В гости к народной игрушке
классный час на тему

Филатова Наталья Борисовна

Материал содержит сценарий внеклассного мероприятия об истории создания Богородской игрушки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gosti_k_narodnoy_igrushke_.docx22.71 КБ

Предварительный просмотр:

«В гости к народной игрушке»

Цель: воспитание любви к Родине и родному краю, уважение к русским       традициям.

Задачи: 

  • познакомить детей с одним из  народных промыслов и его мастерами;
  • выяснить значение народной игрушки в жизни и быту русского человека;
  • расширять кругозор о культуре своей Родины и родного края;
  • развивать выразительность речи и память.

Ход занятия

Учитель

- Сегодня мы знакомимся с вами с одним из народных промыслов и их мастерами. Итак, смотрите и слушайте внимательно.

    Ремёсел очень много

    На земле на русской есть.

    И всех ремёсел нам

    Сейчас не перечесть!

А вот и гости. Да не одни, а с подарками.

Хозяева.

- Добро пожаловать, гости дорогие! (Заходят гости. У каждого в руке богородская игрушка.)

- Веселья вам да радости желаем.

- Давно мы вас ждём - поджидаем, праздник без вас не начинаем.

- У нас для каждого найдётся и местечко, и словечко.

- Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус: кому - сказку, кому - правду, кому - песенку.

Гости.

- Гостям-то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам?

Хозяйка.

- В тесноте - не в обиде. Расскажите, гости дорогие, откуда прибыли, что интересного в ваших краях?

Гости.

(Презентация.)

         Мы к вам прибыли из села Богородское, которое находится на живописном холме на берегу реки Куньи, левого притока Дубны. Посмотрите на наши просторы (Слайд №1)

Хозяин.

- Чем же знаменито ваше село?

Гости Игрушкою своей!

        Село Богородское - родина замечательного народного промысла резных деревянных игрушек и скульптур.

       Богородское - село старинное.

       В середине 15 века село принадлежало московскому боярину

М. Б. Плещееву. Он завещал его своему старшему сыну Андрею. В 1491 году Андрей в свою очередь завещал своему сыну Федору. Впоследствии в 1595 году село Богородское перешло в Троице - Сергиев монастырь. В селе стояла деревянная Успенская церковь.

Хозяйка.

- Скажите, гости дорогие, из чего сделаны ваши игрушки?

Гости 

- Игрушки наши сделаны из дерева 

Хозяйка.

- А кто ж придумал такую забавную игрушку?

Гости 

- Об истории возникновения богородской игрушки рассказывают             разные предания и легенды

       - По одному из преданий первые игрушки из дерева стал резать основатель Троице-Сергиева монастыря, Сергий Радонежский, оделявший ими приходивших к нему крестьянских детей.


        - А еще говорят, что в маленькой деревеньке близ современного Сергиева Посада жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину целую партию. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись "игрушечным" ремеслом.

В Богородске-городке

Все гуляют налегке,

На широких улицах

Никогда не хмурятся.

Там из липовой доски

Есть лекарство от тоски:

Потому что стар и млад

Всем игрушки мастерят.

Даже старые старушки

Делают себе игрушки.  

      Учитель: У славян игрушки всегда имели глубокий смысл. Особенно – разного рода куклы. Кукла оберегала, “хранила” ребенка, дом, род. Это куклы “берегини”, “пеленашки”, “лихоманки”, “обереги” (показать куклы). Считалось, когда дети много и усердно играли в куклы, в семье были прибыль и достаток, если же небрежно обращались с игрушками – быть в доме беде. Верили, что игрушка охраняет сон детей (до сих пор дети укладываются спать с любимой игрушкой). Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек, так как кукла считалась ещё и символом продолжения рода.

  Гости 

      - Работали богородские мастера дружно, всей семьёй, с поздней осени до весны, когда не было работы в поле. Они умели делать игрушки с движением.

      - Игрушке "Кузнецы" более 350 лет. "Кузнецы" стала символом Богородского промысла. Стоит подвигать планками и тут же начинается бойкая работа. В четком ритме двигаются фигурки, в такт стучат по наковальне молотки

Чаще всего главным героем является медведь — спокойный, добрый, смешной зверь. Он то надевает лапти, то играет на гармошке, то танцует, то рядом с мужиком работает.

Посмотрите как стройна

Богородская резьба.

Деревянные фигуры

Мастер выполнил с натуры.

Это вам не безделушки –

Настоящие игрушки.

А какое выражение и

И прекрасное движение.

Хозяйка

- А как делают богородскую игрушку?

Гости 

-    Древесину (липу) высушивают под навесом на открытом воздухе около трех лет. Затем пилят ствол на части, а их, в свою очередь, разрубают вдоль волокон на треугольные поленья в зависимости от необходимого размера игрушки.(слайд)
-     Потом игрушку "зарубают", т.е. придают ей самые общие очертания будущего произведения. Острейшим прямым богородским ножом снимают всю лишнюю древесину и моделируют форму.
(слайд)
-     Окончательная отделка игрушки связана с  работой  мелкими стамесками (описка), с  помощью  которых  изображается  шерсть  животного  или  перья птицы.
(слайд)
      Другой  прием  окончательной  отделки игрушки связан с ошкуриванием формы мелкой наждачной бумагой. Этим приемом обычно пользуются, чтобы передать гладкие поверхности.
(слайд)

Хозяин.

