«Экономика» направление «Социальное» для 1 класса
рабочая программа (1 класс) на тему

Фролова Наталья Анатольевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 

по внеурочной деятельности

«Экономика»

направление «Социальное»

для  1  класса

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekonomika.docx35.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Староюрьевская средняя общеобразовательная школа

Староюрьевского района Тамбовской области

Рекомендовано                                                                             Утверждено

методическим советом школы                                                    приказ № ………….

протокол №  …  от ………2016 г.                                               от   ……………2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

по внеурочной деятельности

«Экономика»

направление «Социальное»

для  1  класса

                                                                                                                     Составитель:

                                                                                   Фролова Наталья Анатольевна

                                                                                    учитель начальных классов

                                                                                       

Староюрьево 2016

 

                                    Пояснительная записка

                                               Актуальность

         Начальное экономическое образование является одним из факторов, оказывающих влияние на становление личности ребёнка в его отношении к материальным и духовным ценностям. Реальность нашего времени требует, чтобы уже младший школьник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создаётся богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям ту экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни.

Курс экономики в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает младших школьников к изучению экономического компонента предметов «Обществознание», «География», «Технология», «История», «Экономика» в основной школе.

Отбор содержания подчиняется следующим принципам:

1. Учёт наглядно-образного характера мышления младших школьников. В содержание программы по экономике вошли те явления, с которыми учащиеся уже встречались в жизни. Это позволяет решить задачу актуализации их жизненного опыта.

2. Ориентация на потребности ребёнка младшего школьного возраста и его интерес к разным сферам социальной жизни. В связи с этим одной из важных задач программы является развитие ценностных ориентаций в экономической сфере.

3. Преемственность и перспективность. В процессе изучения программы по экономике у младших школьников закладываются предпосылки для развития экономического мышления, необходимого для ориентации в современных рыночных условиях жизни, создаются условия для приобретения ими элементарных экономических представлений,

на базе которых в основной и старшей школе формируются экономические понятия.

      С учётом специфики младшего школьного возраста основной целью обучения экономике учащихся младших классов является формирование начальных представлений об окружающих экономических условиях жизни и деятельности людей.

       Задачи  программы :

      -   формировать у учащихся представление об экономике как сфере   деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения его потребностей;

-    обеспечивать осознание младшими школьниками взаимосвязи труда человека    с его результатами, приложенных усилий с успешностью деятельности;

-  развивать основы потребительской культуры;

- расширять активный словарь учащихся, включая в него экономические термины;

 - способствовать освоению на информационном и эмпирическом уровне новых социальных ролей — «покупатель», «потребитель» — и функций, их характеризующих;

-  формировать бережливость, экономность, трудолюбие, щедрость;

- показать необходимость человеческих знаний и образования для формирования  нового информационного общества и создания инновационной экономики. 

     Логика программы  представляет собой систему содержательных линий.

 Она построена таким образом, что каждая предыдущая тема является основой для изучения последующих тем.

  Программа рассчитана да детей   1  класса.

Режим занятий — 1 час в неделю, всего 34 ч.

    Используются как групповая, так и индивидуальная формы организации обучения. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической    деятельности: работа с текстами и иллюстрациями, познавательными заданиями, игры ролевые, дидактические и имитационные, учебные задания.

 Формы деятельности:

 практическая и игровая деятельность:

— экскурсия в школьную столовую;

— экскурсия в библиотеку;

— экскурсия в художественный музей;

— сюжетно-ролевые игры;

— темы проектов: «Как создаётся произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье».

 

                                     Тематический план программы

№п/п

Наименование разделов/модулей, тем

Всего часов

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

аудиторные

внеаудиторные

Я и моя семья

7

7

1

Семья — родственники, живущие вместе и имеющие общее хозяйство. Состав семьи.

1

1

Изображение семейного портрета.

2

Семья — родственники, живущие вместе и имеющие общее хозяйство.

1

1

Изображение родственного древа

3

Дом, в котором мы живём, — место для жизни семьи.

1

1

Игра «Мой дом»

4

Важность уюта, целесообразность порядка.

1

1

Игра «Уют моего дома»

5

Хозяйство — всё имущество, принадлежащее семье и её членам.

1

1

Просмотр  видео.

6

Экономика как правила ведения домашнего хозяйства.

1

1

Игра «Я — хозяин большого дома».

7

Качества, присущие хорошему хозяину: бережливость, экономность (умение правильно рассчитать средства), щедрость.

1

1

Просмотр мультфильма «Трое в Простоквашино»

Моё и чужое

7

5

2

8

Всё, что принадлежит человеку, — это его собственность.

1

1

Беседа «Как нужно относиться к своей и чужой собственности» Беседа «Формы собственности»

9

Личные вещи человека.

