Программа "Приобщение воспитанников к ценностям казачьей культуры, как одно из ффективных направлений социально-реабилитационной работы"
рабочая программа по теме

Еранцева Светлана Викторовна

Данная программа нацелена на приобщение воспитанников к ценностям Казачьей культуры, знакомство с народными традициями и обычаями казаков, с сокровищами устного казачьего творчества,  традициями декоративно-прикладного искусства и промыслами казачьих умельцев, расширяет кругозор ребят, воспитывает любовь к малой родине, гордость за свой народ, настоящих людей прошлого и настоящего.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kazachestva.doc275 КБ

Предварительный просмотр:


ГСКУ АО «Социальный приют для детей «Любава»»















Программа

«Приобщение воспитанников к ценностям Казачьей культуры, как одно из эффективных направлений социально-реабилитационной работы»

воспитатель: Еранцева Светлана Викторовна



















с. Енотаевка

2013г.

Пояснительная записка

    Сегодня,  когда нашему обществу требуется человек с возросшим чувством собственного достоинства, с высоким уровнем самосознания, на первое место встаёт вопрос о создании духовно-нравственной среды воспитания и формирование творческой индивидуальности.    

   Существуя в современном мире, мы не оторваны от того, что было много лет назад. Важно понимать, что многое в сегодняшний мир пришло из прошлого, почему именно в таком виде, благодаря кому и чему сохранился жизненный опыт поколений. Необходимо донести до сознания детей, что мы должны сохранить опыт предков и всё лучшее передать своим детям, в будущее. Ведь без прошлого нет будущего. Поэтому,  воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача, особенно актуальная сегодня.

    Роль воспитания на основе традиций казачества на современном этапе возрастает. Воспитание детей было  одним из главных задач  для казаков. Им прививали   любовь    к родной земле,   ответственное  отношение к порученному  делу – к защите  рубежей   своей Отчизны. Изучение истории и культуры казачества является важной составляющей воспитания.  

Анализ источников показывает, что казачество имело чётко поставленную цель воспитания. Казачье воспитание осуществлялось на основе гуманистических принципов и методов и опиралось на хозяйственный уклад, бытовые традиции, общественные нормы жизнедеятельности, позволяющие надёжно поддерживать и охранять устойчивость и жизнеспособность казачества.

    Данная программа нацелена на приобщение воспитанников к ценностям Казачьей культуры, знакомство с народными традициями и обычаями казаков, с сокровищами устного казачьего творчества,  традициями декоративно-прикладного искусства и промыслами казачьих умельцев, расширяет кругозор ребят, воспитывает любовь к малой родине, гордость за свой народ, настоящих людей прошлого и настоящего.

   История казачества является неотъемлемой частью истории нашего Отечества.
Поэтому, мы всё чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времён, осознаём необходимость изучения своих национальных корней как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства.

    Актуальность данной программы, ее отличительная особенность состоят в том, что работа в этом направлении позволит оградить детей и подростков от дурного влияния улицы, негативных влияний действительности. И как показывает практика, изучение истоков казачьей культуры помогает не только более глубокому осмыслению истории своего народа, но и формирует в детях этическое самосознание, чувство принадлежности к великому народу с тысячелетней историей.

  Новизна программы заключается в том, что создаётся модель  воспитательной среды, развивающей личность воспитанника как субъекта культуры и духовности, в условиях реабилитационного процесса.

     Знакомство детей с духовным достоянием предков поможет расти им не «Иванами, родства не помнящими», а людьми с высокими моральными правилами и нравственными  заповедями,  лежащие в основе казачьей культуры.

   Программа ценна тем, что знакомясь шире и глубже с жизнью и бытом казаков, участвуя в календарных праздниках, детям легче понять и представить как жили казаки на Руси.  Это несёт в себе неиссякаемые возможности развития у детей художественного творчества.

     Программа  «Приобщение воспитанников к ценностям казачьей культуры»  представляет собой интегрированный курс, рассчитана на 1 год по сезонным разделам (3 месяца) и предназначена для работы с детьми младшего и среднего возраста (7-14лет).

Занятия проводятся по подгруппам по 8-10 человек. Проводится занятие два раза в неделю, во второй половине дня. В год проводится 96 занятий. Продолжительность занятий 30 минут.

    В процессе реализации программы, с целью более глубокого осмысления материала, к практическим занятиям планируется привлечение психолога, музыкального руководителя, педагога физ. воспитания.

     Для достижения большего педагогического эффекта, для поддержания интереса к курсу среди подростков, для обеспечения должной наглядности предполагается широкое использование на занятиях технических средств обучения: аудио и видеозаписей, слайдов, фильмов, репродукций картин, использование музыки в качестве фона.


Программа  опирается на принципы построения общей дидактики:

  • связь с жизнью, реалистичность, контролируемость, последовательность;
  • индивидуальный подход  в обучении и художественном развитии детей;
  • доступность материала, его повторность;
  • построение программного материала от простого к сложному;

      •  наглядность




























Цель программы

  1. Приобщить детей к истокам казачьей культуры – фольклору, традициям, народно-прикладному искусству, народной музыке, театру.  
  2. Познакомить с особенностями казачьей культуры, с сокровищами устного казачьего творчества.
  3. Формировать  основы  художественной культуры детей  через казачье декоративно-прикладное искусство.

Задачи программы:

1.Обучающие:

  • познакомить детей с историческим прошлым и  традициями  казачьего народа,  с предметами казачьего быта и их назначением;
  • пробудить интерес к  казачьей культуре;
  • дать представления о разнообразных  древних казачьих ремёслах;
  • познакомить с материалами, орудиями и результатами труда мастеров.
  • познакомить с казачьим творчеством (игры, хороводы, колядки, песни и др.)
  • формировать навыки самостоятельной творческой, изобразительной, конструктивной деятельности.

2. Развивающие:

  • развивать творческие способности, речевую активность детей средствами фольклора;

     •   развивать устойчивый интерес к художественным произведениям и декоративно -    

          прикладному искусству;

  • способствовать развитию у детей логического мышления, наблюдательности, внимания, воображения, фантазии, творческой инициативы;
  • развивать нравственно-патриотические и духовные качества детей;
  • развивать двигательную активность, укрепление здоровья, ЗОЖ.


3. Воспитательные:

  • прививать любовь и бережное отношение к родному краю, в котором живёшь,  сохранение  духовной культуры;
  • сформировать умение находить прекрасное в казачьем творчестве;
  • воспитывать  у детей патриотические чувства и духовность;
  • содействовать сближению поколений.







Формы и методы, используемые в работе по программе


Методы работы по ознакомлению детей с казачьим творчеством


  1. Словесные методы:
  • рассказ, беседа о казачьих обычаях и традициях;
  • вопросы, разъяснения,  заучивание потешек, прибауток, закличек;
  • использование пословиц, загадок, поговорок, чтение художественной литературы;
  • интеллектуальные и дидактические игры.

2. Наглядные методы:

  • использование экспонатов, подлинных вещей;
  • просмотр фотографий, видеофильмов, картин, рисунков, макетов  о казачьем быте.


3. Практические методы:

  • использование казачьих песен и танцев;
  • проведение казачьих игр;
  • использование казачьих костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности;
  • применение игрушек и изделий казачьих промыслов;
  • представление кукольного театра;
  • разыгрывание сценок и эпизодов сказок.
  • самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование

различных инструментов и материалов для изображения.

4. Методы контроля: ролевые игры, контрольный срез.


Формы

  1.  Практические занятия: коллективные, по подгруппам, индивидуальные.

  2.  Совместная деятельность.

  3.  Праздники народного календаря и развлечения.

  4.  Наблюдения в быту и природе.

  1. Экскурсии в музей и детскую библиотеку.
  2. Организация конкурсов рисунков и поделок.
  3. Посещение тематических выставок.
  4. Просмотр видеофильмов, слушание музыки.














Этапы реализации программы

Первый этап – подготовительный - проведение мониторинга динамики первоначального уровня творческой самореализации воспитанников в целом - наблюдение за поведением детей в разных видах деятельности (игры, общение с взрослыми и сверстниками, изобразительная, театрализованная, музыкальная, элементарная трудовая деятельность и др.)

 Цель: выявить наличие знаний, умений, навыков на начало года по вопросам: певческие, игровые, танцевальные навыки, овладение фольклорным материалом,   знания содержания сказок, малых фольклорных форм, казачьих праздников и игр.


Второй  этап –  основной этап - «вхождения» в казачье искусство, практического знакомства с ним, организация и проведение циклов занятий, совместных экскурсий и мероприятий, проведение конкурсов и викторин.

   Знакомство с фольклором, его жанровой поэтикой. Первое посещение детьми казачьей горницы, знакомство с казачьими играми и забавами, казачьими праздниками и обрядами,  образцами казачьих художественных промыслов.

Цель:

- познакомить с обычаями, традициями, с обрядовыми праздниками, трудом казачьего народа по народному календарю, с поэтическим казачьим творчеством;

- приобщение детей к лучшим традициям декоративно-прикладного искусства, развитие творческих способностей детей, знакомство с историей казачьего творчества и с казачьими промыслами;

- самостоятельно составлять композиции узоров, использовать цветосочетания на основе знаний о характерных особенностях росписи;

- самостоятельно переносить свои впечатления в разные виды художественной деятельности: лепке и рисовании.


3 этап – Заключительный - обобщение результатов работы, анализ деятельности, удовлетворенность всех участников результатами, проведение мониторинга динамики успешности прохождения обучения на занятиях народного  творчества обучающимися и сопоставление новых достижений ребенка с его прошлыми успехами; итоговый контроль.
   
Занятия – праздники по народному календарю являются своеобразным завершением освоения конкретных календарных тем года, подведением итогов занятий в течение реализации программы.

Цель:  определить у детей уровень усвоения программного материала,  умение осуществлять ориентировку в разных видах деятельности, связанные с отражением представлений о казачьей культуре.  








Содержание программы


     Календарно тематическое планирование включает в себя проведение интегрированных занятий с изучением следующих разделов:

1. Устный фольклор

Простейшие детские стихи, пестушки, считалки, положены в основу «ритмического настроя», с которого начинается каждое занятие, а также и в основу «пальчиковых игр», которые развивают у ребёнка свободу движений, образное мышление, память, внимание и речь. Сюда включены сказки, прибаутки, загадки.

 

2.  Этнографические сведения

Имеют большое образовательное и воспитательное значение. Это беседы о традиционном быте казаков и его исторических изменениях, праздниках, о значении в жизни декоративно – прикладного искусства, экскурсий в краеведческий музей.


3.    Игры

Это важнейший компонент, воспитывающий наших детей. В этот раздел входят музыкальные, спортивные и драматические игры.


4. Фольклорный театр

Наряду с народными праздниками, это наиболее сильное средство для того, чтобы ребёнок почувствовал себя в той культуре, в которую его погружают на занятиях казачьего фольклора. Разыгрывая простейшие сцены, дети получают возможность попробовать себя в различных ролях.


4.Праздники – это самая яркая собирательная часть фольклора, в которой находят своё применение очень многие сферы фольклорного творчества народа. Здесь предполагается знакомство с календарными, трудовыми и русскими праздниками, включая подготовку и проведение таких праздников, как «Рождество», «Святки», «Троица», «Масленица».


5. Творческая мастерская «Виды декоративной  росписи  в технике  Папье -маше»

Систематическое освоение художественного наследия  помогает осознавать искусство как духовную летопись казачьего народа.

 На протяжении всех занятий дети  знакомятся с произведениями  живописи, казачьего декоративно-прикладного искусства, изучают   традиции  развития промыслов и ремесел казачества, знакомятся с различными видами декоративной росписи.

На занятиях дети учатся делать предметы народного быта с помощью технологии папье - маше, окрашивать их различными видами декоративной росписи.

 Занятия помогают детям найти увлечения, вызвать интерес к творчеству, пробудить желание творить самостоятельно.

В процессе работы раскрываются  индивидуальные и творческие способности детей. Передавая в творчестве свое мироощущение, дети стремятся к достижению того, чтобы каждая вновь созданная вещь была произведением искусства.





Календарно – тематическое планирование

Знакомство с устным казачьим творчеством


Тема

 Занятия

Форма

занятия

Фольклорное

 содержание

Цель занятия














С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь
















С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь


«В курене я живу.   К себе  всех гостей приглашаю»

Беседа

1.Первое посещение детьми казачьей горницы и знакомство с пословицами, поговорками о казачьем быте и гостеприимстве

2.Загадывание загадок о предметах крестьянского труда

1.Познакомить детей с казачьей горницей, предметами её быта,  с пословицами и поговорками о казачьем быте

2.Учить представлять, слушать и отгадывать загадки


Фольклор, его жанровая поэтика.

казачьи  пестушки, потешки

Художественно – речевое занятие

1.Беседа о фольклоре, как об устном жанре казаков.

2. Разучивание  жанровой поэтики: пестушки, потешки.

3. Проведение казачьих игр                  «У дядюшки Трифона »,           «Золотые ворота »


1.Дать первоначальные понятия и познакомить с жанровой поэтикой казачьего фольклора:

- потешки;

- прибаутки, небылицы;

- заклички, молчанки, считалки;

- скороговорки, дразнилки,  страшилки

2. Учить применять считалки  в казачьих играх


« В гости к Хозяюшке » за  прибаутками и небылицами

Игровая программа

1.Знакомство с различными прибаутками и небылицами

2.Загадывание загадок о предметах казачьего быта, о курене

3.Проведение игры

« Заря – зарница »

1.Познакомить с малыми жанрами казачьего фольклора: прибаутки, небылицы

2.Учить правильно произносить их

3.Развивать речь и дикцию

4.Продолжить знакомство с казачьими играми


« В гости к Хозяюшке » за дразнилками, жеребьевками, считалками, загадками

Фольклорная азбука

1.Разучивание детских считалок,  жеребьевок, дразнилок на примере казачьих игр

 2.Загадывание загадок о курене и предметах быта.

