Программа внеурочной деятельности "Лесовичок" для 1 класса
рабочая программа (1 класс) на тему

Шелехова Екатерина Витальевна

Данная программа предусмотрена для экологического образования младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vneurochnoy_deyatelnosti_lesovichok.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности

для обучающихся 1 класса

Введение

Перед образовательными учреждениями в настоящее время стоят проблемы:

–как научить младших школьников понимать природу родного края и правильно взаимодействовать с ней;

– какими путями формировать у подрастающих граждан ответственное отношение к окружающей природе;

– как подготовить ребёнка к сбережению природных ценностей всегда и везде.

Помощь в решение этих проблем оказывает курс внеурочной деятельности «Лесовичок». Важно с раннего детства заинтересовать ребят изучением природы родного края, радоваться общению с природой. Ребёнок должен ощущать, что он живёт в живой природе, общается с ней постоянно, что он – часть её. Нужно воспитывать не абстрактную любовь к природе. Она должна быть конкретна, и возникать в результате непосредственного эмоционального контакта с природным объектом. Различные формы проведения занятий позволяют разумно сочетать интеллектуальную деятельность обучающихся с элементами занимательности, способствуют развитию экологической культуры младших школьников.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе программы по основам безопасности жизнедеятельности (далее ОБЖ) для 1-4 классов, авторы Л.П.Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова.

Представленная программа внеурочной деятельности «Лесовичок» рассчитана на применение в общеобразовательной школе и ориентирована на обучающихся 1 класса. В этом возрасте обучающиеся уже имеют представление о природе, но ещё недостаточно оценивают влияние человека на природу и возникающие изменения в среде из-за его воздействия. В связи с этим возникает необходимость более близкого знакомства с природой родного края, влиянием человека на окружающую среду, формирования экологической культуры и воспитания гармоничного сосуществования человека с природой.

Цель программы:

– формирование элементов экологической культуры у детей младшего школьного возраста через углубленное изучение природы родного края, её ресурсов.

Задачи программы:

1. Углубление уже имеющихся знаний об окружающем мире;

2. Развитие интереса к изучению природы родного края.

3. Формирование простейших экологических понятий у обучающихся;

4.Формирование положительной мотивации в общественно-полезной деятельности обучающихся по сохранению природы родного края.

Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у младших школьников умения анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно мыслить. На занятиях используются различные виды деятельности теоретического и практического характера: лекции, эвристические беседы, экологические викторины и сказки, интеллектуальные игры, работа с наглядными пособиями; работа в школьном саду, экскурсии. На занятиях проводится демонстрация схем, таблиц, фотографий, диапозитивов; используется разнообразный раздаточный материал, справочная литература. Это позволяет обучающимся увидеть красоту природы, её уникальность, понять необходимость её охраны, бережного отношения с ней.

Содержание программы:

Программа включает в себя учебный курс, состоящий из 4 разделов:

1. Растительный и грибной мир родного края.

2. Мир насекомых. Насекомые родного края.

3. Обитатели воздушного пространства родного края.

4. Охрана природы родного края.

Программа рассчитана на 12 часов. Из них:

теоретических занятий – 8,

практических занятий – 4.

Занятия курса проводятся 1 раз в две недели. Занятия можно проводить со всем коллективом и по группам.

Формы контроля промежуточных результатов:

  • творческие задания;
  • викторины;
  • конкурсы;
  • выставки творческих работ;
  • тесты.

Программа факультатива будет успешно реализована, если:

– будет изучен весь предусмотренный материал и проведены все практические занятия;

– будет использоваться разнообразный дидактический материал;

– будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся.

По окончании года обучения, обучающиеся

должны знать:

– представителей растительного мира и мира насекомых родного края, их значение в природе и жизни человека;

– формы охраны природы;

должны уметь:

– вести простейшие наблюдения в природе

– соблюдать правила поведения в природе;

– называть наиболее распространённые объекты растительного и животного мира области;

применять полученные знания в практической деятельности и повседневной жизни:

– оценки воздействия человека на природу;

– выполнения правил поведения в природе и участия в её охране;

– удовлетворения познавательных интересов;

– поиска дополнительной информации о родном крае.

Раздел 1.

Растительный и грибной мир родного края. (3 часа)

Цели и задачи: знакомство с лекарственными растениями; составление экологических правил сбора лекарственных растений; знакомство с грибами; освоение правил сбора грибов в лесу; установление экологических связей; расширение знаний о первоцветах, занесённых в Красную книгу.

Содержание: Лекарственные растения. Правила сбора лекарственных растений. Диковины грибного царства. Роль грибов. Первоцветы. Краснокнижные первоцветы области.

Формы занятий: лекции, эвристические беседы, практикум, работа с наглядными пособиями, выполнение творческих заданий.

Основные понятия: Лекарственные растения; грибы съедобные и ядовитые; первоцветы, их охрана.

Раздел 2.

Мир насекомых. Насекомые родного края. (3 часа)

Цели и задачи: усвоение основных понятий раздела; формирование умений выявлять видовой состав насекомых; развитие умений правильно вести себя в природе; рассмотреть значение насекомых в природе.

Содержание: Насекомые: виды, места обитания. Насекомые – вредители. Ядовитые насекомые. Насекомые своей области. Охрана полезных насекомых.

Формы занятий: аналитическая и эвристическая беседы, практикум, работа с наглядными материалами, с энтомологической коллекцией, игра-викторина.

Основные понятия: Насекомые. Ядовитые насекомые. Полезные насекомые.

Раздел 3.

Обитатели воздушного пространства родного края. (3 часа)

Цели и задачи: усвоение основных понятий раздела; развитие умений определить группы птиц; развитие умений правильно вести себя в природе.

Содержание: Птицы кочующие, оседлые, перелётные. Птицы своей области. Как зимуют птицы. Охрана и привлечение птиц.

Формы занятий: аналитическая и эвристическая беседы; работа с наглядным материалом и справочной литературой; практическая работа, экскурсия.

Основные понятия: Кочующие, оседлые, перелётные птицы. Зимующие птицы. Краснокнижные виды птиц.

Раздел 4.

Охрана природы родного края. (3 часа)

Цели и задачи: расширение знаний законов об охране природы, об охраняемых территориях своего района.

Содержание: Закон об охране природы России. Охраняемые территории.

Формы занятий: экскурсии, лекции, практическая работа.

Основные понятия: Закон об охране природы. Природный парк; памятники природы.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата

проведения

Тема занятия

Количество

часов

1

Птицы – обитатели воздушного пространства родного края (виды, места обитания)

1

2

Зимующие птицы. Как им помочь? (Изготовление и развешивание кормушек). Краснокнижные виды птиц своей местности

1

3

Экскурсия в краеведческий музей. Посещение выставки поделок из природного и бросового материалов «Земля – наш дом»

1

4

Знакомство с Кенозерским национальным парком

5

Тайны царства насекомых родного края (виды, места обитания).

Работа с энтомологической коллекцией

1

6

Ядовитые насекомые. Первая помощь при травмах, нанесённых насекомыми. Охрана полезных насекомых, борьба с вредителями.

1

7

Викторина-игра «Кто важнее» (спор насекомых)

1

8

«Вестники весны» нашего региона, занесённые в Красную книгу

1

9

Игра «В царстве Берендея»

1

10

Лекарственные растения – замечательное богатство природы родного края. Охрана лекарственных растений.

1

11

Экскурсия в парк, лес

1

12

Акция «Зелёный школьный двор» (озеленение школьной территории, уход за школьным садом)

1

Рекомендуемая литература для учителя:

Благосклонов, К.Н. Охрана природы. – М.: Колос, 1984

Брылёв В.А. География и экология своей области. – Волгоград: Перемена, 2005.

Бушуев Ю.А. Экология. Школьная энциклопедия. – Смоленск: Русич, 2001.

Газета // Зелёная орбита. – Апрель, 2007.

Красная книга. Редкие и охраняемые растения и животные Архангельской области. – Электронное издание.

Плавильщиков Н.Н. Юным любителям природы. – М.: Детская литература, 1975.

Шорыгина, Т.А. Птицы. Какие они? – М.: ГНОМиД, 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1класса «Умники и умницы» Автор программы: учитель начальных классов Зыбанова Татьяна Павловна МКОУ «СОШ №23» п. Айхал, Мирнинский район.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интелл...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...

Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»

Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...