1

1

Беседа «Мои личные вещи»

10

 Собственность — это не только вещи, но и произведения человека (стихи, музыка, научные открытия)

1

1

 Тема исследования «Как становятся собственниками»

11-12

Как человек становится собственником:

2

1

1

 Игра «Страна Обмения».

13-14

Как нужно относиться к своей и чужой собственности

2

2

Игра «Моё и чужое»

Беседа «Формы собственности»

Почему люди трудятся

11

10

1

15

Труд — это полезная деятельность людей.

1

1

Беседа «Труд наших предков»

16

Безделье, праздность, леность — предмет осуждения.

1

1

 Пословицы и поговорки о труде.

17

Хорошая работа, интересная профессия — блага, которыми следует дорожить.

1

1

Ролевая игра.

18

Ценность труда людей разных профессий.

1

1

 Экскурсия в библиотеку.

19

Ценность труда людей разных профессий.

1

1

Ролевая игра.

20

Важность домашнего труда для ведения хозяйства.

1

1

Игра «Магазин»

21

Важность домашнего труда для ведения хозяйства.

1

1

Игра «Учимся вести хозяйство»

22

Важность домашнего труда для ведения хозяйства.

1

1

Игра «Учимся вести хозяйство»

23

Учение — это тоже труд. Учебный труд как источник знаний и залог будущего мастерства.

1

1

Беседа «В чем ценность знаний»

24

Учение — это тоже труд. Учебный труд как источник знаний и залог будущего мастерства

1

1

Ролевая игра

 « Я – ученик»

25

Учение — это тоже труд. Учебный труд как источник знаний и залог будущего мастерства

1

1

Ролевая игра

 « Я – ученик»

Все работы хороши

9

9

26

Каждый человек имеет профессию — работу (врач, инженер, педагог, космонавт, инженер).

1

1

Встреча с человеком интересной профессии;

27

Какие бывают профессии по предмету труда.

1

1

Исследование профессий, связанных с техникой.

28

Какие бывают профессии по предмету труда.

1

1

Исследование профессий, связанных с созданием произведений искусства и культуры.

29

Какие бывают профессии по предмету труда.

1

1

Исследование профессий, связанных с  бизнесом.

30

Какие бывают профессии по предмету труда.

1

1

Исследование профессий, связанных с  работой в природе.

31

Как люди выбирают профессию.

1

1

Рисование на тему профессий.

32

Профессии членов семьи.

1

1

«Трудовые награды в моей семье»

33

Как люди получают профессию.

1

1

Проект «Как получить профессию и как стать мастером своего дела».

34

Подведение итогов

1

1

 ИТОГО

34

31

3

Содержание программы

1 класс

Я и моя семья (7ч)

 

Семья — родственники, живущие вместе и имеющие общее хозяйство. Состав семьи.

Дом, в котором мы живём, — место для жизни семьи. Важность уюта, целесообразность порядка.

Хозяйство — всё имущество, принадлежащее семье и её членам.

Экономика как правила ведения домашнего хозяйства.

Качества, присущие хорошему хозяину: бережливость, экономность (умение правильно рассчитать средства), щедрость.

Моё и чужое (7ч)

Всё, что принадлежит человеку, — это его собственность. Личные вещи человека. Собственность — это не только вещи, но и произведения человека (стихи, музыка, научные открытия).

Как человек становится собственником: производит сам, покупает, получает в дар, обменивает одну вещь на другую.

Как нужно относиться к своей и чужой собственности.

                                         Почему люди трудятся (11ч)

Труд — это полезная деятельность людей. Безделье, праздность, леность — предмет осуждения.

Хорошая работа, интересная профессия — блага, которыми следует дорожить. Ценность труда людей разных профессий. Важность домашнего труда для ведения хозяйства.

Учение — это тоже труд. Учебный труд как источник знаний и залог будущего мастерства.

Все работы хороши (9ч)

Каждый человек имеет профессию — работу (врач, инженер, педагог, космонавт, инженер).

Какие бывают профессии по предмету труда (связанные с работой с людьми, с техникой, с созданием произведений искусства и культуры, с работой в природе, с бизнесом).

Как люди выбирают профессию. Профессии членов семьи. Как люди получают профессию.

           Предполагаемые результаты реализации программы

     При изучении программы ученики получают знания о семье как экономической единице общества, о важности взаимопомощи, поддержки между членами семьи при решении экономических вопросов. Учащиеся узнают, что представляют собой такие качества личности, как экономность, бережливость. Изучая тему«Труд», школьник осознают, как важно бережно относиться к вещам, так как они представляют собой продукт труда многих людей. Таким образом, актуализируются их представления о бережливости, об аккуратности, уважении к человеческому труду. Тема «Богатство и бедность» поднимает вопросы этики: отношение к богатству и милосердию. Учащиеся понимают о важности заботы  не только о себе, но и о своих близких. Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».