3.Повторение знакомых и разучивание новых пословиц о дружбе и смелости


1.Вспомнить детские считалки, разучивать их на примере игр, детские дразнилки, где и когда их используют

2.Развивать речь, дикцию, память


Казачьи игры с песнями и приговорами

Музыкальная игра

1.Разучивание казачьих игр с песнями и приговорами.


1.Познакомить с новыми казачьими играми, где переплетаются песня и приговоры

2.Учиться сопоставлять игру и песню, как единое целое

3.Развивать эмоционально – волевую сферу





« В гости к Хозяюшке » за пословицами, скороговорками и поговорками

Конкурсная программа

1.Беседа о пословицах и поговорках  

2.Конкурс скороговорок.

3.Проведение казачьих игр                  « Бабка – Ежка »


1.Дать понятие о пословице, поговорке и скороговорке как фольклорных жанрах

2.Развивать речь, дикцию

3.Учить быстро и четко воспроизводить услышанное







Тема

 Занятия

Форма

занятия

Фольклорное

 содержание

Цель занятия













О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

























О

К

Т

Я

Б

Р

Ь



Веселые посиделки.   « На завалинке  » - импровизированное представление

 Осенние посиделки

1.Обобщение изученных жанров фольклора:

-потешки, приговоры, небылицы;

-скороговорки, пословицы, поговорки, считалки;

-загадки, заклички


1.Закрепить понятия жанров казачьего фольклора; уметь их различать

2.Формировать целостное восприятие детского фольклора

3.Воспитывать уважительное отношение к казачьему творчеству

4.Развивать память, кругозор,  

эмоционально - волевую сферу  

ребенка


« Октябрь пахнет капустой »

Сергиев день – 8 октября

 Фольклорная азбука

1.Беседа о характерных для октября явлениях природы, обычаях и казачьих праздниках.

2.Знакомство с предметами домашнего обихода казаков (деревянное корытце, ухват, тяпка, прялка)

1.Познакомить с обычаями, приметами и пословицами октября

2.Познакомить с технологией приготовления

казаков  квашения капусты и что      для этого   использовали


«Октябрь – грязник – ни колеса, ни полоза не любит»

Покров – 14 октября

Беседа

1.Беседа о характерных приметах октября, на основе народных примет 2.Рассказ о празднике Покров день

1.Познакомить с обычаями  и приметами этого праздника

2.Вспомнить пословицы об этом празднике: « к Покрову натопи курень без дров

(утеплить курень)»  

 « На покров до обеда осень, а после обеда зима »





« Гончарные мастеровые »

Игра драматизация

1.Рассказ о гончарном промысле.

2.Дидактическая игра:  « Что как называется ? »                    ( кувшин, кринка,  

 плошка, миска)

3.Чтение и инсценировка сказки « Лиса и кувшин»




1.Познакомить с историей возникновения гончарного промысла

2.Сравнивать разные виды посуды при помощи всех анализаторов   (тактильного, зрительного, слухового)

3.Развивать творческие способности, учить самостоятельно  выбирать выразительные средства при передаче образов и действий героев


Чудесный сундучок

 

  Дидактическая игра

1.Дидактическая игра « Кто спрятался ? » отгадывание загадок о домашних животных

2.Повторение потешек и попевок о домашних животных

1.Уметь слушать и воспринимать на слух.

2.Развивать способности сопос-тавлять  услышанное   с действительностью

3.Воспитывать любовь к    

животным и бережное отношение к ним  



 Ярмарка                      « Что нам осень принесла? »

Посиделки с чаепитием

1.Беседа об осени с использованием народных примет, песенок, загадок, пословиц, потешек

2.Проведение игр 3.Изготовление коллективной аппликации из осенних листьев

4.Чаепитие



1.Вспомнить  и закрепить через жанры казачьего фольклора все приметы осени, ее дары в природе;

2.Развивать ловкость, быстроту, координацию движений





Тема

 Занятия

Форма

занятия

Фольклорное

 содержание

Цель занятия















Н

О

Я

Б

Р

Ь






















Н

О

Я

Б

Р

Ь








Казачьи промыслы кузнечное

 и

гончарное,

обработка дерева,

лозоплетение, ткачество, вышивка, художественная обработка металла, изготовление изделий из кожи и войлочной шерсти

Познавательное  занятие

1.Рассказ о промыслах, обработка дерева.

(Презентация)

«2.Викторина

 « Угадай »


1.Познакомить с историей возникновения казачьих    промыслов

2.Закрепить знания о   видах промыслах на примере  демонстрации репродукций и самодельных предметов


Казачьи промыслы

гончарное,

обработка дерева


Творческое занятие

1.Рассмотрение на примере демонстрационного материала предметы казачьего искусства: Деревянная посуда – бочки, ведра, корыта, чаши, ложки, ступы, мешалки;

Гончарные игрушки для детей – свистульки, конь, петух

2. Изготовление предметов казачьих промыслов в технике папье –  маше (по выбору детей)


1.Учить изготавливать предметы с помощью техники папье-маше в определенной последователь-ности

2.Развивать творческое воображение, творческий замысел


Казачьи промыслы

лозоплетение  

Творческое занятие

1.Рассмотрение на примере демонстрационного материала предметы народного искусства

2.Учиться овладевать техникой плетения этого промысла



1.Учить выполнять  из тонкой ивовой лозы корзинки, с определенной последовательность

2.Развивать творческое воображение, творческий замысел




Казачьи промыслы

вышивка

Творческое занятие

1.Рассмотрение на примере демонстрационного материала предметы народного искусства

2.Учиться распознавать технику вышивания этого промысла

3. Знакомство с техникой вышивания


1.Учить овладевать техникой вышивания в определённой  последовательности

2.Развивать творческое воображение, творческий замысел


Казачьи промыслы

кузнечное ремесло

Познавательное  творческое

занятие

1.Рассмотрение на примере демонстрационного материала предметы кузнечного мастерства

2. Знакомство с  типами кузнечного орнамента

3. Продолжение работы по изготовлению предметов казачьих промыслов (по замыслу детей)

1.Учить распознавать  типы орнамента кубанской ковани: растительный (листья, гроздья, стебли, злаки, цветы), геометрический, зооморфные изображения (птицы, драконы, морские коньки)

2.Развивать воображение, творческий замысел



Казачьи промыслы

«Ярмарка чудес»

Фольклорное занятие

1.Проведение интеллектуальной игры «Поле чудес»

2.Театрализованное представление

3.Организация демонстрационной выставки творческих работ детей


1.Закрепить знания о казачьих  промыслах России

2. Развивать способность узнавать и  сравнивать виды цветового орнамента промыслов

3. Учить передавать образы и действия сказочных героев










Тема

 занятия

Форма

занятия

Фольклорное

 содержание

Цель занятия














Д

Е

К

А

Б

Р

Ь





















Д

Е

К

А

Б

Р

Ь











Чти всегда следы прошлого

 «Быт и хозяйственный уклад  казаков»         

Познавательное занятие


1.Рассказ о быте и хоз. укладе казаков (Презентация)

2.Пословицы о труде


1.Познакомить с бытом и хозяйственным укладом казаков, проникнуться духом прошлого

2.Вспомнить пословицы о труде.

3.Развивать память и расширять  кругозор



« Какова пряха, такова на ней  и рубаха»

« Мужская и женская одежда казаков»


Познавательное игровое занятие


1.Рассказ о мужской  и женской одежде (Презентация)

2.Игра « Поле чудес » по теме:

« Быт и основные занятия казаков»

1.Познакомить с одеждой казаков и казачек

2.Закрепить знания о казачьем быте и занятии казаков





« Мужская и женская обувь, головные уборы казаков»

Познавательное игровое занятие

1.Рассказ о мужской и женской обуви казаков, из чего делали, что использовали для украшений

2.Интеллектеллектуальная игра

«Что? Где? Когда?»:

«Мужская и женская одежда казаков»


1.Познакомиться с историей зарождения обуви и головных уборов казаков

2.Закрепить знания об истории создания одежды казаков

3.Расширение кругозора

4.Развитие познавательного  интереса











Чти всегда следы прошлого

 « Места проживания, строительства жилищ казаков»

Познавательное творческое занятие

1.Рассказ воспитателя о старине, о казачьей культуре, обычаях и традициях. Места проживания, строительства жилищ

2.Рисунки детей по собственному замыслу



1.Познакомить с казачьими обычаями и традициями, строительством жилищ

2.Научить отличать их от других построек

3.Формировать умение и навыки, необходимые для осуществления творческих замыслов изобразительной деятельности


По страницам

 « Библии »

Диспут

1.Знакомство с Библией и её содержанием

2. Игра « Поле чудес » по теме:      « Места проживания казаков»


1.Познакомить с книгой Библией, рассказать о её роли  в жизни казачества

2.Побуждение детей к диспуту

3. Закрепить знания о местах проживания казаков  и их жилищах


Рождественский пост – что он нам принесёт

Экскурсия в Свято – Троицкий собор  

с. Енотаевки

1.Посещение православного храма

2.Беседа с батюшкой Храма

1.Познакомить с библейской традицией православного  народа о соблюдении рождественского поста, его значимости

2.Воспитывать духовное  отношение к ближним и окружающим людям, учиться сострадать и сопереживать




Знакомство  с народными календарно – обрядовыми праздниками


Тема

 Занятия

Форма

занятия

Фольклорное

 содержание

Цель занятия











Я

Н

В

А

Р

Ь























Я

Н

В

А

Р

Ь










« Пришла Коляда – отворяй ворота »

Театрально – игровое занятие

1.Разыгрывание сценок колядования

2.Рассказ воспитателя об обычаях колядования

3.Театрализация обычаев праздника


1.Познакомить с обычаями    

колядования и колядками через инсценирование колядочных песен, проникнуться в прошлое и суметь донести их в нашу современность

2.Развивать коммуникативные  

 навыки



« К бабушке на рождественские посиделки »

Святочные гадания

  1. Игры
  2. Загадки
  3. Конкурсы
  4. Святочные гадания


1.Вспомнить рождественские колядки, песни, стихи, воспроизводить их эмоциональным настроем

2.Познакомиться со святочными гаданиями на Руси





« Крещение праздником Господня »

Экскурсия в Енотаевский Свято – Троицкий собор

1.Рассказ о значении храмов на Руси

2.Посещение Свято – Троицкого кафедрального Собора. Беседа о правилах поведения в Храме

3. Рассказ батюшки об обряде Крещения



1.Познакомить с внутренним устройством и убранством Храма

2. Знакомство с алтарем      ( главная часть храма,  где находятся священнослужители), иконостасом, росписями на библейские сюжеты




 


« История казачьей кухни »

Фольклорная азбука

1.Рассказ  о том, как  и чем питались  казаки  на Руси.

2.Чтение пословиц о хлебе, киселе

3.Игра « Разгадай кроссворд»

1.Познакомить с казачьими традициями на Руси: печь хлеб, пироги, печево;  соблюдение поста и о праздничной казачьей  еде

2.Закрепить свои знания в познавательной деятельности в разгадывании кроссворда



« История казачьей кухни »

Кулинарное занятие

«Пирожки с капустой»

1.Беседа о разнообразной кухни казаков, о её разносолье

(Презентация)

 2.Дети самостоятельно приготовляют тесто и печёные изделия

3. Угощение всех воспитанников за самоваром

1.Познакомить с  казачьей кухней

2.  Познакомить с технологией приготовления  теста для пирожков и начинки

3. Научить детей практическим навыкам их приготовления    








« История казачьей кухни »

Кулинарное занятие

« Пельмени с картошкой»

1. Продолжение беседы о разнообразной кухни казаков, о её разносолье

(Презентация)

 2.Дети самостоятельно приготовляют пельменное тесто и картофельную

начинку для пельменей

3. Угощение всех воспитанников

1. Продолжить знакомство с  казачьей кухней

2.  Познакомить с технологией приготовления  пельменного теста, начинки для пельменей

3. Научить детей практическим навыкам их приготовления    





Тема

 Занятия

Форма

занятия

Фольклорное

 содержание

Цель занятия



















Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь




















« Казачья  деревянная посуда »

Художествен-

но-речевое занятие

1.Рассказ о казачьей  деревянной посуде, ее историческом прошлом

2.»Интеллектуальная игра « Поле чудес » по теме: « Казачья кухня »

1.Познакомить с историей казачьей деревянной  посуды, её видами, формой и предназначением

2.Закрепить  полученные знания в интеллект. игре



« Мы –

богатыри »

Творческое занятие

1.Беседа о былинах. Чтение былин  

 « Илья Муромец » и   « Соловей Разбойник »

2.Конкурс рисунков « Мы – богатыри »

3.Интеллектуальная игра «Поле чудес»:          « Казачья деревянная посуда »


1.Познакомить с понятием былина

2.Развивать нравственные качества через эмоциональное воздействие былин, развивать фантазию и  творческое

воображение

2.Закрепить знания об истории казачьей посуды




« Сретение

Господне » - 15 февраля

 Творческая мастерская

1.Рассказ воспитателя о празднике и традиционной символике

2.Изготовление поделки « Птенцы »


1.Познакомить детей с событиями и смыслом « Сретение Господне »

2.Побуждать желание детей готовиться к православным праздникам и быть причастными к ним

3.Формировать умения и навыки, необходимые для осуществления творческих замыслов декоративно – прикладной деятельности.
















Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь


« Богатырские потешки »

Игровая программа

1.Рассказ воспитателя о защитниках Руси

 ( Суворов, Кутузов, Александр  Невский, Минин –  

Пожарский)

2.Конкурс рисунков

3.Игровая программа


1.Познакомить с защитниками Руси

2.Развивать ловкость, быстроту

3.Воспитать чувство взаимовыручки и помощи, сопереживания за товарища

4.Побуждать детей к познавательно – исследовательской деятельности праздника







 Широкая Масленица Встреча

Игровая программа

1.Рассказ о праздновании Масленицы, её истории, обычаях и обрядах

2.Проведение казачьих игр:            

 « Горки», « Снежная      крепость »,

« Снежный тир »

1.Познакомить  с русским праздником -  Масленица

2.Развивать  ловкость, меткость

3.Воспитывать чувство сопереживания и взаимовыручки к товарищу



































М

А

Р

Т


Масляничные посиделки «Заигрыш»

Фольклорное занятие

1.Разыгрывание докучных сказок, прибауток, загадок, потешек, пословиц и поговорок.

