Рабочая программа "Этика азбука добра"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Рабочая программа на тему "Этика азбука добра"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_etika_azbuka_dobra.docx29.84 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Рабочая программа составлена на основе авторской программы факультатива «Этика: азбука добра» для внеурочной деятельности младших школьников (1-4 классы). Авторы программы: И.С. Хомякова и В.И. Петрова. 1 уровень, духовно-нравственное направление.

Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста.

        Основная цель занятий – формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.

Общая характеристика факультатива.

        Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир»), так и во внеурочной деятельности школьников в форме факультатива «Этика: азбука добра».

        Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено, прежде всего, на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.

        Для этого используются разнообразные методы работы с детьми: личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребенка; стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения; развивающие нравственное сознание; активирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.

        Содержание занятий ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребенка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Все это в реальной жизни скрыто от внимания ребенка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально-образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.

Место предмета в учебном плане.

        Факультатив «Этика: азбука добра» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитан на 33 часа в 1 классе, 1 час занятий в неделю. Общее количество – 33 часа, из них практических работ - 5, экскурсий - 2, проектов - 1.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

        Содержание программы факультатива раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности).

        Развитие нравственного сознания в 1 классе – это развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило; от правила – к поведению. Оценка нравственных поступков.

Требования к уровню подготовки обучающихся

        В процессе освоения материалов факультатива ученик получит знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.

        Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, первоклассники начнут осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.

        Воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия будет происходить в ходе обсуждения сказок, их инсценировок; обсуждения произведений художественной литературы.

        Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволит решить задачи самооценки и самопроверки, повторить, уточнить и сформировать начальные нравственные представления, познакомить с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как ее изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).

        Первоклассники овладеют метапредметными результатами (сравнением, анализом, синтезом, обобщением, классификацией по родовидовым признакам, установлением аналогий и причинно-следственных связей) через упражнения материала факультатива, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся.

        Формированию коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) будет способствовать организация коллективных обсуждений, вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.

        Использование художественной литературы и работе в библиотеке поможет обучаемым учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволит учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач.

Содержание обучения

Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе).

- Правила поведения в школе, на уроке на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.

- Школьные перемены как время активного отдыха, игры.

- Поведение в столовой, правила поведения за столом.

Универсальные учебные действия

Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации. Оценивать свое поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).

Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).

- Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное усвоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.

- Доброе терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).

- Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.

Универсальные учебные действия

Использовать в речи слова вежливости.

Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.

Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений).

Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию).

Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.

Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

О трудолюбии.

- Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.

- Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).

- Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.

Универсальные учебные действия

Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его.

Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.

Культура внешнего вида.

- Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.

- Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.

- Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

Универсальные учебные действия

Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях.

Оценивать внешний вид человека.

Внешкольный этикет.

- Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в различных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причиненные неудобства, неприятности надо извиниться.

- Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т.д.

- Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, четко и громко высказывать обращение, просьбу.

Универсальные учебные действия

Использовать доброжелательный тон в общении.

Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.

Календарно-тематический план

Раздел программы

№ п/п

Дата

Тема учебного занятия

Всего часов

Содержание деятельности

Школьный этикет (4 ч)

1.

05.09.11

Мы пришли на урок

1

Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации. Оценивать свое поведение и поведение окружающих (на уроке).

2.

12.09.11

Зачем нужны перемены?

1

Знакомство с правилами поведения на переменах. Веселые инсценировки. Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации. Оценивать свое поведение и поведение окружающих (на перемене).

3.

19.09.11

Практическое занятие. Игры наших дедушек и бабушек

1

Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

4.

26.09.11

Мы – в школьной столовой.

1

Знакомство с правилами поведения  в столовой, за столом. Ролевая игра «Мы в столовой». Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.

Правила общения

(10 ч)

5.

03.10.11

Что такое этика и этикет

1

Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям. Использовать в речи слова вежливости.

Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.

6.

10.10.11

Роль мимики, жестов и позы в общении

1

Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение».

7.

17.10.11

Зачем нужны «вежливые» слова (доброжелательность)

1

Использовать в речи слова вежливости.

Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.

Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений).

Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию).

Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.

Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

8.

07.11.11

Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам

1

Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа.

Правила общения с товарищами и друзьями.

9.

14.11.11

Что в нашем имени?

1

Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций.

10.

21.11.11

Мой учитель

1

Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем.

11.

28.11.11

Думай о других: сочувствие – как его выразить?

1

Понятие «люди с ограниченными возможностями». Проявления чуткости и уважения, заботы и сострадания, помощи в повседневной жизни.

12.

05.12.11

Моя семья

1

Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим.

13.

12.12.11

Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей

1

Знакомство с правилами поведения  в  гостях. Разыгрывание ситуаций «Мы в гостях».

14.

19.12.11

Практическое занятие. Как правильно разговаривать по телефону

1

Понятие «тактичность». Знакомство с правилами общения по телефону. Ролевая игра «Мы говорим по телефону».

О трудолюбии

(4 ч)

15.

26.12.11

Что помогает учиться лучше (старательность)

1

Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его.

Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий.

16.

16.01.12

Как мы трудимся: в школе и дома

1

Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его.

Оценивать свои действия по подготовке труда, дежурств.

17.

23.01.12

Бережливость: каждой вещи свое место (береги свои школьные вещи)

1

Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его.

Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.

18.

30.01.12

Практическое занятие по теме: «О трудолюбии»

1

Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его.

Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.

Культура внешнего вида (4 ч)

19.

06.02.12

Основные правила Мойдодыра

1

Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях.

Оценивать внешний вид человека.

20.

13.02.12

Каждой вещи свое место

1

Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях.

Оценивать внешний вид человека.

21.

20.02.12

Кто я и как выгляжу?

1

Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена.

22.

27.02.12

Практическое занятие по теме: «Культура внешнего вида»

1

Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях.

Оценивать внешний вид человека.

Внешкольный этикет (7 ч)

23.

05.03.12

Как вести себя в общественных местах

1

Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? Знакомство с правилами поведения в общественных местах.

24.

12.03.12

«Спасибо» и «пожалуйста»

1

Использовать доброжелательный тон в общении.

Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.

25.

19.03.12

Правила поведения на улице, в транспорте

1

Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. Ролевая игра «В автобусе».

26.

02.04.12

Правила поведения в театре и кино

1

Знакомство с правилами поведения  в театре и кино. Моделирование ситуаций.

27.

09.04.12

Поведение в библиотеке

1

Знакомство с правилами поведения в библиотеке. Экскурсия в библиотеку.

28.

16.04.12

Поведение в музее

1

Знакомство с правилами поведения в музее. Экскурсия в музей.

29.

23.04.12

Практическое занятие по теме: «Внешкольный этикет»

1

Использовать доброжелательный тон в общении.

Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.

В мире сказок

(3 ч)

30.

30.04.12

Добро и зло в сказках

1

Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение.

31.

07.05.12

Сказки – волшебство, чудо и правда

1

Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает.

32.

14.05.12

Сказка – ложь, да в ней намек

1

Лгать, врать, говорить неправду – плохо. Победа правды над кривдой в сказках.

33.

21.05.12

Что мы узнали и чему научились. Проект

1

Праздник вежливых ребят

Учебно-методические средства обучения

  1. Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости». -  М., 1984.
  2. Камычек Я. «Вежливость на каждый день». - М., 1975.
  3. Смолка К. «Правила хорошего тона». - М., 1980.
  4. Максимовский М., «Этикет делового человека». -  М., 1994.
  5. Дорохов А. «О культуре поведения». -  М., 1986.
  6. Карнеги Д. «Как завоевывать друзей».
  7. Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности» //ж-л «Завуч начальной школы», №5, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности: "Этика: азбука добра"

Программа расчитана на учеников 1 классов....

Рабочая программа кружка (1 класс) "Этика: азбука добра".

Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука добра"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука добра" содержит: пояснительную записку, УУД, содержание, учебный план. учебно-тематический план, материально-техническое обеспечение....

рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика: азбука добра"

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе курса "Этика: азбука добра"

Духовно-нравственное направление курса "Этика: азбука добра" по внеурочной деятельности...

рабочая программа этика:азбука добра

рабочая программа этика:азбука добра - 1 класс 2013 год...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Этика - азбука добра"

Необходимость нравственного образования в школе начиная с начальных классов основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам...