Проект Иерусалим и Стена Плача
проект по орксэ (4 класс) по теме

Худякова Татьяна Михайловна

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:

- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

 - развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

 - формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

 - были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

 - реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Инновационный поиск новых средств  приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения/обучения. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.Проектная деятельность позволяет комплексно реализовывать ряд педагогических принципов при взаимодействии ребенка с окружающим миром: мотивацию, сотрудничество детей и взрослых, самодеятельность, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, осуществлять деятельностный подход, отражать субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе. На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни. Почему ежегодно в Святой город Иерусалим стекаются сотни тысяч туристов, невзирая на свои вероисповедания, национальности и прочие моральные убеждения. Неужели это единственное место, где человек может получить помощь, необходимую ему в сложившейся жизненной ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_ierusalim_i_stena_placha.doc91 КБ
Файл stena_placha_prezentatsiya.pptx645.38 КБ
Microsoft Office document icon buklet_stena_placha.doc163.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт повышения квалификации»

УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ

Раздел 4. «Современные технологии преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Дидактические и методические основы проектирования на уроках по курсу «Основы религиозных культур и светской этики.

Тема: «Образы – символы».

Подтема: «Иерусалим и Стена Плача

 (основы иудейской культуры)»

Выполнили:

Худякова Т.М., учитель начальных классов, первая квалификационная категория  (МБНОУ «Гимназия №44»)

Новокузнецк, 2013

№ п/п

                                  Содержание

                  Страницы

1.

Актуальность

С. 3 – 4

2.

Введение

С. 5

3.

Основная часть

С. 6 – 7

4.

Заключение

С. 8

5.

Список основной литературы

С. 9

6.

Список дополнительной литературы

С. 10 -11

1.Актуальность

        Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной образовательной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

       Новый Федеральный государственный стандарт общего образования ставит одной из задач «духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального образования, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества» и, как результат, «формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий».

     Таким образом, духовно-нравственное развитие граждан России является одной из приоритетных задач современной образовательной системы и представляет собой законодательно закрепленный социальный заказ для общего образования.

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:

- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

 - развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

 - формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

 - были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

 - реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Инновационный поиск новых средств  приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения/обучения.

Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

       Проектная деятельность позволяет комплексно реализовывать ряд педагогических принципов при взаимодействии ребенка с окружающим миром: мотивацию, сотрудничество детей и взрослых, самодеятельность, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, осуществлять деятельностный подход, отражать субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.

Почему ежегодно в Святой город Иерусалим стекаются сотни тысяч туристов, невзирая на свои вероисповедания, национальности и прочие моральные убеждения. Неужели это единственное место, где человек может получить помощь, необходимую ему в сложившейся жизненной ситуации.

Поэтому каждый из них стремится прикоснуться к каменным сводам Стены Плача, застыть с безмолвной молитвой на устах и, написав записку с самым сокровенным желанием, вложить ее между небольших щелей стены, надеясь на исполнение его. Местные жители из поколения в поколение сохраняют традиции, связанные с этими святыми местами.

Известно несколько современных традиций, которые связаны со Стеной Плача. Говорят что мальчишки, достигшие возраста — Бар Мицвы, 13 летнего возраста, впервые здесь читают из свитка Торы, солдаты боевых особенных частей Армии Обороны Израиля приносят здесь присягу, и жители проводят большие торжественные праздники. И это действительно так.

2. Введение

Тема  учебного проекта:  «Образы – символы».

Подтема: «Иерусалим и Стена Плача (основы иудейской культуры)»

Основополагающий вопрос: Почему Стена Плача в Иерусалиме является символом поклонения народов разных конфессий?

Учебные вопросы: 

- Почему Иерусалим называют священным городом трех религий?

- Почему святыня иудаизма  называется Стеной Плача?

- Почему люди возлагают на Стену Плача свои  последние надежды?

Цели:

-формирование представлений о символах иудейской культуры;

- развитие исследовательских умений (умения выявления проблем, сбора - информации, наблюдения,  анализа, построения гипотез, обобщения);

- воспитание культуры общения в группе (команде).

Планируемые результаты

Личностные

Самоорганизация, самоопределение,

позитивная самооценка, самоуважение

Метапредметные:

Регулятивные

Целеполагание, планирование, прогнозирование, саморегуляция.

Познавательные

Поиск и выделение необходимой информации, понимание и оценка средств массовой информации.

Коммуникативные

Учебное сотрудничество, постановка вопросов, умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.

Почему выбрана данная тема. Данная тема выбрана для расширения кругозора обучающихся.

Цель создания проекта.Формирование представлений о символах и образах иудейской культуры: Стена Плача, Золотой город.

Как можно использовать продукт проектирования

На уроках ОРКСЭ, окружающего мира, внеклассных мероприятиях, научно-практических конференциях.

3. Основная часть

Учебные вопросы для исследования

- Почему Иерусалим называют священным городом трех религий?

- Почему святыня иудаизма  называется Стеной Плача?

- Почему люди возлагают на Стену Плача свои  последние надежды?

Существует несколько версий о том, почему Иерусалим называют Золотым городом.

Образ «золотого Иерусалима» был заимствован Наоми Шемер из талмудической литературы, где это выражение обозначает вовсе не святой город, а драгоценное украшение – золотую диадему, которую носили знатные женщины. Таким образом, мудрецы Талмуда отождествляют «золотой город» и «золотой Иерусалим».

Все строения в Иерусалиме построены из белого камня - вапняка, а страна то солнечная, и когда светит солнце, лучи отражаются от строений, и создается впечатление действительно как позолоты...Гуляя по древнему городу, начинаешь забывать,  в каком времени находишься – настолько впечатляют старинные постройки.

А ночью тоже - на небе сияют звезды, город Иерусалим построен как бы на горе, ощущение что небо очень близко к земле, и огни города сияют вместе со звездами,- все просто сияет!

Всего в нескольких минутах ходьбы по узким каменистым улочкам старого города занимает путь от Храма Господня до одной из главных Святынь – Стены Плача. Поражают размеры  стены –  почти 15 метров высоты над землей и 7 метров под землей. Камни огромных блоков с точностью подогнаны друг к другу. Стена Плача, известная еще как Западная Стена, является священным местом для израильтян – евреи, скромно одетые, непременно с покрытыми головами, становятся по две стороны стены (мужчины – по левую сторону, женщины – по правую) и молятся, оплакивают свои грехи.

Одна из самых важных традиций, связанных со Стеной Плача – оставлять в ней Послания,  небольшие записки со своими самыми заветными и сокровенными желаниями.

Традиция вкладывания молитвенных записок появилась несколько сотен лет назад, среди паломников, которые перед тем, как вернуться из паломничества в Иерусалим назад домой, оставляли записки в Стене Плача, прося у Творца защиты и здоровья на обратном пути. Ведь в эти времена путешественников на всем протяжении пути подстерегало множество опасностей, в виде разбойников, болезней и стихий природы. И вскоре стали появляться свидетельства чудесного спасения паломников, оставлявших такие записки. С той поры люди таким способом стали просить здоровья, благополучия, успеха и благодарить Творца за все дарованное им.

И сейчас люди вкладывают меж камней Стены записочки с просьбами к Богу, а потом молятся или просто молчат. Раз в месяц все записки собираются и закапываются в специальных емкостях на Масличной горе, так что все послания к Всевышнему никогда не исчезнут.

Со Стеной Плача связано очень много современных традиций. Здесь приносят присягу солдаты отборных боевых частей Армии Обороны Израиля, многие мальчики, достигшие 13-летнего возраста (бар-мицва), впервые вызываются здесь к чтению Торы, в День Независимости Израиля и в День Освобождения Иерусалима у Стены проводятся торжественные мероприятия.

И кто с верою притекает к Стене Плача – впоследствии всегда получают желаемое… Ибо сказано в Святом Писании: "По вере Вашей – да будет Вам".

Результаты исследования и анализа, идеи, гипотезы;

Познакомились с символами иудейской культуры: Золотым городом и Стеной Плача. Узнали, почему город Иерусалим называется Золотым, что за записки оставляют в стене и куда они исчезают, какие современные традиции связаны с этими символами.

Конечный результат (продукт): презентация, доклад, словарь терминов.

Критерии оценивания  работ:

  • полнота и доступность восприятия  информации по теме проекта;
  • достоверность представленных фактов в рамках учебных вопросов;
  • аккуратность и эстетичность оформления;
  • ссылки на источники информации.

4. Заключение.

Таким образом,  работая над данной темой, мы получили общие представления о символах иудейской культуры: Стена Плача, Иерусалим – город трех религий.

Узнали, что иудейский народ сохраняет свои традиции, поклоняясь святым местам, предоставляя возможность миллионам паломникам со всего мира прикоснуться к этому.

Некоторые считают, что рядом с Западной стеной сконцентрирована огромная духовная сила и поэтому Стена плача является местом святости. Возможно, не все в это верят и сомневаются в величественности данного места, но факт остается фактом.

Говорят, что Стена плача будет стоять вечно, так как ее спас от разрушения ангел, спустившийся с небес и раскрывший свои крылья, дабы предупредить исчезновение Западной Стены.

Думаем, стоит посетить это место и оставить там свои пожелания, которые будут прочтены на небесах.

Рефлексия.

Нам удалось достичь поставленных целей. Мы научились дружно работать в группе, прислушиваться к мнению каждого участника, договариваться. Выбирать нужную информацию и вычленять существенное, логически выстраивать материал.

Вопросы для самооценки.

  • Повлияло ли моё участие  на результаты работы группы…...
  • Я испытывал затруднение в……
  • Что я узнал и чему научился, выполняя данный

5. Список основной литературы

1.Буйлова, Л.Н. Педагогические технологии в дополнительном образовании детей: теория и опыт [Электронный ресурс] / Московский институт открытого образования. - М. – Режим доступа: http://www.mioo.ru/podrazdinfpage.php.

2.Горячев А. В. Все узнаю, все смогу. Пособие  по проектной деятельности в начальной школе (2-4 классы). – М. : Баласс, 2010. – 64 с

3.Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя [Текст] /  Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. М.: Просвещение, 2010. – 24 с.

4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [текст] / [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.

5.Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.

6.Сергеев, В. С.  Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И. С. Сергеев. – М. : АРКТИ, 2008. – 80 с.

7.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.

6. Список дополнительной литературы

1.  http://www.lechaim.ru/ARHIV/183/may.htm

2. http://world.lib.ru/d/denis_p/stenaplachazapadnajastenawierusalime.shtml

3. http://loveopium.ru/aziya/stena-placha-v-ierusalime.html

4. http://travelexp.me/stena-placha-v-ierusalime.html

Нормативно-правовая основа курса:

•    Конституция Российской Федерации (ст. 13, 14, 28);

•  Федеральный  Закон«Об образовании» в  Российской Федерации, вступающий в силу с 1 сентября2013 года.

•    Федеральный закон  от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

•    Федеральный закон  от 26 сентября 1997 года №125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях»;

•    Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 года (№ВП-П44-4632);

•    Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 октября 2009 г. №1578-р «Об утверждении плана мероприятий по апробации в 2009-2011 гг. комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» и перечне субъектов Российской Федерации, участвующих в апробации»;

•    Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. №84-р «Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики»;

•    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 ноября 2009 года №667 «О Межведомственном координационном совете по реализации плана мероприятий по апробации в 2009-2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», включающего основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2009 г. №1578-р»;

•    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

•    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 января 2012 года №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. №1089»;

•    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01 февраля 2012 года №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312»;

•    Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 08 июля 2011 года №МД-883/03 «О направлении методических материалов ОРКСЭ»;

•    Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 июля 2011 года №МД-942/03 «О выполнении поручения Президента Российской Федерации»;

•    Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 октября 2011 года №МД-1427/03 «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ»;


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: « Образы и символы» Подтема : Иерусалим и Стена Плача (иудейская культура)

Слайд 2

Основополагающий вопрос Почему Стена Плача в Иерусалиме является символом поклонения народов разных конфессий ?

Слайд 3

Учебные вопросы Почему Иерусалим называют священным городом трех религий?

Слайд 4

- Почему святыня иудаизма называется Стеной Плача?

Слайд 5

- Почему люди возлагают на Стену Плача свои последние надежды?

Слайд 6

Для того, чтобы начать исследование, необходимо:

Слайд 7

Критерии оценивания: Полнота и доступность информации в рамках учебных вопросов; Достоверность представленной информации со ссылкой на источники; Аккуратность и красочность выполнения; Активное участие каждого в работе группы.

Слайд 8

Вопросы для самооценки: Повлияло ли мое участие на результат работы всей группы? Я испытывал затруднения в … Что я узнал и чему научился, выполняя данный проект?

Слайд 9

Составители: Худякова Т.М. учитель начальных классов, первая квалификационная категория ( МБНОУ «Гимназия №44») Власова Ю.В. учитель начальных классов, первая квалификационная категория (МБНОУ «Гимназия №44») Манская С.А. учитель начальных классов, высшая квалификационная категория ( МКСКОУ «СКОШ №30») Добыш Т.В. учитель начальных классов, высшая квалификационная категория (МБОУ «СОШ № 71 »)

Слайд 10

Конжина В.Г. учитель начальных классов, высшая квалификационная категория ( МБОУ «СОШ №29») Жиглова О.В. учитель начальных классов, высшая квалификационная категория ( МБОУ «СОШ №29») Пилунская Е.Ю. учитель начальных классов, первая квалификационная категория (МБОУ «СОШ №29 »)

Слайд 11

Полезные с сылки: 1. http :// www.mioo.ru /podrazdinfpage.php. 2 . http://www.lechaim.ru/ARHIV/183/may.htm 3. http://world.lib.ru/d/denis_p/stenaplachazapadnajastenawierusalime.shtml 4. http://loveopium.ru/aziya/stena-placha-v-ierusalime.html 5. http://travelexp.me/stena-placha-v-ierusalime.html



Предварительный просмотр:

 

                                                                                                                                                                                         

                                                                                                                   

                                                                                                   



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: «Почему мы плачем»

Данный  материал я предлагаю использовать в интеллектуальных играх, на уроках окружающего мира при изучении темы «Глаз – орган зрения».Исследовательская работа на тему «Почему мы плачем»представл...

Презентация к исследовательской работе "Почему мы плачем"

Данная презентация составлена к исследовательской работе и может быть использована на уроке Окружающий мир...

Материалы для проекта "Смоленская крепостная стена"

Материалы могут использоваться в проектной деятельности,на уроках Азбуки Смоленского края, во внеурочной деятельности....

Консультация для родителей "Рёвушка-коровушка, или как остановить плач ребенка"

Консультация для родителей "Рёвушка-коровушка, или как остановить плач ребенка"...

Что имеем – не храним, потерявши - плачем

Расширить представление детей о здоровом образе жизни. Способствовать формированию положительного отношения к здоровью как величайшей ценности; побуждать детей к соблюдению навыков здорового обра...

Проект оформления рекреации школы к празднику "Чтобы ожили стены"

Проект оформления рекреации школы к празднику...