2.Проведение казачьих игр.  

 

1.Развивать речь обогащать словарный запас

2.Продолжить знакомство и пополнить свой запас знаний новыми жанрами

3.Прививать интерес к казачьим обычаям



« Ой блины, блины, ой блиночки мои »

Кулинарное занятие

1.Рассказ о праздновании масленичной затеи казаками– выпечка и пении песен, используемые в эти дни

2.Проведение казачьих.игр

 

1.Познакомить детей с русской масляничной затеей – выпечка блинов

2.Научить  ставить блинное тесто и печь блины 3.Познакомить с рецептами блинов и разными способами их приготовления.

4.Прививать навыки к хозяйству, домоводству



« По фольклорным островам » Разгуляй

Музыкальная викторина

1.Викторина « Песни Жар –  Птицы»

1.Прививать интерес к казачьим обрядам

2.Развивать умение угадывать песни, которые звучат во время разных календарных обрядовых праздников





















М

А

Р

Т


« Забытая   старина: традиции, ремёсла, мастера»

Турнир знатоков

1.Беседа о видах художественного казачьего ремесла

2.Проведение турнира знатоков  

народного творчества


1.Вспомнить образцы казачьего прикладного  искусства на Руси, историей художественных промыслов и народных ремёсел

2. Развитие познавательного интереса



 Тёщины посиделки             «Короб чудес »

Художественно – речевое занятие

1.Познавательная игра по теме:

 « Детская казачья игрушка »



1.Развивать познавательный интерес к казачьим промыслам

2. Пополнить и закрепить свои знания через познавательные игры, загадки



Прощёный день Фольклорный праздник

Театрализованное представление

1. Проведение инсценированного обрядового праздника «Зиму провожаем, весну – красну встречаем»

1.Приобщение к истокам казачьей культуры, к её корням

2.Развивать эмоциональное состояние детей, их творческие способности, мимику, пластику, память














Тема

 Занятия

Форма

занятия

Фольклорное

 содержание

Цель занятия











А

П

Р

Е

Л

Ь


























А

П

Р

Е

Л

Ь












« Праздник казачьей песни » Музыкальная викторина            « Угадай

 мелодию »

Музыкальная викторина

1.Отгадывание детьми знакомых фольклорных произведений

2.Проведение музыкальных игр

 « Где был  Иванушка», « Летал, летал воробей », « Золотые ворота »

 

1.Вспомнить и закрепить полученные знания в казачьих песнях

2.Приобщение к миру музыки, развитие детского творчества в музыкальной деятельности




« Из глубины веков ». В тридевятом царстве волшебный мир народной русской сказки

Театрализовано – игровое занятие

1.Рассказать о видах сказок:

  • волшебной;
  • бытовой;
  • о животных;
  • докучных

2.Разучивание и инсценировка сказки О. Выготской « Золотое яичко »


1.Познакомить с понятием сказки, уметь различать её виды, развивать речь

2.Воспитывать интерес к театрально – игровой деятельности





« Вербное воскресенье – День Егория Вешнего »

Весенние посиделки с подвижными играми

1.Рассказ хозяйки о праздновании Вербного Воскресенья казаков

2.Проведение казачьих.игр                « Верба – вербочка », « Заря – зарница »


1.Познакомить с

историей и традициями православного праздника

2.Развивать интерес к старообрядческим играм













 Пасха    

 « День святых чудес»

Театрализовано – игровое, репетиционное занятие

1.Беседа о праздновании « Дня святых чудес»

Чтение Библии

2.Проведение казачьих игр

« Верба - вербочка», знакомство с пасхальными песнями

3.Разучивание слов и ролей Пасхальной сказки


1.Познакомить с днём « Святых     чудес », его традициями и обычаями, символикой и играми

2.Прививать любовь и интерес к старообрядческим играм



Фольклорный праздник

« Пасхальная сказка»

Театрализованное представление

Показ театрализованного представления

« Пасхальная сказка»


1.На примере сказочных героев, довести до сознания детей, что добро всегда побеждает зло

2.Воспитывать заботу о ближнем

3.Учить следовать нравственным заповедям




















Тема

 Занятия

Форма

занятия

Фольклорное

 содержание

Цель занятия












М

А

Й

« Победа в воздухе не вьётся, а руками достается »

Беседа – экскурсия

1.Рассказ о казаках, как о воинах  и защитниках Отечества

2.Поговорки о храбрости, смелости: « Храбрый – побеждает, трус – погибает »,   « Успех не разлучен с храбрым »,

