Родительское собрание "Как работать над проектом вместе с родителями"
статья (3 класс) на тему

Кириенко Долоресса Иосифовна

  Уже в начальной школе можно встретить учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Здесь приходит на помощь такой метод работы как работа над проектом.<?xml:namespace prefix = o /??>

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кириенко Д.И.

                              Родительское собрание «Как работать над проектом вместе с родителями»

Цель: познакомить родителей с исследовательской и проектной деятельностью в начальной школе.                                                                     Задачи:

  • выявить проблемы по включению в исследовательскую деятельность, определить роль родителей в исследовательской и проектной деятельности школьника;
  • дать основные этапы исследования, построения проекта.
  1. Теоретическая часть.                                                                                                    Когда приводят родители ребёнка в школу, они хотят,  чтобы ребёнок вышел из школы самостоятельным, инициативным, уверенным в себе, успешным в будущем, чтобы он мог стать лидером, мог добиваться поставленной цели. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности развивались. Школа ответственна не только за знания, но и за формирование  и развитие личности.      

    Одним из методов формирования  и развития личности является проектная деятельность. Метод проектов может сделать успешным, значимым любого ученика, даже если он отстает от одноклассников в какой-то другой сфере.    В результате работы над проектом  формируются УУД, а именно формируется умение учиться. (Слайд4)

            При работе над проектом у детей формируются Регулятивные УУД,  так как  учащиеся учатся планировать свои действия, контролировать и оценивать себя и своих товарищей.

Познавательные УУД  учащиеся научаются пользоваться энциклопедиями, интернетом. Учатся отбирать и искать необходимый материал, сравнивают, анализируют.

Коммуникативные УУД научают работать в группе, слушать других, приходить к общему мнению, оформлять свои мысли в устной и письменной речи. Никто не будет отрицать, что проектная деятельность необходимый метод работы в начальной школе, так как он способствует развитию личности ребёнка.

Что же такое проект?

Проект - самостоятельная творческая работа учащегося, выполненная от идеи до ее воплощения в жизнь с помощью    учителя   и помощи родителей.       (Слайд 5)                                                                                                            

Зададим себе вопрос: готовы ли дети младшего возраста к такой деятельности? Развиты ли у них необходимые для работы качества и умения? Ответ: конечно же, нет. Но это не значит, что ученики не должны включаться в проектную деятельность. Наблюдения показывают, что ребёнок, не обладая достаточными умениями и качествами, вовлекается в выполнение какой-либо деятельности, тем самым развивает необходимые для выполнения этой деятельности умения и качества. Так же исследовательские умения ребёнка не могут, если он не будет вовлечён в исследовательский процесс.

        Конечно, в начальной школе проекты - это зачастую не индивидуальная, а семейная деятельность, так как малыши сильно ограничены в средствах  и инструментах поиска, сбора и обработки информации. Поэтому, конечно, работа над проектом осуществляется под руководством учителя и родителей.  Но родители должны постоянно помнить, что суть метода проектов - это формирование самостоятельности ребенка в поиске информации, обработке данных, а не в том, кто сделает проект круче и шикарнее. Родители не должны брать на себя большей части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей- важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. Поэтому держим за спиной свои "помогающие ручки", включаем силу воли и играем только помогающую роль - помочь найти ВМЕСТЕ информацию в книгах, сводить в библиотеку, поискать в Интернете, помочь отобрать главное, помочь оформить аккуратно результаты поиска. Главное слово для родителей "ПОМОЧЬ", но не "СДЕЛАТЬ ВМЕСТО".

 Лучше тогда не делать совсем, чем делать вместо ребенка.                                         Каковы же  этапы работы над проектом?

        Рассмотрим этапы  работы над проектом,  и какую помощь могут оказать родители.

Проект состоит из 5 «П».  (Слайд 6)

1.Знакомство с общей темой. Определение проблемы по данной теме. Например «Край, в котором я живу» (Слайд 7).

    Ученики обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Определяют цели проекта

Учитель помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников. Выбирают  свою тему. Например

«О чём говорят названия улиц?»

«Славные страницы моего города».

«О чём рассказывает название Петропавловск?»

2. Планирование своих действий. (Слайд 8)

Учащиеся определяют источники информации, определяют способ сбора информации. Здесь же они определяют,  каким образом  будет представлен продукт проекта. Устанавливают и критерий оценки результатов проекта.

      На этапе выдвижения первоначальных идей и выбора лучшей из них возможные действия родителей:

помочь ребёнку выдвинуть как можно больше идей;

записать их на листе бумаги вразброс, чтобы не выделять эти идеи порядком записи в столбце.

Пусть эти идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей, тем больше выбор.

При разработке плана и структуры выполнения проекта возможные действия родителей проявляются в том, что они помогают спланировать работу с учётом занятости детей. Потребуется также помощь в корректировке плана проектной работы, определение сроков её выполнения с учётом особенностей личного расписания детей. Особое внимание со стороны родителей требует определение промежуточных сроков работы.                         4.Поиск информации (Слайд 9)

Очень важна помощь родителей на следующем этапе работы- изучение необходимого материала по теме проекта. Посмотрев список подобранной литературы, родители могут посоветовать дополнить или убрать какие-то источники, которые не совсем подходят к выбранной теме. Взрослые посодействуют ребёнку в передвижении до библиотеки, музея, выставок, помогут сориентироваться в книжных магазинах, поиске источников дополнительной информации по теме проекта. Источником информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, беседа, а так же книги, периодические издания,  интернет                                                                 

5. Выполнение продукта проекта  (Слайд 10)

На данном этапе родители  могут посоветовать,  каким будет  продукт проекта: газета, реферат, фотомонтаж, альбом и т. д

      Может потребоваться помощь в редакционной правке, грамматическом и стилистическом контроле.

6. Представление проекта. Самооценка (Слайд11)

Очень важный момент для ребёнка.

По результатам выполнения проекта готовится отчёт и публичная презентация. На этом этапе родители могут помочь провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять волнение детей перед выступлением.

И, наконец, работа по проекту заканчивается оценкой его результатов и самого процесса. Родители дают советы, которые помогут скорректировать деятельность детей в следующем проекте. Обсуждают с детьми, что уже можно было сделать самим, без помощи родителей.

Таким образом, в ходе работы над проектом родители могут выступать одновременно в нескольких ролях. Они:

консультируют;

отслеживают выполнение плана;

решают оперативные вопросы;

помогают в предварительной оценке проекта;

участвуют в подготовке презентации;

обеспечивают наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.

   

 

       Итак, в процессе проектной деятельности у детей развиваются умения:

-работа с литературой , ораторские ,                                                                                             --владеть методами исследования 

- подбирать литературу по теме;

- самостоятельно работать со справочным материалом, документами;

-письменно фиксировать главное из  прочитанного;

-писать реферат по 2-3 статьям;

-обобщать результаты;

-формулировать выводы.

-выступать кратко, по сути;

-быстро отвечать на вопросы;

-адекватно реагировать на замечания;

-отстаивать свою точку зрения;

-правильно формулировать свои предложения в ходе обсуждения других работ                                                                                                                                            Нельзя не остановиться ещё на одном очень важном, на мой взгляд, положительном моменте вовлечения родителей в работу над проектом. Стало очевидным, что совместная работа педагога, детей и родителей является ценнейшим инструментом для формирования личности            

«Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму»

                 (древняя китайская мудрость).

Литература

1.Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя 1-4 классы –М: «ВАКО»,2007.

2.Муратова Н.А. Рекомендации по организации исследовательской деятельности в школе.//Практика административной работы в школе.-2012.

3.Саляхова Л.И. Родительские собрания – М: Глобус, 2008.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание"Давайте будем учиться вместе со своими детьми"

Материал содержит презентацию родительского собрания  по теме " Давайте будем учиться вместе со своими детьми". Мудрые советы, памятки, план действий....

Вместе, а не вместо. Помощь родителей ребенку в домашней работе

Как родители могут помочь ребенку в выполнении домашних заданий...

"Проектная деятельность в начальной школе (из опыта работы) или проекты, созданные вместе с детьми"

"Проектная деятельность в начальной школе (из опыта работы)  или проекты,   созданные вместе с детьми"  Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе, ...

Проект "Вместе лучше". Концепция воспитательной работы в классе.

«Становление личности ребенка в начальной школе через воспитание толерантности». Представлена диагностика, система воспитательной работы....

Проекты, выполненные вместе с родителями

В альбоме представлены материалы, отражающие совместную деятельность младших школьников и их родителей....

Работа с родителями. Как помочь ребёнку при работе над проектом.

Участие в проектной деятельности – сложный труд и для ученика, и для родителя. Проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача родителя - знать суть этой проектной деяте...

Родительское собрание: «Безопасность детей в сети Интернет. Родители и дети – вместе в Интернете»

Цель:  Психолого- педагогическое просвещение родителей учащихся по проблеме безопасного использования ресурсов сети Интернет. Задачи: Показать родителям важность и значимость проблемы формир...