Толерантность как основа нравственности личности и моральная ценность общества.
статья на тему

Алискерова Фарида Магомедафисовна

  В современном обществе происходит активный рост агрессивности, экстремизма,конфликтов.Почему?Какие проблемы толерантности существуют в современном обществе?

  Толерантность во все времена считалось человеческой добродетелью.Она подразумевала терпимость к различиям среди людей,умение жить,не мешая другим,способность иметь права и свободу ,не нарушая чужих.

  В настоящее время проблема формирования толерантности стоит особенно остро.Это объясняется рядом причин:резкое расслоение мировой цивилизации по экономическим,социальным и другим признакам и связанный с этим рост нетерпимости;развитие религиозного экстремизма,;обострение межнациональных отношений,вызванное локальными войнами;проблемами беженцев.

  В настоящее время имеет большое значение осознание важности феномена толерантности для нашего общества.Проблема воспитания толерантности должна объединить разных людей,прежде всего, специалистов разных направлений и уровней-психологов,педагогов,воспитателей,руководителей,а также представителей разных возрастных групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Толерантность21.93 КБ

Предварительный просмотр:

Толерантность как основа нравственности личности и моральная ценность общества.

   В последние три десятилетия Россия пережила один из сложных периодов своего развития. Произошедшие изменения раскололи общество.

   Первую категорию составляет старшее поколение (в основном пожилые люди), выросшие и прожившие большую часть своей жизни на единых ценностных ориентирах. Из- за распада и потери привычной, а главное , единой системы идеалов эти люди живут как бы вне времени, не понимая и не принимая современность.

     Вторая категория – люди среднего возраста, попавшие в «историческое колено», момент перелома целой и целостной системы , те, кто рос и обучался на одних идеалах и принципах, а жить и приспосабливаться к жизни пришлось по другим.

    И, наконец, третья категория- современные молодые люди. Ничего не получив от предыдущего поколения в наследство , в плане духовности, молодежь решила жить для себя, чему отчасти также способствовал новый курс российской образовательной политики, направленный на демократизацию и гуманизацию, а также на личностный подход процесса обучения и воспитания.

   Отсутствие нравственных ориентиров и объединяющей идеи постепенно привело современное общество к прагматичности. Кроме того, в регионах,  где совместно проживают люди разных национальностей, учебно- воспитательный процесс в образовательных учреждениях стал осложняться распадом единого геополитического пространства.

  Вспыхнувшие во многих регионах межнациональные конфликты стали инициировать обострение национальных чувств, приводящих к возникновению и развитию этно- центрических тенденций в сознании и поведении подрастающего поколения.

   В сложившихся условиях наиболее первичной нам представляется проблема подготовки молодежи к жизни в многонациональной , поликультурной среде, воспитать подрастающее поколение в духе мира и уважения всех народов, формировать умение общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, вероисповеданий, социальных групп, научить понимать и ценить своеобразие культур других народов без потери их самобытности. То есть воспитать понимание, что, на наш взгляд, составляет основу толерантности и способствует бесконфликтному сосуществованию. Так, работая в образовательном учреждении , я обратила внимание на одну особенность. Дети не различают национальность, цвет кожи, убеждения, однако остро ощущают человеческую теплоту, ласку, заботу так же, как и ненависть, злобу, агрессию от кого бы они не исходили. Несмотря на импульсивность в поступках, объясняемую глубиной переживаний, дети с большим пониманием и терпимостью относятся к поступкам и интересам сверстников.

  Также устойчивость и жизнеспособность любого общества, как мы знаем, зависит от готовности его членов действовать в соответствии с определенными правилами и правовыми нормами. Соблюдение этих норм и правил помогает толерантности исполнять функцию регулятора человеческой жизнедеятельности, тем самым являясь идеальным образованием и входя в культурный арсенал того или иного сообщества. Именно в таком значении толерантность выступает как культурная норма и моральная ценность.

  Проблема толерантности вызревает из определенного опыта людей, и только при личной заинтересованности индивида или общества , где эта проблема возникла, она может быть разрешена. На наш взгляд, проблема толерантности наиболее актуальна в молодежной среде: либо тебя не принимают, либо ты не принимаешь. Терпимое отношение к окружающим и понимание приходит, как правило, с возрастом. В процессе самообразования, определенного жизненного опыта , появляется не только опыт общения с людьми , но и стремление понять чужие поступки, хотя, конечно же, не стоит забывать и о характере того самого жизненного опыта, так как у всех он разный…

  Мы часто подсознательно относимся к людям так, как относились наши родители, или учили нас относиться. Толерантное отношение необходимо формировать, начиная с семьи, если учитывать этнические столкновения ко всему миру. Здесь проявляется еще и такой аспект толерантности, как межэтническая, межкультурная толерантность. В современном мире почти нет межэтнических государств. Все субъекты России многонациональны. Можно ли о каком- либо народе сказать, что он не уникален, не самобытен?! Следовательно, надо перестать думать и говорить о самобытности и уникальности себя любимого и перейти к простой адекватности в восприятии себя как единого из равных народов и наций великой России. В этом случае, по нашему убежденному мнению, проблема толерантности, возможно, будет решена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание отзывчивости, человечности, чуткости - основа нравственного развития личности.

Урок - место разнообразных коллективных действий, накопления опыта,  переживаний. Как воспитать в ученике нравственные качества на уроках....

Духовно-нравственное воспитание учащихся как основа формирования личности.

Огромную роль в воспитании личности играют средства массовой информации....

Формирование духовно – нравственной личности через проектную деятельность в процессе изучения курса модуля «Основы православной культуры».

Материал курса «Основы Православной культуры», цель его введения требуют от учителя неординарного подхода к его ведению.Какие бы формы  работы ни применялись на уроке – главное,...

Формирование моральных качеств как основа нравственного воспитания детей с ОВЗ.

    Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приемов и воспитательных средств. Формы организации воспитательного процесса отражают о...