Великая Отечественная война в произведениях поэтов. Р.Рождественский «Реквием»
методическая разработка по чтению по теме

Кравченко Надежда Александровна

Обзор поэзии времён Великой Отечественной войны; поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературное чтение, 4 класс

Тема. Великая   Отечественная   война в произведениях поэтов.

Р.Рождественский «Реквием»

Цель:

— дать обзор поэзии времён Великой Отечественной войны, показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя;

Актуализировать умения:

— развивать умение выделять главное в материале, развивать речь учащихся, расширять кругозор учащихся;

Научить:

— раскрывать значение слов «реквием», «Отечество», патриотизм и использовать их в активном словаре;

— определять тему произведения и обосновывать своё мнение;

— проводить взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания;

— формулировать высказывание в рамках учебного диалога;

— договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе.

Личностные умения:

— проявлять уважение к ветеранам Великой Отечественной войны;

—проявлять интерес к истории своей Родины; воспитывать гордость за военное прошлое  своих родственников.

Познавательные умения:

— раскрывать значение слов «реквием», «война», «счастье» и использовать их в активном словаре определять тему произведения и обосновывать своё мнение;

— определять проблему взаимоотношений героев произведения и обосновывать своё мнение, опираясь на текст.

Регулятивные умения:

— работать с текстом стихотворения, используя опорные слова;

— проводить взаимопроверку и самопроверкупри выполнении учебного задания;

 -   формировать у детей  умение анализировать, обобщать, оценивать результат своей деятельности.

Коммуникативные умения:

— формулировать высказывание в рамках учебного диалога;

— договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе;

—осмысление правил взаимодействия в группе: умение договариваться о совместных действиях;

Предметные умения:

— работать с содержанием текста;

— выбирать высказывание, которое можно использовать в качестве совета.

Оборудование: учебник Л.Ф. Климановой «Литературное чтение», 4 кл., презентация к уроку, диск Л.Ф. Климановой «Литературное чтение», 4 кл., тест с эталоном для взаимопроверки и критериями оценивания;

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  1.  Ребята, сегодня у нас на уроке гости. Начнём  урок с упражнения «Поздоровайся глазами». При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение. (Выполнение упражнения).
  1. Актуализация знаний учащихся.

мы продолжаем  знакомство с разделом  «О Родине, о подвигах, о славе».

Слайд 1.

К  уроку я взяла эпиграф Константина Симонова:

«Не смеркнет свет нашей памяти»

 - Как вы считаете, какое слово в данном эпиграфе ключевое?

А как вы понимаете значение слова память?

(ответы детей)

-Память – воспоминание о ком или о чём-нибудь.

-Без прошлого нет будущего. Ведь в прошлом остается что-то такое, чего нельзя уничтожить, что-то жизненно важное.

(Ответы детей)

III. Определение темы урока, целей

1  этап — «Вызов» (ликвидация чистого листа)

Слайд 2

Сравните эти два рисунка (война и мир)

1.  Произнесите слово ВОЙНА медленно с чувством.650

2.   Какие смысловые ассоциации у вас возникли?

(смерть, разруха, горе, голод, слёзы, плач).

Подберите к слову ВОЙНА эпитеты? Какая она?

 (жестокая, бессердечная, страшная кровавая, зверская).

3.Какие чувства у вас вызывает война?

 (тревожные, беспокойные, печальные, горькое).

4.Что вы знаете о ВОВ?

 (начало 22 июня 1941 года – окончание 9 мая 1945 года).

5.Достаточно ли у вас знаний об этом?

6.Что нужно сделать, чтобы расширить свои представления об этом? (читать рассказы о войне, смотреть фильмы, провести исследование в своей семье по теме, обобщить материал)

7.Работа в парах

Слайд 3

Подберите рифму к словам

Ты нарисуешь ___________,

Я нарисую __________,

Он нарисует свет в оконце,

Она нарисует __________,

      Мы нарисуем ___________,

      Школу, _____, ______________,

      И зачеркнем нашей общей кистью

________, ______,_____ и _____.

Слова для справок:

Выстрелы, осенние листья, ручей беспокойный , взрывы, колосья хлеба, яркое солнце, синее небо, друзей, войну, огонь

- Какой жанр у нас получился (стихотворный)

Карта самооценки

II этап

  1. Попрошу  поставить парами слова, то есть к данным словам подобрать пару.

(у доски 4 человека, у детей карточки)

                                          МИР

                    ОТЕЧЕСТВО  

                                                           ЖИЗНЬ

                         СЧАСТЬЕ

-Почему именно эти слова поставлены рядом? (ответы детей)

«САМООЦЕНКА»

3 этап.  

ДОМ ИДЕЙ

-предположим, какая тема урока? (каждое брёвнышко, это идея, запишите у себя в творческих листах). Кто хочет  свои идеи воплотить в брёвнышки домика, пожалуйста. Построим домик. proj_b2_4b

С чем мы познакомимся на уроке?

- с поэзией о войне

- с поэтами, которые написали стихотворения о героях, о смелости, о Родине

Чему будем учиться?

 -Будем учиться анализировать  произведение, размышлять над поступками и действиями героев. Познакомимся с новыми стихотворениями.

- продолжать знакомиться с поэзией Великой Отечественной войны;

-знать  то, о чём прочитали;

-больше узнать о войне;

«САМООЦЕНКА»

IV.Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Слайд 4

1. Ветер времени открывает нам  самую страшную страницу истории нашей Родины, о которой мы забыть не в состоянии. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА ПРОШЛА БОЛЕЕ 70 лет тому назад, вам сейчас по 10 лет, КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, может быть не нужно вспоминать о ней?

(ответы детей).

Грозные события четырехлетней войны все дальше уходят в прошлое. Но время не властно над людскими сердцами. В них  живет, и всегда будет жить память о подвигах и мужестве тех, кто отстоял свою Родину, спас мир от фашистского порабощения.        

Война явилась небывалым по своей жестокости испытанием всех материальных и духовных сил человека, самой суровой проверкой боевых качеств.

Слайд 5. Великая Отечественная война оставила глубокий след  в русской поэзии. Лирику тех лет отличала теснейшая связь с народом, активность, патриотизм.

Давайте вспомним  произведения, с которыми мы познакомились  в разделе «О Родине, о подвигах, о славе».

(портрет)

Слайд 6.

Елена Александровна Благинина (1903-1989 г.)

«Папе на фронт»

Содержание.  Мальчик пишет письмо отцу на фронт. Он ждет  возвращения своего папки, он  мечтает об этом, и его мечта  реализуется во сне. Мальчик надеется, что отец вернется живым, здоровым на Новый год и все его мечты исполнятся.

Какие опорные слова: (ДОМ-СЧАСТЬЕ, ДЕРЕВО (елка) МИР)

Слайд 7.

Муса Джалиль(1906 – 1944)

«Варварство»

 (аннотация стихотворения) Сюжет стихотворения — карательная операция, расстрел фашистами мирных жителей, женщин и детей. Все происходящее, по мнению автора, немыслимо, непостижимо, противно человеческому разуму. Сама природа восстает против этого варварства: на землю опустились тучи, «плакали… реки», «в ярости рыдала мать-Земля», «солнце скорбное в последний раз детей поцеловало».

Мать и дитя — это, по мысли поэта, есть то, что свято и незыблемо. Мать — это вечный символ природы, жизни, детям же принадлежит будущее.

Какие опорные слова  являются раскрытием  содержания, сюжета стихотворения (МАМА-ЖИЗНЬ, РОДИНА-ОТЕЧЕСТВО)

Слайд 8

Леонид  Васильевич Лапцуй  (1929 – 1982) ненецкий  писатель. Стихотворение «Помните» 

Сюжет стихотворения содержание. Как важно было в тяжелое для страны время не растерять таких важных качеств, как сочувствие, сострадание, патриотизм.

Опорные слова МАМА-ЖИЗНЬ, ОТЕЧЕСТВО-РОДИНА, ДОМ-СЧАСТЬЕ

V.ФИЗМИНУТКА

Руки подняли, пальцы соединили –

(крыша дома)

Руки опустили, на  груди скрестили,

(много тепла дому)

Глаза вверх – мир дому.

Глаза вниз -  покой дому.

Глаза вправо -  добро дому.

Глаза влево – любовь дому.

Глаза прямо – свет дому.

Слайд 9

3 декабря праздник День Неизвестного Солдата

9 декабря  в нашей стране отмечается праздник ГЕРОЕВ ОТЕЧЕСТВА.

Огонь вечной памяти горит, не угасая во многих городах России. В каждом городе и селе России стоят памятники погибшим. Мы вспоминаем с благодарностью всех павших и выстоявших в Великой Отечественной войне.

Слайд 10

Сообщения детей о родственниках (ветеранах) Великой Отечественной войны (Плакат)

Слайд 11

VI. ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ.

Знакомство со стихотворением Р.Рожденственского

Мы продолжим знакомство  с произведением, которое посвящено кровопролитной долгой войне, которая не обошла практически ни одну семью. Знакомство с творчеством Р. Рождественского представит солдат

-Что вы узнали об авторе? В какое время рос мальчик? Когда начал писать стихи?
Сейчас  нас познакомили с основными фактами их жизни Р.Рождественского. А я хочу их дополнить, прочитав вам отрывок из автобиографии писателя.

- Что такое автобиография? (Биография, которую пишет человек сам о себе)
Что вы узнали из автобиографии? (ответы детей) Молодцы!

А о каком произведении рассказал Рождественский в автобиографии? («Реквием»)
Реквием  (поэтическое лирическое произведение в память о павших в годы Великой Отечественной войны).

  1. Знакомство с опорными словами

Слайд 12

  1. ВИДЕО «РЕКВИЕМ»Слайд 13

Учитель: Какие чувства вызвали у вас эти строки?

( Чувства сопереживания, любви к Родине, гордость за Родину, людей, которые встали на её защиту). (Чувство гордости, ответственности, благодарности, патриотизма, гражданственности)

Пробное действие:

Прочитайте этот отрывок выразительно, правильно подобрав интонацию:

  • Упражнение «Птичий базар»- чтение вполголоса с ускорением темпа, с интонацией восхищения, с целью побуждения к действию -

Г) Анализ лирического произведения. Фронтальный опрос.

•Определите тему текста. (О войне)

•Назовите главную мысль цитатой из стихотворения (Самое лучшее и дорогое-Родина)

  • Определите жанр текста. Стихотворение

•Назовите героя текста. Родина, народ-герой

•Объясните значение слова «реквием».

О чем просит нас поэт?

Слайд 14

Учитель читает последнюю главу Реквиема и обращается к детям:

Люди! Покуда сердца стучатся,-

Какою ценой завоевано счастье, - пожалуйста, помните!

Детям своим расскажите о них, чтобы тоже запомнили!

Во все времена бессмертной земли помните!

Мечту пронесите через года и жизнью наполните!...

Но о тех, кто уже не придет никогда-

Заклинаем, - помните!

-Можно ли утверждать, что тема стихотворения Р. И. Рождественского «Реквием» посвящена только Великой Отечественной войне? Обоснуйте своё мнение.

Слайд 15

VII. Первичное закрепление во внешней речи.

1. Как вы думаете, почему мы победили в Великой Отечественной войне. Закончите предложение, выбрав правильный ответ:

(стр. 39, творческая тетрадь)

Мы победили в Великой Отечественной войне, потому что

-была сильная армия.

-были храбрые солдаты

-защищали Родину и своих близких.

-хотели дойти до Берлина.

-очень хотели победить всех врагов

2. Что вы узнали нового?

-Какие чувства хотели донести до нас авторы произведений? (помните)

- Оправдались ли ваши ИДЕИ в действительность на уроке?

3. Слайд 16

ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО БОЛЬШЕ НИКОГДА НЕ БУДЕТ ВОЙНЫ? (творческие группы)

VIII. Применение знаний и умений в новой ситуации

Перед нами «ДЕРЕВО  ПРЕДСКАЗАНИЙ» попробуем ответить на этот вопрос (ствол)

Ребята должны были вспомнить, что им известно и всё что они думают по данной проблеме

-нет войне;

-о мире, о счастье;

- что нужно делать, чтобы не было войны;

4. Древняя пословица говорит, что человек должен построить дом…. (посадить дерево и достойно воспитать сына или дочь). В чем смысл этого определения?

Дом — это всё, что вам мило и дорого, это то — где вам хорошо. Ещё своим домом можно назвать самого себя — дом или храм для души своей.

А — "посадить дерево"? Что под этим подразумевается? Конечно, и буквальное дерево. Каждый из нас должен заботиться о природе. Должен её любить и сохранять.

Но есть ещё и другое значение "посадить дерево". Это дать возможность новому поколению вырасти и стать новым деревом жизни, Древом Жизни.

Что же такое "создать семью"? Это очень ответственный труд, и в первую очередь, с самим собой. Каждый должен найти те пути и компромиссы, которые сделают общение в семье комфортным, спокойным и радостным, полным душевного тепла и любви. Каждый должен очень постараться — воспитать своих детей разумными и добрыми.

  1. На доске (дом, дерево, дети)
  2. Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той войны,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы

IX.  Домашнее задание.

  1. Выразительное чтение стихотворения, подбор пословиц о войне.

X. Рефлексия «Яблоки  успеха» (на картине дерево)

XI. Итог урока



Предварительный просмотр:

Литературное чтение, 4 класс

Тема. Великая Отечественная война в произведениях поэтов.

Р.Рождественский «Реквием»

Цель:

— дать обзор поэзии времён Великой Отечественной войны, показать, что поэзия, как самый нравственный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя;

Актуализировать умения:

— развивать умение выделять главное в материале, развивать речь учащихся, расширять кругозор обучающихся;

Научить:

— раскрывать значение слов «реквием», «Отечество», патриотизм и использовать их в активном словаре;

— определять тему произведения и обосновывать своё мнение;

— проводить взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания;

— формулировать высказывание в рамках учебного диалога;

— договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе.

Личностные умения:

— проявлять уважение к ветеранам Великой Отечественной войны;

—проявлять интерес к истории своей Родины;  выражать гордость за военное прошлое  своих родственников.

Познавательные умения:

— раскрывать значение слов «реквием», «война», «счастье», «Отечество», «Родина»  и использовать их в активном словаре определять тему произведения и обосновывать своё мнение;

— определять проблему взаимоотношений героев произведения и обосновывать своё мнение, опираясь на текст.

Регулятивные умения:

— работать с текстом стихотворения, используя опорные слова;

— проводить взаимопроверку и самопроверку при выполнении учебных заданий;

 -   формировать у детей  умение анализировать, обобщать, оценивать результат своей деятельности.

Коммуникативные умения:

— формулировать высказывание в рамках учебного диалога;

— договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе;

—осмысление правил взаимодействия в группе: умение договариваться о совместных действиях;

Предметные умения:

— работать с содержанием текста;

— выбирать высказывание, которое можно использовать в качестве ключевого  содержания

Методы: фронтальный диалог, проблемно-поисковый, исследовательский (лингвистический эксперимент), деятельности метод практических и устных упражнений.

Технологии: технология обучения сотрудничества, технология проблемного обучения, игровая технология

Основные понятия: русские поэты, жанры, темы, эпитеты, сравнения.

Организация пространства: фронтальная работа, работа в парах, творческие группы

Оборудование: учебник Л.Ф. Климановой «Литературное чтение», 4 кл., презентация к уроку, диск Л.Ф. Климановой «Литературное чтение», 4 кл., технологическая карта взаимопроверки и критериями оценивания; демонстрационный материал; компьютер,  мультимедийный проектор,  интерактивная доска, толковый словарь В. И.Даля.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Личностная

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

  1. Организация урока

Цель. Организация направленного внимания на начало урока


Эмоциональный настрой.

Ребята, сегодня у нас на уроке гости. Начнём  урок с упражнения «Поздоровайся глазами». При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.

Выполнение упражнения

Участвуют  в учебном диалоге. Отвечают на вопросы учителя и одноклассников

Исправляют допущенные ошибки в ходе выполнения задания.

Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

  1. Актуализация знаний.

Цель.

Создать соответствующую эмоциональную атмосферу, оживить жизненные впечатления детей, необходимые для восприятия  произведения.

Слайд 1.

К  уроку я взяла эпиграф Константина Симонова:

«Не смеркнет свет нашей памяти»

 - Как вы считаете, какое слово в данном эпиграфе ключевое?

А как вы понимаете значение слова память?

Способность помнить, не забывать прошлого; свойство души хранить, помнить сознанье о былом.

 (Подведение  общих выводов высказывания)

- А для чего нам нужно помнить прошлое? Многие считают, что ушло, то ушло, надо жить настоящим и будущим, и смотреть только вперед.

-Без прошлого нет будущего. Ведь в прошлом остается что-то такое, чего нельзя уничтожить, что-то жизненно важное.

Умение извлекать информацию из выражения.

Работа с ключевым словом из высказывания

ответы детей

Память – воспоминание о ком или о чём-нибудь.

Владимир Иванович  Даль. (Толковый словарь)

ответы учащихся

Строят  монологическое  высказывание,  участвуют  в  учебном  диалоге.

Предлагают способы выхода из затруднения: посмотреть в  словаре, выводы на основе осмысления

Умение высказывать своё предположение на основе работы с логическим материалом.

Оценивать усваиваемое содержание

  1. Определение темы урока, целей

Цель. Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий

1  этап — «Вызов» (ликвидация чистого листа)

Сравнение двух рисунков (война и мир)

650

Подготовка к восприятию нового материала.

1.  Произнесите слово ВОЙНА медленно с чувством.

2.   Какие смысловые ассоциации у вас возникли?

Подберите к слову ВОЙНА эпитеты? Какая она?

 3.Какие чувства у вас вызывает война?

 4.Что вы знаете о ВОВ?

 (начало 22 июня 1941 года – окончание 9 мая 1945 года).

5.Достаточно ли у вас знаний об этом?

6.Что нужно сделать, чтобы расширить свои представления об этом?

Работа в парах

Подберите рифму к словам

Ты нарисуешь ___________,

Я нарисую __________,

Он нарисует свет в оконце,

Она нарисует __________,

Мы нарисуем ___________,

Школу, _____, ______________,

И зачеркнем нашей общей кистью________, ______,_____ и _____.

Слова для справок:

Выстрелы, осенние листья, ручей беспокойный, взрывы, колосья хлеба, яркое солнце, синее небо, друзей, войну, огонь

- Какой жанр у нас получился (стихотворный)

-Какой бы вы нарисовали рисунок по смыслу предложенного стихотворения?

Карта самооценки

2 этап.

Подбор опорных пар слов

(работа по карточкам)

       мир

        Отечество

      Жизнь

счастье

                               

3 этап.  

ДОМ ИДЕЙ

proj_b2_4b

(каждое брёвнышко, это идея, запишите у себя в творческих листах).

-С чем мы познакомимся на уроке?

-Чему будем учиться?

 Самооценка

Анализировать объекты, выделять главное, устанавливать аналогии; учитывать разные мнения, стремиться к координации

Дети записывают слова. Проверяют.

Выводы учащихся

Стихотворный жанр.

Выполнение логических операций сравнения, нахождение общего в понятиях, структурирование знаний

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Участвуют  в  учебном  диалоге: оформляют четко и понятно тему и цель своей деятельности.

Контролировать действия партнёра

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Проводят оценку задания на основе усвоенного способа действия:

Я справился…

Я был уверен…

Мне не удалось убедить…

Оформление своих мыслей в устной форме.

Предполагают тему урока: находят ответы на вопросы, используя раздел учебника

Определяют и формулируют с помощью учителя тему урока, цель в виде проблемного вопроса.

Планирование, прогнозирование;

Устанавливают общность определения ключевых слов.

Самостоятельное выделение –

формулирование

 темы; познавательных целей урока

Проявлять интерес к истории своей Родины

Умение сопоставлять рисунок и свое отношение к словам «война и мир»

Проявление  товарищества в написании рифмы слов

Использование субъектного опыта ребёнка;

4.Обобщение и систематизация знаний

Цель. Обеспечить целостность, эмоциональность, интерес к изучаемому произведению

1.Закрепление изученного материала

Ветер времени открывает нам  самую страшную страницу истории нашей Родины, о которой мы забыть не в состоянии. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА ПРОШЛА БОЛЕЕ 70 лет тому назад, вам сейчас по 10 лет.

-КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, может быть не нужно вспоминать о ней?

2.Повторение авторов и стихотворений из раздела

«О Родине, о подвигах, о славе», внеклассное чтение (по названию раздела), семейное чтение

*Елена Александровна Благинина (1903-1989 г.)

«Папе на фронт»

** Муса Джалиль(1906 – 1944)

«Варварство»

*** Леонид  Васильевич Лапцуй  (1929 – 1982) ненецкий  писатель.

  Стихотворение «Помните»

3. 3 декабря праздник День Неизвестного Солдата

9 декабря  в нашей стране отмечается праздник ГЕРОЕВ ОТЕЧЕСТВА.

Осуществлять анализ объектов художественного произведения с выделением существенных признаков;

Ответы учащихся

Сюжет стихотворений, краткое содержание.

 Нахождение опорных слов к каждому стихотворению.

Прочтение отрывка из  данных стихотворений.

Сообщения о  родственниках, участниках Великой Отечественной войны (ветеранах)

Строят понятные высказывания, формулируют собственное мнение; договариваются о распределение функций и ролей в совместной деятельности

Целостное осмысление, обобщение полученной информации, собственное отношение к изучаемому материалу.

Высказывания своего отношения к историческому прошлому с аргументацией; анализ характеров и поступков героев;

Выражение гордости за военное прошлое  своих родственников.

5.Физминутка

Цель. Предупредить возникновение утомления у обучающихся

Руки подняли, пальцы соединили –

(крыша дома)

Руки опустили, на  груди скрестили,

(много тепла дому)

Глаза вверх – мир дому.

Глаза вниз -  покой дому.

Глаза вправо -  добро дому.

Глаза влево – любовь дому.

Глаза прямо – свет дому.

Выработать четкие координированные действия по взаимосвязи с речью;

6.Открытие новых знаний

Цель. Организовать выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности познания текста

Знакомство со стихотворением Р.Рожденственского

1. Знакомство с творчеством

Р. Рождественского

2.Знакомство с опорными словами

3.ВИДЕО «РЕКВИЕМ»

-Какие чувства вызвали у вас эти строки?

4.

А) Прочитайте отрывок выразительно, правильно подобрав интонацию:

  • Б) Упражнение «Птичий базар»- чтение вполголоса с ускорением темпа, с интонацией восхищения, с целью побуждения к действию -

В) Анализ лирического произведения.

Г) Фронтальный опрос.

*Определите тему текста. *Назовите главную мысль цитатой из стихотворения

*Определите жанр текста.

*Назовите героя текста. *Объясните значение слова «реквием».

*О чем просит нас поэт?

5.Чтение последней главы Реквиема

Люди! Покуда сердца стучатся,-

Какою ценой завоевано счастье, - пожалуйста, помните!

Детям своим расскажите о них, чтобы тоже запомнили!

Во все времена бессмертной земли помните!

Мечту пронесите через года и жизнью наполните!...

Но о тех, кто уже не придет никогда-

Заклинаем, - помните!

*Можно ли утверждать, что тема стихотворения Р. И. Рождественского «Реквием» посвящена только Великой Отечественной войне? Обоснуйте своё мнение.

Ориентироваться в своей системе знаний. Работать с содержанием текста;

выбирать высказывание, которое можно использовать в качестве ключевого  содержания

 

Проговаривают последовательность действий на уроке.

Работают по коллективно составленному алгоритму действия.

Добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя видеоматериал

Воспринимают художественное произведение, опираясь на идеи сотрудничества

Планируют свою деятельность в соответствии с поставленной задачей.

Умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор.

Осуществление творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение ключевых слов, иллюстрации с опорой на читательский опыт.

                                                               

7. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель. Осознать путь, который помог учащимся осмыслить идею произведения

-Как вы думаете, почему мы победили в Великой Отечественной войне. Закончите предложение, выбрав правильный ответ:

(стр. 39, творческая тетрадь)

Что вы узнали нового?

-Какие чувства хотели донести до нас авторы произведений? (помните)

- Оправдались ли ваши идеи в действительность на уроке?

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Уметь формулировать собственное мнение и позицию

Проговаривают последовательность действий на уроке.

Совершать личностно- значимые открытия.

8. Применение знаний и умений в новой ситуации

Цель. Совершенствуются навыки логического мышления, последовательного изложения творческого материала.

ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО БОЛЬШЕ НИКОГДА НА ПЛАНЕТЕ «ЗЕМЛЯ» НЕ БУДЕТ ВОЙНЫ? (творческие группы)

«ДЕРЕВЕ  ПРЕДСКАЗАНИЙ»

Актуализируются полученные опыт и знания, ребята должны были вспомнить, что им известно и всё что они думают по данной проблеме

-нет войне;

-о мире, о счастье;

- что нужно делать, чтобы не было войны

Развитие коммуникативных компетенций; расширение кругозора; приобретение общественно-полезного опыта; создание атмосферы эмоционального комфорта; позитивная динамика качества знаний.

Выполняют самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Совершенствование практических навыков

9.Домашнее задание.

Цель. Формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности, средство сближения обучения и самообразования.

1.Выразительное чтение стихотворения

2.подбор пословиц о войне

3. (дополнительно) продумать сообщение «Что нужно сделать, чтобы не было войны»

Анализ прочитанного текста, осознание изученного материала

Регулятивное действие оценивания своей учебной деятельности, для выполнения домашнего задания

Повышение результативности обучения.

10. Рефлексия «Яблоки  успеха»

Цель. Самоанализ деятельности и её результатов

Дать оценку, полученным знаниям.

hello_html_m166abff0

Рассматривание таблицы «Самооценки»

Оценка и рефлексия собственной деятельности

Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки, мотивация на успех).

11. Итог урока

Цель. Осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

-Чему должны были научиться на уроке?

- Воплотились ли ваши идеи в действительность?

 (на доске: дом, дерево)

Древняя пословица говорит, что человек должен построить дом…. (посадить дерево и достойно воспитать сына или дочь). В чем смысл этого определения?

-кого рисунка не хватает на доске (людей).

Только от человека, от чувства долга, дружбы, понимания на планете Земля не будет  военных столкновений.

ПЕСНЯ «Кто если не мы»

Делают выводы о результатах совместной работы на уроке и о достигнутых личных результатах урока.

Строят  монологическое  высказывание,  участвуют  в учебном  диалоге,  аргументируют  свою точку  зрения.

Выполняют самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Повышения мотивации успешной деятельности, формирования личной ответственности за результат своей деятельности.



Предварительный просмотр:

Анализ урока литературного чтения

Класс: 4 а

Учитель: Кравченко Надежда Александровна

Дата проведения: 02.12.2016г.

Предмет: литературное чтение

Тема урока: Великая   Отечественная   война в произведениях поэтов.

Р.Рождественский «Реквием»

Тип урока: комбинированный

Цель:

— дать обзор поэзии времён Великой Отечественной войны, показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя;

Актуализировать умения:

— развивать умение выделять главное в материале, развивать речь учащихся, расширять кругозор учащихся;

Научить:

— раскрывать значение слов «реквием», «Отечество», патриотизм и использовать их в активном словаре;

— определять тему произведения и обосновывать своё мнение;

— проводить взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания;

— формулировать высказывание в рамках учебного диалога;

— договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе.

Личностные умения:

— проявлять уважение к ветеранам Великой Отечественной войны;

—проявлять интерес к истории своей Родины; воспитывать гордость за военное прошлое  своих родственников.

Познавательные умения:

— раскрывать значение слов «реквием», «война», «счастье» и использовать их в активном словаре определять тему произведения и обосновывать своё мнение;

— определять проблему взаимоотношений героев произведения и обосновывать своё мнение, опираясь на текст.

Регулятивные умения:

— работать с текстом стихотворения, используя опорные слова;

— проводить взаимопроверку и самопроверкупри выполнении учебного задания;

 -   формировать у детей  умение анализировать, обобщать, оценивать результат своей деятельности.

Коммуникативные умения:

— формулировать высказывание в рамках учебного диалога;

— договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе;

—осмысление правил взаимодействия в группе: умение договариваться о совместных действиях;

Предметные умения:

— работать с содержанием текста;

— выбирать высказывание, которое можно использовать в качестве совета.

Оборудование учебник Л.Ф. Климановой «Литературное чтение», 4 кл., презентация к уроку, диск Л.Ф. Климановой «Литературное чтение», 4 кл., тест с эталоном для взаимопроверки и критериями оценивания;

       Урок – комбинированный. Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока, так как моей основной организационной задачей являлось создание условий для восприятия, осмысления и  первичного закрепления нового материала. На мой взгляд, такие условия были созданы на проведенном уроке.

    Кратковременность оргмомента, быстрое включение всех учащихся в деловой ритм урока послужило стимулирующим введением в учебную деятельность, а также создало эмоциональный   и  деловой  настрой, обеспечило необходимую мотивацию. С первой минуты дети погружены в деятельность, что способствует обеспечению в самом начале урока высокого уровня вовлеченности и погружения в учебную деятельность. Проблемный вопрос о значении слова «память» заинтересовал учащихся. Использование одного из приѐмов развития критического мышления – дом идей позволило плавно перейти к определению темы урока, обеспечило готовность к следующему этапу работы, включению ребят в продуктивную обучающую деятельность.

   Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока,  индивидуальные, групповые и фронтальные формы организации учебной деятельности школьников,  применение словесных, визуальных методов способствовали достижению образовательных целей урока,  стимулировали познавательные интересы учащихся.

     Дети были активны на уроке, настойчиво пытались достичь результата, старательно выполняли задания, проверяли их. Урок способствовал развитию интереса к урокам литературного чтения. Использование различных методов и форм работы вызвало большой интерес у детей к уроку.

На протяжении всего урока происходит формирование универсально учебных действий. К регулятивным УУД относятся умения детей: принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия. К познавательным УУД относится - осуществление операций анализа, синтеза, сравнения, классификации для решения учебной задачи. Формируются следующие коммуникативные УУД: умение вступать в диалог с одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, умение слушать одноклассников, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Происходит формирование личностных УУД - положительное отношение к познавательной деятельности. На уроке формируются предметные УУД: умение находить ответы на вопросы учителя, опираясь на ранее полученные знания. Дети охотно делились своими впечатлениями, умозаключениями с одноклассниками. Использование компьютерных технологий на уроке дало возможность для целостного восприятия детьми нового материала, для построения визуального ряда воспринимаемого, позволило сделать урок насыщенным и иллюстративным, а также способствовало повышению мотивации к учебной деятельности и интереса к предмету. Все этапы урока соответствовали характеру познавательной деятельности учащихся характер. Предложенные задания и все виды работ носили как развивающий, так и воспитывающий характер. На уроке происходит развитие мыслительной деятельности: умения анализировать, сравнивать, классифицировать и делать выводы. По объѐму материал был большим. Дети не испытывали большие трудности в выполнении заданий. Дети работали в парах, в группах, что позволило включиться в работу как учащимся с высоким уровнем развития, так и «слабым» детям. На каждом этапе урока учитывались индивидуальные особенности и интересы учащихся, уровень их подготовленности.

В конце урока ученики проанализировали степень выполнения поставленных задач и оценили значимость урока. Результативность урока можно оценить по предложенному учащимся критическому  приему мышления  «дерево предсказаний», по их оценке урока по таблице «самооценка», по анализу выполнения поставленных задач.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема Великой Отечественной войны в стихах советских поэтов. Решение задач.3 класс

Интегрированный урок литературного чтения и математики в школьном музее.Цели: 1. воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; 2. осознанно, правильно, выразительно читать вслу...

Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Р.Рождественский " Реквием"

Урок посвящен Великой Отечественной войне с привлечением краеведческого материала....

Тест " Великая Отечественная война в произведениях для детей"

Данный тест можно использовать на заключительном уроке после изучения темы "Великая Отечественная война в произведениях для детей"...

Тематическая беседа: « Великая Отечественная война – глазами фронтовых поэтов».

Данный материал будет интересен воспитателя, при подготовке мероприятий к 9 мая....

Беседа «Путь к Победе» (Великая Отечественная война в произведениях художников)

Беседа о Великой отечественной войне на примере произведений живописи...

Литературное чтение Тема: Поэты Ставрополья о Великой Отечественной войне.

Урок литературного чтения расширит читательский опыт учащихся, продолжит работу над выразительностью чтения произведений ставропольских поэтов, сформирует умение анализировать, выражать своё мнение,...

Строка, оборванная пулей...Посвящается памяти поэтов, погибших в годы Великой Отечественной войны

Строка, оборванная пулей...Посвящается памяти поэтов,  погибших в годы  Великой Отечественной войны...