- Много интересного узнали мы от вас, гости дорогие.

 А теперь давайте послушаем стихотворения про богородские игрушки

Деревья различны, как буквы в строках,
Но липа – мягка и послушна.
У мастера нашего в чутких руках
Из липы родится игрушка.

В ваших руках игрушка такая
Станет подвижной, словно живая,
Вот планки – подвинуть их только нужно,
Тогда кузнецы заработают дружно

А если шарик ходит по кругу,
То нити приводят в движенье
Курочек, рядом стоящих друг с другом,
Клюющих своё угощение.

Вы видали, вы видали.

Чтобы мишки танцевали?

Не видали ничего?

Покажу я вам его –

Он немножко неуклюжий

И застенчивый к тому же.

Он не может устоять,

Очень хочет танцевать.

Наш Мишутка — музыкант.

Замечательный талант.

В барабан играет,

Белок потешает.

В барабан-то он стучит

И тарелками гремит.

А в лесу нельзя шуметь,

Можно только тихо петь.

   Гости

    - Среди прочих игрушек были небольшие  фигурки  в  виде  солдата или барина,  так  называемые  щелкуны. Они    не только  служили  настольным украшением, но и имели определенное практическое назначение - щелкали орехи. Нижняя челюсть щелкуна была частью рычага, поднимая который в рот  щелкуна   вкладывали  орех.  При   нажатии   на   рычаг   орех   легко раскалывался. Подобный щелкун (щелкунчик) стал героем знаменитой сказки Гофмана и балета Чайковского

      Делают и целые композиции. На "Крестьянском дворе" все герои заняты своим делом: мать доит коров, отец колет дрова, дочка кормит кур, и они стучат клювами, а маленький сынишка качается на качелях. Фигурки приводит в движение кнопочный механизм. Детали крепятся на суровой нитке к внутренней планке. Сдвинулась планка - и фигурки "оживают". 

 Учитель.

-  К 2001 году на предприятии определилось несколько направлений деятельности: участок резной белой игрушки, участок скульптуры, участок токарной расписной игрушки с движением, основанной на старинных принципах сборки и росписи, участок смешанных стилей и направлений, в основном щепая и крашеная игрушка, матрешка. С 1999 года на предприятии в сотрудничестве с Троице - Сергиевой Лаврой возрождается иконостасная резьба.

Сегодня ЗАО «Богородская фабрика художественной резьбы по дереву» имеет большой опыт работы в данной области. Коллекции изделий Богородских мастеров находятся во многих музеях нашей страны и за рубежом, регулярно экспонируются на художественных выставках, ярмарках и конкурсах, как на уровне Всероссийских, так и за рубежом.

Хозяйка.

- Вот и закончили мы свой рассказ о богородской игрушке.

Учитель

 (Слайд с изображением природы.)

Россия, Россия - края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют просторы родные,
Раздольные песни поют.

Исполнение частушек:

Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идёт.

Наша русская берёзка
Не стареет сотню лет.
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.

Ты играй, моя гармошка,
Ты подруга подпевай,
Мастеров Руси великой
Во весь голос прославляй


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-исследовательская работа «Является ли народная игрушка проводником к русской народной культуре»

Тема:«Является ли народная игрушка проводником к русской народной культуре» Цель исследования:Пробудить интерес детей к русской народной  культуре.Задачи исследования:Познакомит...

"Русские народные игрушки" презентация

Данный ЭОР составлен  к уроку окружающего мира в 3 классе ("Начальная школа ХХI века") и знакомит учащихся с историей создания народной игрушки, с игрушечными промыслами России....

Творческий коллективный проект "Народная игрушка из Дымково"

Актуальность проекта:Наше национальное русское декоративное искусство исстари славится своими традициями. А как же зарождались народные промыслы на Руси? Почему стали развиваться народные промыслы? Чт...

Конспект занятия кружка в 1 классе по теме "Народная игрушка. Кукла" из курса внеурочной деятельности "Мой край и его традиции" по духовно-нравственному направлению; презентация "Народная игрушка"

Игрушка необходимый спутник детства. Для каждого возраста свои забавы. Дарить игрушки - народный обычай, считалось, что игрушка - подарок принесёт ребёнку здоровье и благополучие. На занятии дети знак...

КРАСОТА И МУДРОСТЬ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ. РУССКАЯ ДЕРЕВЯННАЯ ИГРУШКА

Поурочное планирование по ИЗО для 3 класса. УМК "Перспектива"....

Конспект урока «Красота и мудрость народной игрушки. Русская деревянная игрушка»(УМК«Перспектива» 3 кл)

Конспект урока «Красота и мудрость народной игрушки. Русская деревянная игрушка»(УМК«Перспектива» 3 кл)...

Изо.искусство. 5 класс.УМК "Школа России". « Народные игрушки. Лепка Дымковской игрушки.»

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с различными видами театральных кукол; развивать фантазию, наблюдательность и творческое мышление; формировать эмоционально-эстетическое отношение к изо...