Особенности духовно - нравственного воспитания в современных условиях
статья по теме

Батракова Татьяна Ивановна

Воспитывать учащихся в духе гражданственности и патриотизма, выявление природных задатков, развитие творческого потенциала каждого студента, чтобы привлечь студентов к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных ценностей, накопленных поколениями, развивать способности к объективной самооценке и саморегуляции поведения, самооценки, способность к социальной адаптации - в том то и проблема, решение которых, на мой взгляд, способствует решению проблем духовно-нравственного воспитания школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon batrakova-statya_.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

 Особенности духовно - нравственного воспитания в современных условиях

Т. И. Батракова

 

Аннотация на английском языке

     Educate the pupils in the spirit of citizenship and patriotism, identify natural inclinations, to develop the creative potential of each student, to attract students to work on the revival, preservation and augmentation of cultural values accumulated by generations, develop the ability to objectively self-assessment and self-regulation in behavior, self-esteem, ability of social adaptation - that's the problem, whose solution, in my opinion, contributes to the solution of problems of spiritual-moral education of schoolchildren. 

     Знaчимость системы обрaзования для общественной жизни трудно переоценить. Нaряду с семьёй, верой, средствaми информации школа оказывает мощное влияние на молодое поколение, формируя его мировоззрение, нравственное и эстетическое сознание.[1] Сегодня наша страна взяла курс на стaбильное и политическое развитие, что невозможно без образования и воспитания подрастающего поколения в духе высокой нрaвственности. В 2007 году в закон РФ «Об образовании» внесено несколько значительных поправок, появились две замечательные фразы. Первая: «содержание образование должно обеспечивать «духово – нравственное   развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся» (пункт 6 статьи 9). Вторая: «содержание образования должно обеспечить формирование духовно – нравственной личности» (пункт 2 статьи 14).Теперь по Закону получается, что духовно – нрaвственная личность – это цель образования. Следовательно, вся система образования должна быть просто пронизана духовно – нравственным содержанием. В русской духовной традиции важнее всего была человеческая нравственность, на первом месте была душа человека, ценились вера и верность, трудолюбие и терпеливость, милосердие и сострaдaние, чтилась семья и увaжалась старость. Именно родная культура должна лежать в основе всей воспитательной системы в школе. [1]Необходимо оглянуться назад, вернуться к своим истокам, к сокровищнице, из которой – черпай – не оскудеет, объединиться вокруг родных святынь. Родные корни должны питать душу человека, укрепить, дать им силу – наша учительская задача. И решить эту задачу поможет личность учителя-патриота. Чтобы привести детей к вечно животворному источнику народной мудрости, учителю необходимо самому приобщиться к нему, открыть его для себя,   положить духово – нравственную культуру православной цивилизации в качестве мировоззренческой основы образования. Эта основа нацеливает образование на создание условий, способствующих рождению в человеке духовной жизни и её развитию. Это не значит, что преподавать нужно вероучительный предмет, излaгающий учение Прaвославной Церкви. Речь идет о восприятии идеалов и ценностей, укорененной в православной традиции и способствующих воспитанию личностей, желающих и способных возрождать нашу цивилизацию.[2] Для российского образования характерно изучение языков народов, включаемых в пространство государства, изучение и сохранение их правовых и культурных обычаев, социальной структуры, религии. Это тоже элемент духовно – нравственной  культуры, который необходимо сохранить, обеспечивая в образовании воспроизводство традиционной основы нашей жизни. Православную культуру давно предлагалось включить в федеральный образовательный стандарт, то есть изучать во всех школах и регионах России  всем обучающимся в российских школах детям, без различия вероисповеданий. Изучать предлагается не православное исповедание, а представления Православия о человеке, его призвании, о нравственном законе  и способах его соблюдения, о том, как люди строили свою душу, свой дом и нашу страну. [4]  

Основными сферами жизни ребёнка, в которых происходит непрерывный процесс духовно – нравственного становления его личности, являются семья и школа. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере обрaзования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника. Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей. Для организации такого пространства необходимо взаимодействие школы с семьей, с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного рaзвития и воспитания обучающихся. [4]

     В младшем школьном возрасте ещё есть возможность укрепить душу ребенка и склонить её к правде, объяснить, что зла нет, что зло – обман, ошибка, промах. Специальные исследования и педагогический опыт показали, что сегодня назрела необходимость органичного включения в учебно-воспитательный процесс школы системы нравственно-этического воспитания детей, несущей гуманистические основы общечеловеческих ценностей, их жизнесмысловые аспекты. [5]

Методом ранжирования провели исследование. Учащиеся получили анкету с заданием: «Пронумеруй по порядку те качества человека, которые ты оцениваешь выше: веселый, модный, нарядный, честный, справедливый, умный, культурный». Обработав данную анкету, мы увидели, что по результатам 1замера главным качеством человека учащиеся выбрали «честность»-52 балла, затем следуют: «культурный»-68 баллов, «умный»-72 балла, «справедливый»-80 баллов, «веселый»-93 балла, «нарядный»-104 балла, «модный»-116 баллов. Выбор, главным качеством человека - честность, мы объясняем тем, что дети, поступившие в 1 класс, имели разный уровень нравственных навыков. Познакомившись друг с другом в классе, дети приступили к главной деятельности данного возраста - игре. А честность в игре занимает одно из главенствующих мест. На 2 месте - «культурный». В это понятие дети вкладывали умение общаться друг с другом и с учителем. Ведь в это время дети искали себе новых друзей, учились работать в коллективе. Во 2 замере, спустя год, главным качеством человека было выбрано «умный» - 50 баллов, «честный» - 52 балла, «справедливый»    и «культурный» - по 64 балла каждое качество, «веселый» - 96 баллов, «нарядный» - 119 баллов, «модный» - 141 балл. Анализируя данные 2 замера, мы видим четкий «отпечаток» учебной деятельности. Главное - быть умным. «Умный» равнозначно отличнику. Умного ученика больше хвалит учитель, значит, он нравится взрослому. С ним все хотят дружить. Отвечая на уточняющий вопрос: «Почему главное качество человека  - умный?», некоторые дети говорили, что умный человек должен быть и культурным, и честным, и справедливым. А вот такое качество человека как «культурный» оказалось лишь на 3 месте, уступив «честности». Однако, сравнивая данные 1 и 2 замеров в целом, мы видим, что в 1 классе (1 замер) детей, имеющих низкий уровень нравственной воспитанности, было 4 человека, средний уровень - 10 человек, высокий уровень - 6 человек. А спустя год, после проделанной работы по формированию нравственности у младших школьников, мы имеем следующие результаты: низкий уровень - 1 человек, средний уровень - 3 человека, высокий уровень - 16 человек. Здесь хорошо видна динамика роста нравственной воспитанности у детей.   Задача педагога – находить современный вид деятельности, в рамках которой происходит духовный рост ребенка. [5]

     Значимость нравственно-этического воспитания детей особенно обозначилась в современный период в связи с утратой людьми нравственных смыслов собственной жизни, что отражается на растущей агрессивности, инфантильности, бездуховности. Дефицит нрaвственных ценностей, стремительный рост преступности и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. Ныне наше общество вместе с демократическими изменениями получило целую индустрию развлечений. Ощутимое влияние на умы по–прежнему оказывает кинематограф, но несколько иначе: все больше пошлости, примеров распущенности и безнравственности распространяется через экран. Дети не в силах противостоять этому. Не имея нравственных ориентиров, они принимают насилие за геройство, поведение «звезд» за образцы, то есть воздействует то, что дезориентирует. Между тем в человеке все должно быть подчинено духовной доминанте: священное – главное в жизни.[3] Создание и поддержка нравственного кино сегодня необходимы.  В 2004 году Институтом экспертизы образовательных программ и государственных конфессиональных отношений был учрежден фестиваль духовно - нравственного кино «Лучезарный Ангел», ставший приоритетным проектом Комплексной целевой программы «Духовно-нравственная культура подрaстающего поколения России». Проводится ежегодно в разных регионах России.  

     Главная идея нашей профессиональной деятельности – идея Любви и Добра. Не устаем повторять ученикам: «Любите друг друга, любите тех, кто рядом с вами, любите мир, который вас окружает. Спешите делать добро. Отвращайтесь от всякого зла». Поэт сказал: «Учитель, воспитай ученика, чтоб было, у кого потом учиться». Мы уже сейчас чему-то учимся у своих детей, учимся вместе с ними.  Мы делимся друг с другом всем, что замечаем интересного или горького в нашей жизни. У нас больше жизненного опыта, и мы щедро делимся с ними, но, ни в коем случае ничего не навязываем. Считаем, что самое главное в отношениях учителя и учеников – быть интересными и необходимыми друг другу. Этого можно достигнуть при  включении в контекст учебно-воспитательного процесса школы  организационной системы нравственного воспитания, отвечающей также социальным запросам общества и семьи. Органичное и естественное погружение подобной системы в логику учебно-воспитательного процесса школы позволит реализовать её направленность на позитивные проявления детей и их стимулирование, создание ситуации успеха и нравственной защиты каждому ребёнку, включённость его в процесс взаимодействия со старшими и младшими.

Сегодняшние реалии ставят нам очень важные и значимые задачи, одной и которых является остановить нравственную дегрaдaцию, восстановить историческую память, нравственные ориентиры, ценности культуры, веру.  Духовно–нравственное воспитание, восходящее к отечественному культурному, прежде всего православному, наследию, обеспечивает условия для становления человека, готового в любых областях деятельности следовать нравственному закону, стремящегося улучшить мир, природу, себя. Духовно – нравственное воспитание может стать важнейшим общественным делом, которое сплотит народ и позволит России выйти на новые исторические рубежи.[1]

Литература.

1. Духовно-нравственная культура в школе: Учебно-методическое пособие по основам православной культуры для учителей общеобразовательных школ. Сб.1.- М., Институт экспертизы образовательных программ и государственно -конфессиональных отношений, 2007.  

2. Духовно-нравственная культура в школе. Учебно-методическое пособие под редакцией игумена Киприана (Ященко). -М.: Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, 2009.

 3.Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Методические рекомендации/ ОГПИ им. Горького. - Омск: ОГПИ, 1991.

4. Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры: Книга для учителя.  

5. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя./ Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой.- М.: Просвещение, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

Выступление на педсовете. Постижение духовно-нравственной культуры невозможно без светящейся души педагога, без его веры, без духовной атмосферы в классе.  И дети, как правило, ждут, чтобы в...

Особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях перехода на ФГОС.

Особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях перехода на  ФГОС....

Особенности духовно-нравственного воспитания обучающихся на уроках и внеурочной деятельности.

       Концепция нового Федерального государственного образовательного стандарта общего образования отмечает, что современная школа должна воспитать готовность человека к &l...

«ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Тема: Особенности духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровьяСодержание:Введение1. Сущность понятия «духовно-нравственное развитие и воспитание...

Особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях перехода на ФГОС

Размышляя о духовно-нравственном воспитании, понимаешь, что ценности  в нашем современном мире сменились новыми духовными ориентирами: добро, истина и красота постепенно отодвигаются на периферию...

Статья "Особенности духовно-нравственного воспитания обучающихся младших классов"

Духовно-нравственное развитие человека – неотъемлемая часть развития, помогающая в формировании личности....

Духовно – нравственное воспитание подростков в условиях Центра содействия семейному воспитанию.

Критериями уровня оценки и самооценки духовно-нравственной воспитанности могут быть:- наличие у молодого человека научного мировоззрения;- наличие чувства внутренней свободы у учащихся и студентов, ко...