«Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях ФГОС».
материал (4 класс) по теме
Средствами разных предметов я воспитываю в детях благородное отношение к своему Отечеству, своей малой родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-nravstvennoe_vospitanie.docx | 34.76 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Сафоновская основная общеобразовательная школа»
Ивнянский район Белгородская область
Выступление
на тему
«Духовно-нравственное воспитание
младших школьников
в условиях ФГОС».
Подготовила:
учитель начальных классов
Е. А. Рыбаконенко
с. Сафоновка
(2)
«Руководить нравственным воспитанием –
это значит создавать тот моральный
тонус школьной жизни,
который выражается в том,
что каждый воспитанник о ком-то заботится,
о ком-то печётся и беспокоится,
кому-то отдает свое сердце».
В.А. Сухомлинский
Что такое нравственность? За ответом я обратилась к Толковому словарю русского языка С.И. Ожегова и прочла следующее: (3) «нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами; духовность-свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.»
Казалось бы, эти понятия появились не сейчас, но именно сегодня вопрос духовно - нравственного воспитания молодежи в современной России как нельзя актуален.
В настоящее время весь мир переживает один из непростых периодов. Материальные ценности явно преобладают над духовными, поэтому молодежь неверно истолковывает понятия о добре, справедливости, патриотизме, милосердии, толерантности.
(4) Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет, что « важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России». Необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.
(5) Обозначим новые требования ФГОС к духовно-нравственному воспитанию:
- перестройка взглядов учителя на новое (принятие нового);
- целостность направления;
- система мероприятий, тематических модулей, направлений в условиях непрерывного образования и преемственности;
- просветительская работа среди родителей;
- интегративность программ духовно-нравственного воспитания;
-духовно - нравственное воспитание - сквозная линия всего школьного уклада жизни;
-интеграция усилий школы, семьи, учреждений культуры и спорта, общественных объединений;
-развитие и воспитание ребенка не самими проведенными мероприятиями, а испытанными эмоциональными переживаниями ребенка и душевными порывами.
(6) Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в перспективе достижения национального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:
• Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
• Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
• Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению,
труду, жизни.
• Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
• Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
• Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
(7) Остановлюсь на некоторых моментах своей работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся. Моя работа, как и работа многих моих коллег по формированию духовно - нравственной культуры младших школьников, включает сочетание урочной и внеурочной деятельности; развитие творческой деятельности учащихся; совместную работу школы, семьи и общественности.
(8) В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. В содержание учебного материала заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
Средствами разных предметов я воспитываю в детях благородное отношение к своему Отечеству, своей малой родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.
Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках.
(9) Методы и приемы духовно - нравственного воспитания младших школьников, которые я использую в учебном процессе:
рассказ на этическую тему, работа с пословицами, поговорками,
сочинение, разъяснение, экскурсия, этическая беседа, пример,
создание творческих работ, просмотр фильмов и мультфильмов.
(10) Внеклассная работа является логическим продолжением начатой на уроке работы. Я организую разнообразные формы внеурочной деятельности: этические беседы, экскурсии, исследовательские работы, тематические праздники, игровые программы, проекты. Каждый вид занятия имеет свою задачу в деле формирования духовно - нравственной культуры младших школьников.
(11) Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Участвуем в мероприятиях по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (шефство над братским захоронением; вахта памяти, возложение цветов; проведение митингов и других патриотических мероприятий), выступаем с концертами перед ветеранами войны и труда; проводим классные часы, участвуем в выставках, конкурсах, военно-спортивных праздниках, приняли участие в акции «Дерево памяти».
(12) Участвуем в ежегодной Акции «Бессмертный полк».
(13) Уроки нравственности, встречи с интересными людьми.
Такие формы работы помогают демонстрировать глубину и разнообразие интересов каждого человека. В результате у ребенка формируется положительное, созидательное отношение к миру, чувство гордости за свою Родину, свой народ.
(14) Чтобы ребёнок становился духовно богатым, особое внимание обращаю на художественно - эстетическое воспитание. Художественная деятельность, декоративно - прикладное искусство формируют эстетический вкус. Если ребёнка окружают вещи, отличающиеся красотой, простотой, то в его жизнь подсознательно входят критерии, которые позднее определят его вкусы и потребности.
(15) Краеведение - одна из форм воспитания духовно-нравственной личности.
Знакомлю детей с обычаями и традициями русского народа, символикой нашего государства, историей, культурой родного села, с жизнью знаменитых соотечественников. Разучиваем старинные народные песни, игры. Проводим исследовательские работы, создаём презентации.
(16) Коллективно-творческие мероприятия способствует формированию у детей чувства коллективизма, взаимопомощи, доброжелательных, дружеских отношений между мальчиками и девочками. Особо полюбились детям такие праздники, как «Осенинки», «Праздник мам», «Новогодняя сказка».
