«Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях ФГОС».
материал (4 класс) по теме

Рыбаконенко Елена Анатольевна

Средствами разных предметов я воспитываю в детях благородное отношение к своему Отечеству, своей малой родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennoe_vospitanie.docx34.76 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Сафоновская основная общеобразовательная школа»

Ивнянский район Белгородская область

Выступление

на тему

«Духовно-нравственное воспитание

младших школьников

в условиях ФГОС».

Подготовила:

учитель начальных классов

Е. А. Рыбаконенко

с. Сафоновка

                                                                                                           (2)

«Руководить нравственным воспитанием –

 это значит создавать тот моральный

тонус школьной жизни,

 который выражается в том,

что каждый воспитанник о ком-то заботится,

о ком-то печётся и беспокоится,

кому-то отдает свое сердце».

В.А. Сухомлинский

             Что такое нравственность?  За ответом я обратилась к Толковому словарю русского языка С.И. Ожегова и прочла следующее: (3) «нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами;  духовность-свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.»

           Казалось бы, эти понятия появились не сейчас, но именно сегодня вопрос духовно - нравственного воспитания молодежи в современной России как нельзя актуален.

          В настоящее время весь мир переживает один из непростых периодов. Материальные ценности явно преобладают над духовными, поэтому молодежь неверно истолковывает понятия о добре, справедливости, патриотизме, милосердии, толерантности.

(4)     Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет, что « важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России». Необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.

(5)      Обозначим новые требования ФГОС к духовно-нравственному воспитанию:

- перестройка взглядов учителя на новое (принятие нового);

- целостность направления;

- система мероприятий, тематических модулей, направлений в условиях непрерывного образования и преемственности;

- просветительская работа среди родителей;

- интегративность программ духовно-нравственного воспитания;

-духовно - нравственное воспитание - сквозная линия всего школьного уклада жизни;

-интеграция усилий школы, семьи, учреждений культуры и спорта, общественных объединений;

-развитие и воспитание ребенка не самими проведенными мероприятиями, а испытанными эмоциональными переживаниями ребенка и душевными порывами.

(6)       Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в перспективе достижения национального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:

• Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к  правам, свободам и обязанностям человека.
• Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
• Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению,      
 труду, жизни.
• Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
• Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей   среде (экологическое воспитание).
• Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и   ценностях (эстетическое воспитание)

 (7)     Остановлюсь на некоторых моментах своей работы по  духовно-нравственному воспитанию учащихся. Моя работа, как и работа   многих моих коллег по формированию духовно - нравственной культуры  младших школьников, включает  сочетание урочной  и внеурочной  деятельности;  развитие творческой деятельности учащихся;   совместную   работу школы, семьи и общественности.

(8)     В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. В содержание учебного материала заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

Средствами разных предметов я воспитываю в детях  благородное отношение к своему Отечеству, своей малой родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.

Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках.

(9)    Методы и приемы духовно - нравственного воспитания младших школьников, которые я использую в учебном процессе:

рассказ на этическую тему, работа с пословицами, поговорками,

сочинение, разъяснение, экскурсия, этическая беседа, пример,

создание творческих работ, просмотр фильмов и мультфильмов.

(10)      Внеклассная работа является логическим продолжением начатой на уроке работы. Я организую разнообразные формы внеурочной деятельности: этические беседы,  экскурсии, исследовательские работы, тематические праздники, игровые программы, проекты. Каждый вид занятия имеет свою задачу в деле формирования духовно - нравственной культуры младших школьников.

(11)    Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания.     Участвуем  в мероприятиях по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (шефство над братским захоронением; вахта памяти, возложение цветов; проведение митингов и других патриотических мероприятий), выступаем  с концертами перед ветеранами войны и труда; проводим  классные часы, участвуем  в выставках, конкурсах, военно-спортивных  праздниках,  приняли участие  в акции «Дерево памяти».

 

(12)   Участвуем  в ежегодной  Акции «Бессмертный полк».

(13)    Уроки нравственности, встречи с интересными людьми.

Такие формы работы помогают  демонстрировать глубину и разнообразие интересов каждого человека. В результате у ребенка формируется положительное, созидательное отношение к миру, чувство гордости за свою Родину, свой народ.

(14)   Чтобы ребёнок становился духовно богатым, особое внимание обращаю на художественно - эстетическое воспитание. Художественная деятельность, декоративно - прикладное искусство формируют эстетический вкус. Если ребёнка окружают вещи, отличающиеся красотой, простотой, то в его жизнь подсознательно входят критерии, которые позднее определят его вкусы и потребности.

(15)    Краеведение - одна из форм воспитания духовно-нравственной личности.

          Знакомлю детей с обычаями и традициями русского народа, символикой нашего государства, историей, культурой  родного села, с жизнью знаменитых соотечественников. Разучиваем  старинные народные песни, игры. Проводим исследовательские работы, создаём  презентации.

(16)       Коллективно-творческие мероприятия способствует формированию у детей чувства коллективизма, взаимопомощи, доброжелательных, дружеских отношений между мальчиками и девочками. Особо полюбились детям такие праздники, как «Осенинки», «Праздник мам», «Новогодняя сказка».

