воспитания, сами выросли в авторитарных семьях. В результате они часто строят воспитание «от противного».  И если в одном случае – это жесткий контроль и подчинении, то соответственно в другом – это свобода и вседозволенность.

Важно помнить: демократическое воспитание ни в коем случае нельзя назвать «свободным». Оно, с одной стороны, предполагает создание условий для стимулирования самостоятельности и инициативы, а с другой – немыслимо без некоторых ограничений.

Второй миф:   уверенность  в том, что родители и дети равны.

На самом деле взрослые и дети не могут быть равны!

Равенство   в демократическом воспитании означает, что ребенок имеет право на уважение своих интересов, но ответственность за его жизнь лежит, прежде всего, на взрослом. Мы не унижаем достоинство ребенка, но при этом признаем за собой право принимать за ребенка решения, которые он пока принять, не способен в силу ограниченности жизненного опыта.

Миф третий: отсутствие запретов!

Детей надо баловать – тогда из них вырастают настоящие разбойники – это слова Евгения Шварца. Верные слова!

Многие родители позволяют своим детям ВСЁ! 

В реальности же психологи говорят о необходимости введения ограничений для ребенка. Разумные и последовательные ограничения и правила – важнейший элемент воспитания.  

Важно знать, что  унижает ребенка не запрет как таковой, а форма его предъявления. Там, где авторитарный родитель скажет: «Нужно делать так, потому что я так сказал», демократический родитель может сказать: «Нужно делать так, потому что у нас такие правила».  

Такая ситуация. Каждый вечер восьмилетний ребенок, беря в руки зубную щетку, недовольно спрашивает: «Зачем вообще нужно чистить зубы?» Мама с готовностью начинает объяснять, зачем это необходимо. Так повторяется каждый вечер.

Неужели ребенок до сих пор не понимает, зачем необходимо чистить зубы? Знает и понимает!!!

Поэтому убежденность демократичных родителей в том, что ребёнку НАДО объяснять любые запреты и ограничения – это очередной МИФ!

 

Безусловно, запреты и ограничения разъяснять нужно, но исключительно в тех ситуациях, которые для ребенка являются НОВЫМИ. Если же, несмотря на многократные разъяснения, ребенок не соблюдает хорошо знакомое ему правило, следует задуматься о том, каковы возможные причины такого поведения.

Следующий миф! Очень часто можно услышать, как родители, стремясь добиться от ребенка желаемого поведения, пытаются с ним договориться, а это не всегда верно! 

Конечно, в жизни есть много моментов, по поводу которых можно и нужно договариваться с детьми. Вместе с тем, не все социальные нормы и требования могут и должны быть поводом для обсуждения. Ребенку очень важно понимать границу между ситуациями, где у него есть выбор, и где этого выбора нет.  Например, мама, приводя ребенка на работу, может сказать: «Тут разговаривают тихо – такие правила. Что ты будешь делать: почитаешь или порисуешь?»

 

МИФ шестой гласит: если ребёнок совершил проступок, его нельзя наказывать; главное – с ним поговорить!

А  как часто мы сталкиваемся с тем, что после таких разговоров, ребенок, который «все понял» и «больше не будет», возвращается опять к нежелательному для нас поведению. И теперь родители начинают ребенка наказывать. Здесь уместно сказать слова Григория Остера: «Взрослые вот уже несколько веков покланяются Божественному Углу. Они свято верят, что если поставить виноватого человека в такое место, где сходятся две стены, то есть в угол, он одумается и тут же начнет умнеть прямо на глазах!»

 Ребенок должен отвечать за свое поведение!   Основным методом формирования ответственности за свое поведения при демократическом воспитании являются санкции – логические последствия, которые отличаются от НАКАЗАНИЯ. Причём применяемые санкции должны использоваться регулярно.

И последний миф.

Очень часто из разных источников мы слышим фразу о том, что японцы ничего не запрещают детям до пяти лет.

При этом, как правило, те, кто вспоминает японцев, ни одного японского ребенка ни разу не видели.

Многочисленные исследования действительно отмечают, что японские мамы довольно много позволяют детям, особенно дошкольного возраста. Старинная японская пословица гласит: «Нет сокровища ценнее ребенка». Вместе с тем те же самые исследования отмечают, что активная вовлеченность японских родителей в жизнь своих детей направлена на то, чтобы приучить детей во всем полагаться на руководство со стороны родителей. С раннего возраста дети учатся думать сначала о других, а уже потом о себе, и вести себя прилично в присутствии посторонних.

 

Завершая выступление о мифах демократического воспитания, хочется сформулировать несколько идей, которые относятся не к мифам, а к реальности.

Во-первых, демократическое воспитание действительно благотворно для детей. Оно помогает им успешно социализироваться, развивая при этом позитивное самоотношение и устойчивую самооценку.

Во-вторых, реализовать идеи демократического воспитания вполне возможно. Конечно, это не всегда просто, и приходится учиться на собственных ошибках. Однако, избавляясь от мифов и осваивая новые навыки, мы вполне можем вырастить детей в атмосфере свободы и уважения.

 «Взрослые не очень-то привлекательны с виду, поэтому им часто хочется хоть как-нибудь украсить свою унылую внешность. На самом деле ничто так не украшает взрослых, как их собственные дети».

                                                                                                    Григорий Остер

 

 

вот уже несколько

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мифы о "пользе" курения"

Разработка классного часа с презентацией. Цель: подведение  учащихся к тому, что курение – оказывает пагубное влияние самому курильщику, окружающим людям и ухудшает экологическую обстановку...

Статья. "Легенды и мифы Старой деревни (исторический район Санкт-Петербурга)"

В статье помещены легенды об императорах России, связанные с историей Старой деревни....

Урок - обобщение по мифам Древней Греции - игра "Умники и умницы"

Внеклассное чтение с  детьми 3 класса.  Тема: «Легенды  и мифы Древней Греции». Урок проводится в форме игры "Умники и умницы". Прилагается конспект данного нетрадиционного ур...

Чего боятся родители? 5 мифов о воспитании

ЧЕГО БОЯТСЯ РОДИТЕЛИ? 5 МИФОВ О ВОСПИТАНИИСегодня мне бы хотелось поговорить о стереотипах воспитания, разрушающих отношения между родителями и детьми. И наверняка всё, написанное ниже, для многих из ...

Мифы. Отличие мифа от сказки. Детская литература.

Мифы. Отличие мифа от сказки. Детская литература....