Роль творчества Г.Х.Андерсена в воспитании гуманизма у младших школьников.
статья на тему

Велика рольсказок Г.Х.Андерсена в духовно-нравственном воспитании ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл niatbakieva_m.h.docx18.16 КБ

Предварительный просмотр:

Роль творчества Г.Х. Андерсена в воспитании гуманизма
у младших школьников.

Одной из задач в формировании личности младшего школьника является обогащение его нравственными представлениями и понятиями. Степень овладения ими у детей различна, что связано с общим развитием ребенка, его жизненным опытом. В этом плане велика роль уроков чтения. Часто мы говорим: «Книга - это открытие мира».

Действительно, читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка.

Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения.

Огромное значение в духовно-нравственном воспитании ребенка играют сказки, т.к. они несут в себе большой потенциал положительных нравственных поучений. Сильной стороной сказок является их активная, действенная направленность на победу добра. Сила воздействия образа и сюжета сказки такова, что младшие школьники уже в процессе первого чтения ярко проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам сказок, всецело встают на сторону угнетаемых, готовы прийти им на помощь. Дети искренне радуются, что побеждает справедливость: простые бедные люди выходят из беды, а злые
погибают, т.е. зло наказано, добро восторжествовало. Дети хотят, чтобы и в жизни всегда было так.

В яркой поэтической русской народной сказке «Гуси-лебеди» три нравственные параллели-ответственность, послушание, трудолюбие; соединившись, они развертываются в глубокую науку нравственности: как бы тебе ни было плохо, умей слышать другого. Способность участия в беде другого, когда и самому-то тяжело, признается в народе нравственным высшим качеством и подчеркивает богатство души. Поделись последним, протяни руку помощи, скажи доброе слово надежды, утешения, избавь от страданий. Сострадание, соучастие, совесть, содействие - это основы человеческого достоинства, по строгой оценке, народа. Именно в этом состоит воспитательная ценность сказки.

Велика роль сказок Г.Х. Андерсена в духовно-нравственном воспитании ребенка. Сказки
Г.Х. Андерсена, как и великая классическая литература, славят вечные вопросы о смысле земной жизни и высших ценностях человеческого бытия, о счастье и судьбе, о добре и зле.

Андерсен учит разбираться в людях, помогает понять, что такое Справедливость, Красота, Любовь, учит ненавидеть ложь и несправедливость.

Сюжеты для своих сказок Андерсен черпал в фольклоре и бережно сохранял в них народные представления о доброте как главном человеческом качестве, о всепобеждающей силе любви, которая выражалась в самопожертвовании, о трудолюбии, о справедливости, которая, в конце концов, всегда торжествует. Но обстоятельства его жизни, личная судьба, которая мало давала ему счастья, накладывали отпечаток на его произведения, и некоторые его сказки заканчиваются печально. Авторская сказка имеет право на это.

Особенностью авторских сказок является соединение реального и чудесного, это сближает сказку с жизнью. Андерсен устами своей героини — Бузинной матушки — говорит: «Из действительности – то и вырастают чудеснейшие сказки!»

У Андерсена наряду с волшебными действуют реальные герои. Явления природы, обстановка, вещи — всё это реальное, узнаваемое, герои его сказок — короли и принцессы, жуки и русалки—ведут себя как люди, живут и действуют по-человечески, и мы верим в их существование.

Автор в литературной сказке чаще всего рассказчик, но Андерсен — рассказчик, так явно проявляющий себя, своё сочувствие бедным, но добрым и благородным людям, ненависть к жадным и злым, нечестным и завистливым. Его интонация доверительна и лирична, он рассказчик, который может начать сказку так: «Ну, начнём! Вот дойдём до конца нашей сказки, тогда будем знать больше, чем теперь...» Единой и бесконечно повторяющейся темой сказок Андерсена является тема любви, борьбы светлых человеческих чувств с темными силами, данная и в плане социальном, историческом, и вообще философском. Эта проходная тема превращает собрание сказок Андерсена в цельное захватывающее произведение, в гимн человеколюбию, самоотверженности, смелости и героизму человека. Эта тема звучит в таких сказках, как “Дикие лебеди», «Русалочка” и многих других. В знаменитой сказке “Снежная королева” великая сила любви и светлых чувств, мужества и стойкости показана особенно ярко. Когда в поисках Кая Герда верхом на олене приближается ко дворцу Снежной
королевы, олень просит мудрую финскую женщину наделить Герду небывалой силой, иначе ей не вернуть Кая. Но вот что отвечает ему эта женщина: “Сильнее, чем она есть, я не могу ее сделать. Неужто ты сам не видишь, как велика ее сила? Подумай, ведь ей служат и люди, и животные! Она босиком обошла полсвета! И эта сила скрыта в ее сердце.” Такова сила любви в сказках Андерсена-она поистине движет горами, она побеждает горе и разлуку, она возвращает к жизни обреченных на смерть.

В творчестве Андерсена, в той особой вселенной, какую представляет собой мир его сказок, господствует суровый Нравственный закон. Ведь недаром же маленькая русалочка или бедная маргаритка, стойкий оловянный солдатик и его бумажная невеста жертвуют жизнью ради высокой любви.

Мотив немой, обреченной, но самоотверженной, верной до конца любви, всесильной наперекор обстоятельствам, постоянно повторяется в сказках Андерсена.

Подлинные герои Андерсена, беспомощные и униженные внешне, полны мужества и
нравственной великой силы.

Андерсен явился создателем литературной сказки Дании. Он дал ей развернутую творческую историю, дал свое имя, и сказка эта до сих пор осталась андерсеновской. Когда говорят “андерсеновская” сказка, то под этом подразумевается гуманное и лирическое настроение, которым окрашены произведения Андерсена, вложившего в них свое мировоззрение во всей его сложности и противоречивости. Подразумевается при этом и андерсеновское одушевление предметов. И сочетание фантастики, волшебства с реальным и действительным, что составляет сущность творческого метода великого датского сказочника. И расширение мира народной сказки, куда Андерсен ввел множество предметов и явлений окружающего мира - деталей быта, природы, научных и технических достижений, исторических и географических деталей. Как справедливо пишет В. Б. Шкловский, “Андерсен обрабатывал народные сказки, соединяя их с новым бытом Дании”.

Две даты: 2 апреля 1805 года 4 августа 1875 года.... А между ними жизнь от сына
башмачника и прачки до великого сказочника, подарившего миру 170 прекрасных сказочных историй. И если бы каждый человек начинал свою жизнь с томика его сказок, на свете было бы меньше зла и недобрых людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейные традиции и их роль в воспитании экологической культуры младших школьников

В статье раскрывается роль семейных традиций в экологическом воспитании младших школьников....

Коллективная деятельность как актуальный метод художественного воспитания и приобщения младших школьников к изобразительному творчеству

Цель данной работы – определить содержание, раскрыть различные формы организации коллективного творчества на уроках изобразительного искусства в условиях специального (коррекционного) образовательного...

Обобщение опыта работы по теме "Роль продуктивных приемов решения задач в развитии логического мышления младших школьников"

Целью современной школы являются личностное и познавательное развитие учащихся, способное обеспечить умение учиться. В начальной школе  новообразованием является мышление , оно приобретает домини...

Организация проектно-исследовательской деятельности с младшими школьниками. Проект "Вода-наше богатство" в рамках воспитательной работы по направлению экологическое воспитание и образование младших школьников" ФГОС

Описание  планирования организации работы над проектом "Вода-наше богатство", конспект занятия №4 "Изготовление плакатов по темам "Вода-источник жизни" и " Загрязнение и охрана водоёмов"Цель заня...

РОЛЬ ПЕДАГОГА В ВОСПИТАНИИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ИХ БЕЗОПАСНОСТИ

         Статья посвящена актуальной проблеме – профессиональной компетентности педагогов в обеспечении здоровья и безопасности обучающихся, воспитании культуры здоровь...