Мои ребята – самые активные участники и победители акций, которые проводит школа. Это – «Белая ромашка», «Дети - детям», «Помощь ВИЧ- инфицированным малоимущим семьям».

(17)        А конкурсы  «Мисс Дюймовочка», «Королева Осени», «День именинника», викторины, совместные игры, - это творческие дела, где ребята воплощают свои этические знания, учатся адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач.

(18)      Неразрывна связь класса и библиотеки.

Ни для кого не секрет, что то, что мы читаем в детстве, остается с нами на всю жизнь, помогает стать людьми. Чтение книг — это особый вид общения, беседы между автором и читателем. А «мостиком» при этой беседе является книга. Книга учит нас размышлять, воображать, переживать и сочувствовать.

Вместе с детьми я моделирую цепочку поиска нужной книги: домашняя библиотека – школьная библиотека – сельская библиотека. Данная система работы имеет положительные результаты: все дети класса являются активными читателями школьной и сельской  библиотек.

(19)    Научиться уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими; развивать умения понимать чувства других людей и сопереживать им – всему этому способствует литературно - поэтическое творчество.

 (20)    Базой для становления духовно-нравственной личности является   семья.  Я стараюсь  привлекать внимание родителей к внутреннему миру собственных детей. Для этого нахожу интересные и необходимые дела, объединяющие детей и взрослых общей заботой. Родители с удовольствием помогают своим детям готовиться к творческим конкурсам.

(21) Так, только за год  мои ребята стали победителями и лауреатами таких конкурсов, как:

  • Всероссийский конкурс детско – юношеского творчества по пожарной безопасности,
  • Районный конкурс «Заслон огню»,
  • Тематический месячник по проблеме семейного воспитания «Пока беда не пришла»,
  • Конкурс детского художественного творчества «Иллюстрируем  произведения белгородских писателей»,
  • Конкурс на лучшую кормушку,
  • Конкурс детских проектов «Пишем кулинарную книгу»,
  • Всероссийский конкурс «Святые заступники Руси».

 И, конечно же, участие в  выставках: «Дары осени», «Твори! Выдумывай! Пробуй!», «Божий мир», декоративно-прикладного творчества. На них ребята демонстрируют выполненные совместно с родителями поделки из различных материалов, придумывают добрые названия своим поделкам, сочиняют сказки о них.

(22)   Родители являются активными участниками школьных и классных мероприятий.

« Спортивная семейка»,  под таким названием прошли спортивные соревнования совместно с родителями учеников. Мероприятие  способствовало не только формированию здорового образа жизни семьи, но и формированию нравственной сплоченности семьи и класса.

(23)   Важным аспектом в духовно- нравственном воспитании является развитие толерантности, т. е. терпимого отношения к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, внешнему виду. В этом направлении у нас прошли классные часы по толерантному воспитанию в игровой форме,   игровая программа «Один для всех и все для одного», подготовили выступление  агитбригады "Мы за толерантность».

(24)    Трудовое воспитание - важное средство духовно-нравственного развития личности школьника.

 Включаю  учащихся в посильный общественно - полезный труд.  Дети приводят в порядок класс, ухаживают за цветами, дежурят. Принимают участие в посадке саженцев у школы, участвуют в субботниках. Труд воспитывает не только гуманные качества (доброту, отзывчивость, любовь, бережное отношение к окружающему миру), но и волевые (самостоятельность, организованность, ответственность). В трудовую деятельность  вношу нравственные мотивы: проявить внимание, сочувствие, заботу, связываю эти мотивы с целью деятельности.

(25)   Стараюсь воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Считаю, что это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.

(26)   Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было  беспощадно настоящее.  И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им  путь,  который определит им жизнь.  
     Призовем ли мы их к свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш    завтрашний день.

(27)     Спасибо за внимание! Желаю всем творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ

Приезентация иллюстрирует статью, раскрывающую основные проблемы современного общества, отражающихся на воспитании детей....

Особенности духовно - нравственного воспитания в современных условиях

Воспитывать учащихся в духе гражданственности и патриотизма, выявление природных задатков, развитие творческого потенциала каждого студента, чтобы привлечь студентов к работе по возрождению, сохранени...

«Духовно – нравственное воспитание обучающихся в условиях становления гражданского общества»

Согласно требованиям ФГОС, духовно – нравственное развитие  и воспитание младших школьников предусматривает принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей (Приказ Мин...

Родительское собрание «Формирование духовно-нравственных ценностей учащихся в условиях введения федеральных образовательных стандартов»

Высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, у...

Формирование гражданской идентичности и духовно-нравственной самореализации личности в условиях перехода на ФГОС второго поколения.

Формирование гражданской идентичности и духовно-нравственной самореализации личности в условиях перехода на  ФГОС второго поколения....

Духовно-нравственное развитие обучающихся в условиях реализации ФГОС (Выступление на IX Республиканской научно-практической конференции по общественным дисциплинам «Моя страна – моя Россия»)

Какие воспоминания останутся в сердцах наших детей? Будут ли они счастливы? Каждый из нас хочет быть счастливым. И каждый из нас хочет видеть счастливыми, духовно и нравственно богатыми своих детей, в...