Универсальные учебные действия:

— сравнивать качества людей, которых можно назвать хорошим/плохим хозяином;

— объяснять значение слов «экономный», «щедрый», «запасливый», «бережливый».

— обосновывать необходимость бережного отношения к любой собственности.

       - обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей;

— объяснять смысл пословиц и поговорок о труде;

— проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей;

— осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы.

          -уважать труд людей разных профессий;

— классифицировать профессии по предмету труда;

— рассказывать о профессиях.

К концу обучения в 1 классе ученик узнает:

— что такое собственность;

— почему все люди трудятся;

— какие бывают профессии;

— как нужно относиться к своей и чужой собственности.

 

К концу обучения в 1 классе ученик сможет научиться:

— самообслуживанию, хозяйственно-бытовому труду, труду в уголке природы.

 

Практическая и игровая деятельность:

— экскурсия в школьную столовую;

— экскурсия в библиотеку;

— экскурсия в художественный музей;

— сюжетно-ролевые игры;

— темы проектов: «Как создаётся произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье».

— встреча с человеком интересной профессии;

— рисование на тему профессий;

— темы проектов: «Профессии в моей семье», «Как получить профессию и как стать мастером своего дела».

                                             Формы контроля

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);

Тематический  контроль проводится после изучения наиболее значимых тем;

Итоговый контроль в формах:

  • тестирование;
  • практические работы;
  • творческие работы.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
  • поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
  • результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
  • косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру.

                                         Методические рекомендации

      В процессе экономического образования учащиеся получают представления о богатстве окружающего мира, воплощённом в природе, искусстве, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения его потребностей от уровня образования, от качества труда, познают значение природных богатств для человека, проникаются бережным отношением к природе и всем видам ресурсов, подходят к пониманию роли денег как оценки результата труда людей.

                Материально-техническое обеспечение программы

№п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1

     Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

                     Учебно-методическая литература

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми в 2010г.).
  2. Стандарт основного общего образования [Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря2010г. №1897]
  3. .Н.Зайченко.  Экономика.  Задачи, упражнения,  тесты,  кроссворды. Санкт-Петербург, 2013г.
  4.  Т.Смирнова. Экономический   сказочный   словарь.- Самара: Издательский  дом  «Фёдоров». Издательство  «Учебная   литература», 2013г.
  5.  Журнал «Начальная   школа», №1,  2010г.
  6.  Н.Романовская. Экономическая   игротека. М: «Финансы   и  статистика», 2011г.

7.Т.Смирнова, Т.Проснякова.

      Методические    рекомендации   в  помощь  учителю     экономики  2-4  классов.

1

1

1

1

1

1

1

2

Печатные пособия

Т.Смирнова. Белка  и  компания. Экономика   в   сказках, играх и  задачах. Учебник, задачник-тетрадь  в  2-х  частях. Самара,  корпорация  «Фёдоров», 2010г

1

3

Технические средства обучения

Компьютер, проектор.

2,2

4

Экранно-звуковые пособия

нет

5

Игры и игрушки

-

6

Оборудование кабинета

Компьютер, проектор.

2,2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Приобщение воспитанников к ценностям казачьей культуры, как одно из ффективных направлений социально-реабилитационной работы"

Данная программа нацелена на приобщение воспитанников к ценностям Казачьей культуры, знакомство с народными традициями и обычаями казаков, с сокровищами устного казачьего творчества,  традициями ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Уроки самопознания » Направление «Социально-личностное» для 1-4 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Уроки самопознания » Направление «Социально-личностное»для 1-4  классов...

Презентация «Приобщение воспитанников к ценностям казачьей культуры, как одно из эффективных направлений социально-реабилитационной работы».

Материал содержит презентацию работы по программе «Приобщение воспитанников к ценностям казачьей культуры, как одно из эффективных направлений социально-реабилитационной работы»....

Основные направления социально – психологической работы с семьёй, имеющей ребёнка с ОВЗ.

В последнее время огромное внимание уделяется детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). «Особый ребёнок» - так мягко называют педагоги детей, нуждающихся в особых условиях жизнед...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Город, в котором я живу…» направление «социальное» для учащихся 1-4 класса

Данная программа разработана с целью формирования основ петербургской идентичности и развитию культурного самосознания юного петербуржца посредством обращения к историко-культурному наследию города...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Математические ступеньки» направленность:социально-педагогическая уровень программы:ознакомительный

      Рабочая программа  кружка  «Математические ступеньки» составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов....