Классный час:"В мире прав и обязанностей"
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Рыбак Галина Николаевна

Классный час,проведенный в игровой форме, содействует воспитанию правовой культуры: уважению к правам и свободам личности; осознанию необходимости обязательного соблюдения законов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon peredelannyyklassnyy_chas_ya_imeyu_pravo.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час: «Я имею право …»

Цель классного часа:

формирование правовой культуры учащихся через ознакомление

с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка.

Задачи:

2. Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

3. Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других.

4. Воспитывать уважение к другим людям.

Ход классного часа.

Звучит песня «Моя Россия!»

Ученики  встают, взявшись за руки. Произносят речевку:

Здравствуй, мир!                         (поднимают руки вверх)

Здравствуй, друг!  (поворачиваются лицом друг к другу)

Здравствуй, песен щедрый круг!        (раскачиваются из                 стороны в сторону)

Здравствуй, миг!                        (делают шаг вперед)

Здравствуй, век!                        (делают шаг назад)

Здравствуй, добрый человек!        (вытягивают  руки вперёд)

Лишь появится ребёнок, и дышать начнёт едва

Он имеет право жить, развиваться и дружить;

Иметь уютный, теплый дом

Видеть тихий мирный сон.

Врачей помощь получать,

Обучаться, отдыхать,

Быть весёлым и здоровым,

Восхищаться чем-то новым

 И любить и быть любим

Он на свете не один!

1. Ведущий: 3а

Уважаемые гости и дорогие участники! Сегодня у нас праздник, на котором будет царить дух законности и правопорядка. И проводим мы его в рамках акции «Единый день правовых знаний».

2.  Ведущий: 7а

Всем, кто присутствует сегодня в нашем классе, предстоит блеснуть знаниями из  области права, проявить смекалку и нестандартное мышление. Следовать логике и не забывать о чувстве юмора.

1-й ученик. Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и юга, из богатой страны и бедной. Здесь были и мужчины, и женщины. Они отличались друг от друга тем, что говорили на разных языках, поклонялись разным богам.

2-й ученик. 7а Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, за их политические взгляды.

3-й ученик.  Всех объединяло одно желание: чтобы никогда больше не было войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины.

1-й ученик.  Поэтому они все написали Закон. Они привели в этом документе список прав, которые имеет каждый человек на Земле, в том числе и ребенок, для того чтобы все знали и уважали эти права.

2-й ученик. 3а С 1990 года Россия является участницей Конвенции ООН о правах ребенка. Конвенция о правах ребенка вступила в  силу 2 сентября 1990 года. Ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 года. Вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 года.

3-й ученик. В соответствии с этим международным документом Россия приняла на себя многочисленные обязательства по обеспечению прав ребенка.

1-й ученик. 3а Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную правами и способную в той или иной степени к самостоятельному осуществлению и защите.

Далее презентация инфоурок

Г.Н. Учитель:         А теперь давайте познакомимся  с небольшим перечнем прав ребенка, признанным Конвенцией.

Идёт показ рисунков. Вывешиваем их на доску.7А класс

Далее Настя Коновалова говорит об обязанностях и вывешивает на доску лист

С.В. Учитель. А теперь, чтобы проверить, как вы запомнили  права ребенка мы с вами поиграем в игру «Разрешается – запрещается».

          Мы в стихотворной форме будем описывать вам различные ситуации, а вы все дружно должны будете заканчивать фразу словами разрешается или запрещается.      

(Учитель по порядку читает стихи)

Игра «Разрешается – запрещается»

Г.Н. Куда пойдем мы в воскресенье:

На каток или в кино.

Вот семья вопрос решает

Выбрать мнение одно.

Взрослые на деток смотрят, смотрят- удивляются.

Слушать мнение ребенка  конечно (разрешается).

С.В. Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго (
запрещается)

Г.Н. С мамой дети должны жить,
Не грустить и не тужить –
Это (
разрешается).

С.В. Дитя незаконно похищают,

Мать с ребенком разлучают.
Это (
запрещается).

Г.Н. Рисовать и петь учиться,
Если заболел – лечиться,
Это – (
разрешается).

С.В. Много трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа

Конечно  (запрещается).

Г.Н. Вместе дружно в мире жить,
с разными детьми дружить –
Это (
разрешается).

С.В. Когда  слабый горбит спину,
Перед сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго (
запрещается).

Учитель Г.Н.: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием.

Сцена I. 3а класс

Из окна выглядывают две старушки в платках. Звучит песня «Спят усталые игрушки, мишки спят…»

Старушки под песню качают головами.

Бабушка 1. – Здравствуйте, девочки!

Бабушка 2. – Здравствуйте, мальчики!

Бабушка 1. –Здравствуйте, белочки!

Бабушка 2. – Здравствуйте, зайчики!

Бабушка 1. – Сказочку мы вам сегодня покажем.

Бабушка 2.- И о правах ребятишек расскажем.

Бабушка 1. – Вы нашу сказку на ус намотайте

                        И в жизни умело права применяйте.

Бабушка 2. – Ну, например, говорит тебе мама:

                        Сказку не буду читать, я устала.

                        А ты говоришь ей тут же  в ответ:

                         Выше ребенка ценности нет!

Бабушка 1. – Если не хочешь кашу с вареньем,

                        Вспомни, что можешь иметь свое мнение.

Бабушка 2. – Ну, а не хочется в школу с рассветом,

                         Право на отдых используйте при этом.

Бабушка 1. – А если кто-то начнет угрожать,

                        Конвенцию дай ему почитать.

Бабушка 2. – И, засыпая клади под подушку Конвенцию,

                         А рядом большую игрушку.

Далее музыкальная пауза (песни о правах)

Конкурс «Песня о правах»

  1. 7а «Песня бременских музыкантов» (музыка Г.Гладкова, слова Ю.Энтина) – «Ничего на свете лучше нету…» (Право на свободу передвижения. Право на свободу мирных собраний.)
  2. Все «Чему учат в школе» (музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского). (Право на образование.)
  3. 3а «Песенка мамонтенка» (музыка В. Шаинского, слова д. Непомнящей). (Право на  то, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию)
  4. 7а «Чунга-Чанга» (музыка В. Шаинского, слова Ю.Энтина).

(Право пользоваться благами, право на отдых)

Ответы детей.

Звучит песня «Песня Красной Шапочки».

Сцена 2. (7а класс)

Красная шапочка с корзиной ( 3 а класс)

 - Ой, по-моему, я заблудилась. Сколько к бабушке хожу, а этого указателя здесь не видела (Ходит по сцене, останавливается возле указателя, читает)

- Налево пойдешь, в жюри попадешь.

  Нет, в жюри мне не надо. Меня мама и так каждый день журит.

- Направо пойдешь, домой попадешь.

- Это мне не подходит, я только из дому. А пирожки бабушке надо отнести. Старость не радость, на одну пенсию не проживешь.

- Прямо пойдешь, со сцены упадешь. Ну, вот еще! Травматизм мне ни к чему, скоро конец четверти. Что же делать? У кого бы спросить совета (задумчиво).

(Радостно) Вспомнила! У меня же есть «Советы на каждый день». (Достает из корзинки Конвенцию о правах ребенка, делает вид, что читает).

Голос за сценой…     Выходит волк под песню «Не ходите дети в Африку гулять». На груди табличка «Волк – пожиратель девочек».

Волк: - Далеко ли, гражданочка, путь держите? У нас в лесу не безопасно, бродят здесь всякие (протяжно).

Красная шапочка: - Я к бабушке иду, она здесь неподалеку живет.

Волк: - Что же это тебя мама одну так далеко отпускает? Не занимается, видно, твоим воспитанием. Ох, уж эти родители! Некогда им о детях заботится. А ведь вот в Конвенции о правах ребенка что написано, посмотри-ка!

(Открывает Конвенцию, читает) Статья 18: Родители несут основную ответственность за воспитание ребенка, а государство должно поддерживать их в этом.

- Ну!  А твоя мама тебя в лес, одну! Нехорошо-о-о (Качает головой).  

Красная Шапочка: - Нет, что вы, она у меня хорошая. Вот бабушке пирожки испекла.

Сцена 3.

На сцене появляется Медведь. На груди табличка: «Медведь – похититель девочек».

Медведь: - Привет, Серый! Что, у тебя новая подружка? Какая хорошенькая (Обходит Красную Шапочку и рассматривает).

Волк: - Да нет, это девочка из города. Она к бабке идет.

Медведь: - А давай ее похитим, а потом с ее предков выкуп потребуем.

Волк: - Да что с нее взять? У нее одна мать. Вон бабке и то одни пирожки несет. Хотя бы «Кока-колы» бабусе передали. И Конвенцию нарушать не хочется. Там ведь что написано? Вот читай! (Дает Медведю Конвенцию).

Медведь: - Так посмотрим. Статья 35: Обязанность государства прилагать усилия для предотвращения похищения детей, торговли детьми и их контрабанды.

-Да, дела серьезные. Лучше не связываться. Тогда, может, мы ее ограбим?

Впрочем, забыл (машет рукой). Говоришь, ценного ничего, одни пирожки. С пирожками я уже влип однажды. Была одна такая. Все приговаривала: «Не садись на пенек, не ешь пирожок». Так голодный и остался.

Волк: - Верно, говоришь, дружище. Есть-то, ведь хочется. Давай ее съедим! А красную шапочку на память оставим. В ней и по лесу пофорсить не стыдно! (снимает с девочки шапку и примеряет себе).  Ну, как, идет?

Медведь: - Идет, по рукам! ( ударяют по рукам и уводят Красную Шапочку со сцены  под  песню «Не ходите дети в Африку гулять»).

Бабушка 1. – Ну, ребятки, откройте статью  6 Конвенции о правах ребенка и скажите, какое право Красной Шапочки решили нарушить Серый и Бурый? (Дети зачитывают вслух.)

Статья 6. Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь!

Все герои выходят на сцену и вместе говорят:

2.  Ведущий: 7а Настя Коновалова

А теперь задания с ситуациями, в которые попали  герои из сказки. Вы должны обсудить, какие права героя были нарушены?

Сказочная пауза.

Далее 4 слайда распечатанных со сказкой Золушка.

Сценка разбойники

(Вбегают два разбойника. Одеты в лохмотья, вооружены до зубов. Поют разбойничью песню из мультфильма «Бременские музыканты»).

Гордова М., Маренков С., Дергачёва Ек.

1-ый р а з б о й н и к. Кажется, это здесь, Боб, много детей, которых мы похитим.

2-й  р а з б о й н и к. Верно, Джон, это здесь.

1-й р а з б о й н и к. Ух, сколько мы денег заработаем на этих ребятишках. Всю оставшуюся жизнь буду одни бананы и шоколад есть. Красота!

2-й  р а з б о й н и к.  Слушай, Боб, а кто нам заплатит больше за них: Баба Яга, Бармалей, Змей Горыныч или злая Мачеха?

1-ый р а з б о й н и к.  Джон, все они хорошо заплатят звонкой монетой. Разбогатеем  мы с тобой.

(Разбойники подходят к детям и ласково зовут с собой).

Р а з б о й н и к и. Ах, вы наши хорошие и пригожие.! Какие чудесные ребя тки! Пойдемте с нами, у нас целый магазин сладостей!

Д е т и. Мы  вас не знаем! Мы не пойдем с вами!

Р а з б о й н и ки. М ы хорошие, мы  очень детей любим. Будем вам сказки рассказывать!

Д е т и. Нет! Все равно не пойдем!

Р а з б о й н и к и.  Вот  вы какие! А мы вас силой возьмем, вон у нас какие пистолеты!

Д е т и.Помогите! Мы не знаем этих людей!

Р а з б о й н и к и.Тише, тише! Чего шум подняли? Не нужны вы нам, мы других детей найдем.

(Собираются уходить).

Полицейский. Стойте, разбойники! Не избежать вам наказания за ваше злодейство!

Р а з б о й н и к и. Мы хорошие, мы не чего не сделали!

ПОЛИЦЕЙСКИЙ. Как  же ничего не сделали! Вы же пытались  похить детей.  Этим вы нарушили их права. В Конвенции и правах ребенка записано, что государство защищает ребенка от всех форм физического насилия. Ребята, вы правильно поступаете, что слушаетесь родителей. А разбойников надо сдать в полицию, пусть суд решит, какое наказание  к ним применить.

В е д у щ и й.  Самое верное средство, если такое происходит у вас дома, рассказать все взрослому, которому вы доверяете, попросить помощи.

Обобщение

С.В. Учитель: Ребята, каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе?

Дети: Право на образование.

Г.Н. Учитель: Правильно, это право позволило вам познакомиться с правами ребенка. А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдете полезные советы, в том числе о том, как защитить свои права. Они представлены на нашей выставке книг.

Г.Н. Учитель: В заключение нашего классного часа я прошу выйти всех ребят на сцену.

1 ученик  Хватов П.

Как хорошо, что есть права!
Закон нас строго защищает.
И в нем важны нам все права,
Они великой силой обладают.

2 ученик 3А

Чтоб нас никто не мог побить,
Украсть, унизить и обидеть.

3 ученик Андреева А.

Не отнимешь у ребенка
Права вечного на отдых,
Есть в Конвенции об этом
Специальная статья.

4 ученик 3А

Папа, мама, ты и я –
Называется «Семья».
И для нас Семейный Кодекс
Выпускается, друзья!

С.В. Учитель: В каждом из вас, ребята, есть маленькая частичка доброты – как маленькое солнышко. Добрый человек тот, кто любит людей, помогает им. С таким человеком хорошо везде. Любовь доброго человека, помощь его согревает как нежное солнышко.

Поём заключительную песню «Я рисую…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему «Права и обязанности детей. Конституция РФ. Государственные символы»

1.Познакомить с основным законом - Конституцией России;2.Дать представления о правах ребенка. Объяснить детям, что означает понятие «право», объяснить, где отражены права;3.Форми­ровать представ...

Разработка классного часа по теме "Права и обязанности гражданина"

Разработка классного часа по теме "Права и обязанности гражданина" для учащихся 4 класса....

Разработка внеклассного мероприятия. Классный час по теме "Права и обязанности"

В разработку включены познавательные игры, стихи, задания в ситуациях. Все эти приемы способствуют формированию правовой культуры у младших школьников....

Классный час Тема: Мои права и обязанности Класс: 3 «В»

Классный час Тема: Мои права и обязанности Класс: 3 «В»...

КЛАССНЫЙ ЧАС ПО ТЕМЕ: ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ШКОЛЬНИКА.

КЛАССНЫЙ ЧАС   ПО ТЕМЕ: ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ШКОЛЬНИКА....

Классный час на тему: "Права и обязанности школьника"

   Ученик, как и любой другой человек, имеет права. Образование является неотъемлемой частью гармоничного развития личности, и получить его – это право ребенка. Однако наряду с этим у...

Классный час на тему «Ребенок в мире прав и обязанностей»

Через знакомство с правами и обязанностями ребенка воспитывать правовую культуру учащихся....