Статья "Проблема адаптации учащихся при переходе из начального звена в среднее в рамках реализации ФГОС второго поколения"
статья (4 класс) на тему

Брукова Екатерина Александровна

В данной статье рассмотрена проблема адаптации учащихся при переходе из начального звена в среднее и представлены способы предотвращения появления дезадаптации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_brukova.docx24.34 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема адаптации учащихся при переходе из начального звена в среднее в рамках реализации ФГОС второго поколения.

Брукова Екатерина Александровна

Москва, Россия

В этой статье мы рассмотрим проблему адаптации учащихся при переходе из начального звена в среднее в рамках реализации ФГОС второго поколения.

Эта проблема всегда была и остается актуальной как для учителей, так и для учащихся и их родителей. На основании изученных статей и собственного опыта мы выявили некоторые трудности, с которыми сталкивается ребёнок при переходе из начального звена в среднее. Именно они, на наш взгляд, оказывают основное влияние на появление дезадаптации у  пятиклассников.

Психолог Брилинг Елена Евгеньевна в своей статье "Первый раз в пятый класс или проблемы школьной адаптации"[1] указывает на следующие трудности, возникающие у ребёнка при переходе в пятый класс:

- изменение условий обучения. В начальной школе рёбенок постоянно находится в одном кабинете, его окружают одни и теже ребята. Он привыкает к требованиям своего учителя по выполнению заданий, ведению тетрадей. При переходе  в 5-й класс рушится привычный микромир ребёнка, появляется  проблема множественности. Вместо одного учителя появляется много учителей-предметников, каждый предмет изучается в своем кабинете;

- изменение требований.  У каждого учителя-прёдметника в средней школе есть свои требования, зачастую они расходятся с требованиями учителя начальных классов; их рассогласованность усложняет процесс адаптации в средней школе.  

- отсутствие индивидуального контроля. Педагог начальной школы, помимо функции обучения и воспитания учащихся, осуществляет индивидуальный контроль за их поведением и взаимодействием в течении дня. Также он помогает учащимся организовывать учебный процесс, отслеживает выполнение домашних заданий. При переходе в пятый класс такой индивидуальный подход зачастую исчезает, что естественно, учитывая большую нагрузку учителей-предметников и большее количество учащихся средней школы. Быстро выявить и запомнить индивидуальные особенности каждого учащегося  за 2-3 часа в неделю практически невозможно. Классный руководитель в средней школы также не может, как классный руководитель начальной школы, осуществлять постоянный контроль за своим классом. Таким образом, из-за резкого перехода от индивидуального подхода к обезличиванию  у учащихся создается впечатление, что никому из учителей они не нужен. Помимо других негативных последствий, это приводит к расколу  коллектива, образованию так называемых "плохих компаний" и "ботаников", что очень болезненно переносится детьми, учитывая переходный возраст учащихся.

- пробелы в знаниях. В средней школе при появлении пробелов в той или, иной теме учащиеся зачастую стесняются подойти к учителю с вопросом или не понимая важность, не считают нужным этого делать. В результате пробелы накапливаются как "снежный ком". Не поняв предыдущие темы,  учащийся столкнётся с проблемами усвоения дальнейшего материала, что приведёт к не успеваемости.[2]

Помимо этих аспектов, на наш взгляд, немаловажными факторами, усложняющими адаптацию ребёнка в пятом классе являются: ослабление контроля со стороны родителей и переходный возраст учащихся.

Ослабление контроля со стороны родителей. Обычно для родителей переход ребёнка в пятый класс означает проявление большей самостоятельности и ведёт к ослаблению контроля с их стороны. Некоторые родители не в состоянии помочь своему ребёнку разобраться в той или иной теме. Другие просто считают, что их ребёнок уже вырос, и в состоянии сам контролировать своё обучение, усвоение материала и выполнение домашнего задания.

Переходный возраст учащихся. Доктор психологических наук Л.Ц. Кагермазова в своей  книге "Возрастная психология"[3] определяет кризис отрочества  как  кризис между стабильным младшим школьным и подростковым возрастами.  Она делает акцент на том, что в этом возрасте у учащегося меняется мотивация обучения: учеба превращается  в одну из обязанностей, прежние мотивы учения (одобрение) не действуют. В связи с этим появляется отрицательное отношение к школе и к обязательности её посещения, нежелание выполнять учебные задания, конфликты с учителями.

Кроме того, она указывает на то, что в этом возрасте  у ребенка появляются размышления о себе как личности, пределах своих возможностей; идёт ориентировка на свои качества и умения как основное условие решения любых задач.

Наблюдается стремление к нарочитой взрослости. Вероятность попасть в «плохие» компании, заиметь плохие «взрослые» привычки (сигареты, выпивка) из-за желания казаться взрослым.

