"Формирование благоприятного социально-психологического кламота в классном коллективе".
статья на тему

Кохацкая Светлана Валериевна

Нельзя рассчитывать на то, что необходимые отношения в коллективе (детском или взрослом) возникнут сами собой, их надо сознательно формировать.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_attestatsiya.docx32.98 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование благоприятного социально-психологического климата

 в классном коллективе.

Кохацкая светлана Валериевна,

учитель начальных классов

 МБОУ «СОШ №34»

        Обучение в школе занимает существенный период жизненного времени человека, в течение которого  происходит активное развитие личности. Как утверждают специалисты и свидетельствует практика, важным условием благополучного развития личности школьников является наличие в школе и классе благоприятного морально-психологического климата.

        В психологию понятие «климат» пришло из метеорологии и географии. Сейчас это установившееся  понятие, которое характеризует невидимую, тонкую, деликатную психологическую сторону взаимоотношений между людьми. Одним из первых раскрыл содержание социально-психологического климата В.М.Шепель.

Психологический климат – это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая  на основе их близости, симпатии, совпадения  характеров, интересов, склонностей. Это устойчивое состояние класса как группы, относительно стабильный и типичный для него эмоциональный настрой, который отражает реальную ситуацию внутригруппового взаимодействия и межличностных отношений. Классный коллектив – это мощный инструмент воспитания, который вполне способен подавлять индивидуальность. Чтобы этого не произошло, социально-психологический климат должен благоприятствовать проявлению индивидуальности каждого учащегося.

В понятии социально-психологического климата выделяются три «климатические зоны»:

 Социальный климат, определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи деятельности, насколько здесь гарантированно соблюдение всех прав и обязанностей его членов.

 Моральный климат, определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми.

Психологический климат, это те неофициальные отношения, которые складываются между учащимися, находящимися в непосредственном контакте друг с другом.

 Формирование хорошего социально-психологического климата требует понимания психологии школьников, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом.

По наблюдениям за учениками класса можно определить, что некоторые ученики не всегда чувствуют себя комфортно (в силу возраста, характера) и необходимо их включение в «жизнь  класса» для проявления способностей детей, избавления от замкнутости, стеснительности. Благоприятный психологический климат способствует и лучшему усвоению учебного материала школьником и полноценному развитию его личности, является важным компонентом педагогической работы, поскольку психологически здоровые, творческие, уверенные в своих силах люди представляют особую ценность для современного общества.

Характеристики благоприятного социально-психологического климата: 

  1. В классе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами, оптимизм в настроении; отношения строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; детям нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями.
  2. В классе существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту, помогают новичкам.
  3. В классе высоко ценят такие черты личности как ответственность, честность, трудолюбие и бескорыстие.
  4. Члены класса активны, полны энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, и добиваются высоких показателей в учебной и досуговой деятельности.
  5. Успехи или неудачи отдельных учащихся класса вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива.
  6. В отношениях между группировками внутри класса существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество.

Преобладающими критериями благоприятного психологического климата  является наличие у ученика:

  • Доброжелательности
  • Защищенности
  • Мобильности
  • Креативности
  • Оптимизма
  • Инициативности
  • Работоспособности
  • Свободы своего «я»

Характеристики неблагоприятного социально-психологического климата: 

  1. В классе преобладают подавленное настроение, пессимизм, наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии ребят друг к другу. Присутствует негативное соперничество; члены коллектива проявляют отрицательное отношение к более близкому отношению друг с другом. Критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов, ребята позволяют себе принижать личность другого, каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению остальных.
  2. В классе отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях. Он заметно разделяется на "привилегированных" и "пренебрегаемых". Здесь презрительно относятся к слабым. Нередко высмеивают их. Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним часто проявляют враждебность.
  3. Такие черты личности, как ответственность, честность, трудолюбие, бескорыстие, не в почете.
  4. Члены коллектива инертны, пассивны, некоторые стремятся обособиться от остальных, класс невозможно поднять на общее дело.
  5. Успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов коллектива, а иногда вызывают нездоровую зависть или злорадство.
  6. В классе возникают конфликтующие между собой группировки, отказывающиеся от участия в совместной деятельности.
  7. В трудных случаях класс не способен объединиться, возникают растерянность, ссоры, взаимные обвинения; коллектив закрыт и не стремится сотрудничать с другими коллективами.