« Смелость города берет »,     « Кто храбр – тот жив, кто смел – тот цел»

3.Посещение митинга « Покло-нимся великим тем годам »

1.Рассказать о храбрости воинов казаков, о преемственности их подвигов в поколениях

2.Воспитать чувство взаимопомощи и смелости








« Красная      

 горка »

Игровая программа

1.Беседа о русском православном празднике

2.Игровая программа


1.Познакомить с обычаями этого дня казаков

2.Провести традиционные  нар. игры          


« Праздник и праздничное поведение »

Занятие с элементами исследования

1.Показать самобытность казачьего народа, проявляющуюся в культуре застолья

2.Вспомнить пословицы и поговорки о казачьем гостеприимстве, о шутках, забавах

1.Продолжить знакомство детей с одной из форм общения казаков в праздники

2.Воспитывать уважительное  отношение к национальному наследию



« Ляльник »

Театрализовано- игровое репетиционное занятие

1.Рассказ о девичьем празднике посвящённый весне – про Ляльник

2.Разучивание слов и ролей в сказке

 « О Ляле »

1.Познакомить с девичьем праздником, его традициями, обрядами

2.Уметь вживаться и перевоплощаться в театрализ. роли


« Прощание с « куренем »         (посиделки с угощением )

Художественно -речевое занятие

1.Заключительная беседа о казачьем курене

2.Словесные казачьи игры

3.Рассказывание докучных сказок

4.Пение частушек


1.Закрепить свои знания о казачьей традиционной кухне и курене

2.Развивать знания о казачьих играх и забавах

3.Уметь рассказывать докучные сказки





































Критерии оценки детей


Степень проявления показателей: низкий, высокий, средний.



1. Уметь использовать  в активной речи потешки, считалки, загадки.

2. Уметь играть в казачьи подвижные игры, используя считалки.

3. Имеют ли богатый запас знаний сказок и сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства.

4. Осмысленное и активное участие детей в казачьих праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).

5. Знание истории казачьего  костюма, головных уборов.

6. Используют атрибуты казачьей культуры в самостоятельной деятельности.

7.Узнают и называют знакомые виды казачьего декоративно-прикладного искусства.

8.Умеют сравнивать предметы знакомых видов искусств, находить их сходство и различие.

9.Владеют ли техникой росписи  в соответствии с казачьими промыслами


























Ожидаемые результаты:

В результате освоения программы дети должны

Знать:

  • Семейные традиции казаков;
  • Традиционные занятия казаков (чем занимались, чем питались, как одевались)

Уметь:

  • Пользоваться народным календарем;
  • Организовывать сообща казачьи праздники;
  • Сравнивать казачью культуру с другими культурами

Воспитывать в себе:

  • Уважающую себя личность ( думающую, творческую и свободную), пробудив интерес к семейным традициям и стать посредником между поколениями своей семьи;
  • Умение видеть прекрасное в казачьем творчестве
































Риски


    При реализации программы педагогу необходимо учитывать  то, что возможно дети не смогут в полном объеме усвоить программный материал. Этому могут препятствовать ряд трудностей:

- низкое развитие общеучебных умений и навыков успешного освоения  программы; 

     - низкая учебная мотивация; 

     - несформированность навыков общения;

     - наличие тяжелых психических  расстройств; 

     - активное нежелание подростка работать в группе; 

     - индивидуальные особенности: специфика мышления, памяти, внимания, темп    

        деятельности, личностные особенности;

     - отсутствие эмоционального контакта с взрослым;

- неустойчивая работоспособность ребенка, высокая утомляемость,  

  истощаемость;

- дети из асоциальных семей;

     - преждевременный отъезд ребенка  из приюта, в связи с переводом в другое    

        учреждение

























По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Приобщение воспитанников к ценностям казачьей культуры, как одно из эффективных направлений социально-реабилитационной работы».

Материал содержит презентацию работы по программе «Приобщение воспитанников к ценностям казачьей культуры, как одно из эффективных направлений социально-реабилитационной работы»....

Программа коррекционно-развивающей работы с воспитанниками младшей группы социально-реабилитационного центра

Программа коррекционно-развивающей работы с воспитанниками младшей группы социально-реабилитационного центра...

"Нетрадиционные техники изо-терапии, применяемые в коррекционно-развивающей работе с детьми, находящимися в социально-реабилитационном центре"

Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием и однородностью. Неосознанно ребёнок тянется к той деятельности, которая сулит ему возможности развития. К....

Рабочая программа музыкального руководителя ОСГБУСОССЗН "Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" "Музыкально-сценическая деятельность воспитанников как средство социальной реабилитации"Возрастная категория 3-18 лет

Программа позволяет  оказать реабилитационную помощь в развитии, творческом самовыражении через все основные виды музыкально-сценической деятельности. В данной программе происходит синтез различн...