Лаура Цраевна указывает на то, что в этом возрасте учёба отступает на задний план. Ведущая деятельность – общение со сверстниками. Главная потребность – найти своё место в обществе, быть «значимым» среди сверстников. Компании выбирают по привлекательности занятий и интересов. Если подросток не может занять удовлетворяющего его места в системе общения в классе – он «уходит» из школы и психологически, и иногда буквально.[4]

Совокупность этих факторов, на наш взгляд, и  создает ситуацию неуспеха у ребёнка, которая ещё больше усложняет процесс адаптации.

Основными симптомами школьной дезадаптации являются: нарушения учебной деятельности, поведения, конфликтные отношения с одноклассниками и взрослыми, чувство собственной неполноценности, сверхчувствительность, неспособность сосредоточиться на работе, частые эмоциональные расстройства.

В связи с существующими трудностями мы вывели способы помощи учащимся в  адаптации при переходе из начальной школы в среднюю.

1. Введение общего для всей школы орфографического режима благотворно скажется на решении проблемы рассогласованности требований педагогов, так как большинство требований учащийся узнает и привыкнет соблюдать с первого  года обучения в школе.

  1. Для облегчения адаптации учащихся при переходе в среднее звено целесообразно организовывать в первые 2-3 месяца нахождение учащихся в одном кабинете. За это время они привыкнут к разным педагогам, смогут познакомится с расположением кабинетов в средней школе, выучат расписание. Кроме того, в эти несколько месяцев классный руководитель сможет помочь учащимся организовать учебный и внеучебный процессы.
  1. Знакомство классного руководителя средней школы со своим классом целесообразно начинать, когда учащиеся находятся в 4 классе. Он может посещать уроки своего будущего класса, общаться с классным руководителем об особенностях учащихся. 
  2. В начале обучения в средней школе для лучшей адаптации учащихся и более эффективного контроля родителями  будет лучше, если учителя-предметники будут доводить до сведенья родителей особенности системы оценивания. Так же это будет способствовать развитию умения у учащихся самостоятельно анализировать свои ошибки. Кроме того, оценочная деятельность на первом этапе обучения в 5-ом классе должна носить поддерживающий и стимулирующий характер.
  3. При работе с пятиклассниками учителям необходимо учитывать особенности этого возрастного периода. Для поддержания мотивации к учебе необходимо больше использовать возможности сотрудничества школьников на уроке, поддерживать авторитет в классе.
  4. Активное участие пятиклассников в общешкольных мероприятиях, наравне с другими старшеклассниками будет способствовать более успешной их адаптации.

Таким образом, для успешной адаптации учащихся при переходе из начального звена в среднее необходима совместная  работа классных руководителей 4-ого и 5-ого классов, родителей, педагогов-психологов, педагогов-предметников и социального педагога.

Аннотация.

В данной статье рассмотрена проблема адаптации учащихся при переходе из начального звена в среднее и представлены способы предотвращения появления дезадаптации. Проанализировав статьи по данной теме, и, опираясь на собственный опыт, мы выявили  проблемы, негативно влияющие на процесс адаптации пятиклассников. Выявлена и обоснована необходимость совместной  работы классных руководителей 4-ого и 5-ого классов, родителей, педагогов-психологов, педагогов-предметников и социального педагога для успешной адаптации учащихся пятых классов.


[1] http://www.psi.lib.ru/detsad/briling/1r5klss.htm

[2] http://www.psi.lib.ru/detsad/briling/1r5klss.htm

[3] http://avkrasn.ru/article-1436.html

[4] http://avkrasn.ru/article-1436.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование у младших школьников интеллектуальных способностей и исследовательских умений и навыков в рамках реализации ФГОС второго поколения во внеурочной и урочной деятельности. Формы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.»

В концепции Федеральных государственных стандартов 2 поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достиг...

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе в рамках реализации ФГОС второго поколения.

Обобщение опыта по использованию технологий здоровьесбережения для улучшения состояния здоровья и качества жизни детей и подростков в процессе учебной деятельности, пропаганда здорового образа жизни, ...

Доклад по теме : "Использование метода проектов в начальной школе в процессе освоения УМК "Школа России" в рамках реализации ФГОС второго поколения".

Доклад по теме : "Использование метода проектов в начальной школе в процессе освоения УМК "Школа России" в рамках реализации ФГОС второго поколения"....

Методика изучения учебной мотивации первоклассников, учащихся при переходе из начального звена в среднее звено. Анкета Н. Г. Лускановой

           При составлении диагностической анкеты для учащихся 1-х классов мною были сохранены основные подходы из методики М.Р. Гинзбурга, представленной в его кн...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Актуальность данного исследования обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании....