Классный час на тему «Ребенок в мире прав и обязанностей»
элективный курс на тему

Тазетдинова Рузиля Ильгизаровна

Через знакомство с правами и обязанностями ребенка воспитывать правовую культуру учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl.chas_.docx21.93 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему «Ребенок в мире прав и обязанностей»

Цель: Через знакомство с правами и обязанностями ребенка воспитывать правовую культуру учащихся.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с «Конвенцией о правах ребенка и другими документами, отражающими права и обязанности детей.
  2. Обобщить знания учащихся о таких понятиях как «право» и «обязанность», показать их единство.
  3. Учить применять правовые знания в повседневной жизни.
  4. Формировать уважительное отношение к правам других людей.
  5. Способствовать формированию активной гражданской позиции.

Форма: беседа с элементами игры.

1.Введение в тему беседы.

Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Рада вас приветствовать в нашем классе. Улыбнулись, помахали друг другу ручками. Сегодня мы с вами должны поговорить на очень серьезную и важную для всех тему.

Но пока я не могу ее огласить. Ребята девизом нашего классного часа станет следующее высказывание: Главный, нужный, важный человек для страны – ребёнок! (2 слайд)

-  Ребята, а вы согласны со мной?

-Скажите, пожалуйста кто такой ребёнок, какими качествами он обладает?

 Попробуйте догадаться, о чем пойдет речь.

Очень много стран на свете, это знает каждый.

Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный?(Пауза)

Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,

Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.

Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,

Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок!

Кем он станет завтра, маленький и нежный?

Всей Земле права его – право на надежду!

(Раскрывают  слово темы-РЕБЕНОК)

-Скажите, пожалуйста кто такой ребёнок, какими качествами он обладает?

Структура Фо бокс синектикс

Тим-чир

2. Разбор ситуации

Учитель: После уроков ребята решили поиграть.

 Сармат: Давайте поиграем в войну!

Рузиль: Вот здорово! Я буду командиром. А ты будешь, Сармат, полицейским. А ты, Данька, будешь бандитом.

Данька: А я не хочу.

Сармат: Чего не хочешь?

Данька: Играть в войну.

Рузиль: Как это ты не хочешь? Все будут – а он нет. Будешь!

Данька: Я не хочу.

Сармат: Захочешь.

Данька: Что же вы меня заставите? А разве вы имеете на это право? Вы на это право не имеете!

Учитель: Давайте, ребята, разберемся. Кто прав? Кто не прав?

Учитель: Давайте поговорим. Как поступил Сармат и Рузиль? Почему они не правы? Прав ли Даниил?

(Дискуссия. Дети говорят. Заслушиваем различные точки зрения.)

Учитель: Может, кто-то догадался о теме нашего разговора? (Заслушиваются предположения детей)

Раскрывают  слово темы-ПРАВА

Итак, тема нашего разговора звучит так « Ребенок в мире прав и обязанностей». 

(3 слайд)

Сегодня мы поговорим о наших правах и обязанностях, попробуем разобраться в тех ситуациях, которые встречаются в жизни, выскажем мнение о том, почему так важно соблюдать права и обязанности.

(4слайд)

  1. Наши права.

Учитель: А что такое «право», «права»? Как вы думаете? Куда мы можем обратиться чтобы узнать значение незнакомого слова. (словари, учебники, спросить у взрослых)

Дети работают-1, 3 команда  по словарю, 2 команда к взрослым.

Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе («Толковый словарь» С. И. Ожегова)

Значит права – это некие правила, которые должны выполнять все люди, чтобы жить счастливо и хорошо. Государство должно следить за тем, как выполняются правила и нормы, соблюдаются права людей, помогать своим гражданам, наказывать тех, кто мешает жить другим, нарушает их права.

А есть ли права у вас, у детей?

Существуют ли документы, где прописаны права ребенка? Давайте разберемся. (Заслушиваются ответы детей.)

Учитель: Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы:

Что люди могут делать и чего не могут?

Что они обязаны делать и чего не обязаны?

На что они имеют право и на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху.

В конце концов, людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека

- А что такое Декларация?

Декларация – это некое официальное заявление о чем-либо.

Декларация сыграла большую роль в деле защиты детства. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей.

Однако декларации имеют лишь рекомендательный характер, ее нормы не обязательны для исполнения.