Преобладающими критериями неблагоприятного психологического климата  является наличие у ученика:

  • незащищенность
  • леность
  • агрессивность
  • пессимизм
  • зажатость
  • пассивность

Для изучения и формирования социально-психологического климата в классе используются различные психолого-педагогические приемы, направленные на:

  • определение неформальной структуры класса, выявление лидера и его роли в группе;
  • коррекцию формальной и неформальной структуры класса (например, посредством перевыборов формального лидера);
  • определение уровня сплоченности класса и его психологической атмосферы;
  • применение игр, направленных на сплочение коллектива;
  • определение причин конфликтов в классе и применение социально-психологических способов их конструктивного разрешения;
  • изучение индивидуальных особенностей школьников;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • определение влияния личности педагогов и классного руководителя, их педагогических стилей на взаимодействие со школьниками:
  • социально-психологическая коррекция взаимоотношений в коллективе (проведение социально-психологических тренингов и психологических консультаций).

Благоприятный  социально-психологический климат способствует лучшему усвоению  учебного материала школьником, и полноценному развитию его  личности. Следовательно, создание благоприятного социально-психологического климата в классе является важным компонентом педагогической работы, поскольку психологически здоровые, творческие, уверенные в себе и своих силах люди представляют особую ценность для современного общества. Многие педагоги серьезно подходят к вопросу о создании благоприятного социально-психологического климата, но не всегда владеют методами и приемами его создания.

Способы формирования и поддержания благоприятного психологического климата в классе аналогичны способам формирования и управления детским коллективам. Любой коллектив представляет собой общность людей, отличающуюся наличием общественно полезных целей, совместной деятельности, личных и групповых интересов, сознательной и устойчивой организацией своей жизни, а психологический климат, с одной стороны, отражает, а с другой обуславливает характер взаимодействий между членами коллектива.

Знание способов формирования психологического климата и управления коллективом является необходимым для педагогов.

Наиболее эффективными способами формирования и поддержания социально-психологического климата в классе  являются следующие:

ставить цели и создавать условия для организации совместной деятельности детей, информировать их  о ходе реализации совместных задач, поощрять активность, инициативу, креативность;

находить общие интересы, которые объединили бы детей класса, и на их основе организовывать общие дела;

формировать традиции класса, участвовать в общешкольных традиционных делах;

привлекать ребят проводить вместе свободное время;

создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий, стремиться к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка. Для этого важно наличие активной позиции педагога по отношению к детям и классу;

привносить общечеловеческие ценности в жизнь классного коллектива, поощрять к открытости, доброжелательности, конструктивным способам разрядки негативных эмоций; не навязывать друг другу свое мнение, а, учитывая интересы каждого, приходить к общему, компромиссному решению;

создавать условия для повышения  комфортности самочувствия детей в школе и сохранения стабильно – положительных отношений между учителями и учащимися;

развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества;

развивать эмпатийные способности членов группы, умение и потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение.

Воспитательная сила, огромные, формирующие каждую личность возможности коллектива, зависят от его психологического климата. Успешное формирование  моральной атмосферы в любом звене общественной жизни предполагает знание структуры, особенностей проявления коллектива. В совместных и взаимных действиях людей, в их общении возникает прямой обмен мыслями, взглядами, идеями, проявляются различные формы взаимных отношений людей друг к другу, симпатии, антипатии и другие, так называемые межличностные отношения.

 В зависимости от характера социально-психологического климата его воздействие на личность будет различным – стимулировать к труду, поднимать настроение, вселять бодрость и уверенность или, наоборот, действовать угнетающе, снижать энергию, приводить к производственным и нравственным потерям.

Кроме того, социально-психологический климат способен ускорять или замедлять развитие ключевых качеств: готовность к постоянной информационной деятельности, умение действовать в экстремальных ситуациях, принимать нестандартные решения, инициативность и предприимчивость, сочетание профессиональной и гуманитарной культуры.

Нельзя рассчитывать на то, что необходимые отношения в коллективе (детском или взрослом) возникнут сами собой, их надо сознательно формировать.

Приложение

Социоматрица класса

Цель социометрического исследования: изучить взаимоотношения в коллективе и определить лидеров в классе;

Задание: У тебя есть деньги, сумма которых позволяет купить тебе подарки только трём одноклассникам. Кому бы ты сделал подарки?

Игра-тест "Альпинист"

Цель: наглядно определить степень сплочённости- разобщённости класса.

На доске делается рисунок горы и поясняется: "Итак, представьте себе, что каждый из вас альпинист. Альпинист - это человек, покоряющий горные вершины. Да, кстати, а какая самая высокая в мире (ответы детей) - Эверест! Его высота почти 10 тысяч метров - 10 километров! Теперь представьте, что пик - это вершина горы - это по-настоящему дружный класс, это коллектив, где все помогают друг другу, не сплетничают и не обзываются... Какой высоты достигли вы? Группа альпинистов - это твои одноклассники... (от 1 до 10), подумайте и ответьте".

Учитель подходит к ребятам, узнает их мнение и суммирует баллы. После этого сумма делится на количество опрошенных. Получаем средний балл. Этот балл озвучивается и на доске делается соответствующая отметка (как правило, это 6-7 баллов).

Очень хорошо сплачивает коллектив и создает дружескую атмосферу такие мероприятия в классе:

  • конкурс рисунков «Моя семья»;
  • презентация каждого учащегося «Я и мой класс»;
  • совместные походы выходного дня и экскурсии;
  • помощь ветеранам и вахта памяти;
  • концерты и спектакли не только одаренными детьми, но и другими ребятами из класса;
  • участие родителей в школьных мероприятиях;
  • классные
  • традиция «Подарок своими руками»; 
  • анкета среди родителей «Что доставляет моему ребенку радость» позволила актуализировать чувство радости в общении родителя и ребенка;

Памятка

Как создать благоприятный психологический климат на уроке

1.Заходи в школу только с радостным настроением, оставляя за порогом весь негатив. Пусть дети не будут заложниками твоих семейных неурядиц, проблем со здоровьем, вечного недосыпания…

2.Помни: ты нуждаешься в учениках так же , как они нуждаются в тебе- каждый день, каждый урок!

3. « Смертельный грех учителя – быть скучным». Так сказал   И.Ф. Гербарт.  Постарайтесь сделать свой урок незабываемым для учеников.

4.Когда в ученике гаснет искра успеха, он перестает интересоваться предметом. Старайтесь поддерживать огонь в душе ученика!

5. Ученик перестает делать ошибки тогда, когда научится их исправлять. Не отказывай ученику в возможности исправить свои ошибки.

6. Слово  – это мощное оружие в руках учителя. Неосторожное слово может навсегда посеять в ребенке чувство неуверенности в себе. Избегай необдуманных слов!

7.Не проходи мимо детских слез! То, что сейчас кажется нам наивным и глупым, для наших детей составляет целый мир.

8.Ученик – это «пришелец» из семьи. Постарайся расположить к себе родителей своих учеников, ведь у тебя с ними одна задача – учить и воспитывать. Пусть на смену выражению « ваш ребенок» придет выражение « наш ребенок». Родители это обязательно оценят.

9.Ничто так не сближает учителей и учеников, как совместное творчество. Пусть в школьной жизни будет больше праздников!

10. Улыбка открывает все двери! Улыбайся,  открывая дверь в детские сердца! Улыбайся чаще.

Используемая литература

  1. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. - М.: Просвещение, 1989
  2. Афанасьева Т.А. Социально-психологический климат организации/ http://psi.lib.ru/soveti/sbor/spkliorg.htm
  3. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность.- М.: Мысль, 1998.
  4. Леванова Е. А. Волошина А. Г. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. - СПб.: Питер, 2008.
  5. Маккена П., Мейстер Д. Первые среди равных: Как руководить профессионалами - М.: "Издательство АСТ", "Ермак", 2004
  6. Микляева А.В., Румянцева П.В. "Трудный класс": диагностическая и коррекционная работа. - СПб.: Речь, 2006.
  7. Савченко М.Ю., Обухова Л.А. Формирование коллектива


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико - ориентированный проект " Создание благоприятного социально - психологического климата в классе"

Что способствует созданию благоприятного социально - психологического климата в классе? Как добиться того,чтобы каждый ученик в коллективе чувствовал себя комфортно? ...

Определение критериев воспитанности учащихся, способов её изучения и формирования в соответствии с индивидуальным развитием классного коллектива. (Из опыта работы)

Определение критериев воспитанности учащихся, способов её изучения и формирования в соответствии с индивидуальным развитием классного коллектива.(Из опыта работы)...

КАРТА СУБЪЕКТИВНЫХ ОЦЕНОК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА.

Цель: выявление психологического климата классного коллектива.Возраст: уч-ся 5-11 классов....

Формирование благоприятного психологического климата в классном коллективе.

В данной статье рассмотрены: характеристики благоприятного и неблагоприятного социально- психологического климата в классном коллективе; факторы, влияющие на его состояние и способы формирования...

формирование благоприятного социально-психологического климата в классном коллективе

в статье рассказывается о важности благоприятного климата в школьном коллективе. приводятся примеры игр по сплочению коллектива...

Формирование благоприятного психологического климата в коллективе.

Формирование благоприятного психологического климата в коллективе....


 

Комментарии

Шатская Ирина Александровна

Опубликовано 08.07.2016 - 12:22 - Журавлева Марина Владимировна. - практически то же самое. Опубликовано на 7 мес. раньше.