Программа внеурочной деятельности "Лесовичок" для 3 класса
рабочая программа (3 класс) на тему

Шелехова Екатерина Витальевна

Программа  по экологическому воспитнию школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lesovichok_3_klass.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Лесовичок» составлена на основе нормативно-правовой базы:

1)  Закон РФ «Об образовании»;

3) Устав школы;

4) Основная образовательная программа начального общего образования;

5) Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010 г.;

6) Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Общая характеристика программы

«Лесовичок» - интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основные методы и пути его познания, развиваются эстетическое восприятие и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, воспитание основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.

Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Окружающий мир» за счёт межпредметной интеграции: знания естествонаучного характера обогащаются благодаря введению элементов знаний математического и гуманитарно-эстетических циклов.

Объектом изучения курса является природное и социоприродное окружение младшего школьника. Основной акцент в содержании курса сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование.

 Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении.

Воспитательная функция заключается в формировании у младшего школьника необходимости познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к природному окружению, к живым существам). Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитии. Эмоциональной сферы младшего школьника, его способности к сопереживанию, состраданию.

Ценностные ориентиры содержания занятий

Содержание программы «Лесовичок» направлено на:

- развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;

- формирование представлений о природе как универсальной ценности;

- изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе;

- развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;

- развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;

- развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);

- формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

- вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.

Место курса в учебном плане.

Курс изучения программы рассчитан на обучающихся 3 классов. Программа рассчитана на 1 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

В 3 классах всего 34 часа в год.

Планируемые результаты изучения курса.

В результате освоения программы «Лесовичок» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:

Личностные результаты:

- развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и др.);

- воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости сохранения окружающей среды;

- формирование мотивации дальнейшего изучения природы.

Метапредметные результаты:

- овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

- освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;

- формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме – в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и др.;

- развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Предметные результаты:

- ценностно-ориентационная сфера – сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;

- познавательная сфера – наличие углубленных представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естествонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения а природе и социоприродной среде;

- трудовая сфера – владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за домашними питомцами;

- эстетическая сфера – умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;

- сфера физической культуры – знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояний от факторов окружающей среды.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы.

Материалы для учителя:

Изучаем «Окружающий мир» с увлечением: 1-4 классы/ Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: 5 за знания, 2009

Лесная энциклопедия: в 2 т./ Воробьёв Г. И. – М.: Сов. энциклопедия, 1985

Петров В. В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991

Природоведение. Нестандартные уроки и творческие задания 1-4 классы/ Юдина И. Г. – Волгоград: Учитель, 2004

Специфическое сопровождение (оборудование):

Глобус, компас, микроскоп.

Модели форм поверхности Земли.

Модели систем органов организма человека.

Гербарии, муляжи (овощи, фрукты, ягоды, грибы).

Оборудование для опытов и экспериментов (типовой вариант).

Электронно-программное обеспечение:

Видеофильмы и звукозаписи естественно-научного, обществоведческого содержания.

Содержание программы

№ п/п

Тема раздела

Универсальные учебные действия

1.

Человек и окружающая среда

- формирование элементарных представлений об экологии;

- приводить примеры того, как человек защищается от воздействия окружающей среды;

- знать причины возникновения экологических проблем, связанных с неэкономным потреблением воды и электроэнергии;

- знать что такое браконьерство;

- составлять план простейшего исследования

2.

О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии: как устроены экологические системы

- формирование представление об экологии как системы со множеством закономерных связей элементов друг с другом, разнообразие систем, биологические системы;

- моделировать экосистемы;

- знать, как человек влияет на природные экосистемы;

- называть положительные и отрицательные примеры изменений в природе, вызванных деятельностью человека.

3.

В сетях жизни: многообразие экологических связей

- знать простейшую классификацию экологических связей;

- иметь элементарные представления о пищевой пирамиде;

- иметь представления о способах общения животных;

- оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта.

4.

Общий дом – общие проблемы: почему возникают и как решаются экологические проблемы.

- иметь представление о глобальных экологических проблемах человечества и пути решения экологических проблем;

- иметь представление, что такое заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы;

- знать охраняемые государством природные территории своего родного края;

- знать и применять правила разумного отношения к окружающей среде;

- составлять план исследования;

- оформлять выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта

Календарно-тематический план

№ п/п

Название раздела

Тема занятия

Дата занятия

1

«Дом в котором мы живем…»

07.09

2

«Дом в котором мы живем…»

14.09

3

«Была у лисы избушка ледяная, а у зайца – лубяная…»

21.09

4

«О кувшинах, выросших на грядке, и не только…»

28.09

5

«О кувшинах, выросших на грядке, и не только…»

05.10

6

Практическое занятие: «Осенний букет»

12.10

7

«Чудо в природе»

19.10

8

Как растёт лес?

26.10

9

Как растёт лес?

10.11

10

Экскурсия на природу

17.11

11

О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии: как устроены экологические системы

Что общего между тобой, механическими часами и Солнечной системой.

24.11

12

От кочки до оболочки.

01.12

13

Кто живёт рядом с нами?

08.12

14

«И кормилица, и вдохновительница»

15.12

15

«И кормилица, и вдохновительница»

22.12

16

Экскурсия на природу

29.12

17

В сетях жизни: многообразие экологических связей.

Соседи по планете

11.01

18

Вместе безопаснее

18.01

19

«И вместе не тесно, и врозь – скучно»

25.01

20

Школа под открытым небом

01.02

21

Школа под открытым небом

08.02

22

Экскурсия на природу

15.02

23

Общий дом – общие проблемы: почему возникают и как решаются экологические проблемы.

Наши общие проблемы

22.02

24

Наши общие проблемы

01.03

25

Что происходит с отходами, которые производят люди?

08.03

26

Проект «Будь достойным жителем Земли»

15.03

27

Проект «Будь достойным жителем Земли»

22.03

28

Проект «Будь достойным жителем Земли»

05.04

29

 Заповедные места родного края

12.04

30

Заповедные места родного края

19.04

31

Заповедные места родного края.

26.04

32

Заповедные места родного края.

03.05

33

Заповедные места родного края.

17.05

34

Экскурсия на природу

24.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1класса «Умники и умницы» Автор программы: учитель начальных классов Зыбанова Татьяна Павловна МКОУ «СОШ №23» п. Айхал, Мирнинский район.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интелл...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...

Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»

Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...