Мои ребята – самые активные участники и победители акций, которые проводит школа. Это – «Белая ромашка», «Дети - детям», «Помощь ВИЧ- инфицированным малоимущим семьям».
(17) А конкурсы «Мисс Дюймовочка», «Королева Осени», «День именинника», викторины, совместные игры, - это творческие дела, где ребята воплощают свои этические знания, учатся адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач.
(18) Неразрывна связь класса и библиотеки.
Ни для кого не секрет, что то, что мы читаем в детстве, остается с нами на всю жизнь, помогает стать людьми. Чтение книг — это особый вид общения, беседы между автором и читателем. А «мостиком» при этой беседе является книга. Книга учит нас размышлять, воображать, переживать и сочувствовать.
Вместе с детьми я моделирую цепочку поиска нужной книги: домашняя библиотека – школьная библиотека – сельская библиотека. Данная система работы имеет положительные результаты: все дети класса являются активными читателями школьной и сельской библиотек.
(19) Научиться уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими; развивать умения понимать чувства других людей и сопереживать им – всему этому способствует литературно - поэтическое творчество.
(20) Базой для становления духовно-нравственной личности является семья. Я стараюсь привлекать внимание родителей к внутреннему миру собственных детей. Для этого нахожу интересные и необходимые дела, объединяющие детей и взрослых общей заботой. Родители с удовольствием помогают своим детям готовиться к творческим конкурсам.
(21) Так, только за год мои ребята стали победителями и лауреатами таких конкурсов, как:
- Всероссийский конкурс детско – юношеского творчества по пожарной безопасности,
- Районный конкурс «Заслон огню»,
- Тематический месячник по проблеме семейного воспитания «Пока беда не пришла»,
- Конкурс детского художественного творчества «Иллюстрируем произведения белгородских писателей»,
- Конкурс на лучшую кормушку,
- Конкурс детских проектов «Пишем кулинарную книгу»,
- Всероссийский конкурс «Святые заступники Руси».
И, конечно же, участие в выставках: «Дары осени», «Твори! Выдумывай! Пробуй!», «Божий мир», декоративно-прикладного творчества. На них ребята демонстрируют выполненные совместно с родителями поделки из различных материалов, придумывают добрые названия своим поделкам, сочиняют сказки о них.
(22) Родители являются активными участниками школьных и классных мероприятий.
« Спортивная семейка», под таким названием прошли спортивные соревнования совместно с родителями учеников. Мероприятие способствовало не только формированию здорового образа жизни семьи, но и формированию нравственной сплоченности семьи и класса.
(23) Важным аспектом в духовно- нравственном воспитании является развитие толерантности, т. е. терпимого отношения к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, внешнему виду. В этом направлении у нас прошли классные часы по толерантному воспитанию в игровой форме, игровая программа «Один для всех и все для одного», подготовили выступление агитбригады "Мы за толерантность».
(24) Трудовое воспитание - важное средство духовно-нравственного развития личности школьника.
Включаю учащихся в посильный общественно - полезный труд. Дети приводят в порядок класс, ухаживают за цветами, дежурят. Принимают участие в посадке саженцев у школы, участвуют в субботниках. Труд воспитывает не только гуманные качества (доброту, отзывчивость, любовь, бережное отношение к окружающему миру), но и волевые (самостоятельность, организованность, ответственность). В трудовую деятельность вношу нравственные мотивы: проявить внимание, сочувствие, заботу, связываю эти мотивы с целью деятельности.
(25) Стараюсь воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Считаю, что это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.
(26) Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь.
Призовем ли мы их к свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.
(27) Спасибо за внимание! Желаю всем творческих успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ
Приезентация иллюстрирует статью, раскрывающую основные проблемы современного общества, отражающихся на воспитании детей....
Особенности духовно - нравственного воспитания в современных условиях
Воспитывать учащихся в духе гражданственности и патриотизма, выявление природных задатков, развитие творческого потенциала каждого студента, чтобы привлечь студентов к работе по возрождению, сохранени...
«Духовно – нравственное воспитание обучающихся в условиях становления гражданского общества»
Согласно требованиям ФГОС, духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников предусматривает принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей (Приказ Мин...
Родительское собрание «Формирование духовно-нравственных ценностей учащихся в условиях введения федеральных образовательных стандартов»
Высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, у...
Формирование гражданской идентичности и духовно-нравственной самореализации личности в условиях перехода на ФГОС второго поколения.
Формирование гражданской идентичности и духовно-нравственной самореализации личности в условиях перехода на ФГОС второго поколения....
Духовно-нравственное развитие обучающихся в условиях реализации ФГОС (Выступление на IX Республиканской научно-практической конференции по общественным дисциплинам «Моя страна – моя Россия»)
Какие воспоминания останутся в сердцах наших детей? Будут ли они счастливы? Каждый из нас хочет быть счастливым. И каждый из нас хочет видеть счастливыми, духовно и нравственно богатыми своих детей, в...