Беседа «Путь к Победе» (Великая Отечественная война в произведениях художников)
план-конспект на тему

Беседа о Великой отечественной войне на примере произведений живописи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon put_k_pobede.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект внеклассного занятия

Форма внеклассного занятия: беседа

Тема внеклассного занятия: «Путь к Победе»

(Великая Отечественная война в произведениях художников)

Составила: учитель начальных классов Николаева В.Г.

Цель: воспитание патриотических чувств у детей, знакомство с трагическими событиями истории родной страны, героизмом ее защитников.

Работа с понятием «батальный пейзаж».

Словарная работа: блокада, эвакуация, надолба, противотанковый еж

Оборудование занятия:

  1. репродукции картин П.Кривоногова «Комиссар крепости», А. Дейнека «Окраина Москвы», «Дневник блокады», С.  Бойма «Регулировщик»,М. Самсонова «Сестрица», Дорохтей «Полевой госпиталь», Лактионова «Письмо с фронта», Харламова «Победа»;
  2. фланелеграф с комплектом изображений «Салют Победы».

Ход занятия.

 Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблекли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок в росинках весь к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиною,

Что вся Земля еще спала, казалось,

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то 5 минут осталось.

  • Как вы думаете, ребята, о чем это стихотворение? Какой праздник, одновременно печальный и радостный, скоро будет отмечать наша страна?

     Правильно, стихотворение написано о Великой Отечественной войне. 9 мая — день Победы.

  • Ранним утром 22 июня 1941 года войска фашистской Германии вероломно вторглись на территорию Советского Союза, так в то время называлось наше государство. Вероломно — значит внезапно, без предупреждения, стараясь захватить врасплох. Страшная опасность нависла над нашей страной. В первую очередь приняли удар на себя пограничники.
  • В том месте, где река Мухавец впадает в Западный Буг, располагалась крепость. Так как она находилась в черте города Бреста, ее так и назвали «Брестская крепость». Представьте себе: вы легли спать теплым летним вечером. А проснулись от оглушительного грохота, взрывов, от того, что здания вокруг рушатся, падают.

     Именно такое пробуждение ждало людей Брестской крепости. 22 июня 1941 года в 4 часа утра пушки немецких войск открыли огонь, над крепостью закружились самолеты, засыпая ее бомбами. Гитлеровские солдаты ворвались во двор крепости, думая, что быстро ее захватят. Но этого не случилось. Защитники Брестской крепости сумели отбить атаку. Начались тяжелые, долгие бои. Фашисты окружили крепость, бомбили ее, обстреливали со всех сторон, постоянно штурмовали. У наших солдат не хватало патронов, оружия — склады с боеприпасами были разрушены. Нечего было есть, и не хватало воды. А до реки добраться не было никакой возможности — фашисты день и ночь обстреливали берег, надеясь на то, что измученные жаждой советские солдаты сдадутся. Крепость не сдавалась почти месяц, ей было присвоено звание «Крепость-герой».

  • Художник Павел Кривоногов изобразил одного из героев, картина называется «Комиссар крепости».
  • Можно назвать это картиной мирного времени?

   Нет, сразу становится понятно, что художник изобразил войну. Он использовал темные, мрачные краски. На заднем плане мы видим стены крепости. Она окутана дымом, черноту высвечивают всполохи огня.

  • Как выглядит комиссар крепости?

  Он стоит у стены, широко расставив ноги. Руки он держит за спиной. На голове повязка. Военные обычно бывают аккуратными, но комиссар в грязной, пропыленной форме. Гимнастерка не подпоясана ремнем. Видно, что комиссар участвовал в тяжелых боях.

  • Комиссара со всех сторон окружают зловещие темные тени, они как будто подползают к нему по обожженной земле. Это фигуры немецких солдат с оружием наперевес.  Фашисты ждут команды своего офицера, который изображен справа. Он  прячется в темноте. Художник изобразил комиссара как будто в луче прожектора. Ефим Фомин не испугался, не стал молить о пощаде. Он любил свою родину. Крепость за его спиной, как живая, возвышается мрачная, гордая и неприступная. Комиссар и крепость были захвачены, но не сдались, не признали поражения.
  • В годы войны многие художники ушли на фронт. Они сражались с защитниками-солдатами, отстаивали Родину. Но еще художники писали картины, которые вдохновляли людей. Мы с вами рассматривали на предыдущих занятиях различные пейзажи. А сейчас перед вами картина, на которой изображен грозный, настороженный город, готовый к отпору.
  • Александр Александрович Дейнека «Окраина Москвы»
  • Этот пейзаж создан в дни сражений за столицу нашей Родины — Москву.

Как можно понять, что изображено военное время?

       Картина написана темными тонами. И на переднем плане мы видим оборонительные сооружения. Это противотанковые ежи и надолбы. Противотанковый еж — это заграждение в виде объемной шестиконечной    звезды около 1 метра высоты. Выдерживает вес танка, может его остановить и даже повредить. Надолбы — это вертикально вкопанные в землю рельсы, бревна. Мы смотрим на оборонительные сооружения и понимаем, что их строили все люди, жители города. В годы войны был такой девиз: «Все для фронта, все для победы».  

  • Какое настроение возникает при взгляде на эту картину?

    Когда смотришь на картину «Окраина Москвы», ощущаешь тревогу за этот прекрасный город. Кажется, что опустевшие дома словно замерли в ожидании решительного сражения. Злой ветер гонит колючий снег, треплет брезентовое покрытие грузовика, который куда-то мчится. Небо в темных тучах, а вдалеке видны отблески взрывов. И хоть на картине не видно людей, но мы чувствуем их решимость отстоять родной город.

Враги не смогли взять Москву. Но Гитлер хотел победить еще один красивый город. Его зовут северной столицей нашей страны. Тогда он назывался Ленинградом. Но и этот город не захотел сдаваться. Тогда враги окружили его со всех сторон. В Ленинград невозможно было привезти еду, из него нельзя было выехать. А еще его постоянно бомбили немецкие самолеты. Тогда страна узнала страшное слово — блокада. Но жизнь в городе не замерла. Люди продолжали работать, заботиться друг о друге.

  • Вот картина «Дневник блокады». Мы видим девочку, которая стоит, закутавшись в большой плед. Не работает водопровод, в батареях отопления нет воды, они холодные. Для того, чтобы как-то обогреться, нужно затопить печку-буржуйку (это такая печка, которую делали в военное время из обычной железной бочки). Но где взять топливо? Все книги из домашней библиотеки сожжены. Пришел черед паркета. Он уже наполовину разобран. На заднем плане картины видна кровать, в которой кто-то лежит. Возможно, это бабушка девочки. У нее уже нет сил, чтобы встать. Ведь норма хлеба, который получали ленинградцы на день по специальной карточке, была очень маленькой. Представьте себе кусочек размером со спичечный коробок. А больше еду было неоткуда взять.
  • Хлеб привозили зимой по застывшему Ладожскому озеру. Эту трассу прозвали «дорогой жизни».  Вот картина «Регулировщик». На трассе таких регулировщиков было 350 человек. Ведь Ладожское озеро коварно, постоянно образуются проруби, лед неровный. Да и вражеские самолеты обстреливали эту дорогу. Регулировщики следили за трассой, при необходимости показывали , куда нужно ехать сбившимся с пути машинам. В Ленинград везли хлеб, а обратно машины возвращались с людьми. Дети, старики, больные отправлялись в эвакуацию из осажденного города. Эвакуация — это отъезд в безопасное место.
  • Блокада Ленинграда продлилась почти 900 дней, и это было настоящее счастье, когда удалось прорвать блокадное кольцо. Картина «Прорыв блокады» показывает нам ликующих бойцов. Ведь о ленинградцах переживала вся страна.
  • Война коснулась каждого жителя нашей страны. Это были дети. «На Неву за водой». Посмотрите, две маленькие девочки помогают своим мамам. Они отправились за водой с маленькими саночками. Младшая девочка носит воду в ведро из чайника — на большее не хватает сил. У детей бледные, изможденные лица. Они очень грустные. Хочется им  помочь, пожалеть и утешить.
  • Еще дети помогали взрослым даже не заводах, где производили снаряды для фронта.
  • А вот солдат-защитник. Картина художника Иванова «Медаль «За отвагу».
  • Физкультминутка «Силачи-богатыри».
  • Множество сражений пришлось выдержать защитникам нашей Родины. На поле боя они получали ранения, и на помощь приходили медсестры и врачи. Вот картина художника Дорохтея «Полевой госпиталь». В этом госпитале нет стен — их заменяют подвешенные к потолку простыни. Нет электричества, и раненого оперируют при свете керосиновой лампы. В центре картины изображен врач. Он готовится к операции. Медсестра в повязке завязывает ленты халата. У врача исхудавшее усталое лицо. Он греет руки над печью-буржуйкой. Справа изображен рукомойник, подвешенный над железным тазом. Ведь в полевом госпитале не было привычного нам водопровода.  Слева изображена медсестра, присевшая на стул. Наверное, она рада предоставившейся минутке отдыха. Медсестры на только помогали врачам в их работе, следили за выздоравливающими. Они еще и выносили раненых с поля боя.
  • Марат Самсонов «Сестрица».
  • На этой картине художник изобразил хрупкую девушку, которая помогает тяжелораненому командиру добраться до окопа. Ей трудно, она выбивается из сил, но упрямо идет вперед. Под ногами глубокий рыхлый снег. Тут и там зарево от взрывов. Идет бой. Но сестрица, как ласково зовут девушку бойцы, не обращает на это внимание. Она не бросила оружие, на ремне висит автомат. Она оказала раненому первую помощь — его голова перевязана. Мы вместе с художником восхищаемся мужеством и самоотверженностью фронтовой медсестры, ее подвигом, который она совершала каждый день.
  • Пока защитники нашей родины сражались с врагом, людям в тылу тоже приходилось трудно. Жены и дети солдат, матери и старики трудились изо всех сил. Нужно было отправлять продовольствие для фронта, изготавливать оружие и снаряды. Нужно было следить за мирными поселениями во время бомбежек. Были созданы специальные дружины.
  • Посмотрите не картину художника Лактионова «Письмо с фронта».

     На первый взгляд, это картина о мирной жизни. Яркое синее небо, светит солнышко, люди улыбаются. Но тут же замечаешь приметы войны. Вот фронтовик. У него грудь в орденах и медалях. Но он не прячется от войны в тылу. Он приходит в себя после ранения — рука перевязана, да и ходить без костыля воин не может. У девушки, стоящей рядом с ним, на руке красная повязка дружинницы. Вся семья собралась вместе послушать письмо с фронта, которое читает мальчик, сидящий на табуретке. Все улыбаются. Скорее всего, новости хорошие. Наверное, автор письма пишет, что он жив, что войне скоро конец.

  • И вот наконец пришел долгожданный день, ставший одним из самых главных праздником в нашей стране. День победы, 9 мая 1945 года.
  • Художник Харламов так и назвал свою картину - «Победа».

    Худенький мальчишка всю войну работал почтальоном. Разные новости приходилось передавать людям, разные письма. Весточкам с фронта он радовался вместе с теми, кому они предназначались.  Большое мужество требовалось от маленького почтальона, когда приходили плохие новости и нужно было и их передать адресатам. Но теперь он сидит верхом на белом коне, широко раскинув поднятые вверх руки. Этого долгих четыре года ждала вся страна, и этот день пришел. Мальчик выкрикивает одно слово: «Победа!» и мы радуемся вместе с ним.

  • Итог занятия.

   Давайте еще раз посмотрим на картины, которые мы видели на сегодняшнем занятии и составим свою на фланелеграфе. Назовем ее «Салют над городом в честь Победы».

                           

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к дню Победы "Великая Отечественная война"

Данная презентация может быть использована при проведении классного часа, посвящённого величайшему празднику нашей страны, Дню Победы. Презентация составлена совместно учеником 3 класса А Цатурян Арсе...

Урок - презентация "Хронология Великой отечественной войны в работах художников"

Данная работа позволит в увлекательной, интересной форме провести урок мужества в 1 классе, посвящённом "Великой отечественной войне 1941 -1945 г.г.".   Учащиеся познакомятся с работами изве...

Тест " Великая Отечественная война в произведениях для детей"

Данный тест можно использовать на заключительном уроке после изучения темы "Великая Отечественная война в произведениях для детей"...

Великая Отечественная война в произведениях поэтов. Р.Рождественский «Реквием»

Обзор поэзии времён Великой Отечественной войны; поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя...

Мероприятие, посвященное 75-й годовщине Победы Великой Отечественной войне «ПЕСНИ ВЕСНЫ - ПЕСНИ ПОБЕДЫ!»

Приближается славная дата в жизни нашего народа - День Победы в Великой Отечественной войне. 75-й год мы живём под мирным небом, свято помня о том, какой ценой был завоёван мир на Земле. ...