Выступление на шмо учителей начальных классов
учебно-методический материал на тему

Осадченко Наталья Алексеевна

организация внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на ШМО

Реализация внеурочной деятельности учащихся в соответствии с ФГОС второго поколения

«Только та школа становится очагом духовной жизни, где помимо интересных уроков имеются и успешно применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков».

                                                                       В. А. Сухомлинский

Проблема использования свободного времени младших школьников всегда была насущной для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно осуществлять воспитание в свободное от обучения время.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации.

Внеурочная (внеучебная) деятельность школьников является одним из инноваций Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Согласно проекту нового Базисного учебного плана она становится обязательным элементом школьного образования и ставит перед педагогическим коллективом задачу организации развивающей среды для обучающихся.

Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. В новом ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Оно должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебную и внеурочную.

Внеурочная деятельность – это понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Основными целями внеурочной деятельности по ФГОС являются создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Внеурочная деятельность - неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, позволяющая реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта в полной мере. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие; а так же самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.

Для реализации ФГОС в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

  • игровая деятельность;
  • познавательная деятельность;
  • проблемно-ценностное общение;
  • досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
  • художественное творчество;
  • социальное творчество;
  • трудовая (производственная) деятельность;
  • спортивно – оздоровительная деятельность;
  • туристско-краеведческая деятельность.

Внеурочная деятельность ставит ряд задач:

  • развитие интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;
  • создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
  • формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
  • развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
  •  создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
  •  развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
  •   расширение рамок общения в социуме.

Основными принципами, которыми должен руководствоваться педагог, при осуществлении ВД должны быть:

  1. Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности.
  2. Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка.
  3. Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка.
  4. Единство обучения, воспитания, развития.
  5. Практико-деятельностная основа образовательного процесса.

Учащиеся моего класса систематически посещают кружок английского языка «Занимательный английский», занимаются в ДШИ  по классу «Фортепьяно».

На сегодняшний день наша  школа работает по следующим направлениям

  • спортивно – оздоровительное
  • духовно - нравственное
  • общекультурное
  • общеинтеллектуальное
  • художественно-эстетическое

Спортивно-оздоровительное направление реализуем  в программах “Школа докторов здоровья ”,  “Шахматная школа ”, “Казачьи игры ”.

Основное внимание этого направления уделяется укреплению здоровья, развитию двигательных способностей, получению теоретических и практических знаний о здоровом образе жизни.

Общекультурное направление представлено программами «Умелые ручки»,  «Творческая мастерская»,  «Разговор о правильном питании».

 Целью которых является раскрытие новых способностей обучающихся в области творчества, развитие умения видеть жизнь глазами творческого человека. По этому направлению мы, учителя, осуществляем  свою работу в форме игровых занятий, мини-спектаклей, конкурсов, выставок.

Общеинтеллектуальное направление реализуется программой  «Интеллектуальные игры», «Умники и умницы».

Ведущей идеей программ является поиск способов такой организации учебного процесса, в ходе которого произойдёт освоение механизма самостоятельного поиска и обработка новых знаний даже в повседневной практике взаимодействия с миром. Формы организации работы разнообразны. Это беседы, игры, викторины, ребусы, кроссворды.

Социальное направление представлено программой «Юный эколог».  Работа проводится в форме игр, тестов, занимательных заданий, сообщений, просмотра видеофильмов.

Духовно-нравственное направление – внедрение  программы  «Мой край», «Азбука донского казачества». Ребята через видеофильмы, презентации, чтение книг, бесед, игр узнают быт и жизнь донских казаков.

Внеурочная деятельность в классе охватывает большой спектр работы.

-- Уроки этики, заочные путешествия, экскурсии.

--Литературно-музыкальные постановки, разучивание песен и  танцев.

--Изучение правил поведения в школе и на улице, о взаимоотношениях в семье.

--Экскурсии и знакомства с представителями разных профессий, кл.часы о роли труда и полезной деятельности, участие в мероприятиях, посвященных традициям и трудовому  опыту семьи

--экологические игры, тренинги, праздники, субботники, акции, выпуск плакатов и стенгазет; викторины

--изучение жизни и быта Донских казаков: чтение книг, презентации, заочные экскурсии в музеи

При организации внеурочной деятельности школьников педагогу необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности.

Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности распределяются по трём уровням.

Первый уровень – приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.) Достигается во взаимодействии с педагогом.

Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям  общества. Достигается в дружественной детской среде (коллективе).

Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Достигается во взаимодействии с социальными субъектами.

Результатами успешной внеурочной деятельности становятся достижение школьником знаний и понимания общественной жизни, стремление к ценностному отношению и самостоятельные действия в общественной жизни.

Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей.

Школа после уроков - это мир творчества, раскрытие ребёнком своих интересов, своего «я». Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, это даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Ведь самая главная задача школы не только дать образование, но и воспитать достойного человека!!!





Предварительный просмотр:

Выписка из протокола №4 от 28.02.15г.                                                                                          

заседания ШМО классных руководителей

Повестка дня:

Выступления из опыта работы:

-Причины и мотивы девиантного поведения детей и подростков в семьях социального неблагополучия.

-Работа классного руководителя по раннему выявлению неблагополучия в семье.

-Воспитательная работа  по профилактике правонарушений среди обучающихся.

По данному вопросу выступили:

       Осадченко Н.А., классный руководитель 2 класса. Она сказала о том, что в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее - настоящий Федеральный Закон в соответствующем падеже) общеобразовательное учреждение общего образования, осуществляющие образовательный процесс, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:

1) оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении;

2) выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принимают меры по их воспитанию и получению ими общего образования;

3) выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывают им помощь в обучении и воспитании детей;

4) обеспечивают организацию в образовательных учреждениях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;

5) осуществляют меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

          Работа с различными группами учащихся школы, наблюдение за их поведением, условиями в семье, родительско-детскими отношениями позволили выделить следующие факторы риска:

  • частые случаи антисоциального поведения уже в раннем возрасте;
  • недостаточная забота о ребенке со стороны семьи;
  • конфликты в семье;
  • малообеспеченность;
  • неполные семьи;
  • чрезмерная самостоятельность ребёнка;
  • недостаточное количество времени, уделяемого ребёнку в семье.

Наличие этих факторов не означает, что подросток обязательно совершит правонарушение или проявит антисоциальное поведение, но вероятность этого имеется. Чем больше подобных факторов, тем выше степень риска.
      Учитывая эти особенности, классные руководители уделяют большое внимание профилактической работе с детьми и семьями.      

        Наша с вами задача как можно раньше выявить семьи, находящиеся в социально опасном положении и вести с ними профилактическую работу. Так как это неблагополучные семьи.

Для выявления неблагополучных семей  проводится обследование ЖБУ, позволяющий выявить всех детей, проследить их занятость. На этом этапе мы сотрудничаем с сельским советом и врачебной амбулаторией.

        На основе актов обследования делаются выводы о семейном благополучии детей и выделяются семьи с высоким риском социального неблагополучия. Определяются дети, находящиеся в социально опасных условиях. Сведения о них сразу сообщаются в КДН и ЗП, в орган опеки и попечительства. С этими семьями работа, направленная на защиту прав ребенка, создание ему достойных условий жизни, проводится индивидуально, комплексно, с участием всех заинтересованных служб.
      Для родителей проведены индивидуальные консультации о типах семейного воспитания, по семейным ролям, по механизму усвоения ребенком нравственных ценностей, влиянию атмосферы семьи на нравственное развитие ребенка, причинам трудностей в поведении детей, детской лжи и воровству, по приемам регуляции взаимоотношений, по созданию в семье благоприятного психологического климата, по здоровому образу жизни, по индивидуальным и возрастным особенностям детей, по преодолению психотравмирующих ситуаций, об ответственности родителей за воспитание и содержание детей, по требованиям к родителям в законодательстве нашей Республики, по защите прав несовершеннолетних, по анализу семейного благополучия, по путям выхода из сложившейся в семье трудной ситуации, по государственной поддержке семей, имеющих детей.

Постановили:

1. Проводить выявление и диагностику семей, находящихся в социально опасном положении.

2.Вести организацию коррекционной, реабилитационной работы с такими семьями.       

3.Особое внимание в работе с несовершеннолетними уделить детям с дивиантным поведением.

Руководитель ШМО                                                        Н.А.Нурматова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.Пушкино Учитель Сучкова Ольга Алексеевна Организация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.

Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.ПушкиноУчитель Сучкова Ольга АлексеевнаОрганизация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.От современного учителя требуется формир...

Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.Пушкино Учитель Сучкова Ольга Алексеевна Организация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.

Выступление на ШМО учителей начальных классов МБОУ СОШ№6 г.ПушкиноУчитель Сучкова Ольга АлексеевнаОрганизация проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.От современного учителя требуется формир...

Выступление на МО учителей начальных классов "Ключевые компетентности учителя начальных классов"

Ключевые компетентности педагогов начального образования в соответствии с ФГОС НОО. Виды компетентностей....

Выступление на ШМО учителей начальных классов «Взаимодействие учителя и обучающихся на уроках литературного чтения и развития речи по ФГОС НОО»

Выступление на ШМО учителей начальных классов «Взаимодействие учителя и обучающихся на уроках литературного чтения и развития речи по ФГОС НОО»...

Выступление на ШМО учителей начальных классов МКОУ «Любимовская СОШ» Тема выступления: «Формирование функциональной грамотности на занятиях во внеурочной деятельности»

В статье рассмотрены теоретические подходы к формированию функциональной грамотности у младших школьников. Автор оценивает их соответствие требованиям времени, обосновывает содержательное наполнение п...

Выступление на ШМО учителей начальных классов МКОУ «Любимовская СОШ». Тема выступления: «Формирование читательской грамотности через технологию проектной деятельности»

Материал  содержит рекомендации по планированию проектной деятельности на уроках литературного чтения в 3-4 классах,  так же   описаны  методики исследования сформированн...