Масте - класс. Проблемный диалог
опыты и эксперименты (3 класс) на тему

Чернигова Екатерина Валентиновна

Мастер класс. Проблемное обучение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-_klass.rar2.38 МБ

Предварительный просмотр:

 Проблемный диалог  на уроках в начальной школе

                                             

Цель современного образования - обучение и воспитание всесторонне развитой личности, способной к творчеству. Для достижения этой цели существует множество программ, называемых развивающими. Однако развитие личности может происходить при любой программе. Все зависит от того, какими методами пользуется учитель. Долгое время в школе использовались репродуктивные методы, согласно которым учитель все сам рассказывал, а ученики только запоминали и воспроизводили материал.

 Традиционный урок формировал пассивную  личность. Сегодня такой урок не отвечает современным требованиям, и поэтому мне, как учителю, приходится искать другие пути для того, чтобы воспитать и развить в ребенке активную, смелую, решительную личность. Ученика, который умеет сам добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях.

 Имея за плечами немалый опыт,  я стараюсь использовать чаще проблемный метод в обучении.   Считаю, что в задачу учителя  входит такая организация  работы детей, чтобы они сами додумывались до решения ключевой проблемы урока и могли объяснить, как действовать в новых условиях.

Новые стандарты опять же диктуют нам использовать в обучении такие технологии, которые бы способствовали не только развитию сильной личности, а еще и человека самостоятельного, ищущего выходы из-за затруднения.

      Поэтому решению данной задачи способствует данный метод обучения как проблемный диалог. Он универсальный, так как применим на любом предметном содержании и любой ступени обучения.  Этим я мотивирую выбор темы самообразования. При глубоком знакомстве с данной технологией у меня возникали затруднения при определении способов поиска решения и  постановки вопросов.  

   Первый год работы по данной теме самообразования я задалась целью: познакомиться с данным методом подробнее, изучить  дополнительную литературу.  В прошлом году я познакомила коллег с  методом проблемного диалога на научно-практической конференции учителей нашего района. Сегодня,   изучая эту технологию, внедряя ее в свою практику, посещая и анализируя уроки коллег,  я смогла сделать некоторые наработки по этой теме.

Во- первых, готовясь к уроку, я могу с точностью для себя сказать по какому предмету, на какой теме можно использовать проблемный метод. Во- вторых, в достаточной степени мне удалось анализировать и апробировать систему вопросов и заданий по данной технологии. Конечно, есть свои и успехи, и затруднения. Но процесс самообразования  предполагает стадии проб и ошибок. Данный метод  работает на уроке изучения нового материала.

 Больше всего «открытий» новых знаний   происходит, по моему мнению, на уроках математики. На уроках русского языка, чтения, окружающего мира накопление знаний происходит постепенно, они как бы наслаиваются друг на друга. И создать действительно проблемную ситуацию бывает сложно, но возможно. Кроме того, мало только создать проблему, важно найти правильные пути поиска ее решения. Лично для меня это наиболее сложный  момент, над которым я постоянно работаю.

      И так, чтобы создать проблемный урок, надо провести учащихся через

4 этапа:

  1. Постановка проблемы.
  2. Поиск решения.
  3. Выражение решения.
  4. Реализация продукта.

Для введения учащихся в ситуации проблемного диалога учителю необходимо:

-не забывать о типе вводимого на уроке знания;

-проработать различные варианты развития диалога, вероятные гипотезы учащихся и оптимальные формы работы;

-продумать продуктивные задания на воспроизведение знаний - их три типа: формулирование темы, плана, вопроса (в классе), составление опорного сигнала (в классе или дома) и через художественный образ (в классе, дома, по желанию).

Особое значение для диалогического общения имеет умение учителя задавать вопросы.

  Составляя и включая в свои уроки  проблемные задания, учитель должен иметь в виду то обстоятельство, что мыслительная активность ученика определяется не только характером и содержанием задания, а еще и  индивидуальными творческими возможностями ученика и его подготовкой.

     Поэтому для овладения умением задавать корректные вопросы, я руководствуюсь следующими правилами:

1.Вопросы должны быть поставлены ясно и четко.

2.Поиск ответа должен вызывать у ученика определенное умственное усилие и желание высказать собственное мнение.

3.Вопросы того или иного этапа урока должны быть выстроены в строгой последовательности и соответствовать определенной системе.

4.Ценность вопроса возрастает, когда он сопровождается эмоциональной окраской или наглядным материалом.

      По результатам применения технологии могу достоверно утверждать, что она эффективна:

  1. в воспитании активной личности, формировании инициативности, ответственности, способности к сотрудничеству. На первых этапах обучения активно работали 2 ученика из восьми в классе, теперь – 6 человек, и этот результат надеюсь улучшить;
  2. в стимулировании интеллектуального развития (увеличивается объем памяти, повышается произвольность внимания, развивается речь);
  3. в прочности усвоения знаний, так как путем постановки проблемы обеспечивается сильная мотивация, а путем поиска решения достигается полное понимание материала.

     Результаты, которые демонстрируют мои ученики, убеждают меня в том, что я на правильном пути. Дети стали активные, заинтересованные. Они  свободно высказывают свое мнение, даже если оно и неверное. Знания, добытые методом проб и ошибок, самостоятельно, наиболее прочные.

    Я убедилась на своих учениках: то, что «открыто» самими детьми, требует меньших затрат времени на отработку, и эти знания отличаются более высоким уровнем качества, чем полученные традиционным преподаванием.

 

                    Мастер- класс: «Построение проблемного диалога»

Ну, а теперь я хотела бы вам предложить поучаствовать в проблемном диалоге со мной, где вы, уважаемые коллеги, изнутри увидите суть данного метода.

Вопросы:

- Предлагаю посмотреть   следующие слайды. И внимание, постарайтесь запомнить, какие вы  испытываете при этом чувства, эмоции или же какие эмоции наблюдаете в увиденном. Можете назвать?

- Испытывая те или иные эмоции, мы их обычно называем положительные и отрицательные, человек как бы настраивается на определенное состояние.

- Догадались ли вы, о чем я бы хотела с вами побеседовать? Конечно, о настроении.

- Вы можете сказать, что или кто вам может  испортить  настроение?

-  Прочитайте, пожалуйста, и выберите, что из выше перечисленного могло бы улучшить ваше настроение.

- Как вы думаете, влияет ли  настроение на здоровье?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс Технология проблемного диалога и её роль в формировании регулятивных УУД

Задачи мастер-класса: выяснить, что собой представляют  регулятивные УУД;познакомиться с перечнем  РУУД, которые должны быть сформированы у обучающихся; узнать, с помощью чего можно сф...

Конспект урока по английскому языку для 3 класса "Пикник.Специфика употребления слов much,many,a lot of" к УМК М.З. Биболетовой с использованием технологии проблемного диалога

Данный урок разработан  с использованием технологии проблемного диалога и влючает в себя цель урока, предметные, метапредметные и личностные результаты,рефлексию,подробно расписаны этапы урока, с...

Мастер-класс "Освоение технологии проблемного диалога"

Фрагмент урока "окружающего мира" по теме "хозяйство человека"...

Мастер-класс "Освоение технологии проблемного диалога"

Фрагмент урока "окружающего мира" по теме "хозяйство человека"...

Мастер-класс "Освоение технологии проблемного диалога"

Фрагмент урока "окружающего мира" по теме "хозяйство человека"...

Мастер – класс: «Проблемный диалог – средство развития универсальных учебных действий младших школьников в системе курса окружающий мир»

В данном мастер-классе показано использование деятельностно-компетентностного подхода на уроках окружающего мира, как средство развития  УУД обучающихся 1-4 классов....