Другое дело - конвенция; это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал 20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Через год она была принята и в нашей стране.

Эта Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Она призвана создать благополучные условия для развития детей. Сегодня мы познакомимся с некоторыми правами ребенка, прописанными в данном документе.

ВИДЕОНАРЕЗКА «Конвенкия прав ребенка»

Обсуждение, разбор видеонарезок.

1.Чебурашка

- право на обучение

2.Цветик-сесицветик

-дети инвалиды имеют право на заботу и обучение

3.Волк и семеро козлят

-право на защиту

4.Бегемот заболел

-на мед.помощ

5.Золушка

-нельзя использовать в качестве дешевой рабочей силы

6.Лиса и заяц.

-право на жилье

7.Простоквашино

- право на семью

 Спасибо ребята

Тим чир

- Ребята посмотрите пожалуйста, у нас неоткрытым осталось еще одно слово. Как вы думаете, что это? (обязанности)

Учитель: Ребята, но не забывайте что у вас есть не только права, но обязанности.  А вот о них мы поговорим на следующем классном часе.

3.Рефлексия.

Итог: я все понял, мне понравилось…..

           Я немного затруднялся, но старался…..

          Мне было очень трудно и я подойду к учителю, чтобы она мне объяснила еще раз…..

Ребята, вспомните пожалуйста высказывание с которого мы сегодня начинали наше занятие. А сейчас поднимите руки те, кто хочет увидеть  самого Главного, нужного, важного  человека в нашем классе?

Я для вас приготовила небольшой подарок, откройте его и каждый загляните.

И с таким прекрасным настроением подарите  нашим гостям песню.

IV. Обязанности.

Учитель: А теперь давайте поговорим об обязанностях. А обязанности у вас есть?

Ответы детей.

Учитель: Главный закон нашей страны называется «Конституция РК». Вот в ней-то об обязанностях и написано. А вот какие у вас есть обязанности, которые внесены в Конституцию РК:

вы сейчас прочитаете и запомните.

  1. Обязанности:
  1. Соблюдать законы.
  2. Охранять природу. НА ДОСКЕ
  3. Защищать отечество.
  4. Заботиться о родителях.
  5. Получить образование.

5. Закрепление. Анализ предложенных ситуаций.

Учитель: Ребята, вы теперь знаете, какими правами обладает каждый ребенок и какие обязанности должен выполнять каждый ученик. Проверим, как вы можете различать права и обязанности.

Учитель: Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается – запрещается».

Я буду рассказывать вам о каком-то праве, а вы, ребята, будете отвечать: разрешается или запрещается и показывать соответствующий знак. (Приложение №4)

1.Вот в углу стоит мальчонка,

Плачет, надрывается.

Бить, наказывать ребенка

Строго (запрещается)

2. С мамой дети должны жить,

Ей цветы всегда дарить –

Это (разрешается).

3. Эта грань обозначает:

Мать с ребенком разлучают.

Это (запрещается).

4. Рисовать и петь учиться,

Если заболел – лечиться,

Это – (разрешается).

5. Вместе дружно в мире жить,

с разными детьми дружить –

Это (разрешается).

Учитель: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием – назвали все права, о которых мы сегодня говорили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по теме: "КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ РЕБЕНКА".

Классный час по теме: "КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ РЕБЕНКА". ...

Классный час на тему: "Изучаем Конвенцию о правах ребенка" 4класс

Классный час посвящен теме Права ребенка. Это связано с важной датой. 20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребенка, посвященный принятию очень важного документа "Конвенции о правах ребенк...

Классный час:"В мире прав и обязанностей"

Классный час,проведенный в игровой форме, содействует воспитанию правовой культуры: уважению к правам и свободам личности; осознанию необходимости обязательного соблюдения законов....

Конспект урока по окружающему миру по теме «Основной закон России, права и обязанности человека»

Вашему вниманию предлагается разработка конспекта урока по окружающему миру по теме "Основной закон России, права и обязанности человека" для учащихся 4 - х классов. Также это занятие можно использова...

Презентация "В мире прав и обязанностей"

В мире прав и обязанностей...

Конспект внеклассного мероприятия по правовому воспитанию "В мире прав и обязанностей ребёнка"

Занятие способствует воспитанию у обучающихся начальных классов уважения к правам человека, его основным обязанностям, помогает раскрыть младшим школьникам единство прав и обязанностей....